Методическая статья Технология художественного конструирования как эффективная форма мотивации повышения уровня литературного образования учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации









Технология художественного конструирования как эффективная форма мотивации повышения уровня литературного образования учащихся

(методическая статья)









Автор: Васильев Дмитрий Анатольевич,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Усть-Козлухинская СОШ»

Краснощёковского района

Алтайского края



С.Усть - Козлуха

2012

«Если ученик в школе не научится ничего

творить, то в жизни он всегда будет только

подражать»

Л.Н.Толстой.

Образовательная форма и структура сегодняшнего времени - реальное переосмысление интеллектуально-творческого развития учащегося, включая и духовный рост его самоусовершенствования. Как выстроить систему преподавания гуманитарных дисциплин, каким технологиям отдать приоритеты - проблема, требующая самоотдачи от педагога, интеллектуально - методической ответственности за её адекватное решение.

Основная задача современной школы - подготовить человека думающего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни; умеющего жить по новым общественным законам, обладающего внутренней культурной организацией.

Цель педагога - создание таких оптимальных условий, в которых должен сформироваться процесс выработки навыков учащихся самостоятельного добывания ими знаний, умения творчески мыслить, решать проблемы различного характера. В бездне многоуровневой информации особое внимание, безусловно, необходимо уделять развитию коммуникативной и речевой культуры обучающихся. Коммуникация - это один из приоритетных факторов современности, ибо речь - канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания и отрабатываться навык их применения. Несомненно, увлечь детей изучением языкового процесса можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно выстроенные фразы, наконец, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; одним словом - размышлять и творить.

Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой самореализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках - ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.

В учебно - методической практике опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:

  1. максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка с учётом интересов личности обучающегося;

  2. построение процесса формирования не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоциональной организации, ценностных ориентиров;

  3. развитие и совершенствование устной и письменной речи школьников на основе активных форм обучения;

  4. стимулирование таких естественных свойств

человека, как творческая активность и познавательная

самостоятельность посредством использования современных образовательных

технологий и эффективных методов обучения;

Сегодня образование обогатилось такими новыми ценностями и понятиями, как языковая личность, самостоятельное независимое мышление, лингвистическая и литературоведческая компетенции, творческие способности. Существующие методики направлены в первую очередь на передачу определенного объема учебной информации. Работа, строящаяся педагогом на современном этапе, направлена на способность саморазвития личности школьника. Саморазвитие - это движение ученика к максимально полному и многогранному осознанию себя, к пониманию своего предназначения в окружающем мире. Это единый достаточно кропотливый процесс субъективных переживаний в пространстве духовного мира ребенка, включающий и отражение событий внешнего мира. Это путь к толерантности по отношению к другим людям, уважению и признанию их индивидуальности и безусловной ценности. Наконец, это чувство сопричастности к обществу и способность к проявлению «добрых чувств» и исполнению сложнейшей задачи - воспитать в себе ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Это не просто трудные задачи, но и необходимые на сегодняшний день. Реализовать это в современных условиях, где господствуют принципы «новой морали», крайне сложно. Но без развития полноценной личности школьника, без приобщения к подлинной культуре и, в частности, литературе задачу образования и воспитания не решить.

Уверен, что литература как вид искусства предоставляет огромные возможности для приобщения детей к вечным нравственным устоям, указывает путь их духовного личностного становления и взросления. Но чтобы это произошло, дети должны стать заинтересованными, квалифицированными читателями.

Процесс воспитания грамотного, думающего читателя чрезвычайно труден. В этом плане ученики должны не просто овладеть суммой литературоведческих понятий( хотя без знания основ интерпретации текста нельзя обойтись), необходимо обучение диалогу с писателем, формирование умения воспринимать художественный текст как систему образов, умение видеть способы создания художественного образа, обучение самостоятельному глубокому анализу художественного произведения, способности объективно рассуждать . Рассуждение - понятие трудоёмкое: оно способствует рождению личности человека. Истинный художник слова, используя богатства родного языка, создает свой образный язык, так называемую модель эстетики. Ещё Л.Н.Толстой в 1857 году в дневнике писал: «Не могу писать без мысли». Рассуждения пронизывают все этапы художественного творчества: от замысла произведения до конечной точки его создания. Поэтому свою задачу вижу прежде всего в том, чтобы учить детей улавливать движение мысли писателя, а не в погоне за осовремененным сейчас анализом средств языковой выразительности. Бесспорно, форма произведения - «сосуд», в который автор облек свое творение, - важна, но более ценна всё-таки мысль. Вот поэтому во главу угла в работе, связанной с анализом художественного произведения, ставлю умение чувствовать авторскую мысль, размышлять над проблемами, которые он поднимает в произведении, учиться самостоятельно формулировать эти проблемы, делать выводы и обобщения, спорить, корректно не соглашаться, если в этом есть необходимость, переживать и радоваться, грустить и смеяться, удивляться неожиданно открывшимся истинам, ибо «следовать за мыслями великого человека есть наука самая увлекательная».

Главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, сделать урок насыщенным и продуктивным. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь использовать наиболее эффективные, познавательные, побуждающие к исследованию формы деятельности.

Для того чтобы деятельность литератора стала полноценной системой гуманитарного образования, предлагаю трёхуровневую модель усвоения знаний учащимися:

Базовый уровень развития когнитивно-креативных навыков

5 - 6 классы

( Период формирования теоретической базы; первоначальный этап аналитической деятельности при знакомстве с произведениями при непосредственном участии преподавателя)



Адаптационный уровень формирования поисково-исследовательской деятельности

7 - 8 классы

Период зарождения ученика - исследователя; учитель - координатор работы



Уровень продуктивной самореализации

9 - 11 классы

Реализация самостоятельной поисково - исследовательской деятельности различного уровня







На первом уровне обучения как перед учителем, так и учащимися стоит непростая задача сформировать теоретический фундамент для становления аналитической и исследовательской деятельности. Необходимо проделать следующую работу:

  1. Приобщить детей к грамотному чтению художественной литературы; научить видеть слово как художественную лексическую единицу;

  2. Выработать навык определения идеи произведения, адаптировать архитектонические свойства текста;

  3. Углубить знания детей в сфере выразительности речи и отработать способность объяснять ключевую роль тропов и стилистических фигур. Как правило, дети должны владеть следующими понятиями: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, инверсия и т.д.

  4. Проводить практикумы по анализу художественного произведения эпической и лирической родовой особенности.

Второй уровень ставит задачу систематизировать и адаптировать непосредственно исследовательскую деятельность учащегося: самостоятельные попытки вхождения в сложный и противоречивый мир лирики и эпоса с целью обнаружения вечных и актуальных проблем, наблюдения за рождением авторской мысли, созданием гармонии между человеком и окружающим миром. Ученики соприкасаются с серьёзной классической литературой, испытывая чувство ответственности за свою деятельность перед классиками отечественных и зарубежных произведений. Художественное конструирование для них становится средством поиска истины и рождения собственной идеи. Важным фактором в работе является поисковая деятельность (соприкосновение с дополнительной литературой, использование информации из интернета, позволяющие расширять историко - культурное пространство произведения, находить истоки зарождения проблемы в произведении).

Например, при рассмотрении произведения «Слово о полку Игореве» важно изучить особенности языческой культуры Руси, научиться комментировать исторические справки, так или иначе являющиеся первоисточниками, породившие великий художественный памятник русской литературы и культуры, анализировать символику, представленную в тексте, определять контекстуальную значимость того или иного эпизода: например, почему в сцене битвы русичей с половцами центральное место отводится Всеволоду, а не Игорю.

Третий уровень - безусловный синтез той деятельности, проводившейся на 2- х первых этапах. Это то пространство, где дети обладают способностью дать самооценку собственной деятельности, объективно выявлять положительные и отрицательные стороны своего гуманитарного образования. Вопросы, которые в данном случае должны волновать учеников, - на каком уровне я оцениваю произведение различного рода и жанра, поступки героя, их внутренний мир?, способен ли я определить основу мировоззрения писателя-классика, его духовный облик, авторскую позицию?, на каком уровне расцениваю художественно - эстетическую сторону произведения?, какое место в литературном пространстве отвожу себе?

Старшекласснику необходимо осознать, что он сформировался как грамотный читатель, умеющий думать, рассуждать, видеть истинное предназначение авторского слова не только как носителя информации, но и строительного материала для обозначения авторской мысли, идеи.

Большую помощь в формировании и дальнейшем развитии аналитической и исследовательской деятельности учащихся окажет

ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Это своего рода способность ребят раскладывать текст или эпизод на так называемые художественные ингредиенты с целью создания авторского художественного образа, определения авторской позиции в произведении, философской направленности текста.

