Жизнь и творчество Пушкина в 1834 году (материалы ученической конференции в Болдино)

Сегодня, в век падения нравственности и морали, особенно важно вспомнить об истоках человечности, о том , что, преодолевая трудности и перипетии смутного времени, можно оставаться человеком и нести окружающим добро, мир, радость своим творчеством. Это нам показывает А.С.Пушкин - человек с нелегкой судьбой и великим талантом. Исследователь жизни и творчества поэта В.С.Непомнящий, рассуждая о моральных и нравственных принципах современной России, справедливо отмечает:"Чтобы России обрести себя, на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Жизнь и творчество А.С.Пушкина в 1834 году (материалы Болдинской ученической конференции) Паклина Е.В.

Оглавление.

Введение.

Стр. 3

« Чтобы России обрести себя, надо обратиться к Пушкину».

/В.С.Непомнящий/

Обоснование выбора темы, ее актуальности. Цели и задачи работы.

Основная часть.

Стр. 4

«Узлом, в котором явственно сошлись все нити…игры, был 1834 год».

/В.С.Непомнящий/

Глава 1. Основные события 1834 года внешней жизни Пушкина, сопоставление разных точек зрения на проблему.

Глава 2. «Пишу много для себя, а печатаю поневоле и единственно для денег». Литературная деятельность и творчество 1834 года, некоторые литературные произведения в свете неоднозначных мнений и оценок исследователей - пушкинистов.

Заключение.

Стр. 9

«Всякий образованный русский должен иметь у себя всего Пушкина: иначе он не образованный и не русский».

/В.Г.Белинский/

Выводы.

Список литературы.

Стр. 10

Введение.

« Чтобы России обрести себя, надо обратиться к Пушкину».

/В.С.Непомнящий/

Тема «Жизнь и творчество Пушкина в 1834 году» на первый взгляд абсолютно не оригинальная показалась мне интригующей. Почему именно 1834 год выделен из биографии Пушкина? Что в нем особенного, замечательного? Из школьных уроков по литературе мне известно, что осенью 1834 года Пушкин последний раз приехал в Болдино, ожидая вдохновения и творчества. Но написал только « Сказку о золотом петушке?» Почему? Что скрывается за этой датой? Просматривая монографии исследователей - пушкинистов, обнаруживаю: когда пытаются разделить жизнь Пушкина на четко ограниченные периоды, то 1834 год обычно определяют начальным рубежом последнего из всех - самого горького и самого тёмного. «Узлом, в котором явственно сошлись все нити…игры, был 1834 год», - считает В.С.Непомнящий1. Н.Эйдельман в работе «Пушкин. Из биографии и творчества 1826-1837 годов» пишет: «1834 год. С этого времени обычно начинают непосредственную историю гибели поэта…»2 С.М.Бонди называет 1834 год переломным моментом в жизни и творчестве Пушкина. По мнению Щеголева П.Е., 1833 -1834 годы самые глухие в жизни Пушкина - «годы, о которых располагаем самым скудным биографическим материалом. И современных свидетельств, и документальных данных об этой поре жизни Пушкина меньше, чем о каком-либо другом периоде его жизни»3. В 1834 году молодой тогда критик В.Г.Белинский объявил о конце Пушкинского периода в русской литературе: «…тридцатым годом кончился, или лучше сказать, внезапно оборвался период Пушкинский, так как кончился сам Пушкин, а вместе с ним и его влияние…»4. Что же происходит в личной, общественной и творческой жизни поэта? Почему Белинский заявляет о «творческой кончине» Пушкина? Как влияют события этого года на его литературное творчество?

Целью работы является изложение жизни и творчества А.С.Пушкина в 1834 году в свете различных мнений и точек зрения исследователей - пушкинистов.

В связи с поставленной целью в реферате решаются следующие задачи:

- проанализировать и критически осмыслить литературоведческие источники по данному вопросу;

- выявить узловые моменты биографии Пушкина в 1834 году, рассмотреть основные художественные тексты поэта 1834 года в контексте тех изменений, которые наметились во взаимоотношениях поэта с властью и обществом в этот период;

- сопоставить разные точки зрения на исследуемую проблему: общественная и творческая жизнь поэта в 1834 году.

