«Философичность-основа пейзажной лирики Тютчева

Не смотря на новый подход в преподавании общеобразовательных  предметов, в связи с ФГОС,  русская литература была и остаётся ядром национальной культуры.         Наша задача использовать гуманистический пафос и философскую глубину литературы в противостоянии массовой культуре во всех её разновидностях. Она создаёт и сохраняет образцы нормативного русского языка, что особенно актуально в наше время размывания и нарушения этих норм.         Предлагаемый авторский вариант урока литературы  в 10 классе  по творчеству Ф.И. Тютчева, опирается на «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе».         Современный урок по литературе ставит цели: 1) познавательный аспект, когда ученик получает знания о русской литературе в её историческом движении, элементах художественной структуры, конкретном содержании и интерпретации текстуально изучаемых произведений; 2) воспитательный аспект, когда на уроках литературы происходит формирование ученика как личности (честность, терпимость), так и общественных (гражданское достоинство, патриотизм); 3) эстетическая цель – воспитание художественного вкуса и читательской культуры, умение различать «высокое» и «низкое», умение выбрать среди современной литературы лучшие образцы.          Общее направление современной методики – освоение комплекса художественных произведений – сохранение литературы не как предмета, а как искусства слова, образцы классики.         Этапы: 1. Чтение – восприятие – анализ – истолкование – оценка. 2. Работа с учебником – вопросы и задания учебника предназначены для самостоятельной работы (составление плана §, тезисы, конспекты, работа над темами исследовательских проектов, для зачётных работ). 3. Чтение и восприятие – подготовленное выразительное чтение отдельных частей текста. Одно из условий культурной речи – это выразительное чтение (использование голоса, интонации, выразительных средств, связь с другими видами искусства). Наш язык обладает интонационным богатством (в т. ч. лирики и прозы). И речевая среда помогает слышать и читать, она вызывает у учащихся разнообразные чувства: радость, боль, сострадания и т. д. 4. Анализ произведений – выделение ключевых слов, умение найти позицию автора, формулирование темы и основных проблем, идеи, понять композицию произведения. В этом помогает и рабочая тетрадь для ученика, входящая в комплект учебника. 5. Истолкование – метод критического мышления, различные интерпретации текста, сопоставительный анализ, использование литературных терминов, умение написать критическую статью собственного видения художественного произведения. 6. Оценка – итог работы мысли ученика, продукт работы с текстом. Этап обобщения определяет принципы интерпретации художественного текста. В уроках должна быть соблюдена логика в движении ученика от темы к теме: ученик должен соблюдать единый процесс развития литературы в историческом пространстве национальной культуры. 7. Использование на уроке информационно-компьютерной технологии – ИКТ, ЦОР – цифровые образовательные ресурсы (помощь электронного приложения), а также касается музыкального сопровождения или киноматографической интерпретации произведений. Данный урок выстроен с учетом перечисленных требований.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Философичность - основа пейзажной лирики Тютчева. Драматических переживаний поэта».

I.Орг. момент.

Вступительное слово.

II. Самоопределение( целепологание).

цель: обеспечить максимальное восприятие и раскрытие космизма и задушевности пейзажной лирики Тютчева; развивать навыки анализа поэтического текста.

Задачи:

Образовательная - формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину умения вести беседу.

Развивающая - формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению поэзии;

Воспитательная - нравственно-эстетическое воспитание, воспитывать культуру общения;

Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод.

Оборудование: прослушивание 14-ой сонаты Л. Бетховена («Лунная»), романс (трио) А. Гречанинова «Тихой ночью» , репродукция картины А. Куинжджи «Ночь на Днепре».

Формировать УУД:

- Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни Ф.И.Тютчева;

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью преподавателя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

- предметные - создание условия для интерпретации стихотворения Ф. И. Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…», научить выявлять драматический и философский смысл стихотворения;

- метапредметные - создание условия для коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы текста, подбор аргументации собственной позиции, самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

- личностные - формирование духовно-нравственные качества личности на примере литературных произведений, воспитывать нравственные ценности, доброжелательность в коммуникационных ситуациях.

III. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: До урока учащиеся выучили определение пейзажной лирики. Что такое пейзажная лирика?

- Представьте. Что вы оказались на том же месте, где и поэт; расскажите об « увиденном» вами.

IV.Работа по теме урока.

После прослушивания рассказов, зачитывается текст исследователя творчества поэта Т. Райнова, который отображает воображение тютчевского этюда.

« Восстановим в себе это переживание, пользуясь стихами, как нотами. Тихой ночью. Когда мир на земле и мир в душе. Забыты волнения дня, отошли, отшумели бури. Погасли краски, умолкли звуки. Тихой, кроткой ночью… Поздним летом - теплой, но не томящей ночью. Воздух не полон грозою. Дыхание не стеснено. Не чувствуешь себя. Сердце стремится туда, где на небе звезды рдеют. Высоко-высоко, далеко-далеко…Где еще тише. Еще спокойнее. И такой простор. Душа в мире, в космосе. Кругом только звездные искры. Не огни - кроткие, далекие звезды. Не горя - тихо рдеют. Робко, благоговейно, торжественно… под ними весь мир. Под их тихим сумрачным светом. И в мире только нивы, без конца, без начала. Только человека здесь нет. Нет его как подробности пейзажа. Но он присутствует как одухотворенная тональность начала. Тональность, сохраняющая всю теплоту, всю мерную ласку человечности…О, если бы можно было сохранить и свет. И тепло, и ласку, которыми порой исходит душа, лишенная резких металлических нот. Души раскрылись друг для друга…»

2. Словарная работа: пейзажная миниатюра, звезды рдеют, сумрачный свет, убеленные луной.

3. работаем в группах: музыка

1 группа: Найдите в тексте описание.

2 группа. На каких трех словах (глаголах) держится стихотворение?

-_Рдеют. Зреют, блестят

3 группа: Отметить роль эпитетов , их широкую изобразительно-выразительную палитру.

(они характеризуют время, звук, процесс, цвет).

- Почему свет звезд назван сумрачным?

ЭТО ТИПИЧНО ТЮТЧЕВСКИЙ ОКСЮМОРОН.

4) Чем заканчивается стихотворение? Какое впечатление произвело оно на вас ?

Выразительное чтение стихотворения. Работа с картиной.

Эссе «Роль оксюморона в поэтическом тексте».

Дома: наизусть.



© 2010-2022