Создание такого рода способа формирования литературоведческой компетенции учащихся вызвано интересами детей: с малых лет ребёнок пытается удовлетворить своё любопытство желанием узнать, как обустроен предмет, что у него внутри; отсюда - тяга к разборке и сборке механизмов, увлечение конструктором. Произведение, по сути, тот же набор конструктора, где каждая деталь имеет свое прямое предназначение. Причём, со временем дети осознают: чем меньше и незаметнее деталь, тем большей функциональной важностью она наделена. Взрослея, учащиеся понимают, что весь мир - огромная конструкция, в деталях которой разобраться - ответственность, жизненно необходимая. Кроме того, мир - это целостная система символов и знаков, помогающая грамотно читать жизнь, предугадывать последствия той или иной ситуации. Учитывая то, что художественное классическое произведение есть не что иное, как модель мира, учащиеся должны научиться грамотно его анализировать, ориентируясь в знаково - симбологической системе. Таким образом, симбология, как главный двигатель оценки литературного произведения, становится важнейшим аспектом исследования на уроке для учащихся старшего звена обучения.

Приведём некоторые примеры, наглядно демонстрирующие сущность используемой технологии вначале на первом уровне образования, а затем - заключительном этапе обучения литературе.

Так, рассматривая понятие ДВИЖЕНИЯ в стихотворении «Утро» Никитина, изучаемом в 5-м классе, приходим к пониманию, что оно приобретает неординарный характер: от спокойного, романтичного, таинственно-призрачного - к оживлённому, приземлённому; причём, развитие образа представлено автором по нарастающей. Выстраивая конструкцию изменения данной абстракции, учащиеся отмечают, что равновесие призрачности нарушается ветерком, который придаёт процессу динамичную форму. Ребятами тонко отмечено, что преображению способствует система образов как носителей движения: утки, пронёсшиеся с шумом, звенящий колокольчик, пробудившиеся и начавшие свой трудовой день рыбаки.

Стирание граней между живыми и неживыми материями делает утреннюю картину предельно гармоничной. Важно, чтобы ребята заметили ещё один образ, который и делает картину утра целостной. Это образ солнца. Появление солнца представлено в виде огня («в огне облака»), в развитии:

Огонь - алый свет - горящий восток

Образ солнца наделён поэтом и ещё одним семантическим проявлением: солнышком, что «на поля, на луга, на макушки ракит / Золотыми потоками хлынуло…». Художественная трансформация не только способствует формированию взаимосвязи между небом и землёй, но и наделяет стихотворение особым душевным колоритом.

Учащиеся делают выводы: перед нами стихотворение - настроение, имеющее философскую направленность; произведение наделено языческими признаками: Солнце - бог, создатель мировой гармонии.

В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…» (6-йкласс) довольно продуктивно можно организовать работу по конструированию настроения лирического героя. Попросим первоначально ребят смоделировать процесс нагнетания грозы через образные ассоциации. Представим поэтапный ход работы: А) Определяем образную семантику слова ГРОЗА (разрушение, трагедия, хаос); Б) С чем ассоциируется представленная картина? Обосновать. В) Как видоизменяется образ грозы на протяжении стихотворения?

Конечный итог, представленный учащимися, не может не вызывать уважения: образное мышление ребят позволило им сравнить процесс грозы со сценическим действом. Были проведены следующие ассоциации:

ГРОЗА - ДИРИЖЁР

ПРИРОДА - ОРКЕСТР

В этом контексте восприятия изображенной поэтической картины - присутствие целенаправленности, упорядоченности происходящего. Таким образом, автор видит в грозе координатора, способствующего развитию миропорядка.

Дети самостоятельно делают вывод: ХАОС (гроза) - прародитель особой первозданной системы, что мы иначе именуем как миропорядок; из хаоса возникает гармония мира. В дальнейшем развитие этой темы мы увидим в стихотворении поэта «День и ночь». Являясь, по сути, автором представленной выше гипотезы, Тютчев через лирического героя выражает своё искреннее благоговение перед стихией, отражая это в первой строке лирического произведения.

Интерес ребёнка к подобной литературной деятельности вызывается тем, что ему даётся возможность разорвать привычный, несколько скучный традиционный процесс участия на уроке. Здесь он - СОЗИДАТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ идей. С его идеей считаются, её объективно оценивают, значит сама по себе идея ВАЖНА и ДЕЙСТВЕННА. А ребёнку всегда ВАЖЕН РЕЗУЛЬТАТ!

Старшеклассники прежде всего стремятся к самоопределению, поэтому для них основополагающий фактор - продемонстрировать тонкость мышления и невольно оценить уровень своего образования, определить нишу собственному «Я».

Представим примеры тех форм работы, которые, как нам кажется, способствуют развитию самооценки учеников этого уровня.

