Педагогический проект

Цель современного образования – обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходит при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.Традиционный урок формировал па...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №103»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Повышение мотивации обучения русскому языку через использование информационно-коммуникационных технологий»







Автор: учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

Ткачева Оксана Евгеньевна









2015 год









Содержание



I. Введение……………………………………………………………………3

II. 1. Новые подходы к процессу обучения……….…………………………4

2. Использование информационно-коммуникационных технологий

в процессе обучения русскому языку………………………………………….6

III. Заключение………………………………………………………………..12

IV. Литература………………………………………………………………...13

V. Приложение……………………………………………………………….14

























Введение



"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость

Современному обществу нужен человек, который может успешно жить и полноценно трудиться в изменяющемся мире, который способен самостоятельно сделать выбор, принять нестандартное решение.

Перед учителем возникает проблема: как выполнить заказ современного общества, реализовать цели образования: научить школьников учиться, развивать их познавательный интерес, получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей.

Цель моей проектной работы заключается в том, чтобы найти механизм всестороннего развития школьника.

Задачи: продолжить изучение и применение современных инновационных технологий;

обеспечить взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеучебных занятиях;

сохранить у детей желание учиться и сформировать у них основы умения учиться;

создать условия для творчества во всех видах деятельности.

Актуальность работы определяется необходимостью в получении качественных знаний учащихся.

Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные пути могут быть использованы учителями русского языка в процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности и развития у детей познавательного интереса.

Объект исследования: метод информационно-коммуникационных технологий. Срок реализации проекта : бессрочный

Новые подходы к процессу обучения

С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, они являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Использование ИКТ в образовании приводит к тому, что основной аспект в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Поэтому каждый современный учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения, т.к. активное использование компьютерных технологий позволяет осуществлять гибкое управление образовательным процессом и влияет на рост профессиональной компетентности учителя.

Цель современного образования - обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходит при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям. И поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать личность, которая умеет сама добывать знания и применить их в нестандартных ситуациях.

Достичь этой цели нам помогают современные педагогические технологии. Информационные технологи сегодня органично вписываются сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе. Для современной школы характерен комплексный подход к процессам информатизации. Рассмотрим это вопрос подробнее.

Под термином информационные технологии традиционно понимается совокупность технических средств и способов обработки информации. Прогресс в этой области уже сегодня позволяет включать в образовательный процесс качественные продукты, разработанные на основе технологий мультимедиа, позволяющие представлять информацию в разнообразных формах - текстовой, графической, видео и аудио, что значительно повышает их дидактическую ценность.

Несмотря на сложности материального и технического характера, уже сегодня ИТ можно применять как инструмент методической подготовки учителя к уроку (для конструирования дидактических материалов: тестов. таблиц, схем), как средство обучения на уроках русского языка и в контексте домашней подготовки ученика к урокам.

По моему мнению, учитель может эффективно использовать ПК в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников. Опыт изучения программных продуктов, применимых в процессе обучения на уроках русского языка, позволил сформулировать следующие критерии их анализа.

1. Ориентация на категорию пользователей, т.е. на возраст школьника.

2. Уровень специализации программы: специализированные (учебные) и неспециализированные (игры, мультфильмы)

3. Виды программ: 1) игровые (дидактические, ролевые и режиссерские и игры, игры-забавы); 2) учебные (наставнические, тренажеры, контролирующие, справочно-информационные).

4. Наличие нескольких уровней сложности.

5. Наличие дружественного интерфейса (комфортности управления программой) и дополнительных функций (например, конструирования тестов или распечатки материалов).

Новые ФГОС ООО выдвигают требования: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.



Использование информационно-коммуникационных технологий

в процессе обучения русскому языку

Определяющим в моей работе стало высказывание академика А.П.Семёнова: «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы».

Проанализировав работу, я пришла к выводу, что использование ИКТ позволяет в учебном процессе

  • усилить образовательные эффекты;

  • повысить качество усвоение материала;

  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;

  • осуществлять проектную деятельность школьников.

При использовании ИКТ я имею возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. Применение ИКТ открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, предоставляет новые возможности для творчества, обеспечивает развитие у каждого учащегося собственной образовательной траектории. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение современных технологий, дидактического материала, индивидуализация преподавания позволяют формировать прочные навыки. Тщательное планирование учебно-познавательной деятельности, учет результатов диагностики, работа над предупреждением ошибок, устранением пробелов в знаниях обеспечивает положительную динамику уровня обученности и качества знаний учащихся. Сочетая классические формы работы, свой опыт с современными технологиями, добиваюсь устойчивых положительных результатов.

Систематически применяю информационные технологии в учебной и внеучебной деятельности. В работе использую готовые учебные и игровые программы, средства сети Интернет, создаю собственные презентации, готовлю и создаю дидактические материалы (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, кроссворды); создаю мониторинги по отслеживанию результатов обучения и воспитания; тестовые работы; работаю с интерактивной доской.


