Конспект учебного занятия по теме Александр Иванович Куприн Романтическое изображение любви в рассказе Гранатовый браслет

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 Конспект учебного занятия по дисциплине «Литература» с аспектным анализом.

Преподаватель Харитонова Е.Н.

Тема занятия: Александр Иванович Куприн

Романтическое изображение любви в рассказе "Гранатовый браслет".

Содержание темы:

  • Критический реализм и его развитие в русской литературе рубежа 19-20 веков.

  • Жизненный путь А.И. Куприна и его влияние на становление художественного мира писателя, на тематику его произведений.

  • Рассказы и повести А.И. Куприна о любви, традиции русской классической литературы в произведениях писателя

  • Художественное своеобразие произведений, посвященных армейской тематике.

Основные термины и понятия:

  • Реализм, критический реализм

  • Художественное направление

  • Лирика, проза

  • Тема, идея

  • Композиция, сюжет произведения

  • Художественный образ

  • Средства создания художественного образа

Группа Э-11-12. Специальность 080114.52 Экономика и бухгалтерский учет

Вид учебного занятия: интерактивная беседа.

Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие.

Цели урока

  1. Образовательная: сформировать представление учащихся об идейно-художественных особенностях произведений А.И. Куприна, показать влияние исторической эпохи на формирование литературного таланта и художественного мировосприятия А.И. Куприна, разъяснить, в чем заключается художественное своеобразие повести «Гранатовый браслета, проанализировать содержание повести «Поединок», выявить черты исторической реальности в изображении армейского быта;

  2. Развивающая: развивать культурологическую и читательскую компетентность учащихся, стремление к ее совершенствованию на основе предложенных и самостоятельно изучаемых источников информации, развивать познавательную активность, навыки работы с текстом художественного произведения,

  3. Воспитательная: воспитывать чувство уважения к русскому литературному наследию, потребность в грамотном осознанном ознакомлении с произведениями русских классиков и верной историко-литературной их интерпретации.

Задачи урока:

  1. познакомиться с фактами из личной жизни писателя с целью выявления характера их влияния на творчество

  2. на основе анализа содержания выявить тему и основную мысль рассказа «Гранатовый браслет»,

  3. определить особенности интерпретации темы любви А.И. Куприным в рассказе «Гранатовый браслет», определить художественные особенности создания образов главных героев рассказа.

Формы организации работы на учебном занятии:

  1. начало занятия - актуализация уже имеющихся знаний студентов, информационная беседа,

  2. проверка знаний - устный ответ, самостоятельная работа,

  3. усвоение нового материала - интерактивная беседа, анализ эпизодов художественного произведения, речевая и портретная характеристика героев, выявление роли пейзажа в рассказе,

  4. закрепление нового материала - составление опорных схем, письменный ответ на вопрос, интерактивная беседа,

  5. завершение занятия - обобщение изученного материала, устные ответы на вопросы.

Межпредметные связи: 1 курс - «История России» «Русский язык».

Учебно-методическое обеспечение: портреты А.И. Куприна, тексты художественного произведения, иллюстрации к рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет», презентация, художественный фильм «Гранатовый браслет».

Дидактический материал: опорный конспект студента, план анализа образа героя художественного произведения, тестовые задания для самостоятельной работы.

Технические средства, оборудование: компьютер, проектор, экран.

Структура урока и основные этапы

  1. Организационный момент. Мотивационное начало занятия. Организация внимания.

  2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание. Ознакомление учащихся с темой урока, его целями, определение основных задач, способов и средств их решения. Раскрытие практической значимости изучаемого материала.

  3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

  • Определить основные особенности литературного процесса рубежа 19-20 веков.

  • Как историческая эпоха и ее особенности повлияли на развитие русской литературы.

  • Основные особенности развития русской литературы на рубеже 19-20 веков.

  • Особенности развития реализма.

  • Основные особенности творчества И.А. Бунина.

  • Сообщения учащихся о творческом и жизненном пути А.И. Куприна.

  1. Основная часть урока. Объяснение нового материала. Вступительное слово преподавателя

  • Творчество ровесника И.А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870-1938), было известно советскому читателю более широко потому, что за год до своей смерти, в отличие от Бунина, Куприн в 1937 году вернулся из эмиграции на родину. Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении окружающей действительности, отношение к творчеству Л.Н. Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека, подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное - созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

  • Куприн тринадцать лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом...

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий… Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» - писал о Куприне К.И. Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты - репортер жизни… Суйся решительно всюду…влезь в самую гущу жизни» - так определил Куприн свое призвание. Куприн - темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).

  • Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года (1898) выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной здоровой жизни, о слиянии с природой.

Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств «со странными обычаями, своеобразным языком2, с поэтическими легендами, преданиями.

Важную роль в повести играет пейзаж. Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному», корыстному миру.

Образы главных героев

Несомненно. Самым замечательным и притягательным в повести является образ Олеси. Появление Олеси предвещает сама природа. Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости. Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора. Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности - эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич. Героя описывает сама Олеся: «человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову своему вы не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете.» Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья, продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.

Особенности построения сюжета

Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей - картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде. Он думает прежде всего о себе. А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эта сила в ее природности.

  • Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет», 1910

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества - любви. В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом его жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас», - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную? «Да святится имя твое». В этом можно усмотреть кощунство. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь

Умирает Желтков, но пробуждается к жизни сама княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».

  • Повесть «Поединок», 1905 год.

«Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всем, что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию.»

  • Эта повесть - поединок Куприна со всей армией, со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 году эта повесть была воспринята революционными силами конечно как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остается призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.

Романтическое изображение любви в рассказе "Гранатовый браслет", 1910

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества - любви. В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом его жизни. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную? «Да святится имя твое». В этом можно усмотреть кощунство. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь

Умирает Желтков, но пробуждается к жизни сама княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохраня­лись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказы­вает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает.в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объ­яснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страс­ти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во вся­ком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимов, На чужбине, 1963

Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда ра­дость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагич­ность жизни лишь подчеркивают их красоту.

- Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе - она жена предводите­ля дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царст­венно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня- тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно по­могать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности и в ха­рактере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца.)

- Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жем­чужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном перепле­те... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует имени­ны, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это насторажива­ет ее: «она была суеверна».)

- Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его цен­ность? Каково символическое звучание этой детали?

(Подарок Желткова - «золотой, низкопробный, очень толстый, но ду­тый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинны­ми, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!» - это еще одно тревожное предзнаменование. Жел­тков дарит самое ценное, что у него есть, - фамильную драгоценность. Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.)

- Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

(Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей отк­рылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».)


  1. Применение закрепление новых знаний. Вопросы для закрепления

  1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сен­тябрь.)

  2. Где происходят события произведения? (Черноморский курорт.)

  3. Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

  4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

  1. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

  2. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)

  3. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

  4. Его должность? (Предводитель дворянства.)

  5. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? {17сентяб­ря.)

  6. Что подарил ей муж? {Серьги из жемчужин грушевидной формы.)

  7. Что подарила Вере сестра? {Записную книжку «в удивительном переплете».

  8. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? {Женни Рей­тер.)

  9. Кто подарил браслете гранатами? {Желтков.)

  10. С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? {«Точно кровь!»)

  11. Кто такой Желтков? {Влюбленный в Веру телеграфист.)

  12. Как зовет Желткова его хозяйка? {«пан Ежий»)

  13. Настоящее имя Желткова? {Георгий.)

  14. О ком Куприн писал: «... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на ста­ринных миниатюрах...»? (О княгине Вере.)

  15. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)

  16. Чей это портрет? «Она была на полголовы ниже, несколько ши­рокая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами... пленяло какой-то неуловимой и непонят­ной прелестью...» {Анна.)

  17. О ком пишет Куприн: «... очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридца­ти, тридцати пяти»? (О Желткове.)

  18. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетхове­на.)

  19. Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки... У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах... какое свойственно мужественным и простым людям...» (Генерал Ано­сов.)

  20. О ком автор пишет:«... обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала...»? (О Вере Шеиной.)

  21. Кому принадлежат следующие слова? «А где же любовь-то? Лю­бовь бескорыстная, самоотверженная,... ...Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». (Ге­нералу Аносову.)

Обсуждение рассказа Куприна «Гранатовый браслет»

- О чем рассказывается в произведении Куприна? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Гранатовый браслет»?

(В рассказе показано возвышенное чувство - любовь. Эта любовь иде­альна, необыкновенна и чиста. Сам автор позднее сказал, что «ничего бо­лее целомудренного» он не писал. В произведении показано безответное чувство телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной.)

- Какое значение для любви имеет разный социальный статус героев?

(Между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым существу­ют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно разный социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабс­кая преданность».)

- Критикует ли автор ту среду, к которой принадлежит княги­ня?