Актуальна данная тема с точки зрения научной значимости: изучение вопроса вызывает споры в российском пушкиноведении. Актуальность исследования связана и с тем, что сегодня, в век падения нравственности и морали, особенно важно вспомнить об истоках человечности, о том, что преодолевая трудности и перипетии смутного времени можно оставаться человеком и нести окружающим добро, мир, радость своим творчеством. Это нам доказывает А.Пушкин - человек с нелегкой судьбой и великим талантом.

Исследователь жизни и творчества поэта В.С. Непомнящий, рассуждая о моральных и нравственных принципах современной России, справедливо отмечает: «Чтобы России обрести себя, надо обратиться к Пушкину».5

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

«Узлом, в котором явственно сошлись все нити…игры, был 1834 год».

/В.С.Непомнящий/ Глава 1. Основные события 1834 года внешней жизни Пушкина, сопоставление разных точек зрения на проблему.

Первый издатель и библиограф великого поэта Анненков П.В. в «Материалах для биографии Пушкина» дает характеристику жизни Александра Сергеевича в 1834 году, отмечая некоторые жизненные обстоятельства. Анненков сообщает о том, что вышедшая в 1834 году «История Пугачевского бунта», по словам Пушкина из письма Нащокину, «денег принесла довольно», но весь доход ушел на оплату долгов. Анненков говорит о проявляющихся в этот год чертах добродушия, сочетаемых с пылкостью и решительностью, о простосердечии и благородстве характера, о ясной и любящей душе поэта. Желание уехать в деревню связывает с принятием Пушкиным на себя обязанностей главы всего семейства, с заботой о достоянии своей фамилии. Отказ от этого плана библиограф видит в боязни Пушкина потерять работу в архивах, в прошении об отставке. Не говорит Анненков о конфликте Пушкина с властью. Он пишет о всегдашней высочайшей милости, обращенной на поэта в затруднительных случаях его жизни, об отеческом покровительстве, начавшемся в 1826 году и не оставлявшем Пушкина во всю его жизнь. Не упоминает Анненков о факте перлюстрации письма Пушкина жене в апреле 1834 года, никак не комментирует « пожалование в камер-юнкеры».

Первый библиограф поэта не видит трагичности в жизни и творчестве Пушкина в 1834 году, по его мнению, есть некоторые « затруднительные обстоятельства», связанные с материальным положением, с возможностью потерять работу в архивах. Но кризиса Анненков не наблюдает.

Иначе смотрят на события 1834 года пушкиноведы более позднего периода: В.В.Кунин, Г.И.Чулков, В.В. Вересаев, Гроссман Л., П.Е.Щеголев, основывая свои исследования на письмах, дневниках Пушкина и его современников.

Во вступительном очерке к письмам и страницам из дневника Пушкина 1834 -1835 годов В.В.Кунин четко выделяет не «некоторые жизненные обстоятельства», а удары, которые в дальнейшем привели поэта к гибели. Камер-юнкерство - первый удар. Это назначение вызвало негодование Пушкина и решение вернуться к оппозиции по отношению к царю. Второй удар - в апреле почтовая цензура распечатала, передала полиции, а та переправила царю письмо Пушкина Наталье Николаевне, в котором он клял своё производство в камер-пажи и советовал Сашке не ссорится с царями. Вмешательство власти в жизнь семейственную вызвало ярость Пушкина: «Без политической свободы жить очень можно, без семейственной неприкосновенности невозможно», - замечал он. Третий удар был посильнее - Пушкин решил выйти в отставку. В отличие от Анненкова Кунин видит причину желания оставить службу не только в затруднительных материальных обстоятельствах, но и в истории с письмом, в отвращении поэта к императорскому двору. Такой шаг, по мнению власти, означал полный разрыв с правительством. Поэту-историку не отказали, но запретили пользоваться архивами. Пушкин не мог бросить работу. Скрепя сердце он взял свое прошение обратно. Новый, четвёртый по счёту удар, связан с «Историей Пугачева»: Кунин пишет, что вышедшую из печати книгу не покупали. Анненков обращает внимание на достаточно хороший доход, полученный от продажи книги. Подсчёт драматических событий года Кунин заключает ещё одной постоянной неприятностью жизни Александра Сергеевича - долгами. С весны 1834 года Пушкин взял на себя ответственность за нижегородские имения. «Вы не можете себе представить, - пишет он Осиповой П.А. летом 1834 года, - до чего управление этим имением мне в тягость. Нет сомнения, Болдино заслуживает того, чтобы его спасти, хотя бы ради Ольги и Льва, которым в будущем грозит нищенство… Но я не богат, у меня самого есть семья, которая зависит от меня и без меня впадет в нищету. Я принял имение, которое не приносит мне ничего, кроме забот и неприятностей». В 1835 году Пушкин отказался от управления отцовским имением.

