Тема малой и большой истории в поэме А. Ахматовой «Реквием»

"Описание материала: Урок русской литературы в 11 классе проведен с применением Кембриджского подхода к преподаванию. На уроке присутствует работа с одаренными детьми: опережающее задание - презентация. Диалог - главная составляющая урока. Дети работали в группах, парах. Для успешной работы в группах и парах, учащиеся должны общаться друг с другом, обсуждать задание. Поэтому свой урок я начала с аудио записи поэмы «Реквием» в исполнении А. Ахматовой, которое помогло активизировать работу класса...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 11

Урок: № 5

Тема:Тема малой и большой истории в поэме «Реквием»

Слияние судьбы поэта с судьбой народа.

Оценка: взаимооценивание

Цель: знакомство с поэмой «Реквием»

Критерии успеха:

1.Знать, как история страны преломляется в творчестве А.Ахматовой;

2.Понимать, насколько поэма наполнена духом гражданственности;

3.Уметь слышать «многоголосье», голос поэта, матери, историка.

План урока


  1. Организационный момент

А) проверка присутствующих

Б) создание коллаборативной среды

Тренинг «Солнце светит на того…»

Деление на группы + раздаю цветные фигурки/скользящие группы/


  1. Вызов.

- Слово учителя

Ещё в 30-е годы в лирике Ахматовой появляется мотив осиротевшей матери, который достигает вершины в «Реквиеме» как христианский мотив вечной материнской участи - из эпохи в эпоху отдавать сыновей в жертву миру: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел». И здесь вновь личное у поэтессы соединяется с общенародной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль. Ахматова стала голосом своего времени, она и не была приближена к власти, но и не клеймила свою страну. Она мудро, просто и скорбно разделила её судьбу. Памятником страшной эпохе стал «Реквием». /ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ ЭПИГРАФА/

Запись в тетрадях темы и эпиграфа урока.

В прежние годы было довольно распространенным представление об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы «Реквием» в 1963 году за рубежом: «Я-то видел Ахматову "царскосельской веселой грешницей" и "насмешницей"... Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль - женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих - женах, матерях, невестах... Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?».

Словарная работа: как вы понимаете заголовок поэмы? (Запись термина в тетради.) Слово «Реквием» переводится как «заупокойная месса», католическое богослужение по умершему. Одновременно это - обозначение траурного музыкального произведения. К этому жанру обращались многие композиторы, наибольшую известность получил «Реквием» Моцарта (ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ).

Об истории создания поэмы рассказывают подготовленные ученики.

Сегодня на уроке мы читаем поэму с поразительной историей: прошу сосчитать, сколько лет прошло от начала работы над нею до публикации? А сколько лет она существовала лишь в памяти людей до того, как была записана, просто записана на бумаге?

Цели: мы будем читать поэму и учиться её понимать. Мы увидим, как история страны преломляется и отражается в творчестве Ахматовой. Мы должны на этом уроке лучше узнать историю своей страны.

Итак, открываем текст поэмы. Что мы видим в самом начале её? Эпиграф, строго, точно и лаконично отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был. 1961 /СЛУШАЕМ ЗАПИСЬ/

В ПРЕДИСЛОВИИ к поэме Ахматова написала: /СЛУШАЕМ ЗАПИСЬ/

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

Лаконичное «Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы поясняет эпиграф. Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу», но в роли «заказчика» в поэме выступает «стомильонный народ». Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст служит этому подтверждением. Значит, поэма - овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.

Словарная работа - «ежовщина» - справку дает подготовленный ученик. (Ежовщина - период 1936-1938, когда нарком внутренних дел был Ежов Н.И., с помощью которого Сталин производил "чистку" ленинской гвардии, партийного и государственного аппарата, военных, государственных, научных и иных деятелей.Во время ежовщины ок.12-14 млн. людей были отправлены в лагеря и тюрьмы, а более миллиона человек расстреляны)

- Опережающее задание

- Просмотр презентации по теме урока

Сообщение ученицы «Детство А.А.Ахматовой»


  1. Работа в парах.

1 пара: Трагедия Ахматовой;

2 пара: Эпоха правления Сталина;

3 пара: История создания поэмы;

4 пара: Библейские мотивы в поэме.

5 пара: Композиция поэмы


  1. Работа в группах.

Переходим к 1 главе.

Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают понять тяжесть случившегося?-Далее Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки. Вспомним картину В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».ГЛАВА 1 строится как народный плач. Это причитание матери по уводимому в тюрьму сыну, которое неожиданно объединяется с крестьянским плачем по покойнику. Наконец, это услышанные из глубины веков крики и стоны стрелецких жен. Но все эти голоса сливаются в один общий вой, невыносимый в своем трагизме (чтение главы).

Читаем 2, 3,4 главы.

Опишите картину, которая у вас возникает. Почему?ГЛАВА 2 датирована 1939 годом. Изображенное на земле обозревается глазами «желтого месяца». Свое личное горе поэтесса выразила в коротких строчках стихотворения, корнями уходящего в фольклор (чтение главы).

ГЛАВА 3 совсем короткая, в ней о себе автор пишет уже в третьем лице. Это уже не женщина - тень. Человеку ведь невозможно вынести такое: Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

Ночь.

(впомним, что масштабы трагедии заданы уже в первых строчках «Посвящения»:«Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река…»)

В ГЛАВЕ 4 героиня поэмы пробует взглянуть на себя со стороны и с ужасом замечает себя, былую «веселую грешницу», в толпе под Крестами, где столько «неповинных жизней кончается…» Стих обрывается на полуслове, на многоточии (чтение главы).

