Творческая лаборатория. Проектная деятельность

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Данная работа выполнена в рамках проведения епархиального конкурса «Православная книга своими руками», посвященного 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Книга написана учащимся 9 класса ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа-интернат» Нуреевым Павлом под руководством учителя русского языка и литературы Гладышевой Елены Васильевны.

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.Как часто в жизни своей мы проходим мимо необыкновенных вещей, считая их обыденными, не достойными внимания нашего.

Вот и мой путь лежал сто раз мимо Кочаковской церкви, а на сто первый я задумался: а ведь красота -то какая! И возникла у меня острая, свербящая мысль: я ли один ходил и не замечал чуда этого? А может, и другие только под ноги смотрят, не ощущают магической красоты этого места?

Увлекла меня идея: нужно открыть глаза людям, заставить их увидеть прекрасное вокруг себя. Я только подтолкну их к одному чуду, а там и сами научатся видеть, угадывать, присматриваться.

Но как это сделать? Наверное, в первую очередь, я и сам понять должен, что заставило меня вдруг увидеть, ощутить необыкновенность этих мест. Думаю, что благодаря преподавателю русского языка я однажды прозрел. Нет, не физически, а духовно! Как говорится, вода камень точит, так и слова, неоднократно повторяемые, зацепили что-то в моей душе, и она открылась навстречу прекрасному. А потом мне и самому интересно стало: почему так притягивает это место? Что необыкновенное сокрыто в глубине веков? Как возникла Кочаковская церковь? И неимоверно захотелось мне узнать ответы на эти вопросы, а потом и на следующие, возникшие в процессе познания...

А завершая свою работу, задумался я: неужели всё, что узнал, так и останется только со мной? Нет, нужно обязательно написать об этом, открыть людям глаза на прекрасное, которое мы не балуем вниманием своим из-за занятости, неинформированности, да и просто из-за невежественности.

Милости прошу в мою книгу! Думаю, я смогу доставить вам истинные минуты удовольствия от прикосновения к прекрасному, ранее неведанному вами. Читайте и обретайте не только знания, но и умение видеть душой!

Я долго думал: с чего начать? Наверное, с того, что меня так поразило в самом начале. Это храм.

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

Для меня он ассоциировался с необыкновенной чистотой и светом. Подойдя к воротам храма, я почувствовал, как в душу мою вливается радость, но не та радость, которую я ощущал при исполнении какого-то желания или мечты, а необъяснимое чувство покоя и ожидания соприкосновения с чем-то чудесным, неизведанным. Как маленький ребенок испытывает восторг от первого познания мира, так и я стоял перед вратами храма с восторженным состоянием в душе.

Что я испытаю там, внутри, когда зайду в храм? Может, разочарование ждет меня за порогом? Вдруг уйдет это неведанное ранее чувство? Но я уже знал, что прикоснусь к истории этого храма, к его святыням. Ведь теоретически я уже был подкован, а вот чувства… Им не прикажешь: радуйся, восхищайся, люби… Их не обманешь! Испытаю ли я тот же восторг при встрече с реальностью, какой пронизывал меня при чтении документальной литературы об этих местах?

Шаг - и я уже за воротами.

Кочаковская церковь поражает своей миниатюрностью: ее площадь всего 46 кв.метров. Чтобы увеличить вместимость церкви, она соединена с так называемой трапезной, которая вдвое шире церкви и более чем в три раза превосходит ее по площади.

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

История церкви уходит в далекое прошлое православной Руси и связана с чудесным явлением иконы святителя Николая, явившейся три столетия назад на одной из многочисленных кочек, покрывавших некогда местность близ дороги, проходящей на Киев. Икону взяли в расположенное неподалеку сельцо Ясная Поляна, но она вновь явилась стоящей на прежнем месте. Здесь и был построен храм в честь святителя Николая. Икона получила название «Никола на кочке», местность - Кочаки; ручей, протекающий невдалеке, - Кочак.

А ведь я и не задумывался, откуда такое интересное название деревеньки?

