- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку. Автор программы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова
Рабочая программа по русскому языку. Автор программы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Исаева О.Л. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа п. Петровский
Краснопартизанского района Саратовской области» в с. Толстовка
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
_______ /Бекренева Т.В./ ___________/Воронина Е.В./ _________/Крашенинникова М.А./
Протокол № от «____» __________ 2015 г. Протокол № от
_____________ 2015 г «______»___________2015 г.
Рабочая программа по предмету русский язык 5 класс
Разработал учитель русского языка и литературы
Исаева Ольга Леонтьевна
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
школы
протокол № 1 от
«______» августа 2015 г.
2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Русский язык в современном мире - один из развитых языков мира. В РФ он является государственным языком. Свободное владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания. Человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Самообразования;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие их речевой культуры;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся - предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и
пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма.
Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Кульmуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Материал школьного курса русского языка :в 5 классе начинаем изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфология и орфография, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Принципы построения: Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Специфика курса: Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Технологии, методы: Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Система оценивания: В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 175 часов, 35 рабочих недель по 5 часов в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются:
1. Уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
2. Достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметными результатами являются:
1.Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
2. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
3. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Предметными результатами являются:
1.Проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения.
2. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
3. Знакомство с основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Учебно-тематическое планирование.
Количество часов:
Всего 175 ч ; в неделю 5 час.
Плановых:
Сочинений -
Изложений -
Диктантов -
Зачётов -
Контрольных работ -
№
Наименование разделов
контроль
(Кол-во часов)
Кол-во часов
1.
Повторение
20 (17+3)
2.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
30 (23+7)
3.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
15(12+3)
4.
Лексика. Культура речи.
8(6+2)
5.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
22(18+4)
Морфология. Орфография. Культура речи.
80
5.
Имя существительное.
21(17+4)
6.
Имя прилагательное.
14(10+4)
6.
Глагол.
35(29+6)
7.
Повторение и систематизация изученного
10(8+2)
Итого
175
Календарно-тематическое планирование.
№ урока
Содержание(разделы, темы)
Кол-во часов
Использование ИКТ
Дата проведения
Сквоз-ная
По
разделу
план
факт
Язык и общение.
3(2+1)
1.
1.
Язык и человек.
1
2.
2.
Общение устное и письменное.
1
3.
3.
Р.р.Стили речи.
1
Повторение.
20 (17+3)
4.
1.
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1
5.
2.
Орфограмма.
1
6.
3.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
7.
4.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1
8.
5.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
9.
6.
Буквы и, у, а после шипящих.
1
10.
7.
Разделительные ъ и ь знаки.
1
11.
8.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
12.
9.
Что мы знаем о тексте.
1
13.
10.
Р.р.Изложение.
1
14.
11.
Части речи.
1
15.
12.
Глагол.
1
16.
13.
Тся и ться в глаголах.
1
17.
14.
Р.р.Тема текста. Сочинение.
1
18.
15.
Личные окончания глаголов.
1
19.
16.
Имя существительное.
1
20.
17.
Имя прилагательное.
1
21.
18.
Р.р.Сочинение по картине А.Пластова «Летом»
1
22.
19.
Местоимение. Основная мысль текста.
1
23.
20.
Контрольный диктант по теме «Повторение».
1
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
30 (25+5)
24.
1.
Синтаксис.
1
25.
2.
Пунктуация.
1
26.
3.
Словосочетание.
1
27.
4.
Разбор словосочетания.
1
28.
5.
Предложение.
1
29.
6.
Р.р. Сжатое изложение
1
30.
7.
Р.р. Сжатое изложение
1
31.
8.
Виды предложений по цели высказывания.
1
32.
9.
Восклицательные предложения.
1
33.
10.
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
1
34.
11.
Сказуемое.
1
35.
12.
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
36.
13.
Нераспространенные и распространенные предложения.
1
37.
14.
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
1
38.
15.
Определение.
1
39.
16.
Обстоятельство.
1
40.
17.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания.
1
41.
18.
Предложения с обращениями.
1
42.
19.
Р.р.Письмо.
1
43.
20.
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.
1
44.
21.
Р.р. сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки».
1
45.
22.
Простые и сложные предложения.
1
46.
23.
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
47.
24.
Прямая речь.
1
48.
25.
Прямая речь.
1
49.
26.
Диалог.
1
50.
27.
Р.р. упр.255
1
51.
28.
Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация.»
1
52.
29.
Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация.»
1
53.
30.
Контрольный диктант по теме « Синтаксис. Пунктуация.»
1
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
15 (12+3)
54.
1.
Фонетика. Гласные звуки.
1
55.
2.
Согласные звуки.
1
56.
3.
Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие.
1
57.
4.
Р.р.Повествование.
1
58.
5.
Согласные звонкие и глухие.
1
59.
6.
Графика. Алфавит.
1
60.
7.
Описание предмета.
1
61.
8.
Р.р. Сочинение-описание.
1
62.
9.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
1
63.
10.
Двойная роль букв е, е, ю, я.
1
64.
11.
Орфоэпия.
1
65.
12.
Фонетический разбор слова.
1
66.
13.
Р.р. сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица». (Устно)
1
67.
14.
Повторение по теме «Фонетика»
1
68.
15.
Контрольная работа по теме «Фонетика».
1
Лексика. Культура речи.
8 (6+2)
69.
1.
Слово и его лексическое значение.
1
70.
2.
Однозначные и многозначные слова.
1
71.
3.
Прямое и переносное значение слов.
1
72.
4.
Омонимы.
1
73.
5.
Синонимы.
1
74.
6.