(Куприн в своем рассказе не делает особого акцента на «неравенстве состояний», не критикует открыто общество, к которому принадле­жит главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы по­казать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описа­ние поведения людей из окружения княгини Веры Шеиной. Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пре­небрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему недоступно, легко могут приз­нать простого человека сумасшедшим.)

- Какое значение имеет первая глава рассказа и описание осен­него пейзажа?

(Первая глава представляет собой вступление, на долю которого вы­пала задача подготовить читателя к нужному восприятию последующих событий. Благодаря описанию осеннего пейзажа с его опустевшими дача­ми и клумбами, ощущаешь неизбежность увядания окружающей природы, увядания мира. Подчеркивают это и слова автора: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».)

- Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной?

(Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внут­ренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царственно спо­койна».)

  • Когда происходит завязка действия рассказа? (Завязка происходит в день именин Веры Шеиной, 17 сентября.)

  • Что ждет от именин героиня и что происходит в этот день? (По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа - серьги; подарок от своей сестры - записную книжку; и от человека с ини­циалами Г. С. Ж. - браслет. Это подарок Желткова: «золотой, низкоп­робный, очень толстый... с наружной стороны весь сплошь покрытый... гранатами» браслет. Он выглядит безвкусной безделушкой рядом с доро­гими изящными подарками. Но его ценность совсем в другом... Ведь Желт­ков дарит самое ценное, что есть у него, - фамильную драгоценность. Глядя на густо-красные гранаты, Вера почувствовала тревогу, она ощу­щает приближение чего-то неприятного, видит в этом браслете некое предзнаменование. Не случайно она сразу сравнивает эти красные камни с кровью: «Точно кровь!» - восклицает она. Спокойствие Веры Шеиной было нарушено.)

- Что значит гранатовый браслет для самого Желткова?

(Браслет не только является для Желткова символом благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в на­шей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...»)

- Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь?

Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцве­тает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполе­он. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

    • Каковы заслуги А.И. Куприна перед русской и мировой литературой?

    • Назовите основные темы в творчестве Куприна?

    • Каковы особенности интерпретации традиционной темы любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»? Какую роль играет пейзаж в раскрытии внутреннего мира героя?


  1. Домашнее задание: анализ содержания повести А.И. Куприна «Олеся», определение сюжетной линии, центрального образа, средств характеристики этого образа.

  2. Выставление и объявление оценок.

Аспектный анализ учебного занятия

Выбор методов, приемов и средств обучения


Преподаватель использует методы, приемы и средства обучения в соответствии с общей направленностью задачам обучения, дидактической цели, содержанию материала, возрасту студентов, специфике изучаемой дисциплины «Литература» (беседа, фронтальный опрос, чтение отрывков художественного произведения, самостоятельная работа и др.)

При изложении нового материала используется интерактивная беседа, чтение и анализ отрывков рассказа «Гранатовый браслет», студентам демонстрируются эпизоды из художественного фильма и предлагается групповая форма работы по составлению портретных характеристик героев.

Для закрепления изученного материала преподавателем предлагаются тестовые задания открытого типа, которые проверяют знание содержания художественного произведения, особенностей сюжета, композиционного построения.

Преподаватель использует проблемную ситуацию и проблемные вопросы как основные методы стимуляции и мотивации учебной деятельности.

Преподаватель тщательно отбирает и планирует материал для организации контроля и самоконтроля познавательной деятельности студентов, применяет фронтальный опрос, индивидуальные задания по содержанию произведения, тестовые вопросы и правильные ответы к ним.

Преподаватель предлагает на занятии студентам самостоятельно прочитать отрывки из произведения и провести анализ данного эпизода, т.е. указать его роль и значимость для произведения в целом, сделать записи в тетрадях, особенности портретных характеристик героев, дать оценку речи персонажей.

Преподаватель осуществляет оптимальное сочетание различных методов, приемов и средств обучения, которые в полной мере обоснованы содержанием учебного занятия.

Преподаватель использует в целях организации познавательной деятельности студентов опорные конспекты студента, тексты художественного произведения, учебные пособия, план-схему анализа эпизода художественного произведения, демонстрацию фрагментов художественного фильма по данному произведению, а также портреты А.И. Куприна, фотографии, иллюстрации к изучаемому произведению, приводит выдержки из воспоминаний современников писателя, мультимедиа оборудование используется с целью организации закрепления знаний, слайды презентации носят информационно-демонстрационный характер, т.е. необходимые пособия, дидактический материал, наглядные пособия и технические средства обучения.


© 2010-2022