Вересаев В.В. в работе «Пушкин в жизни» в главе «В придворном плену» на основе отрывков из дневника Пушкина, его писем жене, друзьям, рассказов современников, воссоздает картину жизни поэта в 1834 году. Документальный материал, погружая в атмосферу того времени, позволяет почувствовать душевное состояние Пушкина. Анненков и Вересаев создают у читателя противоречивые представления о душевном состоянии Пушкина в 1834 году. Первый говорит о простосердечии, добродушии, сочетаемом с пылкостью и решительностью, о любящей душе; второй рисует в нашем воображении то огорченного и растерянного, то разгневанного и негодующего, то едко ироничного Пушкина, но пылкого, вдохновенного уже не было. «Какая-то грусть лежала на его лице», - вспоминает граф П.Х.Граббе, лично познакомившийся с Пушкиным в январе 1834 года. В.В.Вересаев рассматривает 1834 год как «придворный плен» поэта. Он так же, как и Г.И.Чулков, Л.Гроссман и П.Е.Щеголев, передает через документальные материалы остроту конфликта поэта с властью, о котором Анненков даже не намекает.

Г.И.Чулков в монографии «Жизнь Пушкина» рассказывает том, что поэт, взбешенный своим придворным званием, саркастически обещает взять на себя роль русского Данжо, чтобы сохранить для потомства скандальную хронику николаевского двора. Изучая дневники Пушкина, Чулков отмечает: «Ирония и сарказм нередко уничтожают те изъявления лояльности и чувств верноподданного, которые мелькают на страницах дневника. Частые записи о балах, раутах и приемах нередко сменяются замечаниями зловещими: «Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода?» Нессельроде получил 200 тысяч на нужды голодающих крестьян, но Пушкин не верит, что эти деньги в самом деле дойдут до мужицкой избы. Л.Гроссман в «Златом кругу вельмож», в главе из книги «Пушкин», обрисовывает «высший» правительственный круг, подчеркивая непреодолимую неприязнь и вражду вельмож к поэту. Пушкин испытывает не меньшую ненависть к семейству Нессельроде и Николаю I. «Пушкин ненавидел вице - канцлершу», «заклеймил» в своих дневниках Нессельроде, «Николай I получил заслуженное клеймо в дневниках и письмах поэта», - пишет Гроссман. П.Е.Щеголев, проанализировав взаимоотношения поэта с царем, приходит к выводу: «Нам кажется,- анализ записей Пушкина о Николае I в дневнике дает нам возможность сделать заключение, что принятое биографами и исследователями Пушкина представление об отношении Пушкина к царю не соответствует действительности. В 1833--1834 году Пушкин проявил критическое отношение к Николаю и как к монарху, и как к человеку, и трезво посмотрел на державца полумира. Положительное и восторженное отношение к Николаю сменилось отрицательным. На месте великого государя оказался прапорщик, а на месте человека-героя оказался мелкий человек, ограниченный и узкий, злобно-памятливый».

