УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА ПИКОВАЯ ДАМА НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА…

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

в 8 А КЛАССЕ

Не сотвори себе кумира…

(по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»)

Не сотвори себе кумира,

Ведя житейские бои,

Из неизбежных и унылых

Подсчетов прибылей своих.

И может, ты прошел полмира

В исканьях счастья своего -

Не сотвори себе кумира

Ни из себя, ни из него.

Ю. Визбор

Предварительная подготовка к уроку:

1. Выборка цитатного материала к характеристике Германна и Лизаветы Ивановны, рассказ о графине и её веке.

2. Подготовка выразительного чтения стихотворений А.С.Пушкина («Но мне досталася на часть», «Не дай мне Бог сойти с ума»)

3. Словарная работа «Карточная терминология»

Цель урока: Постичь авторскую позицию в повести Пушкина «Пиковая дама»

Задачи урока:

Образовательные: Путём организации исследовательской работы над отдельными эпизодами текста расширить представление учащихся о композиции, сюжете, жанровом своеобразии повести (философско-психологическая повесть), показать роль художественных приёмов и изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи повести.

Развивающие: 1) развить навыки элементарной исследовательской работы: умение наблюдать, анализировать, систематизировать материал, делать выводы, подкрепляя их цитированием; 2) формировать коммуникативные навыки через различные формы организации учебной деятельности.

Воспитательные: 1) Способствовать воспитанию вдумчивого читателя, умеющего постичь поднятую автором проблему, видеть способы её художественного воплощения; 2) оказать влияние на формирование эмоционально-нравственной сферы учащихся через опыт сопереживания, творческие задания, через соотнесение текста с реальностью; 3) содействовать воспитанию у школьников нравственных жизненных устоев (я так делать точно не буду).

Тип урока: урок коллективного исследования текста с элементами дискуссии.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран, колонки

  2. На партах: словарик «Терминология карточной игры» (Приложение №1)

  3. На партах: словарик литературоведческих терминов (Приложение №2)

  4. Презентация к уроку

  5. Портрет

  6. Тексты повести

  7. Фрагменты из кинофильма «Пиковая дама», документального фильма «Однорукий бандит»

Ход урока.

1 ) Оргмомент.

2) Актуализация знаний.

-Сегодня речь пойдёт об игре. Игра - любимое времяпрепровождение и взрослых, и детей. Но ребёнок с помощью игры познаёт мир, а вот игры взрослых не всегда носят безобидный характер. Вашему вниманию представляю ролик. Ответьте, какие игры я имею в виду.

Видеоролик об игровых автоматах (2-3 минуты)

-Чем притягательна игра? Велика роль случая, хочется испытать судьбу - вдруг повезёт

-Чем опасна игра?

-Игровые автоматы, казино, игры в карты - панацея нашего времени. И в основе этого увлечения лежит страсть.

- Что такое страсть?

Ученик: «Страсть - алчность, безотчетное влеченье, необузданное, неразумное хотенье». В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

Ученик: «Сильно выраженное чувство, крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо» С.И. Ожегов «»Толковый словарь русского языка».

- В нашей жизни много соблазнов, того, что искушает человека и толкает его на неправедные поступки.

- Нужно ли бороться с соблазнами? Почему?

- Обратитесь к теме урока. Как понимаете слова «Не сотвори себе кумира» (При затруднении обратитесь к словарику). Как понимаете «кумир», «идол»? (предмет поклонения) Употребляется в значении "не поклоняйся слепо кому- , чему-либо как идолу". Выражение находится в Библии, в одной из заповедей Моисея. Призыв иметь свободную совесть, самостоятельный и смелый ум.

Если человек не научится контролировать свои желания, бороться с необузданным влечением, итог будет печальным - он превращается в раба своих пристрастий. Важно научиться контролировать свои влечения, знать предел допустимого, не поддаваться искушениям, как бы велико оно ни было.

-Проблема игромании (игры губительная страсть) - это проблема не только современного общества, взрывы безудержной карточной игры характерны и для 19 века.

