Восклицательные предложения урок русского языка в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема: Восклицательные предложения.

Урок русского языка в 5 классе в рамках реализации ФГОС

Цель: познакомить уч-ся с видами предложений по интонации, с употреблением восклицательных предложений в речи; формировать умение распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные); развивать речь уч-ся; воспитывать любовь к языку, лучшие качества личности.

Оборудование: записи на доске, индивидуальные карточки по повторению.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу.

Есть у радости подруга

В виде полукруга. ...

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)

2. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний

1)Проверка домашнего задания (слайд)

1) работа по вопросам:

- Продолжите фразу: предложение - это…

- Грамматическая основа - это……

- По составу грамматической основы предложения бывают ……………

- По цели высказывания предложения бывают …………, ………… и ………….

2) Синтаксическая пятиминутка.
Записать под диктовку. Выделить в предложениях главные члены.

  1. Мой сад с каждым днем увядает. (А.Майков.) 2. Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. (А. Ахматова.) 3. Низко стелется утренний туман.

  2. Найти словосочетания глагольные и именные.

  3. - Почему поэтесса называет осину трепещущей?



  1. Постановка учебной цели.

(Слайд)

Прочитайте предложения. Какой знак препинания нужно ставить в конце предложения. Обоснуйте своё мнение.

  • Как красиво всё вокруг

  • Белка в нём живёт ручная,

Да чудесница какая

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему.

(Восклицательные предложения) (слайд)

- Какова цель нашего урока?

  • Выясним роль восклицательных предложений в речи. (Слайд)

  1. Усвоение новых знаний..

Выразительное чтение стихотворения А. Тетивкина о восклица­тельном знаке

- В каких случаях употребляются восклицательные предложения?
(Для выражения каких-то сильных чувств - эмоций.)

Словарная работа: что означает слово эмоции.(Слайд)

- Какие чувства может испытывать человек? (Радость, восторг, печаль» любовь, злобу, восхищение, обиду, иронию, страх и пр.)

IV. Учащимся дается задание прочитать предложения (слайд) и опре­делить, какие чувства (радость, зависть, восхищение, удивление, недоброжелательность и т. д.) выражаются в них.

1. Хорошо живет на свете
Винни-Пух!

Оттого поет он эти

Песни вслух!

(Б. Заходер.) (Чувство радости.)

2. Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!

(А. Пушкин.)

(Выражение злости, зависти.)

3. Что за диво!

Все так чисто и красиво. (А. Пушкин.)

(Выражение восхищения.)

- Какой знак ставится на конце восклицательных предложений?

Учитель сообщает учащимся, что в русском языке есть специаль­ные «восклицательные средства»: слова ну и, вот (частицы), ах, ох, эх (междометия), кто, как, каков, сколько (местоименные слова).

Иногда восклицательный знак может ставиться и в середине пред­ложения. Это происходит тогда, когда хотят особо подчеркнуть важ­ность отдельных слов, отношение (согласие, одобрение, иронию, воз­мущение и т. д.) автора к высказыванию. В таких случаях воскли­цательный знак может заключаться в скобки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5.Закрепление изученного материала.

Выразительно прочитайте парами предложения. Объясните по­становку восклицательных знаков. Что изменится, если их убрать?

Я тебе покажу!!! - Я тебе покажу.

Я! буду! учиться! - Я буду учиться.

Он всегда (!!!) говорит правду.- Он всегда говорит правду.

6. Распределительный диктант. Учащиеся должны распределить эти предложения по двум ко­лонкам.

Повествовательные предложения: | Побудительные предложения:

1. Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! 2. Уходи отсюда со своей противной трубой! 3. Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

(Н. Носов.)

Итог урока. (Слайд) Продолжите фразу:

  • Восклицательные предложения по цели высказывания могут быть……., ………., ………….

  • Восклицательные предложения передают различные чувства: ……………

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Рефлексия.

Домашнее задание:



© 2010-2022