Урок литературы на тему Сопоставительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А. С. Пушкина «Монастырь на Кавказе» (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы. 10 класс

Тема: Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе».

Цели:

образовательные: формирование навыков сравнительного анализа лирических произведений, расширение представлений об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова; закрепление ранее полученных теоретических знаний по теории литературы;

развивающие: развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи;

воспитательные: воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.

Оборудование:

портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;

иллюстрации с видами Кавказа;

тексты стихотворений.

Методы и приемы:

репродуктивный (слово учителя);

эвристическая беседа;

исследовательский (анализ стихотворения);

творческое чтение (выразительное чтение стихотворения).

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальные и групповые задания исследовательского характера;

эвристическая беседа;

иллюстрирование художественных произведений;

словесное рисование;

работа со словарем;

выразительное чтение;

создание связного текста.

Ход урока

  1. Опережающее индивидуальное задание.

  1. Подготовить сообщение на тему «Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова» (слайдовая презентация).

  2. История создания стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе». Выразительное художественное чтение наизусть.

  3. История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Крест на скале». Выразительное художественное чтение наизусть.

М.Ю. Лермонтов

А.С. Пушкин

КРЕСТ НА СКАЛЕ

В теснине Кавказа я знаю скалу,

Туда долететь лишь степному орлу,

Но крест деревянный чернеет над ней,

Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов

С тех пор, как он виден с далеких холмов.

И каждая кверху подъята рука,

Как будто он хочет схватить облака.

О если б взойти удалось мне туда,

Как я бы молился и плакал тогда;

И после я сбросил бы цепь бытия

И с бурею братом назвался бы я!

1830

МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне!..

1829

Стихотворение посвящено Е.А. Сушковой (впоследствии графине Ростопчиной).



  1. Выявление первого читательского восприятия.

  1. Понравились ли вам стихотворения?

  2. О чем эти лирические произведения?

  3. Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворений?

  4. Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С. Пушкина? М.Ю. Лермонтова?

  5. Похожи ли лирические герои этих двух стихотворений? Что их объединяет и в чем они различны?

  6. Какое настроение передается читателю?


  1. Лексическая работа1

Теснина - узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).

Подъять (устар. высок.) - подъемлю, подъятый то же, что и поднять.

Бытие (книж.) - 1) жизнь, существование;

2) совокупность материальных условий жизни и общества.

Царственный - величественный и горделивый, величавый.

Шатер - высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)

Ковчег - 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.);

2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов

Ноев ковчег - 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле;

2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)

Келья - 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре;

2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).

Вожделенный - желанный, страстно ожидаемый.

Брег (устар.) - то же, что берег.

Исследовательская работа (возможно групповая работа или работа в парах)

Объекты наблюдения

М.Ю. Лермонтов

«Крест на скале»

А.С. Пушкин

«Монастырь на Казбеке»

Какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют?

Крест - символ несгибаемого духом человека.

Орел - символ сильной, выносливой силы.

Монастыря - символ спасительного убежища.

Ущелье - символ несвободы, замкнутое пространство.

Вышина - символ свободы.

Религиозные символы.

В чем их значение?

Крест, молился

Монастырь, келья, Бог

Религиозные символы наводят лирических героев на размышления о жизни, о вечности, о Боге.

Слова какого стиля встретились в лирическом произведении и какую роль они играют?

Наряду со словами высокого стиля: протекло, подъята, взойти, бытия - употребляются слова более низкой стилистической окраски: гниет, схватить, которые играют роль в раскрытии мысли поэта о высоких желаниях обыкновенного человека.

Старославянизмы: сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья; библейское слово: ковчег - придают торжественное звучание всему стихотворению.

Какие художественно-выразительные средства языка помогают передать чувства и переживания лирического героя?

Олицетворение: крест гниет и гнется, развернутое сравнение: как будто он хочет схватить облака; инверсия: подъята рука, сбросил я; анафора: и после бы - и с бурею; повтор слов.

Стихотворение богато образными средствами: скрытое сравнение с оценочными эпитетами: царственный (шатер), сияющий вечными (лучами), вожделенный (брег), (к) вольной (вышине); метафоры: над семьею гор, далекий брег; развернутое сравнение: монастырь… как в небе реющий ковчег; олицетворение: монастырь парит; повтор слов, антитеза: ущелье - вольная вершина; анафора, риторическое обращение.

Слова какой части речи преобладают?

В стихотворении 14 глаголов, два кратких причастия и всего лишь 3 прилагательного. Изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность.

И в то же время в 12 строках использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.

В стихотворении 4 глагола и одно деепричастие. Можно сделать вывод: где покой и счастье, там мало действий.

Зато много слов со значением признака - это 8 прилагательных и наречие.

Дважды повторяется местоимение «твое» и одного «мне». Это явно показывает направленность не на собственное «Я», а на собеседника.

Ассоциации

«кверху подъята рука…» - это художественная деталь заставляет мысленно воссоздать историю страдания Иисуса Христа, взошедшего на Голгофу.

Монастырь - это библейский ковчег, являющийся спасительным убежищем.

Цветовые характеристики

Два контрастных цветовых пятна: черный крест и белые, недостижимые облака - создают мрачную картину.

Голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь создают картину умиротворения и спокойствия.

Какие слова создают художественное пространство в стихотворении?

теснина Кавказа (тесное ущелье) - скала.

Казбек - одна из горных вершин Кавказа.

Ущелье - заоблачная келья.

Как выражено художественное время в стихотворении?

