Урок литературы. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении.

Цель:

  • продолжить знакомство с повестью Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», ее героями, мифическими персонажами, показать их роль в произведении;

  • развивать мышление, речь, способность к творческому восприятию текста;

  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию, любовь к литературе, художественному слову.

Ход урока

  1. Организационный этап

  2. Актуализация

  1. Рабочая тетрадь, задание 48*.

Кого из героев повести можно отнести к нечистой силе? Чем отличаются они от традиционных представителей нечистой силы?

  1. Рабочая тетрадь, задание 46.

Узнайте героев повести по их описаниям.

  1. «Сухощавый, высокий, в коротком тулупе, мужик с обросшею бородой,

показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы».

  1. «Она села на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на

голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое самодовольство выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах».

  1. «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие

года. Однако она умела причаровать к себе самых степенных козаков и умела искусно обходиться с ними».

  1. «Несмотря на небольшой рост, он в ширину был довольно увесист. Притом

шаровары, которые он носил, были гак широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось - винокуренная кадь двигалась по улице».

  1. «Он увидел стоявшую перед собой женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все...» Формирование новых понятий и способов действия.

  1. Рабочая тетрадь, задание 49.

Кому из героев повести принадлежат эти реплики?

  • Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я

думаю, меня всю измарал сажею.

  • Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму

  1. Формирование новых понятий и способов действия.

  1. Рабочая тетрадь, задание 49.

Кому из героев повести принадлежат эти реплики?

  • Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я

думаю, меня всю измарал сажею.

  • Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и

лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму.


  • Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга. Денег дам, сколько

хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша.

  • Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я

до сих пор еще не видала.

  • Это я, человек добрый! Пришел к вам на забаву поколядовать немного пред

окнами.

  1. Беседа.

  • Кто из героев олицетворяет в повести добро?

  • Назовите героев, воплощающих зло? Посредников между добром и злом?

  • Какие черты в описании черта характерны для мифологического персонажа, а какие добавлены автором? Страшной ли изображается в повести нечистая сила?

Она, скорее, изображается с юмором. Иногда черт даже кажется жалким. Солоха выглядит ветреной, хитрой женщиной, сметливой и привлекательной, что вызывает зависть и сплетни деревенских кумушек. Пацюк тоже не производит устрашающего впечатления. Он ленив, прожорлив, хотя и неглуп. Знает всех чертей и имеет славу знахаря. Выступает посредником между Вакулой и чертом.

  • Как черт и ведьма пытаются навредить «добрым людям»? Почему им это не удается?

  • Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?

  • Почему Чуб уходит из дома в рождественскую ночь?

Он приглашен к дьяку на кутью.

  • Кто пытается помешать его планам и почему?

Черт крадет месяц и вызывает метель, чтобы Чуб никуда не ходил, а сидел дома и караулил свою дочь Оксану. Черту очень хотелось насолить Вакуле, помешав ему встретиться с любгшой девушкой.

  • Почему Чуб все-таки уходит из дома? Какие черты его характера проявляются при этом?

Чубу было неприятно в такую ночь уходить из дома, но он действовал наперекор куму, который предложил остаться дома. Чуба как будто что- то дергало идти наперекор. В этом проявляется упрямство и своеволие Чуба.

  • Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с Чубом?

Она хотела выйти замуж за Чуба и прибрать к рукам его хозяйство. Если бы Вакула женился на дочери Чуба Оксане, ее планы не смогли бы осуществиться.

  • Какую роль играет метель в судьбе Чуба?

Метель, которую устроил черт, запутала Чуба, запорошшш ему глаза, спутала дорогу и привела вместо дома дьяка к дому Солохи.

  • Как ведет себя Чуб, выбравшись из мешка? Почему?

Чуб делает вид, что нарочно разыграл кума, забравшись в мешок. И только когда дьяка вытащили из мешка, изумился и решил, что у Солохи «в каждом мешке сидело по 2 человека».

  • Что произошло с ухажерами Солохи? Почему Чуб и голова начали говорить о погоде и о сапогах?

Чуб и голова растерялись, не ожидали увидеть друг друга. Оба оказались в глупом положении, не соответствующем их авторитету.

  • Какое значение для судьбы Оксаны и Вакулы имело происшествие с мешками?

Чуб убедился в ветрености Солохи, и для него стала невозможна женитьба на ней.

  1. Применение. Формирование умений и навыков.

  1. Определить, о ком идет речь в этих описаниях.

  • Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась кругленьким пятачком, ноги были тонки. Сзади у него висел острый и длинный хвост. У него была козлиная борода под мордой и небольшие рожки на голове.

  • Вместе с дымом из трубы она поднялась верхом на метле. Она поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Скоро она набрала звезд полный рукав.

  1. Работа с текстом.

Какие слова в этих предложениях использованы в переносном смысле? Что такое метафора?

  • Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

  • От мороза горят щёки.

  1. Этан информации о домашнем задании

  1. Найти примеры комического в повести (юмор, ирония).

  2. Подготовить пересказ эпизода «Вакула во дворце».

  1. Этан рефлексии



© 2010-2022