- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование учебного предмета чтение и развитие речи 9 класс КГКОУ ШИ 16
Планирование учебного предмета чтение и развитие речи 9 класс КГКОУ ШИ 16
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карпович Н.Г. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №16»
Рабочая программа
учебного предмета чтение и развитие речи
для 9 а класса
специальной общеобразовательной
школы - интерната 8 вида №16
Программу разработала - учитель письма и развития речи
Карпович Надежда Геннадьевна
г. Николаевск - на - Амуре
2015г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по письму и развитию речи для 9 класса создана на основе:
-
Базисного учебного плана специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (1 вариант), утверждённых Министерством образования Р.Ф. от 10.04.2002 № 29/2065-п.
-
Закона Р.Ф. «об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
-
Учебного плана КГКСКОУ СКШИ 8 вида №16 г. Николаевска- на - Амуре Хабаровского края на 2015-2016 уч.год.
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 кл.:В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. - сб.1.
Обязательная часть базисного учебного плана на 2015-2016 учебный год представлена следующими областями:
«Чтение и развитие речи» ( 9 кл.- 3 ч. в неделю), «Письмо и развитие речи»( 9 кл.- 4 ч. в нед.)
Чтение и развитие речи , письмо и развитие речи - как учебные предметы являются ведущими, от которых во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения:
-
повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
-
прививать общепринятые нормы общественного поведения;
-
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
-
выработать элементарные навыки грамотного письма и чтения;
-
научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Данные учебные предметы несут большую воспитательную нагрузку
по коррекции и развитию мыслительных качеств воспитанников в целях их социализации и адаптации.
К началу обучения в 9-м классе учащиеся на уроке чтения и развития речи умеют читать доступный их пониманию текст (вслух и «про себя»), осмысленно воспринимать прочитанное; они ознакомлены с произведениями народного творчества, классиков русской литературы и зарубежной литературы, доступными статьями из газет и журналов. Учащиеся имеют опыт вместе с учителем разбираться в содержании произведения и составлять план, пересказывать текст, заучивать наизусть стихотворения и небольшие прозаические отрывки. У учащихся развиваются навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книги по интересу.
В 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Проверка техники чтения показала, что понимают прочитанное 58%, остальные - частично. По слогам читает 1 ученик, 25% учащихся читают очень бегло, целыми словами, 67% читают словами и по слогам. Практически все при чтении допускают ошибки - в большей или меньшей степени.
Анкетирование, проведенное в 9 классе, выявило наличие у учащихся следующих затруднений и проблем:
- не очень любят читать 20%;
- осознают, что не умеют читать бегло и без ошибок, 40%;
- испытывают затруднения при заучивании наизусть 30%;
- испытывают затруднения при пересказе текста 49%;
- испытывают затруднения с пониманием прочитанного (затрудняютя отвечать на вопросы по содержанию) 58%.
Изучение каждого художественного произведения вызывает у обучаюищхся данного класса затруднения при его чтении и понимании содержания, так как произведения, изучаемые в курсе чтения и развития речи, разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Работе по совершенствованию техники чтения необходимо уделить особое внимание.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, их творческий путь, даже в упрощенном варианте. Биографию писателей часто отождествляют с биографией героев изучаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Учащиеся 9 класса продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуется личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения, занимательные задания. Применяются такие формы работы, как устное словесное рисование (описание местности, человека, животного, предмета), самостоятельная работа с карточкой (задание по отрывку из текста - ответы на вопросы, небольшое рассуждение с опорой на текст), кроссворд и викторина по творчеству писателя или по отдельному произведению, тест (для самопроверки, для взаимопроверки), выразительное чтение по ролям, устное или письменное рассуждение по заданному началу, работа с текстом в группе по плану, данному на карточке; создание своей иллюстрации к прочитанному; самостотельное чтение к уроку внеклассного чтения, индивидуальное задание (подготовка сообщения о жизни писателя), самостоятельная подготовка занимательного задания (викторины, кроссворда, теста, ребуса) для своих одноклассников; заучивание наизусть; подробный или сжатый пересказ; составление плана по тексту или плана ответа (рассказа о герое произведения) и р.