В программе по литературе старших классов представлено огромное пространство произведений различных жанров, где ученику можно самореализоваться как творцу новой неординарной мысли, а масса оригинальных приёмов и форм работы обозначит место ученика в этом процессе. Приведём примеры отдельных неординарных тем, которые наиболее интересны старшеклассникам в ходе исследования:

  1. Грань стакана как особый рубеж между двумя мирами (стихотворение А. Блока «Незнакомка»)

  2. Противоречивая сатира (Стихотворение В. Маяковского «Прозаседавшиеся»)

  3. Процесс разрушения как начало созидания (роман Булгакова «Мастер и Маргарита»)

  4. Фронт как разрушение иллюзий (Произведение К.Воробьёва «Убиты под Москвой») и т.д.

Весьма любопытной учащимся оказывается работа, связанная с анализом слова внутри текста:

А) Какие художественные средства позволяют сконструировать модель уходящего рая в произведении И. Бунина «Антоновские яблоки»?

Б) Семантические особенности слова треск в различных контекстах очерка Бунина «Антоновские яблоки»

В) Значение ремарочного глагола ПРИСЛУШИВАЕТСЯ в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

Г) Мотив времени в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» и т.д.

Рассмотрим некоторые этапы работы на уроках литературы в 11 классе, где представлены результаты самостоятельной исследовательской деятельности «творцов».

Анализ заключительного эпизода 1-й главы очерка И.А.Бунина «Антоновские яблоки»

( этап исследования эпизода)

…Весьма выразительно, хотя и диссонансно, представлено у Бунина движение поезда. Эта своеобразная градация соткана из разнородных звуковых форм. Вспомним, как это выглядит в контексте:

«…различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колёса: громыхая и стуча, несётся поезд…ближе, ближе, всё громче и сердитее…»

Проводя художественный анализ этого явления, вырисовываем следующую картину:

Дрожь как предупредительный знак перерастает в хаотичную картину шума, заполняющего окружающее пространство. Но будет неверно, если в сфере этого, далеко не ласкающего слух звучания мы не выделим оттенок музыкальности (такт колёс). Возможно, это попытка оправдания новой жизни, в которой есть свои преимущества.

Интересно то, что образ новой жизни, врезывающийся в устоявшуюся среду бытия, исполнен неясности, неопределённости. Не случайно автор использует неожиданные морфологические единицы: КАК БУДТО, ВДРУГ. Мотив неопределённости получает своё продолжение. Движение поезда так же неожиданно «начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю», но его возникновение понесло за собой далеко не позитивные последствия, оставив пыл агрессии и враждебности. Показателем этой агрессивной характеристики является развёрнутая метафора: «Багровое пламя с оглушительным треском блеснёт к небу, ослепит на миг и погасит звёзды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту…»

Проведём контекстуально - семантический анализ метафоры.

Ученики отмечают, что изобразительная единица «багровое пламя» по своему значению неординарна. Рассмотрим обоснования.

  1. БАГРОВЫЙ цвет интерпретируется как предупредительный знак - преддверие опасности (ярко - красный оттенок - символ разрушения).

  2. Сам процесс выстрела и блеск багрового пламени ассоциируется с салютом (салют - символ победы, торжества).

Отдаём должное детям: они уловили в тексте и ту, и другую художественные трактовки, преломлённые через призму восприятия складывающейся ситуации самим автором. Бунинское состояние как очевидца переходного периода исполнено угнетённости, переходящей в ностальгию, однако писатель смиренно вынужден признать неизбежность надвигающихся перемен.

Учащиеся видят это подтверждение во фразе, которой заканчивается 1-я глава:

«…Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Моделирование психологического облика Лопахина в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

Пьеса А.П.Чехова «Вишнёвый сад» как трудно воспринимаемое по своей сути произведение вызывает у учащихся неподдельный интерес. Притягивает не только загадка коммуникативного взаимодействия персонажей, так называемое «подводное течение», но и не ярко выраженная трагедия отдельно взятой личности. Постичь психологические глубины героя чеховской драмы - занятие весьма интригующее, прежде всего потому, что при обнаружении истины ученик-исследователь подвергается состоянию самооценки: перед ним сами по себе возникают проблемы: кто я?, насколько я определился в жизни?, на каком уровне находится потенциал моего самоутверждения как личности? Ученик, особенно старшеклассник, чурается законов современного мира и, следовательно, как нельзя чутко обнаруживает в себе систему комплексов, мешающих, как ему кажется, самореализоваться. Именно поэтому трагедия жизни героев Чехова станет сигналом к тому, как нужно готовиться к жизни, социально-политическая структура которой может измениться в любой момент.

