Урок на тему Односоставные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

...

Предмет: русский язык

Класс: восьмой

Тема: Односоставные предложения

Тип урока: урок изучения первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления

Задачи занятия:

Образовательные - формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные - развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Грамматическая зарядка: повторение орфографии

  3. Исследовательская работа

Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги:

  1. Я умею читать книги.

  2. Люблю классическую музыку.

  3. По радио объявили о посадке самолёта.

  4. Мне не спится

  5. Какая ночь!

- Внимательно рассмотрите эти предложения.

- Подумайте, как их можно разделить на две группы

Я умею читать книги. Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолёта

Мне не спится.

Какая ночь!

- По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения - состав основы предложений).

Определение темы урока:

- Что мы уже знаем? (двусоставные предложения).

- Чем выражены главные члены в этом предложении? («Я умею читать» - подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное - гл. в форме 1 л., ед.ч. + инфинитив).

- Что мы еще не знаем? (односоставные предложения).

- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения).

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают, понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются, попробуем сами использовать односоставные предложения.

Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов

а) Не спится, няня: здесь так душно! (А.Пушкин)

б) В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Лермонтов)

в) Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А.Фет)

г) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин)

д) К кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

е) Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

ж) Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)

з) Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу? (С.Есенин)

- Односоставные предложения часто встречаются в поэтических текстах.

  1. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?

Какая ночь! Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолёта

Мне не спится.

- По какому принципу вы разделили предложения? (распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения)

- Чем выражены главные члены в данных предложениях? («Какая ночь!» - главный член предложения - существительное в именительном падеже)

- В какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее? («Мне не спится»)

- Чем выражен главный член предложения? (Главный член предложения - безличный глагол)

- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее? («Люблю классическую музыку» - глагол, 1 лица, единственного числа; «По радио объявили о посадке самолёта» - глагол, 3 лицо, единственного числа)

Итак, обобщим - односоставные предложения делятся на две группы: (слайд № 10, 11)

  1. Определенно-личные 2. Назывные

Неопределенно-личные

Безличные

  1. Создание алгоритма.

Давайте восстановим ход нашего исследования:

Выделить грамматическую основу предложения.

  1. Определяем, двусоставное или односоставное.

  2. Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения - подлежащим или сказуемым.

  3. Если подлежащее - это назывное предложение.

  4. Если сказуемым - определить, подразумевается ли деятель

  5. Если подразумевается - выяснить: определенно-личное или неопределенно-личное.

  6. Если нет - это безличное.

  1. Выполните тест с самопроверкой.

  2. Практическое задание - проблемный вопрос. Объясните, почему в предложении перед союзом И необходима запятая? «Подморозило, и воздух стал свежей». (Ответ: чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться определять в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности). Домашнее задание:

2) Составить рассказ, используя односоставные предложения на тему «Прогулка в лесу».



© 2010-2022