Первоначально храм был деревянным, однопрестольным. Земля, на которой он стоит, в то время принадлежала Церкви, селения не было. На картах и в документах XVIII в. это место обозначено как погост Кочаки, что значит церковь, расположенная в стороне от села, с кладбищем и прилегающим двором причта. В настоящее время не удалось выявить документальных источников, свидетельствующих о точной дате построения храма и о его устроителях. Но не вызывает сомнения, что это были потомки древних дворянских родов Карцевых и Хомяковых, бывших прихожанами этого храма и похороненных у его стен. Дошедшие до нас архивные материалы говорят о том, что с этими дворянскими фамилиями связана дальнейшая перестройка и обновление храма. В 1759 г. Ирина Лукинична Карцева-Родилова, правнучка одного из первых владельцев сельца Ясная Поляна Степана Григорьевича Карцева, которой в то время принадлежала часть Ясной Поляны, пристроила к трапезной части каменную церковь-придел во имя святого великомученика Иоанна Воина. Тем самым она исполнила волю своего умершего мужа лейтенанта морского флота М. Ф. Родилова.

Ко второй половине XVIII века относится и строительство каменной стены, ограждающей храм и кладбище около него. В 1856 году церковь имела следующий вид: « … зданием каменная…, по стенам окрашена желтою краскою, пол каменный, крыша железная и таковые же главы окрашены медянкою, кресты деревянные, обиты белой жестью. Престолов в ней два: первый настоящий холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая, второй в приделе же во имя Святого Мученика Иоанна Воина. При церкви сей в связи с нею имеется каменная колокольня в два яруса с четырьмя колоколами, - из коих один весом пятьдесят семь пуд тридцать два фунта, второй десять пуд, третий два пуда и четвертый один пуд. Окон с железными решетками тринадцать, а вверху два без решеток. Три двери западные, южная и северная, все двери железные с таковыми же запорами, крючьями и вислыми замками <…>».

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

К 1870 году храм имел уже три престола: центральный - во имя святителя Николая, слева - во имя святого мученика Иоанна Воина и справа - во имя святого благоверного князя Александра Невского. Была построена и новая колокольня, благословение на строительство которой еще в 1849 году испрашивала по доверенности сына ( Александра Васильевича Хомякова) Наталья Корякина-Хомякова.

Я был приятно удивлен, когда узнал, что церковь занималась не только духовной жизнью населения, но и несла просвещение в народ! Причем бесплатное! На территории церкви в 1888 году Агриппина Хомякова-Булаева построила каменную церковно-приходскую школу, которую посещали не только крестьянские дети, но и их родители. Здание этой школы сохранилось и до наших дней.

Ощущение прикосновения к прошлому, чувство непередаваемого волнения я ощутил, когда ходил между захоронениями семьи Толстых на территории храма. Ведь здесь расположен древний некрополь! Это и склеп Толстых, и могилы прямых родственников семьи, священнослужителей, которые были праведными отцами семьи Толстых, и крестного отца Л.Н.Толстого - священника Василия Давыдовича Можайского . Невозможно описать на бумаге те чувства, которые царили во мне! Я был не просто созерцателем, я был частью истории храма. Совершенно по-другому зазвучали для меня те строки произведений Толстого, которые я читал на уроках литературы. Теперь я понимал их не умом, а душой!

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

Но с приходом советской власти церковь была закрыта. Олег Волков, живший в Ясной Поляне в 30-е годы, в своих воспоминаниях «Погружение во тьму. Из пережитого» рассказывает, что служба в ней тайно проходила. Однако скоро священника арестовали и церковь закрыли.

После закрытия храма в нем устроили колесную мастерскую. Я был просто поражен, узнав, как обесчестили этот прекрасный храм! Были сорваны кресты, в алтаре установили горн, для чего вырыли глубокую яму, повредив уникальную плитку, которая устилала пол храма. Иконы свалили в кучу, сломали саму святыню - иконостас, разрушили склеп благотворителей храма Хомяковых, а их могилы засыпали битым кирпичом. Неужели это могли сделать люди, бывшие прихожане, которые так берегли этот уголок для очищения души своей? Нет, это были нелюди, изверги, вандалы! У меня наворачивались на глаза слезы, когда я читал об этом. Долгих одиннадцать лет храм не мог нести людям духовную чистоту и радость!

