- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по рассказу Л. Н. Толстого Бедные люди
Урок по рассказу Л. Н. Толстого Бедные люди
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Казунина Т.Н. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Бабушкинская средняя школа»
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему
«Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Подготовила учитель русского языка
и литературы МБОУ «Бабушкинская
СШ» Казунина Татьяна Николаевна
с. им. Бабушкина
2016 год
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л. Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения малой формы.
Задачи урока:
-
Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и проанализировать его, используя прием «чтение с остановками».
-
Путем замедленного прочтения рассказа дать собственную оценку решению героев, понять авторскую позицию (стремление к самопожертвованию во имя добра и любви) и убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.
-
Формировать коммуникативных навыков, умения составлять устные высказывания на заданную тему.
-
Развивать нравственно-эстетических представлений в ходе обсуждения темы урока.
-
Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.
Необходимое оборудование: учебник, презентация к уроку, фонограмма - П.И. Чайковский «Старинная французская песня», бриллианты из бумаги.
Технологическая карта урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
-
Организационный момент.
Приветствие обучающихся
Подготовка рабочих мест
Коммуникативные (слушать и понимать речь других)
-
Постановка цели и задач урока (мотивация).
В ходе беседы формулирует цель урока.
В ходе беседы формулируют задачи урока
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: учатся понимать позицию партнера.
3.Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднений.
Проверяет домашнее задание (индивидуальная подготовка сообщения о стихотворении В. Гюго, мини-сочинение о доброте)
Слушают сообщение обучающегося о стихотворении В. Гюго Бедные люди», отвечают на вопросы учителя, зачитывают свои сочинения.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.
Регулятивная (оценка результатов домашней работы).
Личностные (нравственно-этическая ориентация).
4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его названию, предполагаю.
Выразительно читает рассказ на фоне «Старинной французской песни » Чайковского, отслеживает уровень понимания текста
Слушают чтение учителя, рассматривают репродукции в презентации, анализируют чувства, вызванные услышанным и увиденным.
Познавательные осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя), устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения)
Коммуникативные: (формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения).
6. Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач.
Организует работу по анализу проблематики рассказа.
Анализируют рассказ по вопросам и заданиям учителя, объясняют смысл названия произведения. Представляют результаты работы.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные: самостоятельно выстраивают монологическое высказывание, замечают допущенные ошибки и исправляют их.
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
5.Динамическая пауза
Зачитывает высказывания известных людей о доброте
Встают, если согласны с каждым из них, остаются на местах/ если нет.
Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье
7. Рефлексия деятельности.
Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся (Как бы вы назвали рассказ после его изучения?)
Устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: дают оценку поступкам своих одноклассников, учатся понимать позицию партнера. Личностные: оценивают содержание усваиваемого материала с нравственно-этической точки зрения.
8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.
Комментирует домашнее задание.
Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на понравившуюся тему, выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием выбора эпизода).
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации при выполнении домашнего задания.
Конспект урока
Доброта - это единственное одеяние,
которое никогда не ветшает.
-
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Изображение бедных людей в произведениях русских писателей 19 века». Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова: «Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?
-
Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)
-
Я просила вас написать небольшое сочинение «Что такое доброта? Каким будет мир, если в нем будет царить доброта?» Зачитайте ваши высказывания о доброте.
Как варианты:
Чем больше в мире будет добрых людей, тем лучше мы будем жить.
Добрые люди веселей и разговорчивей, у них много друзей.
Уничтожить и побороть зло можно только добром.
С добрым человеком легче общаться и дружить.
Доброта - это хорошее отношение к людям.
Сострадание - это порыв души.
Жалость к пожилому, раненому, больному - вот что такое милосердие.
Доброту невозможно описать.
Предположите, какие цели мы ставим сегодня на уроке, чем будем заниматься (читать произведение о доброте, говорить о том, кто совершает добрый поступок, а кто нет и др. варианты)
-
Сейчас мы прочитаем текст под названием «Бедные люди». Но вначале послушаем сообщение Ксении Князевой о том, как создавалось это произведение.
-
Ребята, о чем, по-вашему, будет этот рассказ? По названию предположите, как будут развиваться события в нем.
На этом этапе урока ученики предсказывают содержание, чем больше вариантов предлагают ученики, тем интереснее.
Примерные ответы учеников:
- Наверное, это рассказ о людях, которые очень бедно жили, а потом разбогатели.
- Может быть, это рассказ о людях, которые материально бедны, но духовно богаты.
