- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КТП по элективному предмету Комплексный анализ текста (7 класс)
КТП по элективному предмету Комплексный анализ текста (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маковкина А.Н. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Номер урока | Содержание раздела, темы. | Количество часов. | Дата проведения | Оборудование урока | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
по плану
| фактически | |||||
| Раздел 1. Комплексное повторение. | 2ч. |
|
|
|
|
1. | Комплексное повторение (анализ текста, части речи, члены предложения, состав слова, фонетика, орфография). |
|
|
| Учебное пособие « Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку» : 7 класс. | Читают тексты, определяют их тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте. Списывают тексты с соблюдением всех правописных норм, комментируют орфограммы, пунктограммы, мотивируют правописание отдельных морфем и слов. |
2. | Комплексное повторение (фонетика, графика, состав слова, орфография, части речи, члены предложения, пунктуация). |
|
|
|
| Проводят комплексный анализ текста с повторением сведений по основным разделам курса: фонетике-орфоэпии, лексике, морфемике- словообразованию, морфологии, синтаксису словосочетания и предложения. |
| Раздел 2. Текст как речевое произведение. | 3ч. |
|
|
|
|
3. | Понятие текста, основные признаки текста. |
|
|
| Презентация «Понятие о тексте». | Определяют тему, основную мысль текста, анализируют структуру и языковые особенности художественного и научно-популярного текстов. |
4. | Диалог как текст. Виды диалога. |
|
|
| Презентация « Диалог». | Распознают диалоги, учатся отличать их от прямой речи, определять реплики в диалоге. Отрабатывают умение правильно ставить знаки препинания при диалоге; составляют диалоги на заданную тему по указанной схеме; ведут диалоги. |
5. | Тема текста. Основная мысль текста. Проблемы текста, пафос. |
|
|
| Презентация «Тема и основная мысль текста». | Определяют тему и основную мысль текста; анализируют структуру и языковые особенности предложенных текстов. Получают первоначальное представление о пафосе и основных проблемах текста. |
| Раздел 3. Строение текста. | 3ч. |
|
|
|
|
6. | Композиция текста. |
|
|
| Презентация «Композиция текста». | Находят в предложенных текстах основные элементы композиции. Анализируют способы и средства связи между частями текста (лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте). |
7. | Способы связи между предложениями в тексте. |
|
|
| Презентация «Способы связи между предложениями в тексте». | Анализируют способы и средства связи между частями текста (лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте). Проводят речеведческий анализ предложенных текстов |
8. | Средства связи между предложениями в тексте. |
|
|
| Презентация «Средства связи между предложениями в тексте». | Находят в предложенных тестах средства связи между предложениями (местоимения, синонимы, лексические повторы, союзы, различные частицы, вводные слова). Проводят речеведческий анализ предложенных текстов. |
| Раздел 4. Стиль текста. | 5 ч. |
|
|
|
|
9. | Стили речи. |
|
|
| Презентация «Стили речи». | Определяют стили предложенных текстов, выступают с сообщениями о стилях русского литературного языка и подбирают необходимые тексты, иллюстрирующие рассуждения |
10. | Публицистический стиль речи. |
|
|
| Презентация «Публицистический стиль речи». | Анализируют особенности публицистического стиля; создают собственные тексты в публицистическом стиле. |
11. | Основные признаки публицистического стиля речи. |
|
|
| Учебное пособие « Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку» : 7 класс. | Находят в предложенных текстах лексические, грамматические, композиционные признаки публицистического стиля, анализируют языковые средства воздействия на читателя. |
12. | Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Разговорный стиль речи. |
|
|
| Презентация «Стили речи». | Создают текст заданного стиля, редактируют текст; воспроизводят текст с заданной степенью свернутости. Выбирают и используют выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
13. | Художественный стиль речи. |
|
|
| Презентация «Художественный стиль речи». | Дают общую характеристику художественного стиля, функционально-смысловых типов текста (повествование, описание, рассуждение).В предложенных текстах анализируют изобразительно-выразительные средства, отмечают образность и эстетическую функцию языка. |
| Раздел 5. Функционально-смысловые типы речи. | 4 ч. |
|
|
|
|
14. | Типы речи. |
|
|
| Презентация «Типы речи». | Повторяют функционально-смысловые типы речи. Выделяют основную мысль, структурные части исходного текста. В предложенных текстах определяют функционально-смысловой тип речи; проводят комплексный анализ предложенного текста. |
15. | Описание. |
|
|
| Презентация «Описание». | Повторяют теоретические сведения. Учатся создавать текст-описание, используя прилагательные как средство выразительности. Проводят устное рецензирование работ других учащихся. |
16. | Повествование. |
|
|
| Презентация «Повествование». | Повторяют теоретические сведения. Учатся создавать текст-повествование на предложенную тему, вычленяя необходимые элементы композиции повествования. Проводят устное рецензирование работ одноклассников. |
17. | Рассуждение. |
|
|
| Презентация «Рассуждение» | Повторяют теоретические сведения. Учатся создавать текст- рассуждение на предложенную тему, вычленяя необходимые элементы композиции рассуждения. Проводят устное рецензирование работ одноклассников. |
| Раздел 6. Языковая компетенция. | 2ч. |
|
|
|
|
18. | Определение различий между произношением и написанием слов, лексического значения, морфемного состава и словообразовательных возможностей слов. |
|
|