Таким образом, мы видим, что многие пушкинисты, в отличие от первого библиографа Пушкина П.В. Анненкова, рассматривают 1834 год в жизни поэта, как драматический, трагичный, события которого привели к изменению душевного состояния Александра Сергеевича. Особенно тягостными для него стали отношения с властью и правительством. Между ними устанавливаются отношения взаимной ненависти и вражды. Пушкин мечтает об отставке и жизни в деревне. Современное пушкиноведение в лице В.С.Непомнящего также считает 1834 год «узлом, в котором явственно сошлись все нити…игры», приведшей поэта к гибели.

Глава 2. «Пишу много для себя, а печатаю поневоле и единственно для денег». Литературная деятельность и творчество 1834 года, некоторые литературные произведения в свете неоднозначных мнений и оценок исследователей - пушкинистов.

Не меньшее количество споров и мнений вызывает и творчество поэта обозначенного периода. В одном из писем 1834 года, размещенных в книге В.Кунина, Пушкин сообщает Погодину: «...Пишу много про себя, а печатаю поневоле и единственно для денег: охота являться перед публикою, которая вас не понимает. Было время, литература была благородное, аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок. Быть так». Данное письмо свидетельствует об общественном и литературном одиночестве Пушкина. Многие из современников считали поэта «умолкнувшим», исписавшимся, пережившим свой талант. Белинский В.Г. в «Литературных мечтаниях» 1834 года сетовал: «Пушкин поэт русский по преимуществу, Пушкин, в сильных и мощных песнях которого впервые пахнуло веяние жизни русской…Пушкин, автор «Полтавы» и «Годунова» и Пушкин - автор «Анджело» и других мёртвых безжизненных сказок!» И далее: «Пушкин царствовал десять лет…Теперь мы не узнаём Пушкина: он умер или, может быть, только обмер на время. Может быть, его уже нет, а может быть, он и воскреснет… Судя по его сказкам, по его поэме «Анджело» и по другим произведениям…, мы должны оплакивать горькую невозвратимую потерю!» В 1838 году Белинский назвал своё воззрение 1834 года «жалким». Городецкий Б.П. в работе «Лирика Пушкина», ссылаясь на выше процитированное письмо Пушкина Погодину, утверждает: «Однако лирическое творчество самого Пушкина не прекращалось, оно только перестало быть заметным для других». Чулков Г.И. считает, что поэт больше публикует, чем пишет: «Если в 1834 году Пушкин ничего не написал, кроме последней сказки и лирического отрывка «Он между нами жил», зато он успел напечатать в этом году немало…». Об этом свидетельствует перечень главнейших хронологических дат жизни и творчества Пушкина в 1834 году, представленный Л.Модзалевским: выходят в свет «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Пиковая дама», стихотворения «Будрыс и его сыновья», «Воевода» (из Мицкевича), поэма «Анджело», стихотворение «Красавица», «Повести, изданные Александром Пушкиным», куда вошли «Повести Белкина», «Две главы из исторического романа» и «Пиковая дама», «История Пугачёвского бунта», в печати «Два любопытных документа о Пугачеве», «Отрывок из «Медного всадника» и «Кирджали»; пишет стихотворение, посвященное Мицкевичу «Он между нами жил…»; идет сбор материала для истории Петра; в сентябре окончил «Сказку о золотом петушке». Не упоминает Модзалевский о программном школьном стихотворении «Пора, мой друг, пора!...» Стихотворение, напечатанное в 1834 году, выражающее мечту поэта о побеге из Петербурга, не однозначно оценивается пушкиноведами. Это касается и завершенности, и жанровой характеристики, и датировки произведения. Б.В.Томашевский, крупнейший пушкинист и первоклассный знаток рукописного наследства Пушкина, считал это стихотворение «необработанным отрывком». Поэт собирался продолжить стихотворение. Приводится следующий прозаический набросок Пушкина, трактующийся как план этого продолжения: «Юность не имеет нужды в своём доме, зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу - тогда удались он домой. О, скоро ли перенесу я свои пенаты в деревню - поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические - семья, любовь etc. - религия, смерть». Многие пушкиноведы разделяют точку зрения Томашевского. Однако Б.Бурсов в книге «Судьба Пушкина», возражая Томашевскому, называет стихотворение «Пора, мой друг, пора!...» одной из вершин пушкинской лирики, а набросок считает планом никак не стихотворения, а « по крайней мере, большой поэмы»…«Пора, мой друг, пора!...» - стихотворение абсолютно законченное, к тому же и сверхсовершенное». Дата написания стихотворения - факт, как мне казалось, установленный, подвергается сомнению в очерке В.В. Кунина: «…Точное время рождения стихотворения неизвестно, и в последнее время появляются более поздние его датировки».

