Технологии работы с текстом на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Продуктивные технологии работы с текстом (Л.В. Бокчанина)

Постинформационное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию школьников. Не набор знаний должна дать школа, а возможность самостоятельно их приобретать.

Цель данного выступления: обобщить опыт применения инновационных технологий в формировании важнейших компетентностей, определить продуктивные направления работы с текстом как единицей обучения, в которой интегрируются, объединяются все элементы языка.

Результаты ЕГЭ, ГИА не только по предметам филологического профиля убеждают в том, что чтение-понимание, умение интерпретировать текст - это ведущие компетенции, необходимые не только ученику, но и любому взрослому человеку в его дальнейшей деятельности. Личностно ориентированная среда на уроках филологических дисциплин (что, естественно, актуально для профиля нашей школы) - это развивающая речевая среда, основой которой является текст. Текст выступает единицей обучения. В нем интегрируются, объединяются все элементы не только языковой системы. Это средство, через которое можно сформировать важнейшие компетентности: компетентность решения проблем, коммуникативную, информационную.

Основным источником информации является текст. А основным способом извлечения информации - чтение. (В школьной практике используется два вида чтения - ознакомительное и изучающее).

О сформированности информационной компетентности (совокупность компетенций) можно судить на основании того, как умеет ученик читать, используя все виды чтения, анализировать текст, выделяя главную и второстепенную информацию.

О сформированности коммуникативной компетентности может свидетельствовать умение создавать тексты различных стилей, типов, жанров.

Компетентность разрешения проблем позволяют ставить цели, определять условия их реализации, планировать результат, осуществлять рефлексию, выбирать способ решения задачи, разрабатывать алгоритм достижения цели.

Успешное решение задач по формированию компетентностей во многом зависит от того, какие технологии и средства обучения используются в учебном процессе, насколько эффективно происходит управление познавательной деятельностью школьников.

То есть нам должны быть интересны прежде всего технологии компетентностно-ориентированного образования. В нашей школе учителями широко используются технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технология творческих мастерских, кейс-технологии, проектные.

Главной особенностью их является "конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности" (И.В Муштавинская). Они характеризуются четкой структурой и реализуются через набор определенных методов и приемов.

Так ТРКМ имеет базовую модель, состоящую из этапов:

1) Вызов (активизация, мотивация)

2) Осмысление (активное слушание, чтение)

3)Рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).

Фактически это четкий алгоритм урока.

Критическое мышление (как это понимается в ТРКМ) - это процесс соотнесения внешней информации с имеющимся у человека знанием, оно учит активно действовать, то есть учит способам активных действий.

Реализуется через приемы и методы:

- постановка вопросов к тексту ( простых, уточняющих, интерпретационных, практических)

- поиск в тексте ответов на вопросы

- маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях

- расположение ключевых слов, предложений в логической последовательности

- графическая систематизация текста: кластеры, таблицы вопросов. таблицы синтеза,"знаю - хочу узнать - узнал"

- ведение записей (бортовой журнал, двух- трех частные дневники)

ТРКМ особенно продуктивна на уроках русского языка, литературы, иностранных языков, истории и т. д. На уроках литературы - для анализа небольших по объему произведений (текстов), уроках получения и применения знаний по теории литературы (поможет ответить на вопрос, как сделано произведение).

Работа с художественным текстом в рамках данной технологии - чтение с остановками (делим рассказ на смысловые части)

1. Этап вызова:

осмысление названия, выстраивание ассоциативных рядов, беседа об ожидаемом содержании (время, место, сюжет)

2. Этап осмысления содержания:

Сообщение темы и цели урока, начало работы с таблицей (начало рассказа, место действия, время, главный герой, действия героя, завершение рассказа)

Чтение текста с остановками и обсуждение - анализ прочитанного с предположением, что же произойдет затем

Второе чтение (желательно)

Беседа - обобщение: о чем рассказ и как он сделан?

3 Этап. Рефлексия:

Письменная работа.

Использование данной технологии позволяет формировать у школьников компетентность решения проблем.

Стратегия решения проблемы прослеживается через следующие этапы:

Идентификация проблемы. Проблема определяется в самом общем виде

Формулирование проблемы в виде вопроса

Генерирование вариантов решения проблемы (мозговой штурм)

Выбор оптимального варианта проблемы

Анализ действий по решению проблемы, анализ проделанной работы

На уроке решения проблемы (решения познавательных задач) обязательны приемы визуализации проделанной работы.