Но на этом трагические дни церкви не закончились. Началась Великая Отечественная война. В эти годы церковь сильно пострадала. Снарядом был снесен второй этаж колокольни; в крепостной стене немецкие оккупанты пробили три дзота, нарушив древнейшую кладку стен, уничтожили многие захоронения, вырубили вековые липы и ели. У меня не укладывалось в голове: неужели можно было так изуродовать величайший архитектурный памятник 17 века? Ведь они тоже верили в бога, тоже ходили в храм, молились и просили помощи у Всевышнего, пусть и на другой земле! И мне вспомнились строчки из Библии: «Да любите друг друга».

Но всё приходит на круги своя. Кончилась война, люди стали восстанавливать страну.

Благодаря стараниям внучки Л.Н.Толстого, Софье Андреевне Толстой-Есениной, и сотруднику музея Н.П.Пузину 12 сентября 1946 года церковь была возвращена верующим. Но какой ущерб был ей уже нанесен! В 1951-53 годах настоятелем храма становится архимандрит Макарий. Много усилий приложил он для восстановления храма, даже устроил цветущий сад из георгин, а также установил святой крест на месте разрушенного склепа Хомяковых. «Но более всего отец Макарий заботился о возделывании сада души своих прихожан, уча их молитве, чтению, пению, смирению, терпению, любви к Господу. Это были трудные послевоенные годы, когда израненные скорбями и оторванные на долгие годы от храма люди находили утешение в беседах с батюшкой Макарием и совместных трудах», - описывает Т.В. Комарова это время в своей книге «К истории Свято-Никольского храма в Кочаках».

С июля 2002 года по настоящее время настоятель отец Игорь Корейша продолжает работу по благоустройству храма и территории возле него.

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

Работники храма посоветовали мне посетить еще одну достопримечательность - могилу блаженной Евдокии.

Возле Храма, чуть позади, находится благодатный уголок, где похоронена Евдокия Ивановна Кудрявцева, известная в народе как Дуняша. Теплом и уютом встречает она тех, кто приходит к ней с открытым сердцем и искренними чистыми помыслами. На могиле у Матушки Евдокии всегда стоят живые цветы, неугасимо горят свечи, затеплена маленькая лампадочка в дивном фонарике, сделанная монахами с горы Афон. За могилкой Матушки многие годы ухаживала тетя Таня, как многие ее называли, несмотря на преклонный возраст, «преемником - хранителем» тети Тани стал Иван Степанович. Благодаря ему и прихожанам Свято-Никольского Храма, там всегда чистота и порядок. За 30 лет со дня смерти Дуняши к ней на могилку пришло более полмиллиона человек.

Когда я подошел к тенистому уголку за оградой храма, в склеп влетел белый голубь и сел на крест могилки. Я приблизился, чтобы взглянуть на фотографию блаженной. Небесная птица склонила свою головку набок, будто рассматривая меня. По коже пробежали мурашки: мне показалось, что это сама Дуняша интересуется мною. С фотографии смотрели пронзительно голубые глаза, пронизывая меня насквозь. Внезапно птица взлетела, сделала круг по склепу и вылетела наружу. Что это было? Я не знаю. Но кажется мне, что Дуняша одобрила моё посещение этого дивного земного уголка, и от этого по душе разлилось умиротворение, будто кто-то сказал: «Все хорошо! Не бойся! Верь и люби».

Творческая лаборатория. Проектная деятельность.

Познакомившись с историей Свято- Никольского храма в Кочаках, я решил написать эту книгу. Мне кажется, что каждый должен знать историю своей земли, своей малой Родины. Конечно, мой жизненный опыт еще мал, а писательский - еще меньше, но этот великий памятник духовной чистоты, великой любви к людям вдохновил меня на творчество. Закончить я хотел бы словами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Познать самого себя - это уже немало. Прикоснуться к познанию тайны Церкви - это уже много».


© 2010-2022