В первом и во втором катренах употребляются глаголы настоящего времени: знаю, чернеет, гниет, гнется, хочет схватить, в последнем катрене глаголы - в условном наклонении: молился бы, сбросил бы, назвался бы, которые показывают горячее желание, мечту лирического героя «сбросить цепь бытия», избавиться от оков и побрататься с бурей.

В первой строфе употреблены глаголы настоящего времени (сияет, парит), которые подчеркивают вечность сияния, бесконечность парения.

Во второй строфе - глаголы условного наклонения: подняться б, скрыться б - выражают страстное желание лирического героя подняться «в заоблачную келью» и обрести покой.

Синтаксические конструкции

Повествование ведется от первого лица.

Стихотворение состоит из простых и сложных синтаксических конструкций. Поэт использует инверсию (обратный порядок слов).

Последнее четверостишие - это одно восклицательное предложение, состоящее из романтических штампов и начинающееся с междометия «О!».

Первая строфа состоит из двух предложений, однотипных по своему строению: твой шатер… сияет, твой монастырь… парит.

В первом предложении звучит обращение к Казбеку.

Вторая строфа, эмоционально насыщенная, состоит из трех восклицательных предложений, которые свидетельствует о силе чувства лирического героя.

Первое предложение - риторическое восклицание «Далекий вожделенный берег!».

В последнем предложении стоят знаки завершения - (!) и (…), свидетельствующие о том, что лирический герой стремится к уединению и покою, надеясь обрести свободу, ибо она - внутри души, а не дарована извне.

Играют ли поэты звуками?

Последний катрен написан в сослагательном наклонении и многократно повторенные «б» - «бы», вместе со словами «сбросил», «бытия», «с бурей», «братом» дают звучную аллитерацию.

Твердость, незыблемость Казбека поэт подчеркивает, используя ассонанс: Казбек, царственный, шатер.

Как построены (композиция) стихотворения?

Стихотворение состоит из трех катренов.

Условно можно разделить на две части:

Первые два катрена - описание креста на скале; последний катрен - эмоциональный отклик лирического героя.

Стихотворение состоит из двух строф:

Первая строфа (секстина) представляет развернутое сравнение (характерный прием для Пушкина);

вторая строфа (квинтет) - внутренний монолог лирического героя, который дает возможность узнать мысли и чувства героя.

Каким стихотворным размером написаны стихотворения?

Какая рифма и рифмовка?


Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и напевным. Мужская парная (смежная) рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.

Четырехстопный ямб с большим количеством пиррихиев, что придает стихотворению легкость, воздушность («парит», «редеющий», «облаками»).

Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие - перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка «парит, чуть видный, над горами», повторяя рифму «лучами-облаками» и нарушая ожидаемую парную рифму «ковчег-брег». Это не случайность, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе - «парит».

Закрытая мужская рифма чередуется с открытой женской.

Настроение читателя

Настроение грусти, печали, безысходности, ощущение одиночества.

Настроение светлое, радужное, жизнеутверждающее.


  1. Самостоятельная работа.

Создание письменного высказывания на основе собранных наблюдений в ходе исследовательской работы

Пушкин и Лермонтов - поэты XIX века, для которых Кавказ стал источником поэтического вдохновения.

Стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако не стоит забывать о том, что Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество. Лермонтов же юноша-подросток, со сложным и порой противоречивым внутренним миром, поэтому в стихотворении чувствуется юношеский максимализм, напускная бравада, нагнетание чувств и красок. Именно поэтому стихотворения отличаются и настроением, и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа.

У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный («величественный») шатер.

Стихотворение «Монастырь на Казбеке» эмоционально насыщенное, использование старославянизмов: сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья - и библейского слова: ковчег - придают торжественное звучание всему стихотворению. Читая его, не создается впечатление трагичности, безысходности, хотя лирический герой, как и у Лермонтова, одинок, он хочет скрыться в «вольной вышине» и обрести свободу и покой. Несомненно, лирический герой имеет автобиографические черты: конец 20-х годов - это и трагические события 1825 года, потеря близких людей, ссылка в Михайловское, примирение с царём, безденежье, хлопоты по устройству личной жизни… Все эти жизненные перипетии говорят о том, что мешало поэту чувствовать себя внутренне свободным, готовым творить без цензуры внешней и внутренней.

У Лермонтова уже в начале стихотворения мы ощущаем нагнетание красок: черный крест, теснина, которые как бы душат, теснят не только героя, но и читателя. Герой у Лермонтова трагичен, он одинок, его душа страдает, существует лишь одно горячее желание: «сбросить цепь бытия», избавиться от оков и побрататься с бурей. Возникающий в стихотворении образ креста становится символом несгибаемого духом человека, на это указывает художественная деталь «кверху подъята рука», заставляющая мысленно воссоздать историю страдания Иисуса Христа, взошедшего на Голгофу. Крест - символ очищения, обновления, возрождения к новой жизни. Лирический герой этого стихотворения, получив дальнейшее развитие, вырастет до Мцыри, до Демона.

Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.

При сопоставлении стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» можно в очередной раз подчеркнуть разницу и мироощущений, и характеров, и поэтический стилей этих русских классиков.


  1. Рефлексия

  • Оцените свое участие на уроке?

  • Что удалось вам на уроке, что не удалось?

  • Что было интересно на уроке? Что не понравилось?


  1. Домашнее задание:

Дифференцированное задание по выбору учащихся:

  1. Доработать сочинения по стихотворениям.

  2. Письменно ответить на вопрос: «Что нового я узнал об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова».

1 Для определения лексических значений слов использован словарь С.И. Ожегова.

© 2010-2022