Урок по рассказу Л. Н. Толстого Бедные люди

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Бабушкинская средняя школа»

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему

«Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Подготовила учитель русского языка

и литературы МБОУ «Бабушкинская

СШ» Казунина Татьяна Николаевна





с. им. Бабушкина

2016 год

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л. Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения малой формы.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и проанализировать его, используя прием «чтение с остановками».

  2. Путем замедленного прочтения рассказа дать собственную оценку решению героев, понять авторскую позицию (стремление к самопожертвованию во имя добра и любви) и убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.

  3. Формировать коммуникативных навыков, умения составлять устные высказывания на заданную тему.

  4. Развивать нравственно-эстетических представлений в ходе обсуждения темы урока.

  5. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.

Необходимое оборудование: учебник, презентация к уроку, фонограмма - П.И. Чайковский «Старинная французская песня», бриллианты из бумаги.

Технологическая карта урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся

Подготовка рабочих мест

Коммуникативные (слушать и понимать речь других)

  1. Постановка цели и задач урока (мотивация).

В ходе беседы формулирует цель урока.

В ходе беседы формулируют задачи урока

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: учатся понимать позицию партнера.


3.Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднений.

Проверяет домашнее задание (индивидуальная подготовка сообщения о стихотворении В. Гюго, мини-сочинение о доброте)

Слушают сообщение обучающегося о стихотворении В. Гюго Бедные люди», отвечают на вопросы учителя, зачитывают свои сочинения.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивная (оценка результатов домашней работы).

Личностные (нравственно-этическая ориентация).


4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его названию, предполагаю.




Выразительно читает рассказ на фоне «Старинной французской песни » Чайковского, отслеживает уровень понимания текста


Слушают чтение учителя, рассматривают репродукции в презентации, анализируют чувства, вызванные услышанным и увиденным.

Познавательные осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя), устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения)

Коммуникативные: (формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения).


6. Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач.

Организует работу по анализу проблематики рассказа.

Анализируют рассказ по вопросам и заданиям учителя, объясняют смысл названия произведения. Представляют результаты работы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно выстраивают монологическое высказывание, замечают допущенные ошибки и исправляют их.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

5.Динамическая пауза

Зачитывает высказывания известных людей о доброте

Встают, если согласны с каждым из них, остаются на местах/ если нет.

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

7. Рефлексия деятельности.

Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся (Как бы вы назвали рассказ после его изучения?)

Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: дают оценку поступкам своих одноклассников, учатся понимать позицию партнера. Личностные: оценивают содержание усваиваемого материала с нравственно-этической точки зрения.

8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.

Комментирует домашнее задание.

Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на понравившуюся тему, выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием выбора эпизода).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации при выполнении домашнего задания.

















Конспект урока

Доброта - это единственное одеяние,

которое никогда не ветшает.

  • Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Изображение бедных людей в произведениях русских писателей 19 века». Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова: «Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

  • Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)

  • Я просила вас написать небольшое сочинение «Что такое доброта? Каким будет мир, если в нем будет царить доброта?» Зачитайте ваши высказывания о доброте.

Как варианты:

Чем больше в мире будет добрых людей, тем лучше мы будем жить.

Добрые люди веселей и разговорчивей, у них много друзей.

Уничтожить и побороть зло можно только добром.

С добрым человеком легче общаться и дружить.

Доброта - это хорошее отношение к людям.

Сострадание - это порыв души.

Жалость к пожилому, раненому, больному - вот что такое милосердие.

Доброту невозможно описать.

Предположите, какие цели мы ставим сегодня на уроке, чем будем заниматься (читать произведение о доброте, говорить о том, кто совершает добрый поступок, а кто нет и др. варианты)

  • Сейчас мы прочитаем текст под названием «Бедные люди». Но вначале послушаем сообщение Ксении Князевой о том, как создавалось это произведение.

  • Ребята, о чем, по-вашему, будет этот рассказ? По названию предположите, как будут развиваться события в нем.

На этом этапе урока ученики предсказывают содержание, чем больше вариантов предлагают ученики, тем интереснее.

Примерные ответы учеников:

- Наверное, это рассказ о людях, которые очень бедно жили, а потом разбогатели.

- Может быть, это рассказ о людях, которые материально бедны, но духовно богаты.

  • Начинаем чтение рассказа. (Чтение учителем рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» - вначале - на фоне «Старинной французской песни» Чайковского) до слов «... говорит она и крестится». 1 остановка

  • Что мы узнали о героине рассказа? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания. Какую роль в рассказе играет пейзаж? Расскажите об отношении Жанны к мужу.

