«Игровые технологии на уроках русского языка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая работа

«Игровые технологии на

уроках русского языка»

(Обобщение педагогического опыта)

«Игровые технологии на уроках русского языка»





2015 год



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………………………5

  1. Игровые технологии как вид педагогических технологий………………………………….5

  2. Сущность и функции игры и игровой деятельности………………………………………...5

  3. Значение игры в обучении…………………………………………………………………….8

  4. Ограничения и недостатки использования игр в образовании…………………………….11

  5. Теория и классификация игр……………………………………............................................11

  6. Игровые педагогические технологии………………………………………………………..14

ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА16

2.1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм……………………..17

2.2. Лексико-фразеологические игры…………………………………………………………….18

2.3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных

норм………………………………………………………………………………………………...21

2.4. Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий………………...23

2.5. Кроссворды, чайнворды, ребусы…………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………27





ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Цель данной работы - показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса на уроках русского языка.

Задачи:

  1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка.

  2. Рассказать о дидактических играх на уроках русского языка.

  3. Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов, применяемых мной на практике.

Предмет исследования - игровые технологии как одна из форм организации учебного процесса на уроках русского языка.

Использование игровых технологий в педагогической деятельности целесообразно при соблюдении следующих условий:

- игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).





ГЛАВА I. Теория игровых технологий.

1.1. Игровые технологии как вид педагогических технологий.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на1:

  1. Игровые

  2. Догматические, репродуктивные

  3. Объяснительно-иллюстративные

  4. Развивающее обучение

  5. Проблемные, поисковые

  6. Программированное обучение

  7. Диалогические

  8. Творческие

  9. Саморазвивающее обучение

  10. Информационные (компьютерные)

1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности.

Вначале попробуем рассмотреть «историю вопроса», выделить существенные свойства игры, сравнив игры людей и животных, игру в различных культурах.

Игры существуют и в животном мире. Играми животных мы называем, по преимуществу, абиотические формы поведения животных, то есть те случаи, когда животные делают то, что не приносит им ни комфорта, ни пищи, не удовлетворяет витальных потребностей, не попадает в категорию «ориентировочной деятельности». Несерьезные сражения детенышей, забава кошки с пойманной мышью… В большинстве случаев игра в животном мире имеет определенную функцию: это тренировка, безопасный способ освоения какого-либо действия.

«Человеческие» игры, по мнению большинства исследователей, выполняют сходную - тренировочную - функцию в онтогенезе. Исследователи детства - М.Мид, де Моз отмечают, что игры детей примитивных культур, как правило - имитация профессиональных действий взрослых. Дети возятся с маленькими луками, горшочками, строят маленькие домики и т.д. Даже и сейчас, когда детская игра изменилась не только по атрибутам, но и по сущности, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых - лопатки, ведерки и т.д.

Самое распространенное мнение о функции игры как о тренировке навыков «взрослых» действий. Именно об этом пишет А.Н.Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры».

«В ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действие операций - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями денного действия… это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…»2.

Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет Л.С.Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

... В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.

... мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений»3.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Детская игра - исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игра является предметом изучения различных наук - истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и так далее.

Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. А.С.Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности.

Коллектив играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой на себя ребенком роли.

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г.К.Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»4.

Вывод: большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  1. развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  2. коммуникативную: освоение диалектики общения;

  3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

  4. терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  6. коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

  8. социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

1.3. Значение игры в обучении

Мы подробно рассмотрели сущность и функции игры, чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок.

Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра - деятельность именно дошкольного возраста. В.Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…». Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

Здесь можно вспомнить один из эпизодов, описанных в «От двух до пяти» К.Чуковского. Рационально мыслящая мама пыталась вообще исключить игру из деятельности и мышления ребенка, знакомя его с научными фактами и серьезным подходом к явлениям. Выслушав рассказ мамы о том, как дети появляются на свет, сын также припомнил, что у мамы в животе он пил чай, сидя на крылечке… Дети дошкольного возраста не могут не играть

Игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в нужных целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания»5.

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

  3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

  4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

  5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом»6.

1.4. Ограничения и недостатки использования игр в образовании

Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра - очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение.

Игра не является педагогической панацеей. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос - новый материал - закрепление - домашнее задание». Здесь обозначена проблема, пути решения ее можно указать только в общих чертах:

  • увлечение самого педагога игровыми формами;

  • запрет на «обязательность» внедрения игр;

  • проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).