И вообще, считаем уместным использование методов визуальной организации материала не только в старших классах, но и, начиная с пятого.

Технология творческих мастерских - также эффективная технология. Учащиеся в творческих мастерских не получают готовых знаний, добывают, строят их сами.

Через набор текстов, заданий, логическую структуру мастерской учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников.

Школьники сами выбирают текст, нужный темп, средства, методы выполнения, чередуют индивидуальную, парную и групповую работу. Мастерскую используем в качестве итогового урока.

Структуры данных технологий стройны и логичны, это просматривается в этапах, которые соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности.

1 этап. Ввод в тему - индукция ( мотивация, актуализация, вызов)

2 этап. Самоконструкция (выдвижение гипотез, способов решения задач, создание асоциативного ряда и т. п.)

3 этап. Социоконструкция ( в паре обсуждаются точки зрения на проблему)

4 этап. Социализация (обсуждается проблема в группах)

5 этап. Афиширование (совместное, коллективное обсуждение)

6 этап. Разрыв - осознание необходимости нового поиска (Слово учителя как истинный опыт)

7 этап. Творчество ( например, сочинение-миниатюра "Что важнее для человека - правда или истина?")

8 этап. Рефлексия

Важно: независимо, какой технологией пользуемся, создать резонанс - эффект, творческую атмосферу, импульс к поиску, к написанию текста, к устному выступлению. Создание же текста должно быть основано на самоорганизации, самоуправлении (где и формируется компетентность решения проблемы)

Творческие мастерские могут быть разными: психологические мастерские ( "Психологический портрет Мармеладова"), проблемные, интегрированные, мастерские - экскурсии.

Учителя иностранных языков успешно применяют и кейс-технологии. Это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций - социальных и жизненных.

Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только кака=ую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом проблема не имеет однозначных решений. Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяя моделировать реальную роблему.

Методы кейс-технологии:

Метод инцидентов

Метод разбора деловой корреспонденции

Игровое проектирование

Ситуационно-ролевая игра

Метод дискуссии

Кейс-стадии

Необходимость использования данных технологий определяется и содержанием ЕГЭ. Оно направлено на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников не только лингвистической, языковой, но и коммуникативной, информационной компетентности и компетентности разрешения проблем. Подготовка к выполнению части С требует особого внимания, так как при написании сочинения-рассуждения выпускник остается один на один с текстом, без вариантов ответа и, таким образом, показывает реальную подготовку в осмыслении текста, и реальную грамотность. Работа с текстом не противоречит совершенствованию навыков правописания. Наоборот орфографические и пунктуационные трудности легче преодолеть, используя продуктивные приемы и методы анализа текста.

Умение точно определять проблему, излагать позицию автора, комментировать текст - дело непростое. И прежде потому, что ученики не умеют внимательно и вдумчиво читать, протягивая ниточки от одних произведений к другим. Одна из них лежит в текстах (больших по объему!) В нехватке времени на уроке для вдумчивого чтения и поэтапного разбора. Только с третьего чтения можно осмыслить текст. В учебных целях удобнее пользоваться небольшими тестами ( говорю об уроках русского языка), с так называемым "ядерным содержанием , в нем должны быть ключевые слова (повторяемые в тексте, способные свертывать информацию). Выделение ключевых слов - ведущий прием на начальном этапе. Не только выделяют, но и прослеживают, как ключевые образы конкретизируются и развиваются. Обязательно заполняется таблица. Умение выделять их и соотносить с предварительными предположениями о характере информации- первый шаг к пониманию содержания текста. На ранних этапах работы с текстом ключевые слова могут быть выделены курсивом.

Если правильно научить работать с ключевыми словами, то вычленить проблему и понять авторскую позицию не составит большого труда для школьника.

Помогает справиться с трудностями создания рассуждения (устного и письменного) использование универсальных моделей.

Модель речи-рассуждения

О профессиональной армии

Вступление

Определение. Профессиональная армия - это контрактная армия...

Обстоятельство цели. Профессиональная армия будет лучше - добросовестнее, квалифицированнее, надежнее - выполнять свою главную задачу: защищать интересы государства и общества.

