Урок литературы в 7 классе «Баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»»

" Пробуждение интереса к творчеству А.С.Пушкина часто происходит в школе. Данный урок разработан для учащихся 7 класса и призван познакомить их с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Он объединил в себе литературу, историю, древнерусский язык, географию, живопись. На уроке учащиеся познакомятся с жанровым своеобразием произведения, окунутся в мир древнерусской литературы, продемонстрируют навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа, навыки работы над характеристикой перс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

БАЛЛАДА А.С.ПУШКИНА «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»(1822)



ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о

вещем Олеге» и его с летописным источником; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки работы над характеристикой персонажей и выразительным чтением;

развивать творческие способности учеников.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: рассказ учителя, работа с картой,

выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: летописный источник; иллюстрации

«Песни…» В.Васнецова, карта «Восточная Римская (Византийскакя) империя в VI - XI вв.»; аудиозапись исполнения «Песни…».

ХОД УРОКА


1. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы Пушкина « Медный всадник».

2. Слово учителя

- Мы уже говорили о том, как внимательно А. С. Пушкин относился к событиям русской истории. Именно Пушкину одному из первых было суждено стать летописцем крестьянского мятежа 18 века, его перу принадлежат «История Пугачева», роман «Капитанская дочка», поэмы «Полтава», «Медный всадник», а также баллада «Песнь о вещем Олеге», с которой мы сегодня будем подробно знакомиться.

Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков и был учеником и другом Карамзина. Пушкин хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.

В «Песни о вещем Олеге» Пушкин интерпретирует реальные события глубокой древности.

Из письма А.С.Пушкина:

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

3. Из истории написания произведения

- Кто такой князь Олег? В какое время он княжил? Что вы знаете об этом историческом герое? Почему он назван вещим?

Историческая справка

В 10 веке власть переходила по родовому принципу. Олег обманом, хитростью овладел Киевом. Уничтожил династию Киевичей и стал княжить. Совершил во главе славянского войска поход в Византию, завоевал Константинополь и водрузил на воротах города свой щит. «Народ, удивленный его славою и богатством, им привезенными, единогласно назвал Олега Вещим, то есть мудрым и даже волхвом» (Карамзин).

Князь Олег правил в Киеве, который в 9-12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции - Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда.

Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

4. Работа с картой

- Представить, где и когда происходили события, упомянутые в летописи и в произведении Пушкина, нам поможет карта. Вспомните: на месте столицы Византийской империи - Константинополя, а по-русски - Царьграда, сейчас расположена столица Турции - Стамбул.

5. Чтение отрывка летописи

В основу «Песни…» положен текст древнерусских летописей. Послушайте, как звучала история князя Олега на древнерусском языке.

/Учебник, с. 79/

А теперь послушаем этот же фрагмент на современном русском языке.

/2-3 ученика заранее самостоятельно переводят текст и знакомят с ним класс/

6. Чтение «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина (аудиозапись)

- В каком жанре написано произведение?

/В жанре баллады. Баллада - стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом ./

- Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга?

/Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись - прозаическая произведение, баллада - поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою/

7. Словарная работа

Песнь - глава эпической поэмы, часть народного эпоса. Пушкин взял из летописного источника один эпизод, поэтому и назвал его «Песнь».

Волхвы - название языческих жрецов у славян, кудесники, чародеи.

Жрец - служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы могли предсказывать будущее.

Кудесник - чародей, колдун, тот, кому ведомо прошлое, настоящее и будущее.

Вещий - все знающий, обладающий даром предвидения.

8. Сравните летописный рассказ о смерти князя Олега со стихотворением А.С.Пушкина.

В год 6420 (912). <...> И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?». И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть!». Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил еще несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?». Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой («Повесть временных лет», перевод академика Д.С.Лихачева).

9. Анализ поэтического произведения

- Что вас поразило в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?

- Каково изложение (последовательность событий) в летописном отрывке и стихотворении?

/Летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада - с предсказания кудесника. Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план./

- Каким - поэтическим или прозаическим - слогом написано произведение «Песнь о вещем Олеге»? Свой ответ обоснуйте результатами сравнения стихотворения с рассказом летописца.

- Есть ли в балладе устаревшие слова? Зачем автор их использует?

- Что соответствует выделенным словам (см. текст отрывка из «Повести временных лет») в произведении А.С.Пушкина?

- Перечитаем сцену встречи князя Олега с кудесником /по ролям /.

- Как вы понимаете слова:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен?»

/ «Песнь…» Пушкин написал в ссылке. В ней отразились его размышления о свободе поэта, родственного в своём пророческом даре древним волхвам. Для Пушкина поэзия и пророчество родственны.

Литературоведы считают, что словами кудесника Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей.

Согласны ли вы с этим утверждением?/

- А как князь относится к предсказанию кудесника? (читаем и комментируем строфу 8) Прочитайте, как отреагировал Олег на известие о смерти? «Олег усмехнулся…» О чем говорит это слово?

/Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного человека)/

Урок литературы в 7 классе «Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»»Смерть не от ран (как воин, герой)

ОУрок литературы в 7 классе «Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»»Урок литературы в 7 классе «Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»»т коня не от болезни, старости

- Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становился рабом убийцы. Князь умер от коня! По поверьям, лошадь знала тайны загробного мира, земли и циклы её развития. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой предсказания.

- Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйдёшь? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав «Лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня? За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (основное в ответах учеников: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)

- Как раскрываются характеры героев? /При помощи диалога/

- Итак, характеры героев раскрываются при помощи диалога.

Кто больше нравится? Почему?

К кому в большей степени относится слово «вещий»?

- Перечитайте слова Олега, что он говорит, узнав о смерти коня?

Изменился ли он с годами?

- Какое значение имеет последняя строфа баллады?

- Сможете вы назвать одну из основных тем баллады? (тема судьбы)

- Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...». Как тема судьбы решена в балладе, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь!

- Вопросы учебника (вопр. 4, 5 стр. 84)

10. Работа с иллюстрациями

В 1899 году вышло юбилейное издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В. М. Васнецов. Они перед вами.

- Каким эпизодам «Песни…» они соответствуют?

Конец 1890-х годов был отмечен работой Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина (1899) для академического издaния к столетию со дня рождения поэта. Оформление, созвучное эпически-величавым строфам Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг. Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами, как в древних книгах. Cам текст был написан художником Виктором Замирайло.

В «Песне о вещем Олеге» Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом.
"Песнь о вещем Олеге" Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства».

ВЫВОД

- В чём смысл произведения? (Помните, мы говорили, что поэт в России - оракул, предсказатель. Он знает будущее и борется за него). Напомню, что стихи написаны в ссылке. Что могло волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте?

Домашнее задание: 1. Ответить на вопросы учебника, с.84

2. Выучить наизусть 1 - 7 строфы баллады

6

© 2010-2022