-Послушайте стихотворение Пушкина. О чём оно?

Ученик: Стихотворение «Но мне…»

Но мне досталася на часть

Игры губительная страсть…

Страсть к банку! Ни любовь свободы,

Ни Феб, ни дружба, ни пиры

Не отвлекли б в минувши годы

Меня от карточной игры -

Задумчивый, всю ночь, до света

Бывал готов я в эти лета

Допрашивать судьбы завет,

Налево ль выпадет валет.

Уже раздавался звон обеден,

Среди разбросанных колод

Дремал усталый банкомет

А я, нахмурен, бодр и бледен

Надежды полн, закрыв глаза

Гнут угол третьего туза

(А.Пушкин)

Слово «страсть» станет ключевым и в повести «Пиковая дама», которая посвящена теме игры. «Пиковая дама» написана в 1833 году, её можно считать «петербургской повестью», реалистично отразившей общественную жизнь столицы Российской империи I пол. 19 века: бедность и богатство, желание многих разом получить капитал, готовность идти на все ради достижения собственной цели.

3.Работа с названием произведения

Даже само название повести «Пиковая дама» выступает как игральная карта. Карты - традиционный символ алчности и страсти. и - как психологическая деталь - неоднократно будет повторяться в повести.

4. Цели и задачи урока

И сегодня на уроке мы будем говорить о таинственной непредсказуемости жизни, о её цели и смысле, о соблазне просчитать её ход. Выясним, как далеко может завести одержимость каким-либо чувством. Проследив все поступки Германна, постараемся понять, как опасно идти на поводу своих желаний. Это и будет целью нашего урока

5.Выявление первичного читательского восприятия

-Интерес к этому произведению не угасаем. Не раз оно было экранизировано, создана опера, спектакли не сходят со сцен театров. А вам понравилась повесть? Чем? Мистикой, тайна интригует до сих пор, хотя события разворачиваются в 19 веке, когда карточная игра сделалась своеобразной моделью жизни:

Что ни толкуй Вольтер или Декарт -

Мир для меня - колода карт,

Жизнь - банк, рок мечет, я играю,

И правила игры я к людям применяю.

(М.Ю.Лермонтов)

Проигрывались миллионные состоянья, дома, а в Москве князь Голицын проиграл свою жену, княгиню Марию Гавриловну (урожденную Вяземскую),

- Игра должна была совершаться в полном молчании, игроки обмениваются словами, имеющими прямое отношение к игре, и пользуются, как правило, специальной, условной терминологией. Это способствовало развитию особого языка карточной игры. Обратите внимание на карточную терминологию (на столах)

Учитель: Азартный карточный выигрыш становился как бы универсальной моделью реализации всех страстей, вожделений и надежд. Привлекала именно неожиданность и непредсказуемость.

6. Анализ текста

  1. Характеристика общества

Учитель: Окунемся в мир таинственной повести и эпоху, когда головы дворянской молодежи кружились от слова «случай».

-Дайте характеристику петербургского общества, на фоне которого разворачиваются события повести.

-Кем оно представлено? Германн, Томский, Нарумов, графиня, Лиза

-Какое место занимала игра? Играли все ночи напролёт. В эпиграфе к 1 главе повести ключевые слова «Бог их прости!» так говорят о тех, кто сами не ведают, что творят.

-Расскажите о графине: 1 глава рисует образ жизни светской красавицы, в юности - московская Венера, беззаботно и праздно провела свою жизнь, немало времени проводила за карточным столом, когда-то сумела отыграть карточный долг, благодаря тайне трёх карт. Муж при ней - вроде дворецкого, боялся прекословить, имела четырёх сыновей, не раскрыла им тайну карт, но помогла отыграться любовнику Чаплицкому, которому грозило бесчестие. Она высокомерна, эгоистична, бесконечно капризна, своенравна.

- А Томский: как живёт, на какие средства существует?

-Чем для них была игра? Они обладатели устойчивого родового богатства. Томскому всё достаётся даром. Для них игра - забава, времяпрепровождение, образ жизни, сама жизнь подобна игре.

