- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Трагедия А. С. Пушкина Моцарт и Сальери: факты и вымысел
Трагедия А. С. Пушкина Моцарт и Сальери: факты и вымысел
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сапакова А.Ж. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата: | 17.11.2015г | Класс 7а | |
Тема занятия: | А.С. Пушкин. « Моцарт и Сальери». | ||
Ссылки: |
| ||
Общие цели: | 1.Познакомиться с трагедией А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». 2. Совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения. 3. Воспитать нравственное отношение, как к человеку и его таланту, так и к произведениям искусства. | ||
Результаты обучения: | Знакомство с трагедией | ||
Ключевые идеи: |
| ||
Методические приёмы | беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения. | ||
Тип урока | урок освоения новых знаний. | ||
Источники для заданий: | текст трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», слайд-презентация по теме урока, просмотр фрагмента мультфильма «Легенда о Сальери» | ||
Ход урока | |||
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | |
Стадия вызова Орг.момент
ДО Метод «тонкие» и «толстые» вопросы
| Вступительное слово учителя (прием «яркое пятно» (постановка проблемы) С библейских времен такая нравственная болезнь, как зависть, точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (16 века) Питер Брейгель создал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. Посмотрите на репродукцию картины этого художника, обратите внимание, как он изобразил "Зависть" -Какие чувства вызывает у вас эта репродукция, что вы видите на ней. (Хаос изображенного, ужас и страх). - Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор?(Иносказание, аллегория). - А что называют аллегорией?Найдите и прокомментируйтеаллегорические образы. (Аллегория - иносказание, отвлеченная мысль, выраженная в конкретном образе. Вереница голых изуродованных людей, с которых снимают обувь, собаки, раздирающие кость, смеющиеся чудовища и т.д.) Мы увидели страшный мир, мир, из которого смеющиеся чудовища (аллегория зависти) заползают в душу грешника, убивая в нем свет. - Какое чувство лежало в глубине души Сальери и убивало в нем человека? (Чувство зависти.) - Значит, какая тема урока? Сформулируйте ее в форме вопроса. (Что в глубине души моей лежит?) Фиксирует тему на доске. | Ответы детей. Сообщение учеников | |
Стадия осмысления ИКТ
Метод ЗХУ
Метод « Ромашка Блума»
ИКТ | Сообщение учителя об истории создания трагедии. (сопровождается слайд-презентацией) В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий». Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» - такие названия хотел дать своим пьесам А.С. Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных. Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами. В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки: гордость, презирающая всех; жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;зависть, доводящая до злодеяния; чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям; гнев, вызывающий страшные разрушительные действия. В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие - все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями. «Пир во время чумы» - философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти. Беседа с уч-ся 1.Почему Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.) 2. - Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»?(В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти, зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству). 3.Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра?(Маленькие - потому что это трагедии людей, а не народов.Трагедии - потому что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.) 4. Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях?(Деньги - искусство - любовь - смерть.) Вспомним некоторые литературоведческие понятия. Прежде чем мы перейдем непосредственно к самой трагедии, давайте вспомним, кто же такие Моцарт и Сальери? Знакомы ли вам эти имена? Следующий эпизод связан с появлением уличного скрипача. Давайте проследим за развитием этой сцены. (просмотр фрагмента мультфильма «Легенда о Сальери») эпизод этот нужен для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех своих проявлениях жизнелюбца Моцарта. Эпизод показывает, что Моцарт популярен, его произведения исполняются на улицах.) | Просмотр презентации
Беседа с учащимися Заполнение таблицы ЗХУ
Параллельное повторение
Сообщение учащихся просмотр фрагмента мультфильма «Легенда о Сальери»
| |
Стадия рефлексии Метод « Ромашка Блума»
| Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались? - Кто из двух героев трагедии истинно трагедийный образ? (Сальери, т.к. в трагедии изображена борьба в его душе двух начал: высокого и низменного.) - Какова миссия человека на земле?-( Единственная достойная миссия человека - быть творцом добра и красоты.)
| Выслушивание ответов детей | |
Последующее задание: | Тема трагедии «Моцарт и Сальери» - Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.) |
| |
Оснащение и оборудование | 1. Репродукция портрета Пушкина. 2. Репродукция портретов Моцарта и Сальери. 3. Музыка Моцарта, «Реквием». 4. Факты биографии композиторов.
|
| |
Анализ занятия:
|
|
| |
Оценивание практического задания: | Формативное оценивание |
|