-
Начинаем чтение рассказа. (Чтение учителем рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» - вначале - на фоне «Старинной французской песни» Чайковского) до слов «... говорит она и крестится». 1 остановка
-
Что мы узнали о героине рассказа? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания. Какую роль в рассказе играет пейзаж? Расскажите об отношении Жанны к мужу.
(Ее зовут Жанна, она жена рыбака. Живет в бедной, но очень опрятной обстановке…)
Ее муж едва зарабатывает на одежду и пропитание, но Жанна не жалуется, а молится за него.)
-
Как вы думаете, что произойдет дальше?
-
Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает». (2-я остановка)
-
Куда направляется Жанна? (Проведать соседку)
-
Почему? (Та больна)
-
Что же могло случиться в доме соседки?
Чтение текста до слов «Они спят крепко и сладко».(3-я остановка)
-
Какие детали указывают на бедственное положение семьи Симон? Назовите их. Какой изображена мать Симон? Дети?
-
Что мы можем сказать о матери детей в этом эпизоде?
(умирая, она укутала своих детей)
-
Как вы думаете, а что же сделает Жанна?
(Ребята выстраивают предположения)
Чтение следующего эпизода до слов « Жанна вздрогнула и поднялась со стула». (4-я остановка)
-
Чего боится Жанна? Почему произносит слова «Да и поделом, я и стою того…»
-
Что же произойдет дальше?
Чтение рассказа до слов « Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки…» (5-я остановка)
-
А теперь выскажете предположения о том, как отреагирует муж Жанны на то, что она взяла детей в свой дом?
Чтение рассказа до конца (6-я остановка).
-
Неожиданна ли для вас концовка рассказа?
-
Какой момент в рассказе для вас показался наиболее захватывающим?
-
Понравился ли вам рассказ Толстого?
(Ребята делятся своими впечатлениями. Для кого-то это был совсем неожиданный финал).
-
Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа.
-
Я вам зачитаю высказывания великих людей о доброте, а вы, если согласитесь, то встаньте, пожалуйста, если не согласны, останьтесь на своих местах.
-
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. (Гюго В.)
-
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Толстой Л. Н.)
-
Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)
-
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Эмерсон У.)
-
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. (Бэкон Ф.)
-
Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта. (Руставели Ш.)
-
Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать также на беду, постигшую соседей?
-
О чем этот рассказ? (о доброте, о любви к людям).
Можно сказать, что Жанна и ее муж счастливые люди? Почему тогда название у рассказа «Бедные люди»? (Автор хотел подчеркнуть, что герои, бедные по материальному состоянию, во имя любви к ближнему готовы на
самопожертвование, в этом поступке проявляется мудрость души героев).
-
А как еще можно назвать этот рассказ? Поработайте в парах.
Ребята предлагают разные названия, объясняя свой выбор. И среди них, возможно, будет вариант «Богатые люди».
-
Почему богатые (а если не будет, предложим его детям на обсуждение).
-
Какими сокровищами обладали герои Толстого?
-
Давайте напишем на маленьких «бриллиантах» из бумаги душевные качества этих людей. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь будут жить сокровища души.
-
А мы с вами обладаем ли этими богатствами? Конечно, каждый из нас старается совершать лишь добрые поступки. Возьмите из коробочки «бриллиант» и подарите его кому-либо из одноклассников, объяснив, почему.
-
Если вам не достался бриллиант, не расстраивайтесь, вы, конечно же, обладаете душевными сокровищами, просто окружающие их пока не разглядели…. А чтобы они стали видны всем, нужно уметь ими делиться, ведь «доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
-
Итак, попробуем вместе подвести итог нашему разговору. Какие уроки доброты преподает нам Лев Николаевич Толстой? (Мы еще раз убедились в том, что на свете есть люди с добрыми сердцами и что добро всегда побеждает зло).
Возвратимся к эпиграфу и проследим взаимосвязь его с содержанием рассказа (И там, и здесь речь идет о доброте, это качество помогает героям оставаться людьми).
Рефлексия: Что было интересно вам на уроке? Достигли ли мы с вами поставленных целей?
А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?
Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.
- Актуальна ли тема рассказа в наше время?
- Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос, возможно, будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.
Закончить урок я хочу стихотворением поэта 20 века А. Дементьева,
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, - так и остался хамом.
Этот вот - от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.
-
В качестве домашнего задания хочется предложить вам несколько заданий на выбор:
- написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами);
- развернутый ответ на вопрос «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого?
- развернутый ответ на вопрос «Почему доброта так важна в нашем обществе?»
- выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием эпизода.
-
Спасибо за работу. До свидания.