Томский и графиня - верхушка дворянского общества, А что можно сказать о жизни бедных представителей дворянского сословия (на примере судьбы Лизы и Германна)? Что знаем о Лизе? Почему Пушкин называет Лизу домашней мученицей? Прокомментируйте её фразу «И это моя жизнь?!» Лиза- бедная воспитанница, которая вынуждена сносить все капризы своей благодетельницы. Ей уготована определённая роль, своё место в обществе, отнюдь не самое почётное, а жалкая роль прислужницы.

Глубже раскрыть образ персонажей помогает такой приём, как описание интерьера. Проведите исследовательскую работу с текстом - сравните описание спален графини и Лизы, ответьте, как характеризует интерьер героинь: графиню и Лизу.

Для чего Пушкин так подробно перечисляет все предметы в спальне гарфини? (стр. 202: спальня графини - автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и … Побробнее узнаем с приходом в спальню Германна: полинялые китайские обои, диваны с сошедшей позолотой, веера, разные дамские штучки. Будто сама эпоха XVIII века застыла перед нашими глазами. Теплится золотая лампада - это доживает свой век хозяйка. Обилие дамских штучек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за модой, о стремлении заставить уважать себя. Интерьер раскрывает нам сущность старой графини: с одной стороны - богатая светская дама, с другой - отживающая свой век гордая старуха.

Зачитайте, что представляет собой комната Лизы: ширмы оклеены обоями, а у графини - китайскими обоями, крашеная кровать и сальная свеча - вместо золотой лампады и штофных кресел и диванов.

Как называется приём, который использует Пушкин при описании комнат? - по принципу антитезы. Сравнение интерьеров говорит об огромной социальной пропасти.

Какое чувство вызывает Лиза?- сочувствие, а ведь она и сама чувствует свое положение!

Какой выход для себя видит Лиза? Она ждала избавителя, но молодые люди расчётливы, не удостаивали её своим вниманием.

Кто окажется этим «избавителем»? Германн

А как живёт Германн? -Беден, вынужден экономить, считать

Чем для Германна является игра? - деньги, власть, возможность подняться по социальной лестнице .

Итак, Пушкин внимателен к людям, представляющим разные границы дворянского слоя. Графиня, Княжна Полина, Томский - с одной стороны, Инженерный офицер, живущий жалованием, воспитанница дворянка - живущие на нижней границе общества. Внешне они равны Томскому, но стать им равными не могут. Неимущим уготовано место внизу, поднять их может только приобретение состояние, которое Томскому досталось по наследству.

СОСТОЯНИЕ становится абсолютным мерилом значения человека, положения его в обществе. Вот основная черта того общества.

Мечтает вырваться из этого круга Лиза, ожидая избавителя. И таким избавителем, как ей кажется, станет Германн.

Страстно желает этого и Германн.

АНАЛИЗ ОБРАЗА ГЕРМАННА.

6.2.Характеристика персонажа

Германн - главный герой повести. И разговор о тайне души Германна начнем словами Ф.М.Достоевского:«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Поймём Г. - поймём себя

- Каков же главный герой повести?

-И, во-первых, Германн - это имя или фамилия? Загадка пушкинского текста. С одной стороны, имя, но с другой… Не трудно заметить, что у главного героя произведения отсутствует имя (а может быть - фамилия). Докажем, что "Германн" - это фамилия. Поведем доказательство от противного: пусть "Германн" - это имя. Но в этом случае возникают противоречия: во-первых, в слове "Герман", обозначающем имя, только одна буква "Н", в отличие от написанного Пушкиным; во-вторых, исходя из диалогов, можно сделать вывод, что кавалеры используют фамилию человека, когда обращаются друг к другу или говорят о ком-либо в третьем лице: - Что ты сделал, Сурин?. - А каков Германн!.. Следовательно, "Германн" - это фамилия.

