Урок нравственности по рассказу Джека Лондона Любовь к жизни: выжить любой ценой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок нравственности по рассказу Джека Лондона

«Любовь к жизни»: выжить любой ценой

Цели деятельности учителя: ознакомить обучаемых с жизнью и творчеством писателя и его проникновенным произведением, историей его создания; формировать у школьников умение определять компоненты композиции, элементы сюжета, составлять план рассказа; изучать поведение людей в экстремальной ситуации; воспитывать чувство ответственности за судьбы людей;

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно членом общества.

Предметные умения: уметь выступать перед аудиторией с заранее подготовленным материалом, знать содержание рассказа, воспринимать и анализировать текст, владеть понятиями «сюжет», «композиция» и специальной лексикой по теме рассказа.

Метапредметные УДД (универсальные учебные действия):

Регулятивные: умение формулировать тему, цели урока, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, принятие и сохранение учебной задачи, планирование (в сотрудничестве с учителем или одноклассниками, или самостоятельно) необходимых действий, операций.

Познавательные: осознание познавательной задачи, чтение и слушание, извлечение нужной информации, а также самостоятельный поиск ее в различных материалах: учебнике, тетради, Интернете, понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять с учетом решаемых задач.

Коммуникативные: развивать умение работать с текстом на уроке, строить небольшие монологические высказывания; связно излагать мысли, обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах, парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: толковый словарь, портрет писателя, выставка его произведений; презентация, иллюстрации, подготовленные учащимися.

Слова для понимания: автономное существование человека в природных условиях, экстремальная ситуация, сила воли, выносливость, осторожность, опыт, осмотрительность, ответственность, товарищество.

Опережающие задания по группам: подготовить сообщения о Джеке Лондоне, прочитать рассказ.

Географы: (работа с географической картой) Что это такое Клондайк? Где находится? Какая там есть река? Что представляют собой пейзаж (природные условия), в котором происходит действие? Какая стоит погода?

Историки: (исторические факты о времени «золотой лихорадки») В какое время разворачиваются события?

Лингвисты: Знакомят со словами для понимания текста.

Представители МЧС: Можно ли назвать ситуацию, в которую попадает герой рассказа, экстремальной? Объясните, почему вы так думаете?

Литераторы: Характеристика героя (использование иллюстративного материала). Его имя?

Беседа по тексту рассказа.

  • Сколько времени провел в пути герой?

  • С какой целью он оказался на Крайнем Севере? Какой он имел опыт жизнедеятельности в тех условиях?

  • Обладал ли герой хорошим крепким здоровьем, физической выносливостью? В каком состоянии оказывается герой? Опишите состояние героя, брошенного Биллом.

  • Проявлял ли герой осторожность, предусмотрительность?

  • Как герой ориентировался на местности?

  • Как герой защищался от холода?

  • Какое значение в жизни героя имеет костер?

  • Как герой боролся с голодом, добывал себе пищу?

  • Способен ли был герой в борьбе за свою жизнь преодолевать сильную боль?

  • Как герой оказывал себе первую помощь?

  • Какое значение придавал герой товарищу в конце рассказа? Нужен ли он был герою?

  • Возникали ли ситуации, когда герои испытывали страх, и как они при этом действовали?

  • Возникло ли у героя паническое настроение при встрече с бурым медведем, и как это влияло на его поведение?

  • Обладал ил герой умением в нужный момент мобилизовать все свои силы, волю, сосредоточиться на самом главном, от чего зависела его жизнь?

  • Способен ли был герой отнять чужую жизнь, чтобы спасти свою?

  • Обладал ли герой излишней самоуверенностью?

  • Какие ошибки, оплошности допустил герой?

  • Что случилось с Биллом?

  • Какая вещь оказалась самой ненужной, когда герой рассказа попадает в сложную экстремальную ситуацию (это было и с Робинзоном Крузо)?»

  • Как вы думаете, почему герой не захотел брать золото Билла?

  • Благодаря чему герой рассказа «Любовь к жизни» выжил?

  • Какие средства выразительности использует автор в последнем прочитанном отрывке? В целом тексте?

  • Авторская позиция?

  • Известен факт, что многие люди в тяжелые минуты своей жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете почему?

  • В чем смысл рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»?

Выводы учащихся:

  • Несмотря на все лишения, герой рассказа выжил в создавшейся экстремальной ситуации.

  • Читая рассказ Джека Лондона, переживаешь за героя, радуешься его победам, понимаешь, что есть выход из любой ситуации, но этого очень мало для реальной жизни, для преодоления возможных экстремальных ситуаций.

  • Необходимо закалить себя физически, иметь много разнообразных практических навыков, основательные знания в разных областях наук, и не только тех, которые изучаются в школе.

  • Надо вырабатывать в себе силу воли, отвагу, мужество, выносливость, осторожность, осмотрительность, гуманизм, товарищество, преодолевая в себе (хотя бы по капельке) лень, неорганизованность.

Домашнее задание: написать сочинение

  • Составьте рассказ от лица героя рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» о любом эпизоде повествования.

  • Роль описаний природы в рассказе Джека Лондона «Любовь к жизни»

  • Хотел(а) бы я попасть в экстремальную ситуацию?


© 2010-2022