Игра - живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.

Использование игровых технологий в педагогической деятельности целесообразно при соблюдении следующих условий:

- игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).


1.5. Теория и классификация игр

Наряду с трудом и ученьем игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

• целеполагания;

• планирования;

• реализации цели;

• анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровые действия как средства реализации этих ролей;

• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• реальные отношения между играющими;

• сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты7:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игра стратегически - только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

• дидактическим целям;

• организационной структуре;

• возрастным возможностям их использования;

• специфике содержания.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам8:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Данную классификацию можно представить в виде следующей таблицы:

Педагогические игры

По области деятельности

Физические

Интеллектуальные

Трудовые

Социальные

Психологические



По характеру педагогического процесса

Обучающие

Тренинговые

Контролирующие

Обобщающие

Познавательные

Воспитательные

Развивающие

Репродуктивные

Продуктивные
Творческие

Коммуникативные

Диагностические

Психотехнические

Профорентационные

По предметной области

Математические

Химические

Биологические

Физические

Экологические

Трудовые

Технические

Производствен-ные

Музыкальные

Театральные

Литературные

Физкультурные

Спортивные

Военно-

Прикладные

Народные

Туристические

Обществоведческие

Управленческие

Экономические

Коммерческие

По игровой среде

Без предметов


С предметами

Настольные

Комнатные

Уличные

На местности

Компьютерные

Телевизионные

ТСО

Технические

Со средствами

приложения


1.6. Игровые педагогические технологии

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя.

Схематично технологию дидактической игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки

Разработка игры

- разработка сценария;

- план деловой игры;

- общее описание игры;

- содержание инструктажа;

- подготовка материального

обеспечения

Ввод в игру

- постановка проблемы, целей;

- условия, инструктаж;

- регламент, правила;

- распределения ролей;

- формирование групп;

- консультации.

Этап проведения

Групповая работа над заданием

- работа с источником;

- тренинг;

- мозговой штурм;

- работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия

- выступление группы;

- защита результатов;

- правила дискуссий;

- работа экспертов.

Этап анализа и обобщения

- вывод из игры;

- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка работы;

- выводы и обобщения;

- рекомендации.


ГЛАВА II. Применение игровых технологий на уроках русского языка

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

1) ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

2.1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.

Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно». Задания детям можно предложить в следующих формах:

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофер, щавель, украинский, термос, начал, звонишь.

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощник шофера снял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.

Помощник шофера положил трубку и начал сборы.

Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в термос украинский борщ, надел свитер, шинель, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

«Пригласи на обед»

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый компот и т. д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

«В эфире - новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста - события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивает расширение кругозора. Систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей программ новостей.

Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов». Задача участника - правильно прочитать предложенный текст. Например: «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оценивается в обществе позитивно. Приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов. Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с третьей декады текущего месяца до конца квартала».

2.2. Лексико-фразеологические игры

«Собери фразеологизм»

Из слов, данных учителем, нужно собрать несколько фразеологизмов. Например: как, Макар, свистит, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых. Ответы: куда Макар телят не гонял, как в воду канул, ветер свистит в карманах, на языке вертится, в ежовых рукавицах.

«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», собаку съел».

«Собери пословицу»

Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Задание может сопровождаться орфографической работой (раскрыть скобки, вставить пропущенный буквы). Например:

Бояться (не)счастья - в лес не ходить.

(Не)другу поверишь - словам твоим никогда веры (не)будет.

Волков бояться - друга обмануть.

(Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

Раз скажешь (не)правду - и счастья не видать.

(Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

«Акростих»

К определенному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с букв, имеющихся в данном слове.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

С гулькин нос

М

Мозолить глаза

О

От корки до корки

С

Сбросить иго

«Переводчик»

Суть игры заключается в том, чтобы подобрать к диалектизмам, профессионализмам, жаргонизмам, устаревшим словам общеупотребительные слова с синонимичным значением, т. е. «перевести» данные слова на понятный язык. При работе с устаревшими словами я использую картинку с изображением человека в полный рост и называю части тела человека. Задача учащихся - показать на картинке части тела, названные устаревшими словами, и подобрать современные синонимы: око (глаз), чело (лоб), выя (шея), чрево (живот), перст (палец), перси (грудь), вежды (веки), ланиты (щеки), уста (губы), зеница (зрачок), рамо (плечо), длань (ладонь), шуйца (левая рука), десница (правая рука), пясть (ладонь с пальцами).