| Презентация «Языковая компетенция». Разные виды словарей. | Повторяют теоретические сведения. Выполняют на основе предложенных текстов задания на проверку языковой компетенции по фонетике-орфоэпии, лексике, морфемике - словообразованию, морфологии, синтаксису словосочетания и предложения. Объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложенных текстов. Проводят взаимопроверку в парах. |
19. | Вычленение из текста словосочетаний и предложений с заданными характеристиками. |
|
|
| Учебное пособие « Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку» : 7 класс. | Повторяют теоретические сведения. Определяют в предложенных текстах различия между произношением и написанием слов, лексическое значение, морфемный состав и словообразовательные возможностей слов, вычленяют из текста словосочетаний и предложений с заданными характеристиками. Проводят взаимопроверку в парах |
| Раздел 7. Средства выразительности в художественном и публицистическом тексте. | 4 ч. |
|
|
|
|
20. | Средства выразительности в художественном стиле. |
|
|
| Презентация « Средства выразительности художественного стиля». | По литературоведческому словарю определяют значения терминов, записывают их. Подбирают к терминам примеры. В стихотворениях русских поэтов находят тропы и стилистические фигуры. Делают вывод об индивидуальном авторском стиле и художественном мастерстве. |
21. | Средства выразительности в публицистическом стиле. |
|
|
| Презентация « Средства выразительности публицистического стиля». | Анализируют тексты публицистического стиля с точки зрения использования средств художественной выразительности. Заполняют таблицу примерами. Делают вывод об индивидуальном авторском стиле и художественном мастерстве современных публицистов. |
22. | Стилистические возможности языковых средств. |
|
|
| Презентация «Стилистические возможности языковых средств». | Повторяют теоретические сведения, проводят частичный комплексный анализ предложенных текстов, с подробным разбором используемых в них языковых средств и их стилистических возможностей. |
23. | Лексические и грамматические средства выражения отношения, оценки. |
|
|
| Различные виды словарей. | Повторяют теоретические сведения, проводят частичный комплексный анализ предложенных текстов, с подробным разбором используемых в них лексические и грамматические средства выражения отношения, оценки. Работая в парах, создают собственные тексты, проводят обсуждение работ одноклассников. |
| Раздел 8. Комплексный анализ текстов. | 4 ч. |
|
|
|
|
24. | Анализ прозаического текста. |
|
|
| Презентация «План анализа прозаического произведения». | Записывают план анализа прозаического текста. Знакомятся с образцами анализа прозаических текстов. На основе предложенных образцов создают собственные работы. Обмениваются опытом и обсуждают творческое задание и его выполнение. |
25. | Целостный (многоаспектный) анализ лирического произведения. |
|
|
| Презентация « План анализа лирического произведения». | Записывают план анализа лирического текста. Знакомятся с образцами анализа лирических текстов. На основе предложенных образцов создают собственные работы. Обмениваются опытом и обсуждают творческое задание и его выполнение. Совершенствуют навыки написания текстов различной стилистической направленности. |
26. | Сопоставительный анализ стихотворений. |
|
|
| Презентация «Сопоставительный анализ стихотворений». | Знакомятся с планом сопоставительного анализа стихотворений. Проводят сопоставительный анализ стихотворений авторов, изучаемых в 7 классе. Выступают с сообщением о связи жанра, идейно-тематического содержания, сюжета, композиции, образной системы с индивидуально-языковым стилем поэта. |
27. | Анализ драматического произведения. |
|
|
| Презентация «План анализа драматического произведения». | Знакомятся с планом анализа драматического произведения и образцами такого анализа. В парах анализируют художественный текст драматического произведения. Выполняют дифференцированные задания по произведениям русских драматургов. Обмениваются опытом и обсуждают творческое задание и его выполнение. Совершенствуют навыки написания текстов различной стилистической направленности. |
| Раздел 9. Основные виды переработки текста. | 4ч. |
|
|
|
|
28. | Редактирование текста. |
|
|
| Пособия по редактированию текста. | Отрабатывают умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией. Практикуются в работе с графическими и текстовыми редакторами. Получают первоначальное представление о форматировании текста. |
29. | Сокращение текста. План. |
|
|
| Презентация «Как работать над планом текста». | Сокращают предложенные тексты разными способами: исключение, сокращение пересказа, замена развернутых предложений более простыми. |
30. | Тезисы. |
|
|
| Презентация «Как составлять тезисы текста». | Повторяют теоретические сведения. Составляют тезисы публицистической статьи и её план. Обсуждают темы докладов на экологическую тему; пользуясь ресурсами интернета, подбирают цитатный материал. |
31. | Конспект. Тематический конспект. |
|
|
| Презентация «Конспект». | Анализируют художественный и научно-популярный тексты. Составляют конспект одного из параграфов учебника по литературе. Взаимопроверка работ и их афиширование. |
| Раздел 10. Оценка текста. | 3ч. |
|
|
|
|
32. | Аннотация. |
|
|
| Презентация « Как работать над аннотацией». | Анализируют варианты аннотации к произведениям, изучаемым по литературе (содержание аннотации, языковые особенности и синтаксические конструкции) Составляют свой вариант текста аннотации к художественному произведению. |
33. | Оценка текста. |
|
|
| Презентация «Виды оценки текста». | Получают первоначальное представление об оценке текста, отзыве и рецензии. Пишут рецензию на прочитанную книгу, используя предложенный план. |
34. | Отзыв. |
|
|
| Презентация «Отзыв как способ оценки текста». | Знакомятся с планом отзыва. Читают образцы отзывов на изученные произведения. Пишут отзыв, используя предложенный план. |