Обобщающий урок в 6-м классе по теме «Нужны ли нам местоимения?»

Данный урок позволяет учащимся в игровой форме закрепить полученные знания по данной теме: кроссворд, сказки, сканворд, загадки, игры, мини-сценки, стихотворения, распределительный диктант; развивать самостоятельность на уроке и коллективную работу; воспитывать у учащихся интерес к родному слову, к родному языку, прививать культуру общения.Все это продится на обобщающем уроке и позволяет учителю выявить уровень освоения материала учащимися и их готовность к контрольной работе по теме: «Местоимен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Нужны ли нам местоимения?"

Слабунова О.В.

Цели: обобщить, закрепить, привести в систему все знания по местоимению.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вы получите листки с кроссвордом. Заполнив клетки местоимениями, вы прочтете сверху вниз название части речи.

(Листок с кроссвордом).

1. Личное местоимение первого лица множественного числа.

2. Указательное местоимение в винительном падеже множественного числа.

3. Одно из определительных местоимений.

4. Одно из указательных местоимений.

5. Личное местоимение женского рода.

6. Указательное местоимение в творительном падеже множественного числа.

7. Личное местоимение первого лица, единственного числа, в творительном падеже.

8. Возвратное местоимение в дательном падеже.

9. Одно из отрицательных местоимений в творительном падеже множественного числа.

10. Определительное местоимение в творительном падеже множественного числа.

11. Одно из отрицательных местоимений в дательном падеже.

(Ответ: 1.Мы, 2.Те, 3.Сам, 4.Тот, 5.Она, 6.Теми, 7.Мной, 8. Себе, 9. Никем, 10. Всеми, 11. Некому.)

Учитель: Какое название получили?

Ответ ученика: Местоимение.

III. Целеполагание.

Учитель: Местоимение, которое мы обобщим на сегодняшнем уроке. А что за часть речи местоимение?

Ответ ученика: Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их, например: Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна. Местоимение она указывает на предмет; свои, такая указывают на признак; несколько указывает на количество.

IV. Грамматические сказки.

Учитель: Ребята, при знакомстве с этой темой, что вам помогло лучше усвоить ее.

Ученик: Грамматические сказки о местоимениях.

Учитель: Как появились местоимения? Об этом нам расскажет … в форме сказки.

Ученик: Сказка называется «Злая колдунья».

В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:

- Вот теперь они, не понимая друг друга. Обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!

И в царстве наступил беспорядок…

Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.

Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего этого, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знают. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. - А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому-либо, говорите - ты, а к нескольким людям - вы.

Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно; если их много - они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал. - Давайте и мы, ребята попробуем отгадать их вместе с мудрецом!

- Каким гребнем головы не расчешешь? (Петушиным).

- Какое небесное тело имеет два названия; одно - мужского, другое - женского рода? (Месяц, луна).

- Что означают детские слова: журчей, колоток, копатка, рыжка, мазелин?

- Как правильно сказать:

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

Или - у рыб нет зуб?

Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква «В» затерялась, и слова стали называться местоимениями.

V. Формирование знаний учащихся.

Учитель: Интересную сказку рассказал нам …. Ну, а сейчас мы узнаем, кто лучше запомнил разряды местоимений. Поиграем в игру «Гонка за лидером».

1. Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного или числительного? (Местоимение).

2. Местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества? (Неопределенные).

3. Местоимение, не имеющее именительного падежа? (Возвратные).

4. Местоимения, изменяющиеся как существительные? (Личные).

5. Местоимение, которое изменяется по родам? (Он).

6. Местоимения, указывающие на определенный предмет? (Указательные).

7. Местоимения, изменяющиеся как прилагательные? (Притяжательные).

8. Местоимения, содержащие в себе вопрос? (Вопросительные).

9. Местоимения, которые служат для связи простых предложений в составе сложного? (Относительные).

10. К какому разряду относятся местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, любой? (Определительные).

11. Как называются местоимения, употребляющиеся для отрицания какого - либо предмета, признака? (Отрицательные).

VI. Формирование умений и навыков учащихся.

1. Учитель: А сейчас на доску. Распределительный диктант. Выпишите в 3 колонки личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

(Ответ на доске закрыт, после сверяем).

Мне хорошо, колосья раздвигая,

Прийти сюда вечернею порой

Мы сегодня в лес пойдем

За зеленой елкой.

Я лечу, лечу стрелой

Только пыль взметаю.

Гуси, вы, гуси, серые.

Где вы летали, что вы видали?

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Воротился старик ко старухе,

Рассказал великое чудо.

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало.

Здравствуй, мама!

Как ты себя чувствуешь?

Ответ:

1 л 2 л 3л

Мне Тебе Он

Мы Ты Они

Я Вы Ей

2. Учитель: А сейчас мы с вами побудем немного в роли редакторов. Исправить ошибки в предложениях и записать правильный вариант. (Предложения комментируются детьми).

Я укорял меня за невнимательность.

Он хвастун: все время хвалит самого его.

Он обиделся на их.

Мы с ими давно дружим.

Они ждали него.

Я горжусь ним.

Ихние вещи собраны.

3. Лексическая разминка.

Учитель: К нам пришли веселые клоуны из школьного театра. Они покажут веселую клоунаду «А, здравствуйте…»

- Первый. А здравствуйте, я смотрю: вы ли, не вы ли?

- Второй. Что вылил? Я ничего не вылил…

- Первый. Да не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли?

- Второй. Ах, выли. (В публику). Кто? Они выли? А зачем они выли?

- Первый. Да нет же. Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?

- Второй. Нет, я не выл.

- Первый. Ну, и они не выли!

- Второй. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать.

- Первый. Нет, не я один, а мы…

- Второй. Кто это мы?

- Первый (объясняя жестом). Вы, мы, ты, я …

- Второй. Кто вымытые?

- Первый. Да я про всех говорю: вы, мы, ты, я …

- Второй. Все вымытые (в публику). Это они вымытые? А кто же, по вашему, немытый ? Про кого вы говорите? Не про меня ли?

- Первый. Что променяли?

- Второй. Я говорю - не про меня ли?

- Первый. Ах, вас не променяли? А что не променяли?

- Второй. Я же про себя говорю - не про меня ли?

- Первый. Ах, вас не променяли?

- Второй. Нет, нам никак не разобраться.

(Оба уходят).

VII. Итог урока.

Учитель: А теперь сделаем вывод. Нужны ли нам местоимения? Для чего они нужны?

Ответы ребят: (Чтоб экономить время, чтобы не повторять одни и те же слова, чтобы мы друг друга понимали, чтобы наша речь была ясной, понятной, выразительной).

VIII. Домашнее задание:

Для сильных учеников: Заполните чайнворд. (Каждому выдается листок с чайнвордом).

Для слабых учеников: упр. 428.



© 2010-2022