УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

по теме: «Испытание любовью»

(роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

ЦЕЛЬ: приобщение к русской культуре через искусство слова, через организацию диалога писатель - читатель.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: знание учащимися текста романа и соотнесение его с личностью автора, фактами его жизни, выявление авторской позиции по предмету обсуждения, обозначение проблемы «испытания любовью» для главных героев, ее роль в сюжете, композиции, системе героев и т.д.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: способствовать развитию мысли, чувства, интереса к личности автора, его слову с целью формирования литературного вкуса, культуры речи, умения самостоятельно излагать свои мысли по этой теме, учиться понимать замысел автора и строить свое понимание через позиционный анализ текста.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: признание нравственной ценности чувства любви в художественном мире И.С. Тургенева и сегодняшней жизни; воспитание чувств через чтение, общение на уроке, построение собственной модели идеального «Я», стремление к этому идеалу.

Любви все возрасты покорны,

но юным, девственным сердцам

ее порывы благотворны…

А.С. Пушкин



  1. Не бесспорно ли это суждение для героев И.С. Тургенева? Неужели именно любовь - чувство, определяющее героев? Прочитав роман «Отцы и дети», можно ли дать категоричный ответ? Что дает право писателю, «гению меры» утверждать это?



  • И.С. Тургенев создал бессмертные образы

  • Он отразил внутренний мир современника

  • «Тургеневская девушка» стала символом духовности

  • Писатель открыл окно русской литературы на Запад

  • и др.

Богата, талантлива личность И.С. Тургенева. История любви самого автора, наверное, звучит в стихотворении «Утро туманное», которое стало одним из самых популярных романсов и сегодняшнего времени, в нем звучит высокая поэзия грусти: «…нехотя вспомнишь и время былое…».

(Исполнение романса ученицей М.)



  1. Испытание любовью - какой смысл вкладывается в это выражение?



  • Остался верен себе.

  • Остался верен любви.

  • «Душе настало пробужденье…».

Крестный путь любви прошли все герои Тургенева, но смогли ли открыть в своей душе «лампаду» служения ей?

Каждый персонаж имеет свою историю любви, которая и определяет его.

Николай Петрович Павел Петрович

Базаров Аркадий

Авторская позиция проявляется в «наборе» сведений о герое, выбор которого характеризует его совершенно.

Через самохарактеристики и взаимохарактеристики, через сопоставление намерения и поступка, через прямую авторскую оценку.

А.

Павел Петрович Аркадий: «Он достоин сожаления»

Базаров: «Распустился, раскис до того,

что ни на что не стал способен» Прямая авторская оценка:

  1. «таскался за ней повсюду…»

  2. время прошло «бесцветно, бесплодно»

  3. «…потеряв свое прошедшее, он все потерял»

Стал ли лучше Павел Петрович, т.е. стал ли он естественнее, мудрее, открыл ли новое понимание жизни, наполнил ли ее созиданием?

Если любовь - это преодоление собственного несовершенства, пробуждение лучшего в человеке, то Павел Петрович был раздавлен своим чувством, значит, не выдержал ее испытания.

Таково, действительно, наказание автора герою, не достойному этого чувства. Иная доля выпала Николаю Петровичу, чем она интересна, как характеризует его?

Б.

Авторский знак: «Как грустно мне твое явленье, весна, весна, пора любви…» эти пушкинские строки - символ образа. Любовь Николая Петровича - элегия (грустная песнь пастушка)

Николай Петрович

Аркадий: «он действительно любит, любим…»

Базаров: «Он молодец… он мне нравится…»

Можно ли говорить здесь об испытаниях?

Нет, не было борьбы, столкновений: «десять лет прошло как сон». Николай Петрович - романтик, живущий воспоминаниями о любви, поэзии.

В.

Лишь Аркадий не имеет грустного прошлого - он весь в настоящем. Какую оценку дает ему автор?

