Практикум по переходным и непереходным глаголам

Урок по русскому языку в 6 классе общеобразовательной школы. Основными целями данного урока являются: - способствовать развитию речи и мышления; - закрепить у учащихся представления о переходности и непереходности глаголов и об их возвратности; - учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов;-воспитывать внимательность и интерес к предмету. Урок-практикум стимулирует познавательный интерес учащихся по данной теме. Основной источник: учебник "Русский язык 6 класс" З.К.Саб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс Русский язык

Практикум по переходным и непереходным глаголам

Цели:

  • способствовать развитию речи, мышления

  • закрепить у учащихся представление о переходности и непереходности глаголов, о возвратности глаголов;

  • учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов.

  • воспитывать внимательность, интерес к предмету

ЗАДАЧИ:

  1. Стимулирование познавательного интереса учащихся по данной теме.

  2. Углубление знаний учащихся по изучению глагола.

  3. Организация работы по дальнейшему развитию знаний и умений через систему письменных и устных заданий.

ТИП УРОКА: урок-практикум.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.

СРЕДСТВА учебник «Русский язык 6 класс» авторы З.К.Сабитова, В.К.Павленко

Виды учебной деятельности: самостоятельные наблюдения учащихся, выполнение заданий и упражнений, работа по исправлению речевых ошибок.

Ход урока:

  1. Лингвистическая разминка

Задание: записать стихотворную строку, определить автора; сделать синтаксический разбор предложения, определить части речи, их грамматические признаки; объяснить, почему слово Ларчик написано с большой буквы; обратить внимание на инверсию ( нарушение порядка слов в предложении)

Всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Комментарий

Строка из басни И.А.Крылова «Ларчик»

Инверсия (необычный порядок слов в предложении) «разводит» подлежащее (определительное местоимение всякий) и сказуемое (непереходный глагол любовался); сказуемое и непрямое дополнение в творительном падеже (Ларчик).



  1. Проверка домашнего задания



  1. Работа по теме урока

  1. Задание (коллективная работа)

Записать слова в два столбика:

Гл+сущ. В.п. гл+сущ. в остальных косвенных падежах

Помириться с другом, косить траву, расти на поляне, брал книгу, звенят в воздухе, помогать другу, рубить топором, смотреть на море, сшить костюм.

Проверка выполнения задания.

Гл.+ сущ В.п. Гл.+ сущ. в остальных косвенных падежах

Косить траву помириться с другом,

брал книгу расти на поляне

помогать другу звенят в воздухе

сшить костюм рубить топором

смотреть на море

Объяснение учителя: Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.

Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.
Все остальные глаголы являются непереходными.
Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:

брал (что?) книгу (В.п.), встречать (кого?) его (В.п.)

При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже:

1) при отрицании:
не купил (чего?) хлеба (р.п.), не выпить (чего?) молока (р.п.);

2) при указании на часть предмета:
отрезал (чего?) сыру (р.п.), нарвать (чего?) цветов (р.п.)

В отдельных случаях присоединение приставок к непереходным бесприставочным глаголам обращает их в переходные; ср.: вредить (кому? чему?), обезвредить (кого? что?).
В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный: Редактор правит рукопись. - Миром правит сам человек (М.). При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П0

IV Закрепление материала:

  1. Выполнение упражнения 902 стр.288 (составить словосочетания, где один и тот же глагол будет переходным и непереходным)

Разъяснение учителя:

Переходность глаголов не зависит от спряжения. Глаголы II спряжения (белить, чернить, синить) проявили переходность: белить (что?) потолок, чернить (что?) сталь, сшить (что?) платье.

Эти же глаголы могут проявлять непереходность: белить (чем?) мелом, чернить (чем?) краской, сшить (где?) в ателье.

Глаголы I спряжения (белеть, чернеть, синеть) являются непереходными, не могут иметь при себе прямого дополнения.

Переходность/непереходность не зависит от спряжения: прогонять (кого?) тоску, глагол I спряжения; прогнать (кого?) тоску, глагол II спряжения.

  1. Работа с учебником

Самостоятельные наблюдения: упр.903 с.288 (Определи переходность /нереходность глаголов)

  1. Поисковая задача: Имеют ли переходность возвратные глаголы?

Облить друга В.п водой - облить -переходный глагол
облиться водой Т.п.- облиться - непереходный глагол.

Комментарий: Глаголы с суффиксом -ся (-сь) являются возвратными. Возвратные глаголы выражают направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идет речь. В самом составе этих глаголов уже заключена направленность действия на себя: облиться водой (облить кого? себя)- винительный падеж без предлога . Поэтому возвратный глагол исчерпал действие, которое прямо переходит на предмет. Итак, возвратные глаголы - непереходные. Глаголы без суффикса -ся (-сь) - переходные.

Домашнее задание: с.287 упр.897 определить переходность /непереходность глаголов.

ЦЕЛИ:

РАЗВИВАЮЩАЯ: способствовать развитию речи, мышления.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету.

© 2010-2022