Другой пример использования игры - кто быстрее найдет в предложениях заимствованные слова и заменит их русскими:

1. При проверке было выявлено немало дефектов. 2. Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны. 4. Все работали с энтузиазмом. 5. Мы гордимся нашим голкипером. 6. В газете появилась информация о футбольном матче. 7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Подобная игра может использовать при изучении синонимов, антонимов. Например:

Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1. Доктор прописал пациенту инъекции.2. Разъяренная вьюга замела тропинки. 3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

«Кто быстрее»

Задание: вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых встречаются определенные слова, например, голова (потерять голову, морочить голову, вскружить голову, человек с головой, с больной головы на здоровую и т. д.), ноги (уносить ноги, встать не с той ноги, путаться под ногами и т. д.), нос (задирать нос, водить за нос, зарубить на носу и т. д.). Можно называть фразеологизмы по очереди, выигрывает тот, кто называет последний.

«Следствие ведут знатоки»

Игра используется при изучении темы «Профессионализмы» (6 класс). Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2.Лешему он (Римский - Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3.- Фамилия?

- Истомин Валерий Сергеевич.

- Что с ним?

- Инфильтрат в левом легком под ключицей.

- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

- Пятьдесят два, Роман Борисович.

- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

«Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых. Например, волка ноги кормят, брать быка за рога, куры не клюют, умирающий лебедь, хорош гусь, комар носу не подточит, подложить свинью, всяк кулик свое болото хвалит, кот наплакал и т. д.

«Любопытный»

Один учащийся отвечает на вопросы остальных, но все ответы должны начинаться на определенную, обговоренную заранее букву, например к.

- Где был? (На концерте.)

- Кто там выступал? (Королева, Киркоров.)

-Какую еду любишь? (Конфеты.)

- Какие музыкальные инструменты знаешь? (Кларнет).

- Каких знаешь птиц? (Клест, кукушка.) и т. д.

Данная игра позволяет выявить, а затем обогатить словарный запас учащихся.

«Перевертыш»

Игру можно использовать, например, при изучении прямого и переносного значения слова, отрабатывая умение узнавать переносное значение и употреблять слова в переносном значении.

Задание: замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении: железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка; замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение: Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.

«Эрудит»

Эта игра активизирует мыслительную деятельность и содействует расширению кругозора учащихся.

Задание: угадай слово по толкованию его лексического значения.

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)

2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)

3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)

4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)

5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)

6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)

7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

Эту игру можно также провести с помощью кроссворда. (Об использовании кроссворда на уроках русского языка смотри далее.)

Задание: объясни разницу в значении слов: адресат - адресант, дипломат - дипломант, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, опечатка - отпечаток, поглотить - проглотить.

Задание: к словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни: персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика - головной убор (кичиться), коло - круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять - ожидать (нечаянный), тщание - старание (тщательный).

2.3.Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес, активизирует учащихся. Игра проходит так: все учащиеся встают в круг, а учитель - в центр этого круга. Учитель бросает мяч кому-либо из учащихся и называет слово (например, с орфограммой «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» при изучении этой темы). Учащийся отвечает, какую букву (о или ё) нужно писать в слове, и возвращает мяч учителю. Если учащийся отвечает правильно, он может сесть на место (если в классе мало учащихся, то участник игры садится после двух-трех правильных ответов). Если ученик ошибся, он продолжает играть.

«По щучьему веленью»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму они хотели бы видеть в тетрадях одноклассников. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например, «По щучьему веленью, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся и -ться в глаголах».

«Умный редактор»

В этой игре учащиеся становится редакторами, задача которых - перестроить предложения и расставить в них знаки препинания. Варианты заданий:

- исправить предложения, заменив в придаточном союзное слово который союзными словами где, откуда, куда;

- объяснить и исправить ошибки в построении предложений;

- перестроить сложные предложения, заменив придаточные предложения причастными оборотами (или наоборот) и др.

Данная игра позволяет совершенствовать умения учащихся строить предложения с разными синтаксическими конструкциями, закрепляет пунктуационные навыки.

«Светофор»

Игра может быть использована для отработки орфографической зоркости. Учащиеся заранее готовят сигнальные карточки красного и зеленого цветов и поднимают нужную карточку, когда учитель называет слова с повторяемой орфограммой. Например, при изучении темы «Буквы о-а в корне -рос- - -раст-» учащиеся поднимают зеленую карточку, если считают, что слово пишется с буквой о, или красную, если считают, что нужно писать букву а.