Не меньше споров возникло в литературоведении и по поводу последней сказки Пушкина. В ней, по убеждению А.А. Ахматовой, нашел отражение автобиографический момент - ссора поэта с Николаем I, неисполнение царем своего слова, данного поэту. Однако, в отличие от Николая I, царь Дадон изображен Пушкиным ленивым и бездеятельным завоевателем на покое, что больше подходит к Александру I, в результате чего, как считает Ахматова, «в образе Дадона могли отразиться два царя, из которых один Пушкина «не жаловал», а другой - «под старость лет упек в камер-пажи». Такая смысловая двуплановость образа Дадона явилась стремлением отвести возможные подозрения цензуры. По словам самой Ахматовой, «смешение характерных черт двух царствований несомненно имело целью затруднить раскрытие политического смысла «Сказки о золотом петушке». Никто не стал искать в Дадоне - стареющем царе, «отставном завоевателе» - подчеркнуто «бодрого» и еще далеко не старого Николая I»6. Не только А. Ахматова, но и многие другие критики настаивали на том, что в образе «вероломного» царя Дадона скрыта сатира на Николая I. Некоторые даже считали, что страсть царя к шамаханской царице инспирирована слухами об обхаживании Николаем I жены Пушкина, а золотой петушок - пародия на двуглавого орла. Прочтение «Сказки о золотом петушке», как скрытой политической сатиры, господствовало в советской критике, хотя были и возражения. Не могу согласиться с мнением С.М. Бонди, который видит в «Сказке о золотом петушке» слишком простой смысл. По его мнению, «шутливая форма рассказа, иронический тон в описании царя Дадона и его действий, крайняя лаконичность повествования, отсутствие авторских разъяснений - все это часто приводило критиков к неправильному пониманию простого смысла сказки о золотом петушке: в ней искали политической темы, намеков на личные отношения Пушкина к Николаю I и т. д. На самом деле Пушкин написал шутливую сказку на тему об опасности, гибельности женских чар». Мне кажется наиболее верной позиция Непомнящего В.С.: «Здесь словно закодирован некий всеобщий закон нашего бытия, в молчаливой глубине этой притчи покоится простой и великий смысл, равно касающийся и отдельной человеческой жизни, и существования всего людского рода… Судьба Дадона есть своего рода модель человеческой судьбы. Это судьба человека, который, существуя в не им созданном мире, тем не менее считает себя полным в этом мире хозяином и распорядителем, могущим беспрестанно от него брать, ничего не отдавая, ничего не платя, - и в конце концов полной мерой расплачивается за это злостное заблуждение. «Модель» эта, в сущности, универсальна: все мы - в своем роде Дадоны, почти для всех нас наши интересы и хотения - на первом месте, остальное, как правило, менее важно, а если жизнь встает поперек наших хотений, мы обижаемся на невезение, а то и гневаемся на «коварство» судьбы, как разгневался Дадон на преградившего ему путь Звездочета… «Сказка о золотом петушке»… касается не только индивидуальной судьбы - в ней явственно символическое… начало, она - о человеке, о целях бытия, о том, как понимать смысл и цель земной жизни человека». Однако В.С.Непомнящий не отрицает биографического начала в сказке: «…Ее таинственность и драматизм - не чисто литературный прием, в них отразился драматический, нередко и трагический, жизненный опыт самого поэта, опыт, обретенный в личном пути - пути, руководимом «духовной жаждой» и взыскательной, порой до жестокости, личной совестью гениального, но смертного и грешного, как все мы, человека»7. «Снимая самый поверхностный, автобиографический слой» сказки В.В.Кунин говорит о её бездонной глубине и актуальности, ссылаясь на исследования А.А.Ахматовой и В.С.Непомнящего.

