Прооект Имена учащихся нашего класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Солонешенская СОШ»


Проект

«ИМЕНА УЧАЩИХСЯ НАШЕГО КЛАССА»


Выполнили: уч-ся 5 класса

Руководитель проекта: Ситникова Т.А.


2014-2015 учебный год

Актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности на современном этапе частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

Проблема

Знаем, что каждое слово имеет значение, а вот значение собственного имени знают, далеко, не все дети нашего класса.

Решили: исследовать, какое значение имён детей в нашем классе.

Гипотеза

Мы считаем, что каждое имя несёт какое-либо значение. Всё непонятное должно стать понятным.

Этапы исследования

- найти источники информации;

- отобрать нужный материал;

- изготовить подарочные карточки.

Цель

Исследовать значение русских личных имён учащихся нашего класса и изготовить подарочные карточки для друга.

Задачи

- познакомиться с историей возникновения имён;

- узнать их значение;

- дружно работать в группе;

- создать подарочные карточки для друга;

- рассмотреть различные житейские ситуации и составить правила обращения;

- продемонстрировать презентацию проекта.

Объект исследования: русские имена.

Ход работы

- составили список имён для анализа;

- распределили количество имён на каждого участника проекта;

- из словаря русских личных имён выписали значение интересующих нас имён;

- создали подарочные карточки,

- рассмотрели житейские ситуации и вывели правила обращения;

- обсудили выступление и выбрали защитника проекта.

Вступительное слово учителя. Лев Владимирович Успенский так говорил, призывая нас знать и помнить историю данного нам имени: «И сегодня человек проносит имя через всю жизнь, берет его с собою даже в могилу. Бывает и так: кости усопшего рассыплются в прах, разрушится воздвигнутый над могилой монумент, прекратится род и племя, а самое хрупкое, самое летучее изо всего, что имел когда-то усопший, его звонкое имя, все еще живет и порхает по свету».

Какое имя дать новорожденному? Вопрос вечный, как сама жизнь. Издавна на Руси сложилась традиция имя наречения. Имя давалось ребенку на 8 день после рождения во время обряда крещения в храме. Загадочную власть имен над судьбой человека заметили еще в древности. Нет в языке таких слов, которые по влиянию на характер и судьбу, по силе выражения чувств, по употребительности можно было бы поставить выше, чем наше имя.

Ритуал знакомства также связан с именем. В этом обычае заложен древний и глубокий смысл: «Я верю, что, зная имя, ты не причинишь мне зла».

Гомер в своей знаменитой «Одиссее» напоминал:

Нет меж живущих людей

да не может и быть безымянных:

В первый же миг по рождении

каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар,

от родимых своих получает.

«По имени и житие твое да будет…», - наставлял преподобный Амвросий Оптинский…

«Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», - читаем мы в Евангелии от Луки.

Возникает закономерный вопрос: что же такое имя?

Имя человека - неотъемлемая часть истории и культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нам интересно знать, каким народом создано то или иное имя, каким путем и когда оно пришло в русскую культуру, кого называли этим именем.

Итак, имена - это особые слова, которые изучает раздел лингвистики, ономастика: собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков общения. В более узком смысле ономастика - собственные имена различных типов (ономастическая лексика).

Звук имеет значение

А - сила, власть.

Б - способность к большим чувствам.

Л - артистичность, логика, большая изобретательность.

Н - творческие амбиции, интерес к здоровью, острый ум.

И - тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие.

Имя имеет значение

Анфиса - греч. «цветущая»

Степан - греч. «венец, корона»

Егор - греч. «земледелец»

Николай - греч. «победа + народ»

Валентина - латин. «сильная, здоровая»

Андрей - греч. «мужественный, храбрый»

Елена - греч. «прекрасная»

Анастасия - греч. «воскресшая, возрождённая»

Галина - греч. «спокойствие, безмятежность»

Имя - это набор звуков, которые, сочетаясь, образуют мелодию.

Диана не может быть Кривоноговой!

Авангардику нельзя получить двойку!

Даздраперма, да здравствует 1 Мая!

Могут ли среди нас появиться Дирол Викторович или Клавиатура Алексеевна?

Совет: к выбору имени надо относиться уважительно!

Житейские ситуации

- Чтобы обратиться к человеку, надо знать его имя. Но в жизни бывают ситуации, когда не знаешь имени, но необходимо о чём- либо спросить. Как вы поступите?

- Если вас окликнули: «Эй, ты!», как вы себя поведёте?

- У нас в школе есть дети, родители которых работают в школе. Как следует обратиться в присутствии посторонних?

- Допустимы ли прозвища?

Правила обращения:

- доброжелательность;

- вежливость;

- не обзывать самому и не откликаться на обидные окрики и клички;

- соблюдать официальный стиль в присутствии посторонних.




Подарочная карточка для друга (образец)

Степан происходит от древнегреческого слова «стефанос» - венок, венец, корона, кольцо. Стёпа - шаловливый и непоседливый мальчик, любит самые разнообразные игры, Общаться с ним легко и весело. Он полон чувств собственного достоинства, уверенности в своих способностях. Обладает хорошей памятью. У него острое чувство юмора, что часто спасает его в моменты жизненного разочарования. Степаны искусны в управлении людьми. Их требования так же велики, как любовь и дружба, которые они щедро дарят. Часто он становится мастером своего дела, будет хорошим художником, архитектором или модельером.

С приветом! Одноклассники.

Прооект Имена учащихся нашего класса






Выводы

- русский народ в процессе исторического развития отбирал имена с положительной звуковой оценкой;

- имя и характер взаимосвязаны;

- русские имена имеют значение;

- узнали правила обращений в различных житейских ситуациях;

- мы стали дружнее;

- к выбору имени надо относиться уважительно.

Список ресурсов


  • А.Н. Тихонов, Л.З. Бояринов, А.Г. Рыжкова. Словарь русских личных имён. М., 1995.

  • Л. Успенский. Слово о словах. Ты и твоё имя. (Любое издание)

  • С. Переверзенцев. Россия. Великая судьба. М. 2007.

  • Л.С. Баешко, А.Н. Гордиенко, А.Н. Гордиенко. Энциклопедия символов. Москва, Смоленск, 2010.

© 2010-2022