Урок-игра по литературе на тему Жизнь и творчество А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок- игра по творчеству А. С. Пушкина

Тема: «и с вами снова я …»

Цель: активация познавательной деятельности учащихся.

Обогащение словарного запаса, развитие устной связной речи.

Воспитывать уважение к творчеству поэта

Наглядность: карточки, иллюстрации к теме, портреты

И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!»

А. С. Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент. Подготовка к уроку. Сообщение темы и цели урока.

Цель нашего урока закрепить знания о жизни и творчестве гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина. Расширить свои знания о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина и его потомках.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок, урок-игра по творчеству А. С. Пушкина. Урок-игра- это занятие, производимое в форме соревнования между двумя командами, на которые делится класс. За каждый правильный ответ команда получит по фишке. В конце урока мы подшетаем количество фишек и таким образом определим победителя игры.

Мы пригласили гостей, поприветствуем их.

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому, кто любит поэзию, литературу, каждому культурному человеку планеты Земля.

Учитель:игра состоит из таких туров как:

  1. Приветствие команд

  2. Конкурс чтецов

  3. Блиц-опрос (о жизни и творчестве поэта).

  4. Из какого произведения отрывок.

  5. Конкурс рисунков.

  6. Реши кроссворд

  7. Рубрика «А знали ли вы…»

  8. Домашнее задание

  9. Заключительное слово учителя.

1 тур. Приветствие.

Команды представляют себя.

  1. команда: мы, знатоки: знаем все и о всех!»

  2. команда: Умники- умнее всех!»

2тур. Конкурс чтецов

Марианна читает доклад « жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Алихан читает наизусть стихотворение «Узник»

Корогли - «к Анне Керн»

Гульнара -«няне»

Мадина - «У лукоморья дуб зеленый» поэма «Руслан и Людмила»

Асан - «Зимнее утро»

  1. тур. Блиц - опрос.

Каждой команде задаются по 6 вопросов жизни и творчеству А.С.Пушкина. команды должны отвечать немедленно, время на раздумье не дается.

Команда Знатоки

  1. Легендарный прадед Пушкина по матери.(Ганибал, арап Петра Великого)

  2. Учителя Пушкина.(Державин, Карамзин, Жуковский)

  3. Кто и за что хотел сослать Пушкина в Сибирь? (Александр 1, за вольнолюбивые стихи)

  4. Историческая поэма, описывающая Русско-шведскую войну. (Полтава)

  5. Жена Пушкина (Наталья Николаевна Гончарова)

  6. Убийца Пушкина (Жорж Джантес, французский эмигрант)

Команда Умники

  1. Кто способствовал привитию любви к языку, фольклору.(бабушка М. А. Ганнибал, урожденная Пушкина ,отец, В. Л. Пушкин - двоюродный дядя, поэт; няня Арина Родионовна)

  2. Близкие друзья Пушкина (Пущин, Чадаев, А. Керн)

  3. Литературный критик, восхищавшийся и восхвалявший Пушкина (Белинский)

  4. Император, вернувший Пушкина в Столицу. (Николай 1)

  5. Сколько детей было у Пушкина? (4)

  6. Какой журнал издавал Пушкин? (Современник)



  1. тур. Из какого произведения отрывок

Зачитываются отрывки из различных произведений А. С. Пушкина. Команды должны дать названия произведения. Каждой команде по 3 отрывка. Если команда затрудняется, команда - соперник может дать ответ и присвоить очко себе.

Команда Знатоки

  1. Раздался звучный глас Петра.

«За дело, с Богом!» из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят,

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит.

(Полтава)

  1. Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    «Кабы я была царица, -
    Говорит одна девица, -
    То на весь крещеный мир
    Приготовила б я пир».
    «Кабы я была царица, -
    Говорит ее сестрица, -
    То на весь бы мир одна
    Наткала я полотна».
    «Кабы я была царица, -
    Третья молвила сестрица, -
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря».

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему. (Скаказ о Царе Салтане)

  1. Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года.
    Старик ловил неводом рыбу,
    Старуха пряла свою пряжу.
    Раз он в море закинул невод, -
    Пришел невод с одною тиной.
    Он в другой раз закинул невод,
    Пришел невод с травой морскою.
    В третий раз закинул он невод, -
    Пришел невод с одною рыбкой,
    С непростою рыбкой, - золотою. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Команда Умники

  1. И путник усталый на бога роптал:
    Он жаждой томился и тени алкал.
    В пустыне блуждая три дня и три ночи,
    И зноем и пылью тягчимые очи
    С тоской безнадежной водил он вокруг,
    И кладез под пальмою видит он вдруг.

    И к пальме пустынной он бег устремил,
    И жадно холодной струей освежил
    Горевшие тяжко язык и зеницы,
    И лег, и заснул он близ верной ослицы -
    И многие годы над ним протекли
    По воле владыки небес и земли. (подражание Корану)



  1. Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров. (Цыгане)



  1. С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич, «за трезвое поведение» пожалованный ему в дядьки. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Затем появился учитель - француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своём отечестве был парикмахером, а в Пруссии - солдатом. Юный Гринев и француз Бопре быстро поладили, и, хотя Бопре по контракту обязан был учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», он предпочёл скоро выучиться у своего ученика «болтать по-русски». Воспитание Гринева завершается изгнанием Бопре, уличённого в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя. (Капитанская дочка)



  1. тур. Конкурс рисунков

рисунки обоих команд на тему «Мое представление о Пушкине» вывешиваются у доски..

  1. тур. Кроссворд

Команда, решившая свой кроссворд быстрее, получает 2 фишки.

  1. Рубрика «А знали ли вы…»

Просмотр слайдов «Потомки Пушкина»

  1. Проверь себя. Ученики выполняют тест



  1. Домашняя работа.

Написать сочинение на тему: «Мое любимое произведения А. С. Пушкина»

  1. Заключительное слово учителя.

Велико значение Пушкина- создателя русского литературного языка. Творчество А. С. Пушкина оказало большое влияние и на развитие национальных литератур.

Жизнь и творчество - это центральная любимая тема, как Пушкина, так и у Абая.

Произведения Пушкина переводили на казахский язык Д. Джабаев, И. Джансугиров и многие другие.

  1. Подведение итога урока. Теперь давайте подсчитаем ваши фишки

Вручение Похвальных листов и Благодарностей командам.

Спасибо за участие и внимание!



© 2010-2022