О неисчерпаемости и глубине немногочисленных произведений Пушкина, написанных в трагичном и тяжелом для него 1834 году, свидетельствуют неоднозначные мнения и оценки этих, казалось бы, полностью изученных, хрестоматийных произведений.

О цикле «Песни западных славян», в основу которого легла книга Мериме «Гюзла, или Сборник иллирийских песен, записанных в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине», в прочитанных мною исследованиях обычно не упоминается или упоминается мимоходом. А между тем Белинский дает высокую оценку этому произведению, отмечая в нем истинную народность. «Песни западных славян», - писал критик, - более чем что-нибудь, доказывают непостижимый поэтический такт Пушкина и гибкость его таланта… они дышат всею роскошью местного колорита, и многие из них превосходны…»8. О малоизученности цикла пишет О.С.Муравьёва, современный исследователь поэтики и творчества Пушкина, в работе «Из наблюдений над песнями западных славян»: « По сравнению с другими произведениями Пушкина «Песни западных славян» изучались мало. При этом большинство исследований «Песен» посвящено частным вопросам датировки, источников, языка и стиля. Такие проблемы, как художественная целостность цикла, его место и значение в ряду других произведений Пушкина, в научной литературе, в сущности, не поднимались вовсе»9.

Моё внимание привлекло отсутствие ясности в датировках создания цикла. Пушкинисты относят написание песен к 1834 году. В то же время называется и более ранняя дата - 1828 год, 1833год, встречается и более поздняя датировка - 1835 год.

О.С.Муравьёва рассматривает «Песни западных славян» не как простое переложение текстов Мериме, не только как перевод, но и с более широких позиций. Она приходит к выводу, что «Пушкин не стремится воспроизвести на другом языке действительно существующие, подлинно народные произведения, а на материале разнородных источников он создает тексты, обладающие для него всеми атрибутами народности. Пушкину удалось настолько овладеть фольклорной стилистикой и образностью, что он смог, не разрушая ее, обогатить художественную форму «Песен» приемами, заимствованными из других литературных жанров. Реконструируя «чужое» сознание, определенный тип мировосприятия, Пушкин допускает и проявления индивидуального авторского начала, определенным образом выстраивая, организуя цикл «Песен». Наконец, Пушкин смог сам мыслить в рамках фольклорной образности и ввести в цикл свои собственные произведения…Пушкин сделал народные песни как бы фактом своего индивидуального творчества, не поступившись ни народностью, ни индивидуальностью. Плодотворность этого синтеза фольклора и литературы трудно переоценить».

Тексты Мериме были лишь поводом и материалом для создания совершенно новых произведений. Пушкин на их основе создал поэтические произведения особого жанра - песни. Как показали некоторые исследователи, Пушкин многое во французском оригинале опускал, исключал отдельные фразы и мотивы и свободно вносил новые темы, важные и нужные русскому поэту для осуществления своей задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«Всякий образованный русский должен иметь у себя всего Пушкина: иначе он не образованный и не русский». /В.Г.Белинский/

Выводы:

1.Проанализировав и сопоставив исследования российских пушкинистов: Анненкова П.В, В.В.Кунина, Вересаева В.В., Гроссмана Л., Чулкова Г.И., Непомнящего В.С. и других - выявлены основные, узловые события жизни Пушкина в 1834 году.

2.Рассмотрены некоторые тексты поэта, созданные в этот год, в связи с жизненными обстоятельствами Пушкина: стихотворение «Пора, мой друг, пора!...», «Сказка о золотом петушке», цикл «Песни западных славян».

3.Выявленная неоднозначность оценок и точек зрения на жизненные события и произведения Пушкина 1834 года свидетельствует о глубине и неисчерпаемости пушкинской темы, интерес к которой не угасает в течение почти двух столетий.

