- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы на тему Сопоставительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А. С. Пушкина «Монастырь на Кавказе» (10 класс)
Урок литературы на тему Сопоставительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А. С. Пушкина «Монастырь на Кавказе» (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шалёва И.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы. 10 класс
Тема: Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе».
Цели:
образовательные: формирование навыков сравнительного анализа лирических произведений, расширение представлений об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова; закрепление ранее полученных теоретических знаний по теории литературы;
развивающие: развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи;
воспитательные: воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.
Оборудование:
портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
иллюстрации с видами Кавказа;
тексты стихотворений.
Методы и приемы:
репродуктивный (слово учителя);
эвристическая беседа;
исследовательский (анализ стихотворения);
творческое чтение (выразительное чтение стихотворения).
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальные и групповые задания исследовательского характера;
эвристическая беседа;
иллюстрирование художественных произведений;
словесное рисование;
работа со словарем;
выразительное чтение;
создание связного текста.
Ход урока
-
Опережающее индивидуальное задание.
-
Подготовить сообщение на тему «Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова» (слайдовая презентация).
-
История создания стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе». Выразительное художественное чтение наизусть.
-
История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Крест на скале». Выразительное художественное чтение наизусть.
М.Ю. Лермонтов
А.С. Пушкин
КРЕСТ НА СКАЛЕ
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия
И с бурею братом назвался бы я!
1830
МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!..
1829
Стихотворение посвящено Е.А. Сушковой (впоследствии графине Ростопчиной).
-
Выявление первого читательского восприятия.
-
Понравились ли вам стихотворения?
-
О чем эти лирические произведения?
-
Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворений?
-
Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С. Пушкина? М.Ю. Лермонтова?
-
Похожи ли лирические герои этих двух стихотворений? Что их объединяет и в чем они различны?
-
Какое настроение передается читателю?
-
Лексическая работа1
Теснина - узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).
Подъять (устар. высок.) - подъемлю, подъятый то же, что и поднять.
Бытие (книж.) - 1) жизнь, существование;
2) совокупность материальных условий жизни и общества.
Царственный - величественный и горделивый, величавый.
Шатер - высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)
Ковчег - 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.);
2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов
Ноев ковчег - 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле;
2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)
Келья - 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре;
2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).
Вожделенный - желанный, страстно ожидаемый.
Брег (устар.) - то же, что берег.
Исследовательская работа (возможно групповая работа или работа в парах)
Объекты наблюдения
М.Ю. Лермонтов
«Крест на скале»
А.С. Пушкин
«Монастырь на Казбеке»
Какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют?
Крест - символ несгибаемого духом человека.
Орел - символ сильной, выносливой силы.
Монастыря - символ спасительного убежища.
Ущелье - символ несвободы, замкнутое пространство.
Вышина - символ свободы.
Религиозные символы.
В чем их значение?
Крест, молился
Монастырь, келья, Бог
Религиозные символы наводят лирических героев на размышления о жизни, о вечности, о Боге.
Слова какого стиля встретились в лирическом произведении и какую роль они играют?
Наряду со словами высокого стиля: протекло, подъята, взойти, бытия - употребляются слова более низкой стилистической окраски: гниет, схватить, которые играют роль в раскрытии мысли поэта о высоких желаниях обыкновенного человека.
Старославянизмы: сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья; библейское слово: ковчег - придают торжественное звучание всему стихотворению.
Какие художественно-выразительные средства языка помогают передать чувства и переживания лирического героя?
Олицетворение: крест гниет и гнется, развернутое сравнение: как будто он хочет схватить облака; инверсия: подъята рука, сбросил я; анафора: и после бы - и с бурею; повтор слов.
Стихотворение богато образными средствами: скрытое сравнение с оценочными эпитетами: царственный (шатер), сияющий вечными (лучами), вожделенный (брег), (к) вольной (вышине); метафоры: над семьею гор, далекий брег; развернутое сравнение: монастырь… как в небе реющий ковчег; олицетворение: монастырь парит; повтор слов, антитеза: ущелье - вольная вершина; анафора, риторическое обращение.
Слова какой части речи преобладают?
В стихотворении 14 глаголов, два кратких причастия и всего лишь 3 прилагательного. Изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность.
И в то же время в 12 строках использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.
В стихотворении 4 глагола и одно деепричастие. Можно сделать вывод: где покой и счастье, там мало действий.
Зато много слов со значением признака - это 8 прилагательных и наречие.
Дважды повторяется местоимение «твое» и одного «мне». Это явно показывает направленность не на собственное «Я», а на собеседника.
Ассоциации
«кверху подъята рука…» - это художественная деталь заставляет мысленно воссоздать историю страдания Иисуса Христа, взошедшего на Голгофу.
Монастырь - это библейский ковчег, являющийся спасительным убежищем.
Цветовые характеристики
Два контрастных цветовых пятна: черный крест и белые, недостижимые облака - создают мрачную картину.
Голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь создают картину умиротворения и спокойствия.
Какие слова создают художественное пространство в стихотворении?
теснина Кавказа (тесное ущелье) - скала.
Казбек - одна из горных вершин Кавказа.
Ущелье - заоблачная келья.
Как выражено художественное время в стихотворении?
В первом и во втором катренах употребляются глаголы настоящего времени: знаю, чернеет, гниет, гнется, хочет схватить, в последнем катрене глаголы - в условном наклонении: молился бы, сбросил бы, назвался бы, которые показывают горячее желание, мечту лирического героя «сбросить цепь бытия», избавиться от оков и побрататься с бурей.