Аркадий не совсем понимает своего отца и дядю,

он при этом уважает их выбор:

«Лучше бы он вовсе этого «Ты не смог сделать другой

не касался» . выбор - она этого заслуживает».

(об истории отца и Фени)

Но так же ясно, что Аркадий всегда в чьей-то воле: Базаров, Одинцова, теперь - Катя. Автор определяет его так: «прирученный»

«галка - птица семейная».

Это ироническое сравнение и есть выраженное слово автора герою, которому «вручили» любовь.

Г.

Но кому же «настало пробуждение»?

Почему художник Н. Рудаков на обложке романа изобразил именно их, чья история любви сейчас станет для нас такой важной?

Строки романса: «первая встреча - последняя встреча» и вмещают в себя эту историю.

Первая встреча:

деталиБазаров (гл. 2) Одинцова (гл. 15)

«высокого роста, «высокого роста,

в лице самоуверенность и ум» поражало достоинство осанки

и мягкая сила»

Так похожи описания!

Первое определение для Одинцовой: «К какому разряду млекопитающих относится?»

Последнее: «великодушная», «чистая» (гл. 27).

Что заставило Базарова пересмотреть свои взгляды? Какая сила - как ее можно назвать? Сравните отношение к любви Базарова в начале романа и в конце, причина?

  • «мы, физиологи, знаем, какая тут тайна…», «все это гниль… чепуха, художество» (гл. 8).

  • «настоящей причиной изменения стало то чувство, которое ему внушала Одинцова…» (гл. 15)

Как конфликт намерения и поступка проявляется в ремарках, деталях?

«его руки дрожали, … нахмурился… …пробормотал… …сердито отвечал… …промолчал…»

Найдите в тексте упоминание о рыцаре Тогенбурге, каков смысл этого образа, связь с главными героями?

  • появляется мир культуры, ведь это баллада Шиллера

Когда является «пейзаж живым» Базарову?

«таинственно шепчется»

«раздражительная свежесть»

в сцене объяснения в любви с Одинцовой

Как ведет себя Базаров в сцене объяснения, чем удивляет?

  • чувством глубоким, не унижается: «Человек я бедный, но милостыню не беру…»

3. Возвращаясь к началу урока, к центральному вопросу, можно ли сказать, что тема любви, действительно, одна из самых важных?

Да, не имея возможности показать героя на широкой арене гражданской борьбы служения, автор показывает, как он глубоко может чувствовать, как достойно принимает испытание и выдерживает его, последним подвигом станет смерть.

Автор «вмешивается» в жизнь героев, дарит им любовь и отнимает жизнь, сталкивает в поединке, тем самым выражая свой взгляд на мир.

Нам дорог этот взгляд - это признание несомненной ценности духовности, нравственности.

Конечно, вслед за Тургеневым мы определяем место любви в иерархии человеческих ценностей как главное, она залог будущего, условие счастья…

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Бойко С.М.

  1. Реальные учебные возможности учащихся 10 класса высокие. Способность выделить проблемы и указать пути решения учитывались при планировании данного урока.

  2. Место урока по теме «Испытание любовью» - центральное в изучении романа «Отцы и дети». Предыдущий урок «Нигилизм Базарова» обозначил причину, а последующий «Смерть Базарова» - следствие борьбы между теорией и жизнью. Система уроков по изучению романа отвечает замыслу автора - показать гибельность идей, искажающих естественные законы, отрицающие вечные ценности.

  3. Знание текста и биографии И.С. Тургенева - не самоцель, оно должно служить воспитанию у учащихся «добра и света», а с другой стороны, пониманию, что залог этому в умении прочесть и соотнести эти задачи воедино в проект собственной жизни.

  4. Структура урока исследовательского типа, урока анализа текста отвечала решению этой задачи: предъявление проблемы, выдвижение гипотезы, набор фактов для ее подтверждения и окончательное суждение.

  5. Главный акцент на уроке делался на ценностном ряде автора. Главное для него - любовь, семья, этому существенному понятию творчества писателя отводилось основное место.

