- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья «Роль музыкального сопровождения на уроках литературы»
Статья «Роль музыкального сопровождения на уроках литературы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Зеленюк Р.Ш. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья «Роль музыкального сопровождения на уроках литературы»
Важная особенность художественной литературы, отличающая ее от других видов искусств,-возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их словами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразительные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцеро-ва соната» Л. Н. Толстого, «Как сложили песню» А. М. Горького, «Марсельеза» Л. Андреева, «Интермеццо» М. Коцюбинского, «В космическом оркестре» П. Г. Тычины, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого, «Шопен» М. Рыльского и др. Многие произведения литературы положены на музыку.
Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов.
Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились:
1. Общественный характер. Понимание произведения как некоего общения автора, воплощающего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.
2. Историческое осмысление действительности и опосредованное отражение ее в художественном образе, представляющем единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типичного и характерного.
3. Развернутость во времени.
4. Эстетическое отношение к жизни.
5. Интонационная природа. Б.Л.Яворский полагал в этой связи, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и гласность, оставив лишь одно звучание, то в таком фонографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи - музыкальное произведение»
6. Общность жанров - песня («Песня о Буревестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф.Мендельсона-Бартольди), поэма (поэма З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (баллады Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестровая «Сказка" Н.А.Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и др.).
7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.- написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слухом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.
8. Параллельность эмоционального воздействия текста (музыкального и литературного) и мыслительной переработки воспринимаемого.
Близка музыке стихотворная речь, содержащая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета;«Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область (т.е. музыку)»При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материальной стороной взаимосвязи поэзии и музыки являются некоторые приемы структурирования текста. К числу таковых Л.Н.Казанцева относит: метро-ритмическую организацию стиха, особенности формообразования строфы, подобной музыкальному периоду, а также репризность, варьирование.
Существует и обратное влияние литературных форм на музыку. В отличие от строгих музыкальных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу развертывания (принцип сквозного развития), стремление к конкретности (программная музыка).
Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Музыкальные иллюстрации, будучи характеристиками внутреннего мира героев, являются неотъемлемой частью драм («Бесприданница» А.Н.Островского. "Вишневый сад» А.П.Чехова и др.). Роль музыкантов и музици-рования велика в таких крупнейших произведениях, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С.Тургенева. «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.
Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процессу музицирования. Так, А.К.Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые сложнейшие, самых тончайших оттенков я могу передать словами, Получается так, как будто бы в человеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами играет на этой клавиатуре мозга, и в голове воспринимающего возникает та же самая симфония»,
В настоящее время в научной литературе определены следующие типы взаимодействия искусства, и в частности, литературы и музыки: межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, преподавание отдельных видов искусств на полихудожественной основе - с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусств, а также сочетание обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций. При этом концерт явится одновременно и условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи - формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоззрения старшеклассников. Также ввиду способности раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция в условиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно-творческих потенций. Кроме того, концерт в форме литературно-музыкальной композиции - возможность для учащихся испытать себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли - «не только носителя культуры, но и ее творца
Почти каждый человек задумывается над тем, как рождается песня в народе, при каких условиях, почему автор ее остается неизвестен, почему она живет веками, переходя от поколения к поколению.
Тема о рождении и жизни песни будет намного содержательней и интересней, если привести известные слова И. В. Гоголя: «По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города».
Можно привести и другой пример. Известный композитор С. Комитас сумел проследить, как в одной деревне появилась хороводная песня, как шлифовалась мелодия, танец, согласовывалось пение солиста с участниками хоровода. Содержательны его размышления по поводу возникновения песни,
Каждое художественное произведение, вышедшее из-под пера писателя, отражает определенный исторический период. Сама деятельность писателя протекает во времени. Поэтому очень важно установить, какое место в жизни писателя и какое значение для его творчества имели его взаимоотношения с композиторами, художниками и мастерами сцены, его современниками. Такие сведения пробуждают у учащихся симпатии и внимание к самому художнику слова и героям его произведений, общественной культуре изучаемой эпохи. Расширяется кругозор учащихся, запоминаются имена композиторов, литературных произведений, переложенных на музыку, кроме этого, определяется роль, писателя в развитии культуры.
Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «мелодию» литературного текста учащиеся постепенно познают в процессе изучения поэтического языка. Учитель должен внимательно следить за тем, как во время самостоятельного грамотного чтения учащимися художественного текста поэтическая речь превращается в «мелодию», происходит слияние образного слова с музыкой. Звучание слова должно приобретать яркие интонации во время выразительного чтения учителя на уроках; в собственной речи следует показать красоту родного языка, его богатейший интонационный строй. Следует помочь учащимся выработать «внутренний слух» во время прослушивания произведений, исполняемых в грамзаписи мастерами художественного чтения.
Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены звуковые образы, доступные учащимся. Здесь, на мой взгляд, как раз были выбраны наиболее удачные слова, стихи , песни, романсы, которые должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное для учителя словесника.