В первой строфе употреблены глаголы настоящего времени (сияет, парит), которые подчеркивают вечность сияния, бесконечность парения.
Во второй строфе - глаголы условного наклонения: подняться б, скрыться б - выражают страстное желание лирического героя подняться «в заоблачную келью» и обрести покой.
Синтаксические конструкции
Повествование ведется от первого лица.
Стихотворение состоит из простых и сложных синтаксических конструкций. Поэт использует инверсию (обратный порядок слов).
Последнее четверостишие - это одно восклицательное предложение, состоящее из романтических штампов и начинающееся с междометия «О!».
Первая строфа состоит из двух предложений, однотипных по своему строению: твой шатер… сияет, твой монастырь… парит.
В первом предложении звучит обращение к Казбеку.
Вторая строфа, эмоционально насыщенная, состоит из трех восклицательных предложений, которые свидетельствует о силе чувства лирического героя.
Первое предложение - риторическое восклицание «Далекий вожделенный берег!».
В последнем предложении стоят знаки завершения - (!) и (…), свидетельствующие о том, что лирический герой стремится к уединению и покою, надеясь обрести свободу, ибо она - внутри души, а не дарована извне.
Играют ли поэты звуками?
Последний катрен написан в сослагательном наклонении и многократно повторенные «б» - «бы», вместе со словами «сбросил», «бытия», «с бурей», «братом» дают звучную аллитерацию.
Твердость, незыблемость Казбека поэт подчеркивает, используя ассонанс: Казбек, царственный, шатер.
Как построены (композиция) стихотворения?
Стихотворение состоит из трех катренов.
Условно можно разделить на две части:
Первые два катрена - описание креста на скале; последний катрен - эмоциональный отклик лирического героя.
Стихотворение состоит из двух строф:
Первая строфа (секстина) представляет развернутое сравнение (характерный прием для Пушкина);
вторая строфа (квинтет) - внутренний монолог лирического героя, который дает возможность узнать мысли и чувства героя.
Каким стихотворным размером написаны стихотворения?
Какая рифма и рифмовка?
Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и напевным. Мужская парная (смежная) рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.
Четырехстопный ямб с большим количеством пиррихиев, что придает стихотворению легкость, воздушность («парит», «редеющий», «облаками»).
Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие - перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка «парит, чуть видный, над горами», повторяя рифму «лучами-облаками» и нарушая ожидаемую парную рифму «ковчег-брег». Это не случайность, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе - «парит».
Закрытая мужская рифма чередуется с открытой женской.
Настроение читателя
Настроение грусти, печали, безысходности, ощущение одиночества.
Настроение светлое, радужное, жизнеутверждающее.
-
Самостоятельная работа.
Создание письменного высказывания на основе собранных наблюдений в ходе исследовательской работы
Пушкин и Лермонтов - поэты XIX века, для которых Кавказ стал источником поэтического вдохновения.
Стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако не стоит забывать о том, что Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество. Лермонтов же юноша-подросток, со сложным и порой противоречивым внутренним миром, поэтому в стихотворении чувствуется юношеский максимализм, напускная бравада, нагнетание чувств и красок. Именно поэтому стихотворения отличаются и настроением, и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа.
У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный («величественный») шатер.
Стихотворение «Монастырь на Казбеке» эмоционально насыщенное, использование старославянизмов: сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья - и библейского слова: ковчег - придают торжественное звучание всему стихотворению. Читая его, не создается впечатление трагичности, безысходности, хотя лирический герой, как и у Лермонтова, одинок, он хочет скрыться в «вольной вышине» и обрести свободу и покой. Несомненно, лирический герой имеет автобиографические черты: конец 20-х годов - это и трагические события 1825 года, потеря близких людей, ссылка в Михайловское, примирение с царём, безденежье, хлопоты по устройству личной жизни… Все эти жизненные перипетии говорят о том, что мешало поэту чувствовать себя внутренне свободным, готовым творить без цензуры внешней и внутренней.
У Лермонтова уже в начале стихотворения мы ощущаем нагнетание красок: черный крест, теснина, которые как бы душат, теснят не только героя, но и читателя. Герой у Лермонтова трагичен, он одинок, его душа страдает, существует лишь одно горячее желание: «сбросить цепь бытия», избавиться от оков и побрататься с бурей. Возникающий в стихотворении образ креста становится символом несгибаемого духом человека, на это указывает художественная деталь «кверху подъята рука», заставляющая мысленно воссоздать историю страдания Иисуса Христа, взошедшего на Голгофу. Крест - символ очищения, обновления, возрождения к новой жизни. Лирический герой этого стихотворения, получив дальнейшее развитие, вырастет до Мцыри, до Демона.
Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.
При сопоставлении стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» можно в очередной раз подчеркнуть разницу и мироощущений, и характеров, и поэтический стилей этих русских классиков.
-
Рефлексия
-
Оцените свое участие на уроке?
-
Что удалось вам на уроке, что не удалось?
-
Что было интересно на уроке? Что не понравилось?
-
Домашнее задание:
Дифференцированное задание по выбору учащихся:
-
Доработать сочинения по стихотворениям.
-
Письменно ответить на вопрос: «Что нового я узнал об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова».
1 Для определения лексических значений слов использован словарь С.И. Ожегова.