Внеклассная работа по литературе в процессе гуманитарного образования (из опыта работы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ленская Вера Николаевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Рыканская средняя общеобразовательная школа»

Новоусманского района Воронежской области

Внеклассная работа по литературе в процессе

гуманитарного образования.

Литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям. Кроме того, освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности школьников.

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к чтению художественной литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Профессор Ш.А.Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети!» пишет: «…Детство - это не просто возрастной период, когда ребёнку хочется играть, прыгать, бегать, кататься и когда он ещё беспечный. Настоящее детство - это процесс взросления, жизнь человека, переходящая из одного качества в другое, более высокое… Мне кажется, что именно в этом процессе взросления заключён источник радости и счастья детской жизни». Дети радуются не только подаркам, они рады узнавать всё неизвестное им ранее. Книга - великая сила, но надо руководить детским чтением.

Что значит руководить чтением? Это значит постоянно вызывать у ребёнка интерес к книгам, помогать понимать прочитанное, воспитывать культуру чтения.

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов урока и внеклассной работы по литературе - вот к чему стремится каждый педагог. Но занимательность - это не синоним развлекательности, а напряжённый и постоянный поиск.

В кабинете литературы организуются к юбилею каждого писателя или поэта тематические выставки. Не менее полезны книжные выставки практически к любому литературному мероприятию. Каждый год обновляется стенд, где рекомендуются для чтения книги к знаменательным датам страны и мира.

Следующим этапом повышения интереса к изучению литературы считаю участие в различных конкурсах по предмету, как школьного, так и районного, регионального уровня. Дети, как и взрослые, нуждаются в признании своих способностей, очень радуются, получая призы и подарки, и впоследствии стараются читать как можно больше, чтобы добиться успеха.

Для приобщения к чтению проводим различные мероприятия:

праздники: «Русская сказительница Королькова», «Природа и мы» (к юбилею М.Пришвина), «Венок Бунину», «Л.Толстой - это целый мир», «Дамы эпохи» (женские образы и куклы);

литературные гостиные: «Союз духовности и любви» (о И.Тургеневе П.Виардо), «Средь шумного бала…» (к юбилею А.К.Толстого);

литературные вечера: «Если душа родилась крылатой…» (к юбилею М.Цветаевой), «Живой родник русской поэзии» (о С.Есенине);

часы поэзии и кольцовско-никитинские чтения - это всё лишь малая доля мероприятий, которые проводятся в нашей школе, где участники и зрители - дети. Ребята с удовольствием ходят на репетиции и, что самое главное, спрашивают книги авторов, о которых сами рассказывают.

Уже традиционно в конце года проводится большое мероприятие, посвящённое творчеству какого-либо писателя. Таким образом, были показаны спектакли «Над чем смеётесь, господа?...» (посвящённый юбилею Н.Гоголя), «Далёкому мужеству верность храня» (к юбилею А.Твардовского), «Старая сказка на новый лад» (по мотивам сказок).

Если систематически заниматься с детьми, воспитывая интерес и любовь к книге, можно будет с уверенностью сказать: основы культуры чтения заложены, а следовательно - у ребёнка созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума, нравственности и эстетического восприятия мира.

И чем старше станут дети, тем лучше будут понимать, что не только семья, но и школьные мероприятия дали им самое дорогое, что есть на свете: развили ум и сердце, научили быть Человеком и Гражданином.

© 2010-2018