Эта игра может использоваться при изучении практически любой орфограммы («Употребление Ь на конце существительных после шипящих», «Буквы о-а после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных», «Буквы е-и в корнях с чередованием» и т. д.), дающей выбор между двумя вариантами написания.

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, отличающееся от двух других по какому-либо признаку (написанию, виду орфограммы и т. д.). Например, горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное); революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль, так как орфограмма «Буквы ы-и после ц» в корне).

2.4. Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий

Предложив детям эту игру, мы даем им возможность почувствовать себя пытливыми исследователями какой-либо лингвистической проблемы.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умения анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.

Наиболее типичны следующие задания:

- развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов);

- сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);

- исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Примеры заданий:

1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

  1. Что общего между шпаргалкой и пеленкой?

  2. Что общего между капором, капюшоном и капустой?

  3. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

  4. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

2.Напишите сочинение на одну из тем ( в форме реферата, сказки, доклада, детектива и др. -

в зависимости от формулировки темы).

  1. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

  2. Как вас теперь называть? ( О переходе слов из одной части речи в другую.)

  3. Волшебник по имени Йот.

2.5. Кроссворды, чайнворды, ребусы

Эти игровые формы могут использоваться на уроках разных типов и на любом этапе урока. В начале урока кроссворд может быть предложен учителем с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

Незаменимы кроссворды, чайнворда и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность на уроке.

Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае кроссворд не только может быть предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной теме).

Примеры кроссвордов, используемых мной в 6 классе.

При изучении темы «Диалектизмы» на уроке выполняем упражнение 73 (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык 6 класс, Москва, Просвещение,2009 г.). Сначала выписываем в тетрадь диалектные слова - названия ветров, затем детям предлагается кроссворд.

2

1




3


4



5


Вопросы:

  1. Общее название слов, которые употребляются в той или иной местности. (Диалект)

  2. Юго-восточный ветер. (Обедник)

  3. Осенний северный ветер. (Сиверко)

  4. Южный ветер. (Летник)

  5. Восточный ветер. (Всток)

Если в ходе объяснения темы «Диалектизмы» понятие «диалект» еще не звучало, то можно вопрос №1 кроссворда задать в последнюю очередь и подвести детей к самостоятельной формулировке термина.

Удобно использовать кроссворды для повторения теоретического материала по какой-либо общей теме. Например, завершая изучать в 6 классе тему «Разряды имен прилагательных», предлагаю детям работу с таким кроссвордом:

6

1




2





3






4





5

Вопросы:

1.Эту синтаксическую функцию чаще всего выполняет имя прилагательное в предложении.

2. Прилагательные этого разряда могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

3. Прилагательные этого разряда не могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

4. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу.

5. В отличие от существительных, прилагательные изменяются по…

6. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование игровых технологий на уроках русского языка, безусловно, способствует лучшему усвоению учебного материала и дальнейшему его закреплению.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется прежде всего тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно.

Игра даёт возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников.

Игра требует сотрудничества всего коллектива. Она создаёт атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности учащегося, так как от его зависит не только личная отметка, но и победа команды.

Игра может являться отдельным моментом урока, или весь урок может быть построен на игровой технологии.

Но не стоит забывать о том, что своих позитивных целей использование игровых технологий достигнет только при соблюдении определенных условий, о которых говорилось ранее. (См. «Недостатки и ограничения использования игр в образовании».)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баев П. М. Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ.- М.: «Русский язык»,1989.

2. Беляева О. А., Даценко О. А. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. - М.: «Вако», 2008.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: «Педагогика», 1991.

4. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 кл. Авторы-составители: В. Н. Пташкина, К. Е. Виноградова и др. - Волгоград: «Учитель», 2009.

5. Крутецкий В. А. Психология. - М.: «Просвещение», 1986.

6. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.//Современная педагогика. 1944, №№8-9

7. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2004.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: «Народное образование», 1998.

9. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: «Новая школа», 1994.

10. allbest.ru/

11. goo.kz/

12. teacher-evseeva.narod.ru/





1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. с.44.

2 Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Сов. педагогика, 1944. № 8-9.

3 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991, с. 31-42.

4 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 50.

5 Крутецкий В.А. Психология. М., Просвещение. 1986. с.65.

6 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. с.23.

7 Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994. с.14.

8 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. с.58.

© 2010-2022