Почему же Пушкин обделил своего "расчетливого немца" именем? Можно предположить, что автор сделал это безо всякого подтекста: Чаплицкий, Нарумов, Чекалинский… - по аналогии. Но эта причина вряд ли является истинной, т.к. названые герои играют эпизодические роли, в то время как Германн - главный герой. Мне кажется, Пушкин отказал своему герою в имени, преследуя цель подчеркнуть таинственность, связанную с героем: в душе страстный игрок, человек с "профилем Наполеона" и "душой Мефистофеля", Германн никогда не играл и вообще не проявлял светской активности.

-Где впервые встречаемся с Германном? За карточным столом у Нарумова

-Почему Германн не играет в карты? Его объяснения: Читаем: "Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее". Томский о нём: "Германн немец: он расчётлив, вот и всё!" Автор о герое: "...не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив... он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости..."

Интересно, почему Пушкин сделал своего героя немцем, да ещё дважды нам об этом напоминает? Вспомните схему характеров Льва Гумилёва. Что, по мнению ученых, предопределяет характер человека? А почему именно немец? Петербург 20-30 годов наполнен немецкими пансионами, школами, булочными, пивными. Немец ассоциируется в России с экономией. Рачительностью, аккуратностью, умением сколотить небольшой, но прочный капитал. Немец противоположен русскому в своей ежедневной прибыли. Германн, ночи напролёт проводящий за карточным столом,но не прикасающийся к картам. вызывает иногда усмешку, но не удивление. Ведь он немец.

У вас на столах цитатный материал, содержащий характеристику Германна. Попробуйте заполнить таблицу, которая поможет глубже понять характер Г. (Ученики выходят к доске, заполняя цитатами таблицу)

Что заложено от природы

Как вынужден жить

«сильные страсти и огненное воображение»

«сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал»

«скрытен и честолюбив»

«Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти»

«будучи в душе игрок»

«никогда не брал он карт в руки»

«следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры»

«я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»

«игра занимает меня сильно»

«Германн - немец: он расчетлив»

«лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»

«Молодой инженер»

- -ИТАК, ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, твёрдость, сильные страсти, огненное воображение. Запишите в тетрадь, распределяя в две группы. Эти характеристики противопоставлены друг другу. Зачитайте, что получилось.

Прокомментируйте: - Как понимаете, игрок в душе, ведь он не играл? Твёрдость железная - проводя целые ночи за столом - ни разу не поддался искушению! Мне не понятно слово «честолюбие». Что это? Словарик поможет Честолюбие - жажда известности, почестей.

Ключевым в творчестве Пушкина являются слово честь. Можно ли это слово заменить честолюбием? Случайно ли отсутствие этого слова в характеристике Г.?Случайно ли умалчивает о нравственности Г? Предлагаю вернуться к этому вопросу в конце урока.

Назовите жизненные принципы Г., его кредо, его три карты. Автор предлагает нам своеобразную "формулу жизни" Германна, которая, как герой надеется, приведёт его к успеху: "Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот, что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!" В ней - цель его жизни (покой и независимость"), здесь же - средства достижения цели ("расчёт, умеренность и трудолюбие").

-Перед нами психологический портрет человека, во многом противоречивого, в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

- Но выделяет ли автор однозначно отрицательные черты в характере Германна? Пожалуй, что нет. В характере героя, словно чаши весов, одна черта уравновешивает другую. Только честолюбие настораживает.

Единственное, что с точностью можно сказать, что он игрок. Не картежник, не раб карт, а игрок. Умеющий выждать и сесть за стол только тогда, когда решается судьба. И цель его жизни ясна - желание разбогатеть. (Честолюбивый, страстный игрок, обуреваемый жаждой богатства, о чести которого Пушкин почему - то умалчивает)

Всегда важнее, какое сам герой даст направление своим порывам и желаниям

Таким герой предстаёт перед нами в экспозиции. А узнать нам поможет дальнейшее развитие событий .

Какой эпизод станет завязкой действия, толчком, когда герой начнёт действовать? Рассказанный Томским анекдот (здесь небольшая история, имевшая место в жизни) о трёх картах. Именно эта история даст толчок развитию действия в повести.

