Из опыта работыЛетний этнографический лагерь Купалье. Мероприятия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие № 2 Путешествие в рукотворную сказку


Существительное «промысел» происходит от глагола мышлять» и означает «жить ремеслом» (ремесло - изготовление предметов ручным способом). В далёкие времена, когда нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повсед» жизни всё необходимое создавали собственными руками: суду, и игрушки, и одежду. Конечно, в каждой части земного шара народы жили по-своему. И на предметы их обихода влиял графическое положение, особенности национального xaрактеpa, традиций, климата. К примеру, в южных странах, pacписывая глиняную посуду, чаще всего обходились лишь двумя цветами. Ведь на юге круглый год буйство цвета, поэтому добавлять красочности в быт не требуется. А вот на севере предпочитали яркие тона.

Несмотря на то что существует огромное разнообразие промысловых предметов, в творчестве народов Земли наблюл много общего: и в замыслах изделий, и в технологиях их изготовления. Вероятно потому, что подсказывала, из каких ритуалов создавать необходимые предметы, сама природа, вокруг много леса - люди мастерили деревянную посуду изибересты (обработанной коры берёзы) - коробы и туески, кругом луга, где хорошо пастись козам и овцам, то широко развивалось ткачество. Игрушки же делали из того, что оказалось под рукой: из соломы, мочала, лыка, а в Мексике их м рили даже из кукурузы и из сахара!

Предметы быта и игрушки может делать и кустарь (одиночка). Но промысел появляется только когда над ними трудятся многие люди, появляются устойчивые традиции. Так возникала специализация: одно село становилось знаменитым своей расписной глиняной посудой, другое плетёными из лозы плетеными из лозы корзинами.

Российские промыслы широко известны во всём мире. С них времён идёт слава хохломской деревянной посуды, городе росписи по дереву, дымковской глиняной фигурки и свистульки бачинских изделий из металла, ростовской и усольской расписной эмалей, великоустюжского чернения по серебру, павловских платков, вологодских кружев и многих других наших промыслов.

Плоды своего труда умельцы на Руси называли рукомеслом.

Творения мастеров-родоначальников можно по достоинству оценить в музеях. Впрочем, рукотворная красота живёт не только там. Наверняка у каждого дома есть или расписные подносы или деревянная посуда, а может, пуховая шаль или лаковые шкатулки.

В наше время в традиционных промысловых центрах создаются профессиональные училища для будущих мастеров. К примеру, в селе Гжель, название которого стало уже нарицательным обозначением расписанной в бело-голубые цвета глиняное посуды, и в селе Богородское, где вырезают игрушки из дерева кое-где умения передаются по старинке - от мастера к ученику. В городе Кирове (старинной Вятке), откуда родом дымков игрушка, за мастерицей закрепляют учениц. Попасть в «подмастерья» не так-то просто. Нужно пройти конкурс, показать способности в рисовании и лепке, и только самым талантливым выпадет счастливый шанс. Они будут работать вместе с мастером около года для того, чтобы овладеть основными навык промысла. А потом начинаются поиски собственного сти. процесс долгий и сложный, ведь индивидуальность мастер должна противоречить традиции промысла. За этим следят самые опытные мастера - члены Художественного совета дымковского промысла.

Словарик мастеров

Птица Сирин - птица с лицом девушки, один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусства. В дохристианскую эпоху изображалась с обнажённой грудью и символизировала кормительницу рода, женское начало природы. После принятия христианства образ её был несколько изменён, и она превратилась в божью посланницу.

Коклюшки - деревянные палочки с «шейкой», на которые наматываются нити при кружевоплетении. Плетение производится путём перекладывания и перекрещивания коклюшек, при чём мастерица удерживает сразу две пары. Для сложных узоров требуются сотни коклюшек, при работе они издают мелодичный перестук.

Солярные знаки - всевозможные круговые и крестообразные изображения, символизирующие солнце. Также с культом солнца славянская мифология связывает коня и уточку: утром конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду.

Финифть - русское название эмали, происходит от греческого «финифтигис», что означает «светлый, блестящий камень Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора.

Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон слоем эмали. В процессе росписи огнеупорными эмалевыми красками пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется. На Руси мастерам
миниатюрной живописи по финифти издавна славился Ростов
Великий.

Ручные игрушки

Издревле игрушку в деревне мастерили не на продажу, а для своих детей. Заканчиваются полевые работы, и появляется у крестьянина время порадовать сыновей и дочек. Поэтому имена умельцев, чьё искусство положило начало традиционным игрушечным промыслам, остались в основном неизвестными.

Только к концу XIX века появились артели профессионалов, которых этот промысел стал основным занятием и заработком.

Если все разновидности народной игрушки собрать в магазине, то целый отдел придётся отдать игрушкам-свисткам. Свист, по поверьям, отгонял злых духов. Свистульки детьми особенно любимы, поэтому делали их во многих местах, но по характерным расцветкам и сюжетам можно onpeделить, откуда игрушка родом. Например, в селе Абашево Пензенской области фигуры животных и барынь красят в один из четырех традиционных цветов - красный, зелёный, синий или ж1лтый, а орнамент наносят золотой или серебряной краской.

В деревне, прославившемся своей глиняной посудой, игрушки не красят, их обливают медной глазурью или обжаривают в горячем мучном растворе, получаются «обварные» или «обливные» фигурки. В деревне Хлуднево Калужской области маленькие свитульки называют сопелками. На фон цвета топлёного наносят разноцветный орнамент.

В Каргопольском крае лепят фигурки оленей, медведей и других лесных жителей, в том числе мифологического полкана - русского аналога Кентавра. И красят их «лесными» красками: зеленым, охрой, кирпичным цветом. Здесь помнят добрую бабушку Ульяну Бабкину, благодаря которой промысел сохранился.

Удивительные деревянные резные игрушки делают в селе Богородское, расположенном недалеко от подмосковного Сергиева Посада. Существует древнее предание о том, что Преподобный Сергий, основатель Троице-Сергиевой лавры, часто дарил маленьким детям игрушки, которые резал из дерева.

Сегодня в богородском промысле делают статичные скульптурные фигурки и игрушки с движением. Способов привес-игрушку в движение множество. Это и крест-накрест скрепленные планки, которые можно сближать и удалять друг от друга, разводы, и верёвочки, при помощи которых фигурка поднимает руки . Мастера сами придумывают приёмы движения и совершенствуют их. Но интересно, что такие же приёмы встречаются в игрушках и других стран. Например, в Японии или Китае, где традиция игрушки «с балансом» насчитывает сотни лет.

Несмотря на изобилие игрушек в современных магазинах, народная родная игрушка остаётся любимой и востребованной.

Кукла-скалка

Как это? Очень даже просто! Стоит лишь поучиться у мастеров из города Сергиев Посад.

У старинных кукол не было лица - считалось, что в кукле через лицо может вселиться злой дух. У современных кукол-скалок лицо намечено пунктирными нитками.

Чтобы сделать такую куклу, нужно взять скалку или её подобие из толстого картона и обшить плотной материей. Затем куклу одевают: делают платье из длинного куска ткани, к оборачивают скалку, оставляя место для лица будущей Поверх платья шьют короткую пелерину. На голову надевают шляпу-блин с пером и пунктиром намечают лицо.

Кукла готова! Она не только украсит любой, даже современный интерьер, но и непременно принесёт в ваш добро и радость, как и всё, что сделано собственноручно.

© 2010-2022