  6. Для раскрытия этого положения использовался метод позиционного анализа текста, когда весь ход урока подчиняется выделению позиции автора по отношению к идее, герою, способам ее выражения через выделение противоречий в системе персонажей, в самом герое, в его взглядах на жизнь, внутренней борьбе двух начал. Постановка и решение проблемы обуславливают и приемы работы.

  7. Система вопросов, направленных на раскрытие нравственных и литературоведческих понятий раскрывала соответствие задач воспитательных и развивающих мышление. Новый материал, введение новой ситуации потребовал объяснения связи с предыдущим материалом - сравнения, сопоставления поведения и образа мыслей героя со способами их выражения: через описание внешности, через фиксирование взаимосвязи между внутренним побуждением и поступком - т.е. отыскание деталей, авторских знаков, через показ специфики эпического произведения в системе повествования, взаимосвязи событий. Дифференцированный подход к учащимся осуществлялся на всех этапах урока: сильные ученики работали на этапе выдвижения проблемы, менее развитые - на этапе подтверждения гипотезы.

  8. Контроль знаний, умений, навыков осуществлялся на всех этапах урока. В начале урока было предложено пояснить положение о «величии», т.е. значения творчества писателя в русской литературе, выделить то, что отличает его от всех других ранее изученных, знание биографии и творчества. С одной стороны целостность, а с другой - проблемность определили систему вопросов, направленных на контроль ЗУН. От наблюдений над различными героями, эпизодами, к пониманию связи и способностью к обобщению - путь ученика, его правильность оценивалась на протяжении всего урока.

  9. Учебный кабинет, его возможности использовались в организации музыкального момента: звучало пианино; использовалась доска для записи темы, эпиграфа; крепления портрета писателя.

  10. Высокая работоспособность обеспечивалась сменой учебных ситуаций, т.е. сменой логических и эмоциональных частей, насыщенность нравственными проблемами связывала все этапы урока.

  11. Психологическая атмосфера, общение было основано на признании равного права на оценку героя, ситуации.

  12. Рациональное использование времени на уроке обеспечивалось за счет точности вопросов и отбора материала, использование адекватных форм объяснения, контроля и обобщение.

  13. Осталось «в запасе» несколько вариантов изучения этой темы, много фактов из жизни самого автора, подтверждающих концепцию жизни, предъявленную романом И.С. Тургенева.

Можно было выстроить сценарий фильма с «крупными» кадрами, тенью и светом характера главного героя.

Можно было «увидеть» сцены спектакля с декорациями, костюмами и т.д.

Можно было «услышать» рассказ-монолог одного из героев - через чтение дневника и т.д.

Осталась статья «Вскрытие показало, что Базаров жив» И. Вирабова.

Но все это будет использовано на других уроках в системе изучения творчества И.С. Тургенева.

  1. Удалось решить главную задачу - понимание литературы как восстановление ценностей жизненных, неизменных для всех поколений. Способность читать текст при этом основная. Умение видеть проблему, обозначенную автором, понимать пути ее решения - выход в реальность: видеть человека, понимать его проблемы - предъявлять свое понимание его проблем и выход через обращение к вечным ценностям. Таков замысел урока, он реализован.

Не удалось на этапе ввода в проблему сразу отсечь другое толкование, выделить точно проблему «испытания» не как процесса, а как результата, разделив понятия, что затруднило определение круга логических определений.

Р Е Ф Л Е К С И Я У Р О К А

по теме «Испытание любовью» - что это значит?

В результате урока должно было прийти понимание, во-первых, того, что эта проблема действительно существует сегодня в собственной жизни (моей и учащихся), во-вторых, эта проблема нашла свое воплощение в романе и без ее решения замысел автора, его концепция личности понята быть не может. Авторская позиция поможет читателю встроить собственную не только при чтении текста, но в понимании связи своих помыслов и поступков.