Как отреагировали присутствующие на рассказ о трёх картах? А как Германн? Германн: «Сказка!», Другие: - Случай, порошковые карты.

-В том, как отреагировал Г. на анекдот, тоже сказывается противоречивость его натуры. Во всеуслышание - сказка!, но наедине - анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из головы. Почему же не попробовать своего счастья?

ЗАЧИТАТЬ (с. 198, гл 2, конец) Итак, наедине внутренняя борьба. Лихорадочно перебирает в уме все возможности представиться графине, подбиться в милость.

-Что самое отвратительное ? - Сделаться её любовником! Любовником старухи под 90 лет! Чудовищное, противоестественное намерение! Но не для Германна. Он готов на всё. Здесь твёрдый расчёт и совершенно нет чувства.

-Что его останавливает? Боязнь, что она может умереть, но не возраст

-Какая же минута решила его участь? И почему? «Головка приподнялась, Г. увидел свежее личико и черные глаза» - встреча с Лизой. Мгновенно просчитал план действий: обманом соблазнить девушку и проникнуть в дом к графине.

Так начинается история нравственного падения Германна. С этой минуты он уже не принадлежит себе.

- Что приносит в жертву во имя этой пробы? Докажите текстом - Любовь. А ведь способность любить - высшая мера человека. Его любовь - тот же расчёт. Писал страстные письма, слово в слово списанные с немецких романов. Кстати вспомните, старуха не выдала свой секрет ни 4 сыновьям, ни внуку. И лишь однажды она рассказала о нём….Кому? Чаплицкому, своему любовнику. Упоминание о Чаплицком не случайно. Так Германн противопоставляется графине: она жертвует тайной, спасая своего любимого от карточного долга, от бесчестия. Из-за любви! У Германна, наоборот, игра в любовь приносится в жертву деньгам, выигрышу.

Сопоставим героя с представителями века предшествующего. Пушкин сам предлагает нам сделать это, дав как бы монтаж картин двух эпох уже в первой главе. Век графини - век моды, лёгкого отношения к деньгам и жизни. Графиня в старости полна заносчивости и властности. В ней - мир отживающий. Лучший ли мир приходит ему на смену? Пушкин сомневается в этом.

Лиза, Лизавета. Одно из любимых русской литературой имён, переводится как «клятва». Германн - клятвопрестутник. Клянётся в любви. А для самого Лиза - орудие тщательно задуманного плана - способ проникнуть в спальню к графине. Не любовь, а расчёт, аккуратно выстроенная лживая игра . и всё из-за того, что Г. обуреваем жаждой обогащения.

Неопытная девушка попадает в ловко расставленные Г. сети. По случайному совпадению перед роковым ночным свиданием Томский, танцуя с Лизой на балу мазурку, даёт Г. необычную характеристику. С кем сравнивает Германна Томский? Что кроется в этом коротком и невероятно ёмком сопоставлении: Германн - Наполеон - Мефистофель? В какой момент Лизавета Ивановна сама поразится сходству героя с Наполеоном? Германн - раб банальной идеи (богатство) - не бананен в достижении цели. Военный инженер с профилем Наполеона мечтает о высокомерном вознесении над людьми, правом распоряжаться чужими судьбами во имя личной цели: Германн также почитает всех нулями, всех, кроме себя. Император и инженер одинаково презирают людей, а для Пушкина - это преступление, поэтому Наполеону уготовано поражение и ссылка. Сравнение с Наполеоном, показывает, что Г. не бедная жертва общества (обстоятельства не толкали его на преступление). Но зло, губящее его,- не пошлый порок отдельной личности, а дух эпохи, властитель мира: Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы.

- В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, словно предвосхищая события, что "на его совести, по крайней мере, три злодейства". Какие, на ваш взгляд?

Первой жертвой падает графиня. Германн не намерен убивать её: его пистолет не был даже заряжен. Но могла ли 90-летняя старуха выдержать внезапное вторжение ночью незнакомого человека? - Какова реакция героя на смерть графини? Германн "не чувствовал угрызения совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащение".

