Урок - исследование

Согласно новым требованиям организации образовательного процесса в современном уроке должен реализовываться исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а добывает его в процессе своего труда. Тогда собственное знание о незнании воспринимается детьми как ценный результат урока и становится стимулом дальнейшего освоения содержания. Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Одной из форм организации исследовательской деятельности обучающихся является урок-исследование, в процессе которого формируется целый комплекс УУД (и регулятивные, и коммуникативные, и познавательные, и личностные), которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью: ·        ставить проблему, аргументировать её актуальность; ·        самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; ·        выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; ·        организовывать исследование с целью проверки гипотез; ·        наблюдать; ·        проводить эксперимент; ·        давать определение понятиям; ·        делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-исследование

по теме: «Правописание производных предлогов»


Учитель: Ягжина Марина Николаевна , 2-ая кв. категория


Цели урока:

Образовательная: учащиеся научатся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи.

Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформлению выводов; способствовать развитию логического мышления; формированию потребности в приобретении знаний.

Воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

Задачи урока:

  1. Организовать проблемную ситуацию для постановки цели урока

  2. Организовать практическую отработку умения работать по алгоритму при выборе правильного написания

  3. Организовать работу в творческих группах

  4. Рефлексия урока.

Ход урока.

1.Организационный этап урока.

- Приветствие, сдача рапорта в кадетском классе, учащиеся занимают свои места по группам ( в группе должно быть не более 5 человек)

2.Мотивационный этап урока ( встреча с проблемой)

- Актуализация опыта. Приём «Мозговой штурм».

- Создание проблемной ситуации ( на доске заранее написаны словосочетания):

Отказаться вследствие болезни - в следствие введены новые факты


Формулируется проблема:» Почему выделенные слова одинаковые при произношении пишутся по-разному?»

Учащимися выдвигаются разные гипотезы: «эти слова отвечают на разные вопросы», «эти слова являются разными частями речи», «написание выделенных слов зависит от их синтаксической роли в предложении» и др.

Учитель помогает определить общую гипотезу («выделенные слова являются разными частями речи»), которую впоследствии нужно будет доказать или опровергнуть.

Вместе с учениками формулируются тема, цели, задачи урока.

3.Этап построения новых знаний.

Для того, чтобы решить обозначенную проблему, доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы, ученики вместе с учителем определяют план работы:»Что для этого нужно знать, уметь? Как и где будут добывать информацию?»

Учитель предлагает каждой группе провести своё исследование: на столах лежат карточки с заданием «Приложение 1», которые нужно будет заполнить, а полученные результаты каждая группа представит и оформит на доске в таблицу (она заранее представлена на доске); на столах также лежит карточка с распределением обязанностей в группе «Приложение 2» и правила работы в группе «Приложение 3».

На эту работу отводится 10 минут.

4.Этап обмена информацией.

Прежде, чем будет выступать каждая группа (или представители от групп), надо сообщить ученикам, что все полученные результаты необходимо заполнить в таблицу (это и будет являться продуктом исследования).

После выступления каждая группа делает вывод: подтверждены гипотезы или опровергнуты, достигнута поставленная цель или нет, какая работа была проделана и тут же руководитель группы ставит и комментирует отметку каждому участнику исследования.

5.Этап организации информации ( тесно связан с предыдущим этапом, поэтому отдельно его можно не выделять).

6. Этап связывания информации, обобщение полученных результатов.

Когда выступят группы и будет заполнена таблица, можно предложить (в сильном классе) подумать над классификацией полученных результатов, а в слабом классе помочь провести классификацию и сделать общий вывод. В данном случае ученики формулируют правило:«Производные предлоги вместо, вследствие, ввиду, насчёт, несмотря на, образованные от самостоятельных частей речи, пишутся всегда слитно».( Это тоже будет продуктом исследовательской деятельности)

7.Этап подведения итогов, рефлексия.

На этом этапе возвращаемся к выдвинутым гипотезам (какие из них были подтверждены, а какие нет), к цели урока (достигнута или нет), к задачам.

На этом этапе каждый ученик оценивает и личный результат .

8. Этап применения новых знаний ( может быть осуществлён на уроке в виде теста «Приложение 5», можно этот этап включить в домашнее задание: оно должно быть обязательно дифференцированным)

У нас на уроке этот этап был включён в домашнее задание:

1).Выучить записи в таблице.