4.Н.В.Гоголь был прав, говоря о Пушкине: «…это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Наше сложное время требует от человека качеств, проявленных Пушкиным в непростой период его жизни. Человек с мощным интеллектом, вместивший в себе не только русскую, но и европейскую культуру. Человек сильный духом, умеющий держать удар, верный своим взглядам и убеждениям. Человек готовый взять на себя ответственность за семью, родных и близких людей. Таким предстаёт передо мной Пушкин в 1834 году.

5.Неким завещанием нам, далеким потомкам, воспринимаются написанные Белинским сразу после смерти Пушкина слова: «Всякий образованный русский должен иметь у себя всего Пушкина: иначе он не образованный и не русский»10.

Список литературы

1. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина/ П.В.Анненков.-М.:Современник, 1984.

2. Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина// А.Ахматова о Пушкине. Статьи и заметки. - Горький:ВВКИ, 1984.

3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина/В.Г.Белинский// Русская критика. - Л.: Лениздат, 1973.

4. Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. - Л., Советский писатель, 1986.

5. Вересаев В.В. Пушкин в жизни (глава «В придворном плену»)/В.В.Вересаев. - Москов. рабоч., 1984.

6. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина/ Б.П.Городецкий. - Л.: Просвещение, 1970.

7. Гроссман Л. В златом кругу вельмож(часть третья, глава 11)/ Л.Гроссман// Пушкин. - М.: Захаров, 2003.

8. Жизнь Пушкина: переписка, воспоминания, дневники: 2т./ Сост. вступ. оч. и примеч. В.В.Кунина. - М.: Правда, 1988

9. Модзалевский Л. Главнейшие хронологические даты жизни и творчества Пушкина в 1834 году. - Пушкинское общество. Серия «Последние годы творчества Пушкина» 1833 - 1834, выпуск 2.

10. Муравьева О.С. Из наблюдений над «Песнями западных славян»/ О.С.Муравьева// Пушкин. Исследования и материалы. - т.11. - Л.: Наука, 1983.

11. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Книга о Пушкине/ В.С. Непомнящий. - М.: Московские учеб., 1999.

12.Непомнящий В.С. « Гений почти всегда знает, чего стоит и что это все - не его»/ Татьяна Ковалева. Газета « Культура», №21 (7634) 5 июня - 18 июня 2008 года.

13. Непомнящий В.С. Несколько новых русских сказок/ В.С.Непомнящий// Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. - М., 2001.

14. Томашевский Б.В. Работы разных лет/Б.В.Томашевский. - М.: Книга, 1990.

15. Чулков Г.И. Жизнь Пушкина/ Г.И.Чулков. - М.: Республика, 1999.

1

Жизнь Пушкина: переписка, воспоминания, дневники: 2т./ Сост. вступ. оч. и примеч. В.В.Кунина. - М.: Правда, 1988.

2

Эйдельман Н.Я. Пушкин: из биографии и творчества 1826-1837/ Н.Я.Эйдельман. - М.: Худ.лит., 1987.

3

Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы / Вступит. статья и коммент. Ю. Н. Емельянова.-- М.: Современник, 1987.-- (Б-ка "Любителям российской словесности. Из литературного наследия")

4

Белинский В.Г. Полн. собр. соч.,т 1.М.,1955, с 87.

5

Непомнящий В.С. « Гений почти всегда знает, чего стоит и что это все - не его»/ Татьяна Ковалева. Газета « Культура», №21 (7634) 5 июня - 18 июня 2008 года.

6

Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина// А.Ахматова о Пушкине. Статьи и заметки. - Горький:ВВКИ, 1984.

7

Непомнящий В.С. Несколько новых русских сказок/ В.С.Непомнящий// Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. - М., 2001.

8

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина/В.Г.Белинский// Русская критика. - Л.: Лениздат, 1973.

9

Муравьева О.С. Из наблюдений над «Песнями западных славян»/ О.С.Муравьева// Пушкин. Исследования и материалы. - т.11. - Л.: Наука, 1983.

10

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина/В.Г.Белинский// Русская критика. - Л.: Лениздат, 1973.


© 2010-2022