Разработка урока по поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Тема: Что значит быть свободным для героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Цель: познакомить учащихся с произведением М.Ю.Лермонтова, закрепить понятие об особенностях романтического героя и произведения, дать понятие через поступки и слова главного героя о том, что значит быть свободным, формировать умение объяснять поступки персонажа, составлять его характеристику ; умение отбирать и обобщать отобранный материал, развивать монологическую речь учащихся (умение строить высказывание, используя литературоведческие термины); воспитывать чуткое отношение к жизни, способность переживать, понимать другого человека.

Вид урока: урок по структуре ППТ И.П. Подласого с использованием проектной технологии.

Тип урока: комбинированный, урок-исповедь

Оборудование: интерактивная доска, слайды к уроку, текст произведения

План урока.

  1. «Истинное мужество- способность оценить меру опасности и готовность выстоять перед ней. »: а) "Маска, я тебя знаю"- 3 мин.

б) немного теории литературы-3 мин.

( пропедевтическая практика)

  1. «А душу можно ль рассказать?"( рассказ об авторе) (ориентация) - 5 мин.

3. " Таких две жизни за одну... я променял бы (презентация) -10 мин.

4. " Дайте раз на жизнь и волю, как на чуждую мне долю посмотреть поближе мне»(практика на примерах) - 10 мин.

5. «А он, мятежный просит бури» (управляемая практика) - 7 мин.

"6. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»)? Мини-размышление.

(независимая практика) - 8 мин.

7.Итоги урока. "Великие души переносят страдания молча» (домашняя самостоятельная практика)-2 мин.

Ход урока:

  1. « Истинное мужество- способность оценить меру опасности и готовность выстоять перед ней. »: а) "Маска, я тебя знаю"- 3 мин.

-Добрый день, ребята. Прежде чем мы перейдем к теме нашего урока, я предлагаю поиграть в игру «Маска, я тебя знаю» Угадай те о каких героях идет речь.

-- Удалой боец, очи его соколиные, плечи могутные, кудрявая борода, родился от честного отца, жил по закону господнему, не таился света небесного( купец Калашников)

--(Тарас Бульба)

--(декабристы)

--( ?)

-Что объединяет этих героев? Что у них общего?( мятежный дух, борьба за счастье, несогласие с окружающим миром)

-Для какого литературного направления характерны перечисленные признаки?

-Что еще вы знаете о романтизме?

2. Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением романтиза - поэмой М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

-Работа по теории литературы: композиция, поэма, исповедь.

Поэма-крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Слово «исповедь» имеет следующее значение:

-покаяние в грехах перед священником;

- откровенное признание в чем-нибудь;

- сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

-Сегодня на уроке-исповеди каждый из вас будет излагать свои мысли, мы узнаем мысли главного героя и автора.

-2.«А душу можно ль рассказать?"( Презентация о М.Ю.Лермонтове и его поэме «Мцыри»(5 мин.) М. Ю. Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Жизнь его оборвалась в 27 лет от пули Николая Мартынова в июле 1841года, на дуэли в предгорьях Машука в окрестностях Пятигорска.

Детство поэта прошло в имении его бабушки по материнской линии - в Тарханах. Мать его, Мария Михайловна, умерла рано, когда мальчику было всего2 с небольшим года. Брак родителей не был счастливым. Еще до смерти матери отец покинул семью. После смерти матери отец хотел взять мальчика себе, но бабушка решительно воспротивилась. Она составила завещание, по которому все имущество переходило внуку, но при одном условии - что до совершеннолетия он будет жить с ней. Отец не смог сам обеспечить сына он принял условия бабушки. Бабушка любила всей душой своего внука и всегда пыталась его защитить. Но любовь бабушки - даже самая великая - не может заменить отца и матери.

Одной из роковых своих ошибок Лермонтов считал поступление на военную службу. Дважды был выслан на юг, на Кавказ - вернее, переведен на службу. В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели А.С. Пушкина. Потом в 1840 году за дуэль с сыном французского посланника. Кавказ произвел на него огромное впечатление. Здесь он увидел людей, «вольных как орлы».

История создания поэмы.

В 1839 году Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно- Грузинской дороге.

- Что из жизни поэта послужит вам подсказкой для понимания поведения героя? 3. " Таких две жизни за одну... я променял бы (презентация) -10 мин.

Работа по композиции. -Из скольких глав состоит поэма?(26)

  • О чем идет речь в первой?( описание места событий)

  • О чем идет речь во второй?( история жизни мцыри)-Кого называли мцыри?

  • Что из себя представляют 3-26 главы?

  • -Почему о жизни мцыри рассказывается в одной главе, а о 3-х днях - в 24-х?-

Эти 3 дня проведены были на свободе.- . Три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

4." Дайте раз на жизнь и волю, как на чуждую мне долю посмотреть поближе мне»(практика на примерах) - 10 мин.

- Какова цель побега Мцыри? -Почему Мцыри готов был обменять две жизни в монастыре на одну, полную тревог?3-5 главы(Священные слова отец и мать, Отчизна, дом, друзья, родные, разгульной юности мечты)

Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

Цитаты:

( а)Давным - давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.

- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте. (гл.

Композиция монолога - исповеди даёт возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.

- Что видел Мцыри на воле? (выразительное чтение наизусть отрывков поэмы) (Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! - таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог - гимн миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод)

5. «А он, мятежный просит бури» (управляемая практика) - 7 мин.

-Что делал Мцыри на воле? ЖИЛ. А что значит для героя жить? ( испытывать радость, страх, смущение, сладкую тоску(встреча с грузинкой), бороться( поединок с барсом) -. Монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом. Отчаяния от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает всё текстовое пространство поэмы (оно лишь прерывается краткой справкой) и обращена к определённому персонажу- старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо - враждебный «старик», а затем по- христиански- «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами. 6. «(«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»)? Мини-размышление. Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадёжности?

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном» , как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и « обратил рукою к устам своим, просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду , и вот я должен умереть». Но народ сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого». И освободил народ Иофанана, и не умер он.

Б) - Как вы думаете, с какой интонацией-смирения или протеста-произнес

эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

В) - Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать

французское изречение: «Родина бывает только одна». Почему, по- вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»)? Мини-размышление. (Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?)

- Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Идея поэмы заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнему заключению в стенах монастыря, где человек не живет, а существует.

7. Итоги. "Великие души переносят страдания молча»Домашняя практика А.С.Пушкин «Капитанская дочка»








© 2010-2022