(Ее зовут Жанна, она жена рыбака. Живет в бедной, но очень опрятной обстановке…)

Ее муж едва зарабатывает на одежду и пропитание, но Жанна не жалуется, а молится за него.)



  • Как вы думаете, что произойдет дальше?

  • Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает». (2-я остановка)

  • Куда направляется Жанна? (Проведать соседку)

  • Почему? (Та больна)

  • Что же могло случиться в доме соседки?

Чтение текста до слов «Они спят крепко и сладко».(3-я остановка)

  • Какие детали указывают на бедственное положение семьи Симон? Назовите их. Какой изображена мать Симон? Дети?

  • Что мы можем сказать о матери детей в этом эпизоде?

(умирая, она укутала своих детей)

  • Как вы думаете, а что же сделает Жанна?

(Ребята выстраивают предположения)

Чтение следующего эпизода до слов « Жанна вздрогнула и поднялась со стула». (4-я остановка)

  • Чего боится Жанна? Почему произносит слова «Да и поделом, я и стою того…»

  • Что же произойдет дальше?

Чтение рассказа до слов « Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки…» (5-я остановка)

  • А теперь выскажете предположения о том, как отреагирует муж Жанны на то, что она взяла детей в свой дом?

Чтение рассказа до конца (6-я остановка).

  1. Неожиданна ли для вас концовка рассказа?

  2. Какой момент в рассказе для вас показался наиболее захватывающим?

  3. Понравился ли вам рассказ Толстого?

(Ребята делятся своими впечатлениями. Для кого-то это был совсем неожиданный финал).



  • Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа.

  • Я вам зачитаю высказывания великих людей о доброте, а вы, если согласитесь, то встаньте, пожалуйста, если не согласны, останьтесь на своих местах.



  1. Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. (Гюго В.)

  2. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Толстой Л. Н.)

  3. Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)

  4. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Эмерсон У.)

  5. Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. (Бэкон Ф.)

  6. Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта. (Руставели Ш.)



  • Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать также на беду, постигшую соседей?

  • О чем этот рассказ? (о доброте, о любви к людям).

Можно сказать, что Жанна и ее муж счастливые люди? Почему тогда название у рассказа «Бедные люди»? (Автор хотел подчеркнуть, что герои, бедные по материальному состоянию, во имя любви к ближнему готовы на

самопожертвование, в этом поступке проявляется мудрость души героев).


  • А как еще можно назвать этот рассказ? Поработайте в парах.

Ребята предлагают разные названия, объясняя свой выбор. И среди них, возможно, будет вариант «Богатые люди».

  • Почему богатые (а если не будет, предложим его детям на обсуждение).

  • Какими сокровищами обладали герои Толстого?

  • Давайте напишем на маленьких «бриллиантах» из бумаги душевные качества этих людей. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь будут жить сокровища души.

  • А мы с вами обладаем ли этими богатствами? Конечно, каждый из нас старается совершать лишь добрые поступки. Возьмите из коробочки «бриллиант» и подарите его кому-либо из одноклассников, объяснив, почему.



  • Если вам не достался бриллиант, не расстраивайтесь, вы, конечно же, обладаете душевными сокровищами, просто окружающие их пока не разглядели…. А чтобы они стали видны всем, нужно уметь ими делиться, ведь «доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

  • Итак, попробуем вместе подвести итог нашему разговору. Какие уроки доброты преподает нам Лев Николаевич Толстой? (Мы еще раз убедились в том, что на свете есть люди с добрыми сердцами и что добро всегда побеждает зло).

Возвратимся к эпиграфу и проследим взаимосвязь его с содержанием рассказа (И там, и здесь речь идет о доброте, это качество помогает героям оставаться людьми).

Рефлексия: Что было интересно вам на уроке? Достигли ли мы с вами поставленных целей?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

- Актуальна ли тема рассказа в наше время?

- Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос, возможно, будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Закончить урок я хочу стихотворением поэта 20 века А. Дементьева,

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, - так и остался хамом.

Этот вот - от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.


Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.



  • В качестве домашнего задания хочется предложить вам несколько заданий на выбор:

- написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами);

- развернутый ответ на вопрос «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого?

- развернутый ответ на вопрос «Почему доброта так важна в нашем обществе?»

- выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием эпизода.

  • Спасибо за работу. До свидания.



© 2010-2022