Второй жертвой является Лиза. ЗАЧИТАТЬ (С. 202, гл 4) Со слов «дверь отворилась» и до «Они замолчали»

А почему Лиза выслушала его с ужасом? Он не испытывает никаких угрызений совести, одна алчность, жестокая расчётливость . С УЖАСОМ - эта деталь определяет авторскую гуманистическую оценку: писатель отрицает систему взглядов человека, который ради достижения целей переступает законы человечности

- Испытывает ли по отношению к ней герой хотя бы жалость? Спрятавшись в кабинете графини, Германн услышал торопливые шаги Лизы: «В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел» (метафора). А после случившегося "ни слёзы бедной девушки, ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его".

- Осознаёт ли Г. чудовищность происходящего? Нет, покидая дом графини, он завидует некогда счастливому любовнику Чаплицкому. Сострадать Лизе он не может, азарт уже руководит им. Всё вокруг кажется игрой. И ему кажется, он уже начал управлять этой игрой. Но тут просчитался - старуха умерла.

Эта мысль подчёркнута эпиграфом :К главе 4 предпослан французский эпиграф «Человек, для которого нет ничего святого, никаких нравственный правил». Действительно, есть от чего прийти в ужас.

- Правда, спустя три дня Германн отправился в монастырь: РАСКАЯЛСЯ? "Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести..." Но читатель вслед за автором понимает: это не раскаяние, это всего лишь предрассудок. Опять расчёт.

6.3. АНАЛИЗ ГЛАВЫ 5. Реальность и фантастика

В церкви происходит нечто необъяснимое - графиня подмигнула глазом! В реальный мир повести врывается фантастика.

ПРОСМОТР КАДРА ИЗ ФИЛЬМА «ГЕРМАНН И ПРИЗРАК» (одноимённый фильм «Пиковая дама» реж. Игорь Масленников, Г. - В.Проскурин, Графиня - Е.Гоголева)

Вопрос: Зачем Пушкину понадобилось мистифицировать читателей?

Что нового узнаем о герое? Как ведёт себя? Что делает после ухода привидения?

1.Таким фантастическим методом Пушкин словно продолжает изучать героя. Мы уже убедились, что Г. ни перед чем не останавливается. Может, хоть призрака испугается и раскается? НЕТ, даже появления призрака не заставило Г . раскаяться. Он зажёг свечу и записал своё видение - показывает всю низость морального падения с помощью фантастики.

2. И ещё Пушкин словно даёт возможность дальше развиваться действию - с целью досконально исследовать характер Г.

Вернёмся к трём злодействам. Убитая любовь, убитая жизнь графини…

Но кто же стал третьей жертвой в игре Германна? Третьей жертвой своей пагубной страсти падает сам Германн. Злодейства, совершённые человеком против других людей, неизбежно приводят его к саморазрушению.

Прежде чем рассмотреть кульминационную сцену, происходящую в барской квартире Чекалинского, уточним правила игры в штосс. Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода - в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево - понтёр. (Вариант: просмотр кадра из фильма)

Почему игра походила на поединок в третий раз? Перед нами поединок: кого с кем? Карточная дуэль Германна и банкомёта? Германна и мстившей ему старой графини? Или Германна с самим собой? Г с судьбой, самой жизнью?

Чем закончился?

- Что значит «обдернулся»?

Слово «обдернулся» у Пушкина носит, разумеется, не бытовой, а символический смысл. «Обдернулся» Германн не доставая даму - туза, а раньше, когда пошел против себя, когда решился достичь покоя и независимости путем обмана, угроз, насилия над собой. Человеку с «профилем Наполеона» суждено было «обдернуться» в решающий момент своей жизни - как «обдернулся» и сам Наполеон, и тоже в момент самой азартной своей ставки (помните, что недавно мы отмечали 200-летие Бородинского сражения и Отечественной войны).Поэтому фраза «Дама ваша убита» означает: разрушена бредовая, бесчеловечная идея алчного обогащения - сразу и навсегда.