Основная часть

Причина. Почему? Потому что людей никто не принуждал, они сами выбрали армию делом своей жизни...

Противопоставление. Правда, есть опасность, что в армию придут люди, которые вовсе не собираются в ней оставаться всю жизнь, а, поднакопив деньжат, дезертируют...

Сопоставление. Ведь никто не осудит бизнесмена, который, поднакопив деньжат, решил заняться наукой...

Пример. Отец мой был военным...

Свидетельство. И все же: "Есть такая профессия - Родину защищать!"

Заключение.

Следствие. Профессиональная армия сделает более естественными и по-настоящему справедливыми отношения между офицерами и солдатами...

Модель сочинения- рассуждения ( в критериях оценивания части С)

Проблема

Комментарий к проблеме

Формулирование позиции автора

Собственная позиция

Аргументы

Выводы

Эти схемы -образцы состоят из топов (разновидности обобщенного типового содержания) и могут выступать как способ оформления. Универсальные модели позволяют, с одной стороны, систематизировать навыки , а с другой, индивидуализировать освоение навыков в зависимости от уровня владения устной и письменной речью. Для испытывающего трудности с речью - это модель-каркас, на который он нанижет собственное содержание. Для владеющего речью - база, от которой можно оттолкнуться в собственном речевом творчестве. Это своего рода эскизы речи На начальных этапах обучения рассуждению предлагаются эскизы с пропущенными структурными частями. Ученики сами решают, какие части модели следует вставить вместо точек.

Создание текста не может осуществляться без редактирования. Этому надо системно и настойчиво учить.

В ходе творческого акта создания текста автор делает следующее:

Инвентаризация. Определение коммуникативной задачи. Работа в режиме свободного письма.

Составление чернового варианта.

Правка. Проверка стройности и логичности.

Саморедактирование. Работа над окончательным вариантом.

Обнародование. В сборниках, в Интернете (вики-статьи), на сайте школы в школьной газете.

Ученики ведут зачетную тетрадь, в которой пишут все предложенные работы. В конце полугодия учитель может оценить продвижение ученика в совершенствовании написанного и выставит объективную оценку.

Сложность в подборе текста для урока существует. Они должны быть высокохудожественными, эмоциональными, воздействующими на чувства. А также" мыслеемкими", разными по настрою: нравственными, философскими, лирическими, сатирическими. При работе с такими текстами возникают ассоциации, воспоминания о прочитанном, которые станут доказательствами.

Стоит остановиться на особенностях подготовки к написанию С5 по литературе. Ушли в прошлое экзаменационные репродуктивные формулировки тем сочинения ( "Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова"...). Заменены на проблемные ( "Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?"), которые указывают на познавательное противоречие. Выпускник должен предложить свою версию разрешения вопроса в форме статьи, рецензии, эссе. Отвечая на проблемный вопрос, старшеклассник называет причины, доказывая текстом. В данном рассуждении существуют три группы причин - причины будут лежать в характере Софьи, в поведении Молчалина и Чацкого.

Обучать понимаю проблемы, высказанной в вопросе, логике развертывания мысли нужно как можно раньше, с 5 класса. И от попыток говорить в общем, туманно, лить воду нужно отказаться как можно раньше. Таким образом, формулировке проблемных вопросов уделять внимание нужно в первую очередь ( такую возможность не всегда предоставляют учебники литературы) и начинать учить именно рассуждать на проблемные вопросы. Здесь хорошим подспорьем будут компетентностно-ориентированные задания, которые имеют также четкую структуру и требования (введение в проблему, формулирование задания, информация, необходимая для решения проблемы, форма представления результата, соответствие заявленной компетентности и уровню)

Познакомившись с большим количеством теоретических работ, пришла к выводу о об особой значимости компетентностно-ориентированных инновационных технологий. Именно они выдвигают на первое место не предметные знания, не деятельность учителя, а деятельность ученика и самостоятельные способы применения знаний. Они технологичны, сройны, логичны.

Важным средством формирования компетентностей ( информационных, коммуникационных, решения проблем) считаю текст, так как работа с ним развивает смысловую сторону речи, становится умственнным инструментарием, без которого человек не может ориентироваться в мире.

© 2010-2022