Урок внеклассного чтения в 5 классе

В пятом классе урок внеклассного чтения я дала по рассказу Антона Павловича Чехова "Мальчики". Это благодатный материал для воспитания у детей понятия "нравственные ценности семьи".    Ученики заранее прочитали рассказ, получили опережающие задания: подготовить монологи от лица героев: Володи, его сестренки и Чечевицына. Таким образом можно оригинально проверить знание содержания рассказа и одновременно дать возможность ученикам показать свои творческие способности (перевоплощение).  На уроке уч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Антон Павлович Чехов. «Мальчики».

ТЕМА УРОКА: нравственные ценности семьи в рассказе «Мальчики».

ЦЕЛЬ УРОКА: 1) учащиеся понимают, что любовь, внимание, забота, чуткость, дружба, ответственность за родных людей - это важнейшие нравственные ценности семьи;

2) обучение монологической речи, умению вступать в диалог;

3) учиться характеризовать героев, определять авторскую позицию; закрепить понятие «портрет».

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: ноутбук, экран, проектор.

ХОД УРОКА: 1. Оргмомент. Вступительное слово

учителя.

А.П. Чехов вырос в большой, дружной семье. Для него были очень важны ценности христианской семьи: любовь, чуткость, дружба, внимание, ответственность перед родными людьми за свои поступки и ответственность за родных.

Вы прочитали рассказ «Мальчики», теперь мы обсудим прочитанное.

Вы будете учиться монологической речи, вступать в диалог, характеризовать героев, определять авторскую позицию.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: (содержание рассказа)

Монологи от лица героев. 1)сестра Володи; 2) Чечевицын, 3)Володя.

(1. У меня есть старший брат Володя. Ему 12 лет, он гимназист, живет в городе. Мы с нетерпением ждали его на рождественские каникулы…

2. Я Чечевицын, гимназист, у меня есть хороший товарищ Володя Ковалев. Он пригласил меня к себе погостить на рождественские каникулы…

3. Я Володя Королёв, учусь в гимназии, живу в городе, очень скучаю по дому. Наконец наступили каникулы, я приехал домой, чтобы встретить Рождество со своей семьей… )

3.Вопросы на восприятие. На экране проецируются вопросы к классу. 1) Какие взаимоотношения в семье Ковалевых? (Зачитайте отрывок, как семья готовится встретить Рождество). 2) Как встретили Володю и его товарища? 3) Что пережили взрослые, когда дети пропали?

4)Как встретили беглецов? О чем это говорит?

4. Работа с текстом. Вспомните, что такое портрет в художественном произведении? 1) Найдите и зачитайте строчки, где автор дает портрет Володи.

Какая главная черта характера Володи, судя по портрету? (Добрый, чуткий, любит маму и свой дом, семью. Володя отказывается бежать: «Мне дома хочется пожить».)

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Напишите характеристику

Володи.

6. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ. 1) Какой смысл заключен в том, что и в начале рассказа, и в конце слышим : «Володичка приехал!»

УЧИТЕЛЬ. Тема нашего урока - нравственные ценности семьи. В рассказе «Мальчики» автор высказывает свое мнение об этом.

Назовите, ПРОЖАЛУЙСТА, ТЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ, КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЕТ ВЕЛИКИЙ АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ СВОИМ РАССКАЗОМ.

На партах у детей желтый кружок со словом «СЕМЬЯ» и разноцветные «лепестки» из цветной бумаги, на которых написаны слова:

ЛЮБОВЬ, ЗАБОТА, РАВНОДУШИЕ, ПОНИМАНИЕ, ЧЁРСТВОСТЬ, ДРУЖБА, ЧУТКОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ, ЗЛОСТЬ, ПОДДЕРЖКА, ЭГОИЗМ, ЗАВИСТЬ, РАЗОБЩЁННОСТЬ, БЕССЕРДЕЧНОСТЬ.

Задание: соберите «цветок» с семью лепестками, выберите те качества, которые присущи настоящей семье. ( На каждой парте будет собран «цветок»)

Дети, составим синквейн. Дано слово СЕМЬЯ.

СЕМЬЯ

ДРУЖНАЯ, НАСТОЯЩАЯ.

ДРУЖАТ, ПОНИМАЮТ, ЗАБОТЯТСЯ.

ЗДЕСЬ ТЕБЯ ВСЕГДА ПОДДЕРЖАТ.

ЛЮБОВЬ.













© 2010-2022