Рабочая программа по русскому языку. Автор программы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа п. Петровский

Краснопартизанского района Саратовской области» в с. Толстовка


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы

_______ /Бекренева Т.В./ ___________/Воронина Е.В./ _________/Крашенинникова М.А./

Протокол № от «____» __________ 2015 г. Протокол № от

_____________ 2015 г «______»___________2015 г.



Рабочая программа по предмету русский язык 5 класс

Разработал учитель русского языка и литературы

Исаева Ольга Леонтьевна



Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

школы

протокол № 1 от

«______» августа 2015 г.




2015-2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому языку для основной школы.

Русский язык в современном мире - один из развитых языков мира. В РФ он является государственным языком. Свободное владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.

Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания. Человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Самообразования;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие их речевой культуры;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся - предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и

пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма.

Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Кульmуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Материал школьного курса русского языка :в 5 классе начинаем изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфология и орфография, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации

Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Принципы построения: Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Специфика курса: Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Технологии, методы: Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Система оценивания: В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 175 часов, 35 рабочих недель по 5 часов в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами являются:

1. Уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

2. Достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметными результатами являются:

1.Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

2. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

3. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Предметными результатами являются:

1.Проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения.

2. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.

3. Знакомство с основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.



Учебно-тематическое планирование.

Количество часов:

Всего 175 ч ; в неделю 5 час.

Плановых:

Сочинений -

Изложений -

Диктантов -

Зачётов -

Контрольных работ -

Наименование разделов

контроль

(Кол-во часов)

Кол-во часов

1.

Повторение


20 (17+3)

2.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.


30 (23+7)

3.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.


15(12+3)

4.

Лексика. Культура речи.


8(6+2)

5.

Морфемика. Орфография. Культура речи.


22(18+4)

Морфология. Орфография. Культура речи.


80

5.

Имя существительное.


21(17+4)

6.

Имя прилагательное.


14(10+4)

6.

Глагол.


35(29+6)

7.

Повторение и систематизация изученного


10(8+2)

Итого


175





Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Содержание(разделы, темы)

Кол-во часов

Использование ИКТ

Дата проведения

Сквоз-ная

По

разделу

план

факт

Язык и общение.

3(2+1)

1.

1.

Язык и человек.

1

2.

2.

Общение устное и письменное.

1

3.

3.

Р.р.Стили речи.

1


Повторение.

20 (17+3)

4.

1.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

5.

2.

Орфограмма.

1

6.

3.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

7.

4.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

8.

5.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

9.

6.

Буквы и, у, а после шипящих.

1

10.

7.

Разделительные ъ и ь знаки.

1

11.

8.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

12.

9.

Что мы знаем о тексте.

1

13.

10.

Р.р.Изложение.

1

14.

11.

Части речи.

1

15.

12.

Глагол.

1

16.

13.

Тся и ться в глаголах.

1

17.

14.

Р.р.Тема текста. Сочинение.

1

18.

15.

Личные окончания глаголов.

1

19.

16.

Имя существительное.

1

20.

17.

Имя прилагательное.

1

21.

18.

Р.р.Сочинение по картине А.Пластова «Летом»

1

22.

19.

Местоимение. Основная мысль текста.

1

23.

20.

Контрольный диктант по теме «Повторение».

1


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

30 (25+5)

24.

1.

Синтаксис.

1

25.

2.

Пунктуация.

1

26.

3.

Словосочетание.

1

27.

4.

Разбор словосочетания.

1

28.

5.

Предложение.

1

29.

6.

Р.р. Сжатое изложение

1

30.

7.

Р.р. Сжатое изложение

1

31.

8.

Виды предложений по цели высказывания.

1

32.

9.

Восклицательные предложения.

1

33.

10.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

34.

11.

Сказуемое.

1

35.

12.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

36.

13.

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

37.

14.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

38.

15.

Определение.

1

39.

16.

Обстоятельство.

1

40.

17.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания.

1

41.

18.

Предложения с обращениями.

1

42.

19.

Р.р.Письмо.

1

43.

20.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

1

44.

21.

Р.р. сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки».

1

45.

22.

Простые и сложные предложения.

1

46.

23.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

47.

24.

Прямая речь.

1

48.

25.

Прямая речь.

1

49.

26.

Диалог.

1

50.

27.

Р.р. упр.255

1

51.

28.

Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация.»

1

52.

29.

Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация.»

1

53.

30.

Контрольный диктант по теме « Синтаксис. Пунктуация.»

1


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15 (12+3)

54.

1.

Фонетика. Гласные звуки.

1

55.

2.

Согласные звуки.

1

56.

3.

Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие.

1

57.

4.

Р.р.Повествование.

1

58.

5.

Согласные звонкие и глухие.

1

59.

6.

Графика. Алфавит.

1

60.

7.

Описание предмета.

1

61.

8.

Р.р. Сочинение-описание.

1

62.

9.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

63.

10.

Двойная роль букв е, е, ю, я.

1

64.

11.

Орфоэпия.

1

65.

12.

Фонетический разбор слова.

1

66.

13.

Р.р. сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица». (Устно)

1

67.

14.

Повторение по теме «Фонетика»

1

68.

15.

Контрольная работа по теме «Фонетика».

1


Лексика. Культура речи.

8 (6+2)

69.

1.

Слово и его лексическое значение.

1

70.

2.

Однозначные и многозначные слова.

1

71.

3.