2).Упр.312.

3). Составить текст с использованием изученных предлогов на тему: «Сочи -2014» (творческий уровень - по желанию, за дополнительную отметку).















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1ГРУППА

Прийти вместо другого - прийти в место, о котором знали заранее

Задание: проанализируйте выделенные слова и определите, какой частью речи они являются (самостоятельной - какой? или служебной - какой?). Свой ответ обоснуйте.

  1. Проверьте, в каком сочетании слов выделенное слово отвечает на вопрос, а в каком - только входит в состав вопроса?

  2. В каком сочетании слов выделенное слово имеет лексическое значение и является членом предложения, а в каком служит для связи слов?

  3. В каком словосочетании выделенное слово можно заменить синонимичным предлогом? Каким?

  4. Запишите необходимые выводы (заполните пропуски).

Таким образом,в словосочетании________________________________

«_____________» является самостоятельной частью речи (укажите -какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

В словосочетании________________________________

«____________________» является служебной частью речи (укажите -какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

5. Руководитель группы оценивает работу каждого участника:

«3»- пассивный участник работы (просто слушатель или работу выполнял несамостоятельно):_____________________________________________________________

«4»-активный участник работы, работу выполнял самостоятельно, но были допущены неточности:____________________________________________________________________«5»- активный участник работы, самостоятельно принимал правильные решения:_____________________________________________________________________

2ГРУППА

Отказаться вследствие болезни - в следствие введены новые факты

Задание: проанализируйте выделенные слова и определите, какой частью речи они являются (самостоятельной - какой? или служебной - какой?). Свой ответ обоснуйте.

  1. Проверьте, в каком сочетании слов выделенное слово отвечает на вопрос, а в каком - только входит в состав вопроса?

  2. В каком сочетании слов выделенное слово имеет лексическое значение и является членом предложения, а в каком служит для связи слов и имеет только причинное значение?

  3. В каком словосочетании выделенное слово можно заменить синонимичным предлогом? Каким?

  4. Запишите необходимые выводы (заполните пропуски).

Мы пришли к следующим выводам:

в словосочетании________________________________

«_____________» является самостоятельной частью речи (укажите -какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

В словосочетании________________________________

«____________________» является служебной частью речи (укажите -какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

5. Руководитель группы оценивает работу каждого участника:

«3»- пассивный участник работы (просто слушатель или работу выполнял несамостоятельно)_____________________________________________________________

«4»-активный участник работы, работу выполнял самостоятельно, но были допущены неточности:____________________________________________________________________

«5»- активный участник работы, самостоятельно принимал правильные решения:

3 ГРУППА

Спросить насчёт экскурсии - перечислить деньги на счёт фирмы

Задание: проанализируйте выделенные слова и определите, какой частью речи они являются (самостоятельной - какой? или служебной - какой?). Свой ответ обоснуйте.

  1. Проверьте, в каком сочетании слов выделенное слово отвечает на вопрос, а в каком - только входит в состав вопроса?

  2. В каком сочетании слов выделенное слово имеет лексическое значение и является членом предложения, а в каком служит для связи слов?

  3. В каком словосочетании выделенное слово можно заменить синонимичным предлогом? Каким?

  4. Запишите необходимые выводы (заполните пропуски).

Мы пришли к следующим

выводам:в словосочетании________________________________

«_____________» является самостоятельной частью речи (укажите -какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

В словосочетании________________________________

«____________________» является служебной частью речи (укажите -какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

5. Руководитель группы оценивает работу каждого участника:

«3»- пассивный участник работы (просто слушатель или работу выполнял несамостоятельно):__________________________________________________________

«4»-активный участник работы, работу выполнял самостоятельно, но были допущены неточности:____________________________________________________________________

«5»- активный участник работы, самостоятельно принимал правильные решения:

______________________________________________________________________________

4 ГРУППА

Шёл навстречу нам - шёл на встречу с нами

Задание: проанализируйте словосочетания и определите, какой частью речи являются выделенные слова (самостоятельной - какой? или служебной - какой?). Свой ответ обоснуйте. 1.Проверьте, в каком словосочетании выделенное слово отвечает на вопрос, а в каком - только входит в состав вопроса?