  1. Создание презентаций к уроку

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

"Презентация" - переводится с английского как "представление". Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно, а также установлено, презентации помогают наглядно представлять материал (отметили 100% педагогов); интенсифицировать процесс объяснения нового материала (отметили 60% педагогов); регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации (отметили 55% педагогов); повышать познавательную активность обучающихся (отметили 45% педагогов). Презентации помогают ученику наглядно представить учебный материал (отметили 75% обучающихся); сделать урок более интересным (отметили 63% обучающихся); интенсификация процесса объяснения нового материала (отметили 35% обучающихся).

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Я использую созданные мною презентации на всех этапах урока.

Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают.

Работая, над новым материалом преимущественно использую

Схемы, таблицы, алгоритмы, что позволяет систематизировать учебный материал.

Необходимым компонентом каждого урока является физминутка.

Они достаточно вариативны.

Практическую деятельность, на мой взгляд, удобно осуществлять через самостоятельную работу, тесты.

Плюсом этого вида деятельности является оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего.

Одной из важных структурных единиц, является обобщение, которое я так же могу вывести через слайд

Считаю, что мультимедийная поддержка - необходимый инструментарий современного урока.

Вывод:

Презентации позволяют учителю:

• наглядно представлять материал;

•интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

•регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

повышать познавательную активность обучающихся.

  1. Работа с программой Microsoft Publisher

позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы; выпуска газеты, информационного листка.


  1. Использование различных обучающих программ

Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках.


  1. Использование ресурсов Интернет

Интернет - новое информационное явление, перед которым мы - учителя - оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса - мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

В сети Интернет на уроки я беру портреты писателей, фотографии, шедевры русского искусства.

Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения.

Интернет:

•расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);

•предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;

•дает возможности для профессионального роста;

•открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;

  1. Работа на интерактивной доске.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.

Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Используя интерактивную доску, преподаватель не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

•позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

•поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

•позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

•позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

•вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

•делает занятия интересными и развивает мотивацию;

•предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

•учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

•позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

•учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

•наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.

•временные затраты на подготовку урока очень велики.

•необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Какова же эффективность использования ИКТ? В школе был проведён опрос, и вот как ответили учащиеся:

Педагогический проект

Далее приведу примеры использования Интернет-ресурсов для подготовки к урокам.

- Газета «Первое сентября»

nsc.1september.ru/

«Русский язык»:

•Избранные материалы журнала "Русский язык". Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам...

-интернет-урок (видео уроки)

interneturok.ru

- Каталог ресурсов на Российском образовательном портале

school.edu.ru/catalog.asp

Раздел «Русский язык»

- Сеть творческих учителей

openclass.ru›Открытый класс

openclass.ru

•Мультимедийные уроки

•Учебные фильмы


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА.

К результативности данного проекта можно отнести:

•Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

•Повышение уровня использования наглядности на уроке;

•Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

•Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

•Рост качества знаний.

Результаты мониторинга выглядят следующим образом.

Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Пусть нет пока резкого стабильного повышения качества знаний по всем предметам в моем классе, но есть повышение мотивации учения.





Литература и источники



1.Малышкина Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка // (С) Вопросы Интернет-образования, 2011

2.Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах

3. limu.com - Интерактивный класс

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

5. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.

6. Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя

7. Публикации в журнале «Цифровое образование»

Использованные ресурсы:

1. ed.gov.ru

2. files.school-collection.edu.ru

3. openclass.ru







Приложение


УРОК В 5 КЛАССЕ


Тема. Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цели урока:

Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

интерактивная доска, слайдовая презентация, интерактивное задание, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] - 35-е изд. - М.: Просвещение, 2014.)

ХОД УРОКА


№ слайда

Этапы урока

Слайд 1

1. Организационный момент
2. Запись темы урока, постановка целей

3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
- Что такое чередование?
- Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне -лаг-// - лож-

Слайд 2

Проверочная работа
Вставь пропущенные буквы
предл…гать ничью
прил…жение к журналу
популярное изл…жение
пол…жение дел
пол…гаться на коллектив
разл…жить растения
изл…гать программу
ул…житься в секунды
отл…жить визит
возл…жить ответственность
распол…гать данными
прил…гать усилия

Слайд 3

4. Объяснение нового материала
4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода

Слайд 4

4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике п.85

Слайды 5-9

4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

Слайд 10

5. Закрепление
5.1 Развитие устной речи. Прочитайте несколько раз скороговорку, объясните правописание слов
Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли.

Слайд 11

5.2.Самостоятельная работа упр.437.
Один учащийся работает за компьютером (режим пауза), остальные в парах.
Вишенка р…сла, подр…стала, и, наконец, выр…сла; сберегли р…стение; выр…щенный школьниками сад; небольшой р…сточек.
Проверка, анализ ошибок

Слайд 12

5.3. Конструирование. Составьте словосочетания по картинке с корнем -раст- // -рос-//-ращ-

Слайд 13 или интерактивное задание

5.4. Распределительный диктант. Интерактивное задание
Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение
По какому принципу можно распределить слова на группы?

Слайд 14

6. Подведение итогов урока
- Какую орфограмму изучили?
- От чего зависит выбор гласных в корне -раст- - рос- -ращ-?
- Какие есть слова-исключения?
- В чём сходство между правилами о правописании корней -раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-

Слайд 15

7. Домашнее задание
п.85 выучить, п.84 повторить упр.456


15


© 2010-2022