Прямое и переносное значение слов.

1

72.

4.

Омонимы.

1

73.

5.

Синонимы.

1

74.

6.

Р.р. Сочинение по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».

1

75.

7.

Антонимы.

1

76.

8.

Р.р. Изложение «Первый снег».

1


Морфемика. Орфография. Культура речи.

22 (18+4)

77.

1.

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

1

78.

2.

Изменение и образование слов

1

79.

3.

Окончание.

1

80.

4.

Основа слова.

1

81.

5.

Корень слова.

1

82.

6.

Р.р. Рассуждение.

1

83.

7.

Суффикс.

1

84.

8.

Приставка.

1

85.

9.

Р.р. Выборочное изложение.

1

86.

10.

Чередование звуков.

1

87.

11.

Беглые гласные. Варианты морфем.

1

88.

12.

Морфемный разбор слова.

1

89.

13.

Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з, сна конце приставок.

1

90.

14.

Буквы а-о в корне лаг - лож.

1

91.

15.

Буквы а - о в корне раст, рос.

1

92.

16.

Буквы ё - о после шипящих в корне.

1

93.

17.

Буквы ы, и после ц.

1

94.

18.

Р.р. Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1

95.

19.

Р.р. Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1

96.

20.

Повторение по теме «Морфемика»

1

97.

21.

Повторение по теме «Морфемика»

1

98.

22.

Контрольный диктант по теме «Морфемика»

1


Морфология.

80


Имя существительное.

21 (17+4)

99.

1.

Имя существительное как часть речи.

1

100.

2.

Доказательства в рассуждении.

1

101.

3.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

102.

4.

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

103.

5.

Род имен существительных.

1

104.

6.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

105.

7.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

106.

8.

Три склонения имен существительных.

1

107.

9.

Падеж имен существительных.

1

108.

10.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

109.

11.

Р.р. Изложение.

1

110.

12.

Р.р. Изложение.

1

111.

13.

Множественное число имен существительных.

1

112.

14.

Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1

113.

15.

Морфологический разбор имени существительного.

1

114.

16.

Морфологический разбор имени существительного.

1

115.

17.

Р.р. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

116.

18.

Р.р. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

117.

19.

Повторение по теме «Имя существительное»

1

118.

20.

Повторение по теме «Имя существительное»

1

119.

21.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1


Имя прилагательное.

14 (11+3)

120.

1.

Имя прилагательное как часть речи.

1

121.

2.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

122.

3.

Описание животного.

1

123.

4.

Р.р. Сочинение Упр.587.

1

124.

5.

Прилагательные полные и краткие.

1

125.

6.

Прилагательные полные и краткие.

1

126.

7.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

127.

8.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

128.

9.

Р.р. Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение»

1

129.

10.

Р.р. Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение»

1

130.

11.

Тест по теме «Имя прилагательное»

1

131.

12.

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

132.

13.

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

133.

14.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1


Глагол.

35 (29+6)

134.

1.

Глагол как часть речи.

1

135.

2.

Не с глаголами.

1

136.

3.

Рассказ.

1

137.

4.

Неопределенная форма глагола.

1

138.

5.

Неопределенная форма глагола.

1

139.

6.

Правописание тся и ться в глаголах.

1

140.

7.

Виды глагола.

1

141.

8.

Буквы е-и в корнях с чередованием.

1

142.

9.

Буквы е-и в корнях с чередованием.

1

143.

10.

Р.р. Невыдуманный рассказ о себе.

1

144.

11.

Время глагола.

1

145.

12.

Прошедшее время

1

146.

13.

Настоящее время.

1

147.

14.

Будущее время.

1

148.

15.

Спряжение глагола

1

149.

16.

Спряжение глагола

1

150.

17.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1

151.

18.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1

152.

19.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1

153.

20.

Р.р. по упр.674

1

154.

21.

Морфологический разбор глагола.

1

155.

22.

Морфологический разбор глагола.

1

156.

23.

Р.р. Сжатое изложение.

1

157.

24.

Р.р. Сжатое изложение.

1

158.

25.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.

1

159.

26.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.

1

160.

27.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.

1

161.

28.

Употребление времен

1

162.

29.

Употребление времен

1

163.

30.

Повторение по теме «Глагол».

1

164.

31.

Р.р.Сочинение по картине «Не взяли на рыбалку»

1

165.

32.

Р.р.Сочинение по картине «Не взяли на рыбалку»

1

166.

33.

Повторение по теме «Глагол».

1

167.

34.

Повторение по теме «Глагол».

1

168.

35.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1


Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

7 (5+2)

169.

1.

Разделы науки о языке.

1

170.

2.

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

171.

3.

Орфограммы в окончаниях слов.

1

172.

4.

Употребление ъ и ь

1

173.

5.

Знаки препинания в простом и в сложном предложении и в предложениях с прямой речью

1

174.

6.

Контрольный диктант

1

175.

7.

Итоговый урок

1









Список научно-методического обеспечения.

1.Рабочие программы. Русский язык 5-9 классы.(Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.). М.: Просвещение. 2012 г.

2. Русский язык 5 класс. Учебник в 2 частях. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение. - 2014 г.

3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение. 2015 г.

4. Тесты по русскому языку. 5 класс. Издательство «Экзамен» Москва. - 2014 г.

5. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс. Издательство «Экзамен» Москва. - 2014 г.

6. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. Москва. «Вако» - 2015 г.



© 2010-2022