Вопрос о соответствии своих жизненных ценностей и тургеневских должен был подвести итог этому пониманию. Но не решение о том № 1 обозначает место чувству любви или какой-либо другой (№ 3 - 10 и т.д.), а сама необходимость иерархии, как определение цели жизни, ситуация целеполагания была важна. Любовь не может быть целью жизни, но как часть полноценной реализации устремлений личности - позиция автора,

1. 2.

представленная П.П. Нельзя жить без любви - Базаров. Образец:

3.

Кирсановы; но без всех троих героев жизнь представлена была бы односторонне.

П.П. Н.П. - А.

Б.

Многообразие позиций и рождает для читателя проблему: где истина - автор ее выстраивает, но определяет и ее решение через финал, где лишен жизни тот, кто отвергает любовь как ценность, показана бессмысленность жизни тех, кто живет только ею, вечна жизнь тем, кто вводит ее в «традицию».

Противоречие Б. Я определила и проводила эту мысль через урок как противоречие между теорией и жизнью, а, следовало бы, по-прежнему, между намерением и поступком. Урок вернул меня к прежней позиции.

Б. Хочет казаться нигилистом - отсюда «текст» его речей, но он человек, отсюда поступки.

Пример: (о родителях)

  1. «ничтожество их им не смердит»; 2.«они люди добрые».

Это отражение проблем «комплексов» самого писателя: он не принимал образ мыслей «новых» людей, он видел их силу. Старался объективно показать их, создав могучий характер Базарова. Этим романом писатель старался объединить общество, показав нераздельность обоих процессов - уход одного класса и приход нового в историю страны.

Затруднение на I этапе, ввод в проблему, произошел из-за неумения объяснить разночтение слова «испытание» в применении к слову «любовь».

Тема конкретизировала это понятие, а Денис отсекал конкретизацию. Допуская его толкование, я тем самым сама расширяла область допустимого.

Вывод: продумывать - значит допускать другие гипотезы и уметь (зная свою цель) возвращать к своему толкованию.

А Б

Я

П А Н



Н

Б Б

А Я Т

П

Пример заданий, нацеленных на личностное усвоение творчества

И.С. Тургенева в 10 классе

(создание условий для организации рефлексийного чтения

романа «Отцы и дети»)

Учащиеся выбирали один вопрос из десяти предложенных: принцип массива «позволяет определить состояние читателя», мотив дальнейшего чтения, интересы и симпатии как всего класса, так и каждого.



  1. Какую способность (И.С. Тургенев) человека определяет в качестве критерия в оценке человека?

Какое качество характера И.С. Тургенев считает главным (критериальным) в человеке? А ваша точка зрения?



  1. Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя…

Чему можно научиться, глядя на Кирсановых? А на Базаровых?



  1. Отец Чичикова учил…

Отец П. Гринева учил…

Отец Молчалина учил…

Чему учил отец Кирсанова, Базарова?

Чему учат отцы сегодня? Ваш ответ…



  1. (Что хочу знать…)

«Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу…»

Какие вопросы ты бы задал писателю, чтобы ответить на свои?

Возьмите интервью у И.С. Тургенева.



  1. Как решает проблему отцов и детей автор романа?

Кто прав в этом споре, на чьей вы стороне?



  1. Какие бы фразу вы вписали в свой дневник, на обложку альбома, почему? (в тексте много афоризмов, которые стали очень известными…)

«Каждый человек сам себя воспитать должен, вот я, например…»



  1. Не будь Тургенева… «так бы и жили мы без положительных героев… в компании Собакевича и Ноздрева…» (Солоухин)

Можете привести пример положительных героев в творчестве Тургенева?



  1. Смешное в романе. Какие сцены, герои вызывают улыбку?



  1. Герои, которые вызывают (анти)симпатии? Что вызвало такое отношение?

  2. «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, (продолжите…

повторяю, если он его не полюбит, я, - я виноват и не достиг своей цели…».

Достиг ли Тургенев этой цели?…

Не бывает любви несчастной,

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной,

Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любви не бывает,

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит

И несчастной любви не стоит.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»



УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ по теме: «Испытание любовью»







© 2010-2022