- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Игры на уроках русского языка 5 класс с нерусским языком обучения
Игры на уроках русского языка 5 класс с нерусским языком обучения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калимова Б.К. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Задания игрового характера на уроках русского языка по теме «Фонетика» в 5 классе
Ученики нерусских школ дома ,в кругу общений в основном говорят на родном языке, русская речь звучит только на уроках русского языка и литературы. Поэтому так трудно выработать у них орфографические , орфоэпические, а особенно речевые навыки. Мне помогает в этом игровые формы работ. Известо, что игра- эффективное средство познавательных интересов и активизации их речевой деятельности. Главное для учителя подобрать игры по различным аспектам программы.Особенно дети любят задания занимательного характера и обобщения изученного.
Приведу несколько видов игр для выработки навыков произношения на материале звуков,букв.
Игра « Слышу-не слышу»
Учитель произносит слова. Если он называет слово , в котором есть глухой согласный т или п , ученики поднимают одну руку, а если в названном слове есть звуки д или б, все поднимают обе руки .Побеждает игрок или команда ,которые сделал меньше ошибок.
Слова для использования в игре:
Д- Адам, думать, город, завод, подарок, год, дай, задача, куда, обед, каждый, народ.
Б- больница, ботинки, хлеб, брат, ошибка, спасибо, рубашка, бумага, суббота, багаж. декабрь, рабочий, ученик, арабский.
Игра «Твёрдые и мягкие согласные»
Учитель называет слова. Учениеки поднимают руку, если д или т произносится мягко, а если произносится твёрдо, руки поднимать нельзя. Выигрывает учение или команда, в которой учащиеся допустили меньше ошибок.
Слова для использования в игре:
д-д- дом, дай, деньги, едет, идут, день, Володя, дядя, один, Федя, думать, куда, идём, здоров, диван, карандаш, одежда, радио, вода, стдеть.
т-т- Катя, стена, библиотека, тут, четыре, Таня, стул, дети, студент, так, читаем, на парте, телефон, аптека, ветер, гостиница, костюм, ботинки.
Игра « Буквы рассыпались»
Учитель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и , не показывает его детямяяяяя. Разрезает на буквы, говоря: Было у меня слово. Оно рассыпалось. Показывает буквы и рассыпает их на столе:Кто быстреее догодается, какое это слово?Выигрывет тот, кто первый отгадал слово и пишет на доске.
Слова для использования в игре:
Лампа, школа, хоккей, журнал, магазин, девочка, самолёт, словарь, тетрадь.
Игра: « Кто быстрее допишет слово?»
Класс делится на три команды. Дл каждой команды на доске пишетс столбик слогов. Задача учеников дописать к написанному слогу ещё один слог, чтобы получилось слово.
ка…(ток) ру…(ки) мар…(ка)
би…(лет) ки…(но) лож…(ка)
ва…(гон) вок…(зал) поч…(та)
бук…(ва) го…(род) мы…(ло)
Слова для использования в игре:
Письмо, салат, масло, сестра, сахар, адрес, доска, книга, лампа, почта, весна, вилка, вода, диван, дружба, журнал , завод, карта, касса, месяц и др.
Игра « Кто быстрее напишет начало слова?»
Учитель на доске пишет в два столбика слова, в которых пропущена согласная в начале слова, задача ученика - дописать букву.
Играют две команды. Участники по очереди подходят к доске и дописывают букву в одном из слов. Если один учение написал букву неправильно, другой исправляет и передаёт мел следующему ученику. Выигрывает команда , которая раньше выполнила задание.
Образец для игры:
…ом (дом) …ол (пол, гол)
…уп (суп) ..уб (зуб)
…ас (час) …ос (нос)
…од (год) …от (рот, вот)
…ад (сад) …ир (мир)
…ын (сын) …ыр (сыр )
Игра « Пропущенная буква»
Класс делится на две команды. На доске написаны слова с непроизносимыми согласными. Ученики выходят к доске и вставляют пропущенные буквы в словах.
Здра..ствуй счас..ливый
Лес..ница чес…ный
Поз…но гиган…ский
Со…нце сер…це
Кос…ный чу…ство
Игра « Конец слова потерялся »
Учитель пишет на полоске бумаги слово , разрывает её на две части и объявляет: Я написал слово - название одного предмета. Вот начало слова , а конец потерялся, допишите слово.
Слова для использования в игре:
Ко…- колбаса, комната, конверт, концерт, котлета, кофе, короткий, коробка, корзина.
За…- завод, завтрак, задание, зада, занятие, запад.
Ст…- стакан, статья, стена стол, столовая, страна, страница, студент, стул.
Ма…- магазин, мальчик, мама, марка, март, масло, машина.
Се…- семья, север, сентябрь, сестра,
Игра «От каждой буквы столбик слова»
На доске вразрядку учитель пишет слово, состоящее из трёх- четырёх букв, и предлагает ученикам написать под каждой буквой четыре слова, обозначающие названия предметов и начинающиеся с этой буквы.
Д О М
дети окно мир
дверь обед магазин
друг ответ музыка
деревня ошибка метро
Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, а учителю успех.
Бибигуль Калимова
учитель Каракульской средней школы с.Каракуль Кзылкугинского района Атырауской области