-Что происходит с героиней в 5 и 6 главе? (безумие, оцепенение, смерть, раздвоение личности)5 ГЛАВА. В следующем отрывке отчаяние матери, кажется, достигает высшей точки. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится «звон кадильный», видятся «пышные цветы» и «следы куда-то в никуда». И светящая звезда (традиционный романтический образ) становится роковой и «скорой гибелью грозит» (чтение главы).

ГЛАВА 6 датирована тем же 1939 годом. Героиня пребывает в каком-то оцепенении. Все её мысли о сыне, общее у них сейчас - белые ночи, которые глядят в тюрьму, но приносят не свет и радость, а говорят о кресте и о смерти (чтение главы).

И в этом состоянии оцепенения на героиню обрушивается очередной удар - приговор сыну.

Перечитаем 7-9 главы. Опишите свои впечатления, образы, мысли о прочитанном, начиная с фразы «Когда я читаю 7-9 главы поэмы «Реквием» ...ГЛАВА 7 так и называется - «Приговор» (чтение главы).

Но у героини нет сил жить в «опустелом доме», и она зовет смерть: «Ты все равно придешь - зачем же не теперь? Я жду тебя - мне очень трудно.» Так начинается 8 ГЛАВА - «К смерти». Героиня готова принять любую смерть: отравленный снаряд, гирьку бандита, тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» - самое страшное в то время (чтение главы).

Но смерть не приходит - приходит безумие. Всё происходящее в жизни и в сердце сводит с ума. И теперь смерть обретает свою новую форму - душевной болезни: «Уже безумие крылом души накрыло половину». На смену разуму приходит его затмение, былая стойкость сменяется слабостью, речь превращается в бред, память - в беспамятство. И если мелькают ещё признаки чего-то святого, то это смутные наплывы из прошлого. Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, невыносимого здравым умом, а потому отстраненного. Об этом 9 ГЛАВА (чтение главы).

Само название - «Реквием» - настраивает на торжественно-траурный, мрачный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое происходит от непомерности страдания. Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества - распятие Христа. Трагедия подключает сознание читателя к судьбе Матери, принесшей в мир Сына-Искупителя. Обратите внимание, нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма.

Прочтите название 10 главы. С чем оно связано?

-Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

(трагедия народа велика, сюжет вызывает в памяти страшное преступление - распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери (репродукция картины А.Врубеля «Богородица с младенцем»)

В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убили. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени. Личное и общечеловеческое вновь сливаются.

В 10 ГЛАВЕ воплощена библейская тема. Ей предпослан евангельский эпиграф: «Не рыдай, мене, Мати, во гробе зрящия». Этот эпиграф обрывается на полуслове в коротком четверостишии: «О, не рыдай Мене…» (чтение главы).

В этой главе автор оперирует высокими общечеловеческими символами Матери, Магдалины и Распятия Христа. Личность Христа по-особому волновала Ахматову и человеческой сутью своей, и судьбой. И вот теперь она соединяет историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого частное и общее, личное и общечеловеческое вновь сливаются воедино.

Эта тема продолжена и завершена в ЭПИЛОГЕ:-Обратимся к эпилогу. Это самая длинная часть поэмы. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах - это мужчины и сыновья, другая - в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери. Представьте его, используя слова поэтессы. Поэма завершается 2 частью ЭПИЛОГА, в котором проясняется, какое воскрешение ждёт её героев - вечная жизнь в творчестве. Ахматова старается не забыть, а наоборот, вечно помнить о страшном времени. Стихи начинают теперь звучать как удары набатного колокола. Безгранично отчаяние матери, но она одерживает победу над палачами сына. Голос лирической героини крепнет, 2-я часть ЭПИЛОГА звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола. Идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о стойкости и победительной силе женщины-поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости и ещё одного символа окаменения. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, Ахматова трактует её очень мощно, гордо и горько:

Эти строки были написаны в страшные 30-е годы, когда огромное количество безвинных сидело в лагерях, а стихи Ахматовой не печатались. Их не печатали и позже, в 40-50-е, тогда школьники учили наизусть не стихи Ахматовой, а постановление компартии, в котором поэтесса в самой грубой форме обвинялась в безыдейности. Потому и не было речи ни о каких памятниках, наградах, а поэма «Реквием» всё ещё хранилась в памяти верных людей. Но мы с вами живем во времена, когда желание Ахматовой исполнилось и памятник её мужеству установлен там, где она завещала. Об этом - презентация «Памятники Ахматовой в Санкт-Петербурге» (подготовленная учениками).

-Какая традиционная для русской литературы тема поднимается во 2 части эпилога?

-Поднимая тему памятника, Ахматова трактует ее очень ярко, мощно. Читаем со слов «А если когда-нибудь в этой стране …»

ОБОБЩЕНИЕ.

-Попробуем определить, в чем заключалась величайшая гражданская и поэтическая миссия поэтессы?

(описать, обвинить эпоху беззакония и бесчестия, оставить память по погибшим)

-А что такое память? Нужно ли помнить или проще забыть и никогда не вспоминать о страшном?

Памятник Ахматовой у стен тюрьмы - монумент не только поэту, но всем матерям и женам, всем жертвам произвола, это памятник самому Мужеству. Заметим, что в «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.


  1. Рефлексия.

На стикерах пишут ответы на вопросы:

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

Домашнее задание:

Тест


© 2010-2022