-Почему Германн лишился рассудка? Иначе и быть не может

ВОТ к чему приводит губительная сила страсти! А что можно противопоставить безумной страсти обогащения? Послушайте стихотворение А.С.Пушкина (звучит стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума».)

- «Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад». - Пушкин противопоставляет труд!

Выводы. Рефлексия . Подведение итогов.

Какие выводы сделали вы? Прийти к выводу о том, что страсть греховна; неправедная жизнь влечет за собой наказание; искушению способен противостоять только духовно сильный человек;

1. Случайно ли автор умолчал о чести? Эта повесть раскрыла нам тайну героя - честолюба. Слово честь станет лейтмотивом следующего произведения, которое нам предстоит изучать «Капитанская дочка», повествование которой будет предваряться пословицей «Береги честь смолоду»

2. А можно ли вообще достичь успеха играя ???

Современный Пушкин: вокруг нас много соблазнов (реклама обещает выигрыш, предлагаю способы разбогатеть). Пушкин предостерегает нас от пагубной страсти обогащения нечестными способами.

Вернёмся к теме и эпиграфу повести, написанному поэтом 20 века Ю. Визбором (Зачитать)

Пусть эти слова станут духовным заветом.

Спасибо за работу вашей души. Надеюсь, страсть, «неразумное хотенье» никогда не затмят наш разум.

Домашнее задание: сочинение - рассуждение «О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?»

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Терминология карточной игры

  1. Ставить сумму денег - метать банк

  2. Ставить сумму денег на весь банк - «ва-банк»

  3. Выиграть ва-банк - сорвать банк

  4. Играть мирандолем - не увеличивая ставки

  5. Семпель - один простой куш

  6. Поставить на руте - поставить на ту же карту

  7. Не открывая ее - темное руте (или карта фоска)

  8. Увеличивать вчетверо - пароли пе

  9. Кензельва - увеличение ставки в пятнадцать раз

  10. Септильва - увеличение ставки в 21 раз

  11. Играть «на мелок» - то есть в долг, мелом записывая на зеленом сукне

  12. Банкомет - тот, кто мечет карты

  13. Понтер - тот, кто ставит банк, кто желает все выиграть

  14. Пасовать - пропускать ход

  15. Выиграть с первой же карты - сорвать банк, выиграть соника

  16. Атанде - предложение не делать ставки

  17. «Порошковые» - фальшивые карты (от шестерки до десятки). Карты наклеиваются одна на другую, шестерка на семерку, например, фигура масти вырезается, насыпанный белый порошок, делает это незаметным. Шулер в ходе игры вытряхивает порошок, прекращая шестерку в семерку и т.д.

  18. Для увеличения ставки вдвое понтер загибает угол карты, вчетверо - два угла.

Популярные карточные игры 19 века

« I. Денежные игры, достойныя к повышению:

  1. Банк

  2. Рест

  3. Квинтич

  4. Веньт - Эн

  5. Кучки

  6. Юрдон

  7. Гора

  8. Макао, которое некоторым образом краснее разобижено неупотреблением

II. Нововыезжия игры, которыя достойно принять в службу и ввести в общее употребление:

  1. Штос

  2. Фараон

  3. Три и три

  4. Рокамболь

III. Игры, подавшие просьбы о помещении их в службу степенных солидных людей:

  1. Ломбер

  2. Вист

  3. Пикет

  4. Тентере

  5. А л'а муш

IV. Игры, подавшая просьбу о увольнении их в уезды и деревни:

  1. Панфил

  2. Тресет

  3. Басет

  4. Шнип-шнап-шнур

  5. Марьяж

  6. Дурачки с пар

  7. Дурачки в навалку

  8. Дурачки во все карты

  9. Ерошки и хрюшки

  10. Три листка

  11. Семь листов

  12. Никитишны и

  13. В носки - в чистую отставку».

*Из «Переписки моды» Н.Страхова



© 2010-2022