Р.р. Сочинение по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».
1
75.
7.
Антонимы.
1
76.
8.
Р.р. Изложение «Первый снег».
1
Морфемика. Орфография. Культура речи.
22 (18+4)
77.
1.
Морфема - наименьшая значимая часть слова.
1
78.
2.
Изменение и образование слов
1
79.
3.
Окончание.
1
80.
4.
Основа слова.
1
81.
5.
Корень слова.
1
82.
6.
Р.р. Рассуждение.
1
83.
7.
Суффикс.
1
84.
8.
Приставка.
1
85.
9.
Р.р. Выборочное изложение.
1
86.
10.
Чередование звуков.
1
87.
11.
Беглые гласные. Варианты морфем.
1
88.
12.
Морфемный разбор слова.
1
89.
13.
Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з, сна конце приставок.
1
90.
14.
Буквы а-о в корне лаг - лож.
1
91.
15.
Буквы а - о в корне раст, рос.
1
92.
16.
Буквы ё - о после шипящих в корне.
1
93.
17.
Буквы ы, и после ц.
1
94.
18.
Р.р. Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»
1
95.
19.
Р.р. Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»
1
96.
20.
Повторение по теме «Морфемика»
1
97.
21.
Повторение по теме «Морфемика»
1
98.
22.
Контрольный диктант по теме «Морфемика»
1
Морфология.
80
Имя существительное.
21 (17+4)
99.
1.
Имя существительное как часть речи.
1
100.
2.
Доказательства в рассуждении.
1
101.
3.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
1
102.
4.
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
103.
5.
Род имен существительных.
1
104.
6.
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
1
105.
7.
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
1
106.
8.
Три склонения имен существительных.
1
107.
9.
Падеж имен существительных.
1
108.
10.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
1
109.
11.
Р.р. Изложение.
1
110.
12.
Р.р. Изложение.
1
111.
13.
Множественное число имен существительных.
1
112.
14.
Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
1
113.
15.
Морфологический разбор имени существительного.
1
114.
16.
Морфологический разбор имени существительного.
1
115.
17.
Р.р. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье».
1
116.
18.
Р.р. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье».
1
117.
19.
Повторение по теме «Имя существительное»
1
118.
20.
Повторение по теме «Имя существительное»
1
119.
21.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
1
Имя прилагательное.
14 (11+3)
120.
1.
Имя прилагательное как часть речи.
1
121.
2.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1
122.
3.
Описание животного.
1
123.
4.
Р.р. Сочинение Упр.587.
1
124.
5.
Прилагательные полные и краткие.
1
125.
6.
Прилагательные полные и краткие.
1
126.
7.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
127.
8.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
128.
9.
Р.р. Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение»
1
129.
10.
Р.р. Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение»
1
130.
11.
Тест по теме «Имя прилагательное»
1
131.
12.
Повторение по теме «Имя прилагательное»
1
132.
13.
Повторение по теме «Имя прилагательное»
1
133.
14.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
1
Глагол.
35 (29+6)
134.
1.
Глагол как часть речи.
1
135.
2.
Не с глаголами.
1
136.
3.
Рассказ.
1
137.
4.
Неопределенная форма глагола.
1
138.
5.
Неопределенная форма глагола.
1
139.
6.
Правописание тся и ться в глаголах.
1
140.
7.
Виды глагола.
1
141.
8.
Буквы е-и в корнях с чередованием.
1
142.
9.
Буквы е-и в корнях с чередованием.
1
143.
10.
Р.р. Невыдуманный рассказ о себе.
1
144.
11.
Время глагола.
1
145.
12.
Прошедшее время
1
146.
13.
Настоящее время.
1
147.
14.
Будущее время.
1
148.
15.
Спряжение глагола
1
149.
16.
Спряжение глагола
1
150.
17.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
1
151.
18.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
1
152.
19.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
1
153.
20.
Р.р. по упр.674
1
154.
21.
Морфологический разбор глагола.
1
155.
22.
Морфологический разбор глагола.
1
156.
23.
Р.р. Сжатое изложение.
1
157.
24.
Р.р. Сжатое изложение.
1
158.
25.
Мягкий знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.
1
159.
26.
Мягкий знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.
1
160.
27.
Мягкий знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.
1
161.
28.
Употребление времен
1
162.
29.
Употребление времен
1
163.
30.
Повторение по теме «Глагол».
1
164.
31.
Р.р.Сочинение по картине «Не взяли на рыбалку»
1
165.
32.
Р.р.Сочинение по картине «Не взяли на рыбалку»
1
166.
33.
Повторение по теме «Глагол».
1
167.
34.
Повторение по теме «Глагол».
1
168.
35.
Контрольный диктант по теме «Глагол».
1
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
7 (5+2)
169.
1.
Разделы науки о языке.
1
170.
2.
Орфограммы в приставках и в корнях слов.
1
171.
3.
Орфограммы в окончаниях слов.
1
172.
4.
Употребление ъ и ь
1
173.
5.
Знаки препинания в простом и в сложном предложении и в предложениях с прямой речью
1
174.
6.
Контрольный диктант
1
175.
7.
Итоговый урок
1
Список научно-методического обеспечения.
1.Рабочие программы. Русский язык 5-9 классы.(Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.). М.: Просвещение. 2012 г.
2. Русский язык 5 класс. Учебник в 2 частях. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение. - 2014 г.
3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение. 2015 г.
4. Тесты по русскому языку. 5 класс. Издательство «Экзамен» Москва. - 2014 г.
5. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс. Издательство «Экзамен» Москва. - 2014 г.
6. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. Москва. «Вако» - 2015 г.