2.В каком словосочетании выделенное слово имеет лексическое значение и является членом предложения, а в каком служит для связи слов и имеет только пространственное значение?

3.В каком словосочетании выделенное слово можно заменить синонимичным предлогом? Каким?

4.Запишите необходимые выводы (заполните пропуски).

В словосочетании________________________________

«_______________» является самостоятельной частью речи (укажите -какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

В словосочетании________________________________

«_________________» является служебной частью речи (укажите -какой?) _________________________________,так как (перечислите те признаки, которые помогли определить принадлежность к этой части речи):

1).___________________________________________________

2).____________________________________________________

3).____________________________________________________

4).____________________________________________________

5. Руководитель группы оценивает работу каждого участника:

«3»- пассивный участник работы (просто слушатель или работу выполнял несамостоятельно):____________________________________________________________

«4»-активный участник работы, работу выполнял самостоятельно, но были допущены неточности:____________________________________________________________________

«5»- активный участник работы, самостоятельно принимал правильные решения:_______

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Обязанности в группе № ____

Обязанности

Содержание

Ф.И.О.

Оценка

1


Командир группы

Отвечает за работу группы в целом

2

Секретарь

Записывает высказанные идеи и

мысли

3

Докладчик

Выступает перед классом с готовым

решением группы

4

Хронолог

Контролирует время, отведенное на работу

5


Техник

Вывешивает и закрепляет материалы на доске



Обязанности в группе № ____

Обязанности

Содержание

Ф.И.О.

Оценка

1


Командир группы

Отвечает за работу группы в целом

2

Секретарь

Записывает высказанные идеи и

мысли

3

Докладчик

Выступает перед классом с готовым

решением группы

4

Хронолог

Контролирует время, отведенное на работу

5


Техник

Вывешивает и закрепляет материалы на доске







ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Правила работы в группе:

  1. Высказаться должен каждый.

  2. Когда говорит один - другие слушают.

  3. Говори кратко.

  4. Говори только по теме.

  5. Будь доброжелательным по отношению к другим.

Правила работы в группе:

  1. Высказаться должен каждый.

  2. Когда говорит один - другие слушают.

  3. Говори кратко.

  4. Говори только по теме.

  5. Будь доброжелательным по отношению к другим.

Правила работы в группе:

  1. Высказаться должен каждый.

  2. Когда говорит один - другие слушают.

  3. Говори кратко.

  4. Говори только по теме.

  5. Будь доброжелательным по отношению к другим.

Правила работы в группе:

  1. Высказаться должен каждый.

  2. Когда говорит один - другие слушают.

  3. Говори кратко.

  4. Говори только по теме.

  5. Будь доброжелательным по отношению к другим.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Укажите предложения с предлогом.

1.(Не)смотря на злость, победить не удалось.

2.Узнал (на)счёт работы.

3.Перевёл деньги (на)счёт.

4.Ответил (в)место меня.

5.Неурожай (в)следствие засухи.

Укажите предложения с предлогом.

1.(Не)смотря на злость, победить не удалось.

2.Узнал (на)счёт работы.

3.Перевёл деньги (на)счёт.

4.Ответил (в)место меня.

5.Неурожай (в)следствие засухи.

Укажите предложения с предлогом.

1.(Не)смотря на злость, победить не удалось.

2.Узнал (на)счёт работы.

3.Перевёл деньги (на)счёт.

4.Ответил (в)место меня.

5.Неурожай (в)следствие засухи.

Укажите предложения с предлогом.

1.(Не)смотря на злость, победить не удалось.

2.Узнал (на)счёт работы.

3.Перевёл деньги (на)счёт.

4.Ответил (в)место меня.

5.Неурожай (в)следствие засухи.

Укажите предложения с предлогом.

1.(Не)смотря на злость, победить не удалось.

2.Узнал (на)счёт работы.

3.Перевёл деньги (на)счёт.

4.Ответил (в)место меня.

5.Неурожай (в)следствие засухи.

Укажите предложения с предлогом.

1.(Не)смотря на злость, победить не удалось.

2.Узнал (на)счёт работы.

3.Перевёл деньги (на)счёт.

4.Ответил (в)место меня.

5.Неурожай (в)следствие засухи.



© 2010-2022