- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку. 8 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степина Л.Н. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № ___ от «__»__________2015г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/Т.В.Титова/ ФИО «__»____________2015г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/С.В.Шиповская/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2015г.
|
Рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык»
8 «д» класс
МБОУТ СОШ № 1
2015 - 2016 уч. год
Учителя: Степиной Л.Н.
Токаревка, 2015
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование
по русскому языку.
Классы: 8
Учитель: Степина Л.Н.
Количество часов
Всего: 140 час, из них 20 час - рр; в неделю 4 час.
Плановых контрольных уроков - 10 час,
Административных контрольных уроков - 2ч.
Планирование составлено на основе: программы «Русский язык» для общеобразовательных школ 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва «Просвещение» 2009 год.
Учебник: учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык»8 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Москва «Просвещение» 2010 год.
Дополнительная литература:
1. Г.Н.Владимирская Уроки русского языка в 8 классе Книга для учителя .Москва ТЦ «Сфера», 2004г.
2. Научно-методический журнал «Русский язык в школе». Москва ООО «Наш язык».
3. Научно-популярный и учебно-методический журнал «Русский язык в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».
4. А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку 8 класс. Москва ТЦ «Сфера», 2010 г.
5. С.В. Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов -на-Дону «Феникс» 2005 г.
6. Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань: РИЦ «Школа», 2010 г.
7. Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников».Москва «Школьная пресса».
Пояснительная записка
Русский язык служит средством общения во всех сферах жизни, средством хранения и передачи информации, средством связи поколений. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность. Он даѐт учащимся знания о родном языке, формирует у них языковые и речевые умения. Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы». Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.-М.:Просвещение, 2010г. Программа рассчитана на 140 часов ( 4 часа в неделю), 1 час выделен из части, формируемой участниками образовательного процесса. Рабочая программа составлена к учебнику «Русский язык» для 8 класса общеобразовательной школы авторов Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой; науч.ред.Н.М.Шанский. -М.: Просвещение,2012. Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников и выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.
Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция - знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция - это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом. Культуроведческая компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладение русским речевым этикетом.
Место предмета.
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 140 часа за учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определения изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-
Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
-
Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
-
Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
-
Соблюдать нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание тем учебного курса.
Общие сведения о языке (1 ч.)
Повторение пройденного в V-VII классах ( 8ч. + 2 ч.)
Синтаксис и пунктуация (7 ч. +1 ч.)
I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (6ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения (7ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (8 ч. + 2 ч.)
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Односоставные предложения (13 ч.+4 ч.)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Простое осложненное предложение (1ч.)
Однородные члены предложения (14 ч. + 2ч)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (17ч. + 4ч.)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (13 ч. + 2ч.)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Синтаксические конструкции с чужой речью (9 ч. + 1 ч.)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (6ч.)
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Количество контрольных
работ
Развитие речи
Функции русского языка в современном мире.
1
-
-
Повторение пройденного в V-VII классах.
8
1
2
Синтаксис и пунктуация.
7
-
1
Простое предложение.
6
1
1
Двусоставные предложения. Главные члены предложения
7
-
1
Второстепенные члены предложения.
8
1
2
Односоставные предложения.
13
1
4
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения.
1
14
1
-
-
Обособленные члены предложения.
17
2
4
Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
13
1
2
Синтаксические конструкции с чужой речью.
9
1
-
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе
6
1
3
ИТОГО
110
10
20
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя (основная)
-
Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.. - М.: Просвещение, 2011.
-
Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2011.
-
Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. - М.: Просвещение, 2009
Литература для учителя (дополнительная)
1.Астахова Г.М., Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому
языку. 8 класс. - М.: Просвещение, 2003
-
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. - М.: Просвещение, 1998
-
Блинов Г.И. Методика изучения пунктуационных правил. - М.: Просвещение, 1972
-
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. 8 - 11 классы. - М.: Просвещение, 2000
-
Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Творческий Центр, 2004
-
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. - М.: ВАКО, 2006
-
Малюшкин А.Б., Айрапетова А.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 8 класс. - М.: Просвещение, 2002
-
Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5 - 11 классы. -М.: Просвещение, 2003
-
Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8 классе. - М.: Просвещение, 2003
-
Сиденко Н.В. Русский язык. 8 класс: Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2003
-
Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. - М.: Просвещение, 2009
-
Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок. Ч.2
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: Просвещение, 2001
Литература для учащихся
-
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение,1995
-
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. Ч. 1,2. - М.: Просвещение, 1998
-
Малюшкин А.Б Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.,2004
-
Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика. - М.: Просвещение, 1988
-
Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. - М.: Просвещение, 1993
-
Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок. Ч.2.
Интернет-ресурсы
1. http: // rubrikon.com
2. http: //ipmce.su/lib/osn prav.htme