Самой выдержанной фигурой в пьесе «Вишнёвый сад» (и это отмечают ребята), безусловно, является фигура Лопахина. Лопахин - олицетворение расчётливого предпринимателя (утвердившаяся в литературных и читательских кругах точка зрения). С этим трудно спорить: начиная от внешних проявлений поведения, исполненных превосходства, и заканчивая демонстрацией своего триумфа (приобретение на торгах имения Раневской), герой визуально купается в лучах своей победы. Однако на фоне этого торжества важно обнаружить истинную человеческую сущность героя, почувствовать те ощущения, которые реально испытывает он от происходящего. Предложим учащимся провести исследование психологического облика Лопахина и дать объективную оценку этому персонажу.

Как координатору процесса, учителю целесообразно предложить ребятам ряд рекомендаций, дабы направить в нужное русло исследования.

1.Проследить, насколько уверен Лопахин в своих поступках и поведении как в начале пьесы, так и в её финале.

2.Проанализировать повторяющиеся детали ремарок, предваряющие или сопровождающие реплики героя.

3. Смоделировать систему сопоставления в контексте ЛОПАХИН - Я (читатель): что нас связывает и в чём расходятся наши принципы жизни. (Последнюю форму работы можно предложить проработать дома.

Безусловно, результаты работы учащихся будут носить оппозиционный характер по отношению друг к другу, и это противоречие продиктовано разным личностным подходом детей к оценке человека в окружающем мире.

Аргументы большинства учащихся, трактующих образ Лопахина как образ уверенного в себе Человека - предпринимателя:

А) В ремарке 1-го действия Лопахин «зевает и потягивается» - признак самодостаточности

Б) «ПЕРЕЛИСТЫВАЕТ» книгу. Не читает и даже не листает. В этом - превосходство расчётливости и практицизма над духовностью. Объясняется это тем, что книга для героя - пустая трата времени

В) В 4-м действии Лопахин последним выходит из дома и закрывает дверь. Он победитель, и последнее слово за ним.

Ребята отметили и тот факт, что ремарочная характеристика образа Лопахина достаточна скупа, односложна, что, с их точки зрения, говорит о конкретной, ярко выраженной жизненной позиции героя, твёрдо стоящего на ногах.

Рассмотрим доводы учеников - оппонентов.

А) Твёрдая поступь Лопахина к хозяйскому пьедесталу - всего лишь видимость, иллюзия. Безусловно, по своему контекстуальному значению слово ХОЗЯИН представлено как достаточно законченная социально - бытовая структура. У Лопахина есть деньги, которые позволяют ему приобрести имение Раневской - цель выполнена! Но почему герой обескуражен, когда в ранге победителя вновь появляется в имении? Обратимся к контексту 3-го действия пьесы.

Любовь Андреевна: (волнуясь) Ну что? Были торги? Говорите же!

Лопахин: (сконфуженно, боясь обнаружить свою радость) Торги кончились к четырём часам.

Заметим, что «лопахинская ремарка» - выражение неуверенности и отсутствие осознания победы. Далее читаем ремарку с текстом:

(Тяжело вздохнув) Уфф!! У меня голова кружится.

Герой не чувствует облегчения от конечного результата сделки.

Монолог Лопахина весьма нервный, рваный, неуверенный; произнося речь, он «смеётся, даже хохочет, топочет ногами, звенит ключами». Не правда ли, радость человека, проявляющаяся на уровне ребячества?! Явно уверенный в себе хозяин не испытывает полного удовлетворения от совершённого им предприятия.

Чехов - гуманист намеренно затушёвывает торжество «нового хозяина жизни», топит в бездне общечеловеческой трагедии: Лопахин, как и все герои, по-настоящему одинок; ему нужно признание, но он не находит его в лице окружающих, особенно Раневской, отчего внутренняя неудовлетворённость ещё более усугубляется.

Продолжается жизнь, совершенствуются механизмы её развития, под влиянием этого меняется и человек. Подвергается существенной трансформации и образовательная структура общества, в частности, школа, где основная роль отводится НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ УЧЕНИКОВ. Как совместить в этом, вступающем в мир человеке (ученике), черты СОЗИДАТЕЛЯ и ГУМАНИСТА - сегодняшняя задача современного педагога. Только творческая форма подхода, вечные поиски решения образовательных проблем помогут учителю реализовать программу ЛИЧНОСТНОГО развития ребёнка, как человека грамотного и уверенного в своих силах.

















© 2010-2022