Статья «Роль музыкального сопровождения на уроках литературы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Роль музыкального сопровождения на уроках литературы»

Важная особенность художественной литературы, отличаю­щая ее от других видов искусств,-возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их сло­вами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразитель­ные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музы­кальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Саль­ери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцеро-ва соната» Л. Н. Толстого, «Как сложили песню» А. М. Горько­го, «Марсельеза» Л. Андреева, «Интермеццо» М. Коцюбинско­го, «В космическом оркестре» П. Г. Тычины, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого, «Шопен» М. Рыльского и др. Многие произведения литературы положе­ны на музыку.

Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших из­гибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттен­ков, нежели в сочетании слов.

Со временем искусство слова и музыка обо­собились друг от друга, но общие черты, сближа­ющие два вида искусства, сохранились:

1. Общественный характер. Понимание про­изведения как некоего общения автора, воплоща­ющего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.

2. Историческое осмысление действительно­сти и опосредованное отражение ее в художест­венном образе, представляющем единство обоб­щенного и конкретного, объективного и субъек­тивного, типичного и характерного.

3. Развернутость во времени.

4. Эстетическое отношение к жизни.

5. Интонационная природа. Б.Л.Яворский по­лагал в этой связи, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и глас­ность, оставив лишь одно звучание, то в таком фо­нографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи - музыкальное произведение»

6. Общность жанров - песня («Песня о Буре­вестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф.Мендельсона-Бартольди), поэма (поэма З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (балла­ды Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестро­вая «Сказка" Н.А.Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и др.).

7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.- написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слу­хом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.

8. Параллельность эмоционального воздейст­вия текста (музыкального и литературного) и мы­слительной переработки воспринимаемого.

Близка музыке стихотворная речь, содержа­щая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета;«Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу об­ласть (т.е. музыку)»При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материаль­ной стороной взаимосвязи поэзии и музыки яв­ляются некоторые приемы структурирования текста. К числу таковых Л.Н.Казанцева относит: метро-ритмическую организацию стиха, особен­ности формообразования строфы, подобной музыкальному периоду, а также репризность, варьирование.

Существует и обратное влияние литературных форм на музыку. В отличие от строгих музыкаль­ных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу раз­вертывания (принцип сквозного развития), стрем­ление к конкретности (программная музыка).

Многие народные сказки включают в себя пе­ние персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), иг­ру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Музыкальные иллюстра­ции, будучи характеристиками внутреннего мира героев, являются неотъемлемой частью драм («Бесприданница» А.Н.Островского. "Вишневый сад» А.П.Чехова и др.). Роль музыкантов и музици-рования велика в таких крупнейших произведени­ях, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С.Тургенева. «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.

Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процес­су музицирования. Так, А.К.Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые слож­нейшие, самых тончайших оттенков я могу пере­дать словами, Получается так, как будто бы в че­ловеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами иг­рает на этой клавиатуре мозга, и в голове воспри­нимающего возникает та же самая симфония»,

В настоящее время в научной литературе оп­ределены следующие типы взаимодействия ис­кусства, и в частности, литературы и музыки: меж­предметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудо­жественному воспитанию школьников, преподава­ние отдельных видов искусств на полихудожест­венной основе - с привлечением аналогов и сти­мулов из других видов искусств, а также сочета­ние обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций. При этом концерт явится одновременно и услови­ем для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реа­лизацией главной задачи - формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоз­зрения старшеклассников. Также ввиду способно­сти раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция в ус­ловиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразо­вания, средством гармонизации личности, разви­тия способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусст­ва и формирования художественно-творческих по­тенций. Кроме того, концерт в форме литератур­но-музыкальной композиции - возможность для учащихся испытать себя в разных видах художест­венной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли - «не только носителя культуры, но и ее творца

Почти каждый человек задумывается над тем, как рожда­ется песня в народе, при каких условиях, почему автор ее остается неизвестен, почему она живет веками, переходя от поколения к поколению.

Тема о рождении и жиз­ни песни будет намного содержательней и интересней, если привести известные слова И. В. Гоголя: «По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бур­лацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города».

Можно привести и другой пример. Известный композитор С. Комитас сумел проследить, как в одной деревне появилась хороводная песня, как шлифовалась мелодия, танец, согласо­вывалось пение солиста с участниками хоровода. Содержатель­ны его размышления по поводу возникновения песни,

Каждое художественное произведение, вышедшее из-под пе­ра писателя, отражает определенный исторический период. Сама деятельность писателя протекает во времени. Поэтому очень важно установить, какое место в жизни писателя и какое значение для его творчества имели его взаимоотношения с ком­позиторами, художниками и мастерами сцены, его современни­ками. Такие сведения пробуждают у учащихся симпатии и вни­мание к самому художнику слова и героям его произведений, общественной культуре изучаемой эпохи. Расширяется круго­зор учащихся, запоминаются имена композиторов, литературных произведений, переложенных на музыку, кроме этого, определяется роль, писателя в развитии культуры.

Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «ме­лодию» литературного текста учащиеся постепенно познают в процессе изучения поэтического языка. Учитель должен внимательно следить за тем, как во время самостоятельного грамот­ного чтения учащимися художественного текста поэтическая речь превращается в «мелодию», происходит слияние образно­го слова с музыкой. Звучание слова должно приобретать яркие интонации во время выразительного чтения учителя на уроках; в собственной речи следует показать красоту родного языка, его богатейший интонационный строй. Следует помочь уча­щимся выработать «внутренний слух» во время прослушивания произведений, исполняемых в грамзаписи мастерами художе­ственного чтения.

Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены зву­ковые образы, доступные учащимся. Здесь, на мой взгляд, как раз были выбраны наиболее удачные слова, стихи , песни, романсы, которые должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное для учителя словесника.


© 2010-2022