Технологическая карта урока русского языка «Запятая в простом предложении»

Урок русского языка по теме: «Запятая в простом предложении» по программе В.В.Бабайцевой для учащихся 6 класса. Урок проводится в начале года при повторении изученного в 5 классе и имеет цель отследить уровень сформированности навыка постановки запятой в простом предложении, осложненном однородными членами, вводными словами и обращениями. Структура урока соответствует требованиям системно-деятельностного подхода к обучению, в урок включены активные методы обучения. На уроке предполагается группо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Данный урок разработан и проведен по программе, составленной на основе программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, А.П. Еремеева и др.) Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы.// Сост. Л.М. Рыбченкова. М: Дрофа, 2002. Урок проводится в начале учебного года как повторение и обобщение изученного в 5 классе. Специфика обучающихся: класс общеобразовательный, в классе есть как сильные учащиеся, в системе хорошо занимающиеся по предмету, с высоким уровнем мотивации, так и очень слабые, дети из асоциальных семей, требующие особого контроля со стороны учителя. Этим объясняется групповая работа на уроке, чтобы «слабые» были под контролем координатора группы и могли в случае затруднения своевременно получить консультацию, а также систематически применяемая на уроке дифференциация.

Технологическая карта урока русского языка в 6А классе

(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 31 г. Комсомольска-на-Амуре Березина Инна Владимировна)

Тема: «Запятая в простом предложении».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: отследить уровень сформированности навыка постановки запятой в простом предложении, осложненном однородными членами, вводными словами, обращениями.

Задачи:

  1. вспомнить и обобщить известные по курсу 5 класса осложняющие элементы простого предложения;

  2. повторить условия постановки запятой в простом предложении;

  3. отработать навыки «опознавания» однородных членов, вводных слов, обращений.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие учителя.

Беседа с учащимися.

  1. Ребята, знаете ли вы, когда в простом предложении ставится запятая?

  2. С какой целью в начале года мы повторяем изученный материал?

  3. Чем лично вам интересна и важна эта тема?

Приветствуют учителя.

Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности;

Регулятивные: целеполагание;

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка?»

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

3.Выстраивание проекта и его реализация

Цель: построение проекта и фиксация имеющегося знания, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях.



«Мозговой штурм»





Рефлексия на данном этапе.


Динамическая пауза (этап физической зарядки)

Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников.


Групповая практическая работа «Экспертиза»





Рефлексия данного этапа работы.

Самостоятельная работа (с привлечением при необходимости консультанта из группы)



Предлагаю выбрать «оператора», который будет наглядно в программе «Microsoft Office PowerPoint 2007» фиксировать результаты нашей работы.

Задает вопрос.

Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить запятые в простом предложении?

Предложите план нашей работы на уроке.



Для удобства работы я предлагаю распределиться на группы и в каждой выбрать координатора. (распределяемся по цвету карточек, которые учащиеся выбрали в начале урока).

Предлагает посмотреть на экран, на котором представлен кроссворд, и прочитать термины, включенные в него. (обращение, однородные члены, вводные слова, синтаксис, пунктуация, запятая)

Задает вопрос: как связаны эти слова с темой урока?

Дает задание: предлагаю вам выполнить задание «наоборот». Составьте вопросы, чтобы ответами служили вписанные в кроссворд слова.

Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились?


Ребята, давайте немного отдохнем. По моей команде изобразим одно из состояний.

«Воздух

«Земля»

«Огонь»

«Вода»

Предлагает: внимательно прочитайте шуточное стихотворение В.Данько «Ягодка»

(у каждого учащегося текст стихотворения перед глазами)

Задает вопросы:

-Понравилось ли вам шуточное стихотворение?

-Какие уроки из него можно извлечь?

Дает групповые задания:

I группа: в прочитанном стихотворении найти простые предложения, осложненные однородными членами, объяснить запятые, построить схемы.

II группа: в прочитанном стихотворении найти простые предложения с обращение, объяснить пунктуацию, построить схемы.

III группа: в прочитанном стихотворении найти простые предложения с вводными словами, объяснить знаки препинания, построить схемы.

В развитии каких навыков потренировались, выполняя данное задание?

Слово учителя: насколько хорошо вы повторили и отработали учебный материал, покажет следующий вид работы.

Дифференцированное задание.

  1. Выполни упражнение учебника № 14, используя алгоритм действий предыдущего задания.

  2. Придумай и запиши по одному предложению с повторенными на уроке осложняющими элементами простого предложения. Построй схемы.

  3. Составь и запиши небольшой текст на тему: «Летние каникулы» или «Первый погожий сентябрьский денек…», используя для большей выразительности однородные члены предложения, вводные слова, обращения. С помощью схем объясни пунктуацию.


Выбирают ученика-оператора;

Составляют план действий, озвучивают, оператор на слайдах фиксирует план.

Примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме. (какие синтаксические конструкции могут осложнять простое предложение?)

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык постановки запятой в простом предложении.

3.На примере создания собственных текстов проверить устойчивость приобретенного навыка.

Объединяются в группы, выбирают в каждой координатора

Знакомятся с кроссвордом, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задание учителя, обсуждают в группе, читают составленные вопросы.

Оператор фиксирует составленные вопросы на слайде.


Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают вывод.


Дышат глубоко, представляют себя губкой, которая каждой клеточкой впитывает кислород.

«Заземляются» - топают, подпрыгивают, крутятся на месте.

Активно двигают руками, ногами, туловищем, изображая языки пламени.

Делают движения руками, как пловцы

Один ученик читает вслух, остальные слушают и следят глазами.

Высказывают свое мнение, аргументируют его.

Самостоятельно анализируют предложения, находят простые предложения с заданными синтаксическими параметрами, обсуждают в группе, презентуют групповое задание, вносят номера предложений в таблицу вместе со схемами. Обобщают ответы, делают выводы.

Оператор вносит в таблицу результаты работы каждой группы.

Ученики самостоятельно выбирают задание из предложенных учителем и выполняют его, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту.

Выборочная проверка задания.

Привлечение консультантов для проверки работы слабоуспевающих учеников. По желанию - взаимопроверка в группе.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.



Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.


Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе исследования значения слов.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач)

Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке.


Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)



Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)


Задает вопросы:

Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.

Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации.

Домашнее задание

Дает дифференцированное домашнее задание.

  1. Составить тест на тему: «Запятая в простом предложении»

  2. Найти в произведениях художественной литературы примеры простых предложений с однородными членами предложения, вводными словами, обращениями. Записать предложения, объяснить знаки препинания.

Стихотворение В.Данько «Ягодка» (для этапа урока «Экспертиза»)

  1. Бывает ягода брусника, черника, клюква, земляника.

  2. А есть ли ягода

Грустника?

  1. А веселика тоже есть?

  2. Конечно, есть!

  3. Глядите, дети,

Глядите, дети все на Витю!

  1. За ягодкой сейчас нагнется,

Сорвет ее и засмеется.

  1. А Таня и Наташа

Вероятно, даже пляшут.

  1. Веселы все дети,

Грустно только Пете.

  1. Может, поел грустники

Он вместо земляники?

  1. А может, вместо клюквы

Попробовал он злюквы?

  1. Скорей помогите мне, дети,

Найти веселики для Пети!

© 2010-2022