Учащиеся учатся:
- задавать свои вопросы по тексту одноклассникам;
- анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);
- комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).
Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.
На обучение чтению в 9 классе отводится 99 часов (3 часа в неделю)
Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в учебную четверть.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля
Содержание
Методы
Текущий
Освоение учебного материала по теме, разделу программы.
Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест нетрадиционные виды контроля, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.)
Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач.
Проверка техники чтения.
На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:
1) при оценке устного ответа - правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;
2) при оценке чтения учащегося - беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;
3) при оценке пересказа текста - правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;
4) при оценке чтения наизусть - выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 касса:
учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Содержание программы.
Устное народное творчество (10 часов). Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысль произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.
Из произведений русской литературы XIX века (40 час). Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.В.Гоголя, А.А.Фета, А.П.Чехова , познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст - сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение - по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.
Из произведений русской литературы первой XX века. (31час). Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX века. Познакомиться с небольшими статьями о жизни М.Горького, В.В.Маяковского, К.Г.Паустовского, М.И.Цветаевой, М.А.Шолохова, С.Есенина, Е.И.Носова, И.М.Рубцова, Ю.И.Коваля определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника - по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение - по плану.
Из произведений зарубежной литературы (10 часов). Познакомиться с краткими статьями из жизни Роберта Луиса Стивенсона , Эрнеста Сетон- Томпсона, Джеральда Даррелла определять основные темы их творчества. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом.
Уроки внеклассного чтения (8 часов). Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).
Учебно-тематический план. 9 класс.
№
Название раздела, темы.
Количество часов.
1
Устное народное творчество.
10
2
Из произведений русской литературы 19 века.
40
2.1
Василий Андреевич Жуковский .
4
2.2
Иван Андреевич Крылов.
2
2.3
Александр Сергеевич Пушкин.
12
2.4
Михаил Юрьевич Лермонтов.
4
2.5
Николай Васильевич Гоголь.
6
2.6
Николай Алексеевич Некрасов.
3
2.7
Афанасий Афанасьевич Фет.
4
2.8
Антон Павлович Чехов.
5
3.
Из произведений русской литературы ХХ века .
31
3.1
Творчество Максима Горького.
3
3.2
Владимир Владимирович Маяковский.
2
3.3
Творчество Марины Цветаевой.
3
3.4
Константин Георгиевич Паустовский.
3
3.5
Творчество Сергей Александрович Есенина.
4
3.6
Михаил Александрович Шолохов.
4
3.7
Евгений Иванович Носов.
3
3.8
Николай Михайлович Рубцов.
3
3.9
Юрий Иосифович Коваль .
6
4.
Из произведений зарубежной литературы.
10
4.1
Роберт Луис Стивенсон.
1
4.2
Эрнест Сетон- Томпсон.
6
4.3
Джеральд Даррелл.
2
5
Уроки внеклассного чтения.
8
Итого
99
Список литературы
I. Для учащихся:
А.К.Аксёнова, М.И. Шишкова. Книга для чтения. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., «Просвещение», 2006.
II. Для учителя:
1. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. - М., «Просвещение», 1978.
2. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. - М., «Просвещение», 1987.
3. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. - М., АСТ-ЛТД, 1997.
4. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. - М., Детгиз, 1960.
Список тем уроков внеклассного чтения.
9-й класс:
1. Волшебные сказки народов Амура.
2. А.С.Пушкин «Метель».
3.М.Цветаева о любви и дружбе.
4. Басни Н.А.Крылова.
5. Юмористические рассказы А.П.Чехова.
6. П.Комаров . Цикл стихов «Время бесстрашных».
7.Стихотворения о Великой Отечественной войне.
8.Живая природа в произведениях дальневосточных писателей.
Всего часов
Количество часов в неделю
Количество плановых контрольных работ, диктантов, сочинений, изложений
Количество зачётов, лабораторных, практических работ, заучивание наизусть
Количество
тестов
Количество административных контрольных работ
99
3
----
10 стихотворений и 2 прозаических отрывка
7
------
п/п
№ темы
Чтение и развитие речи Тема урока.
99 часов (3 часа в неделю)
Тема учебного материала
Оборудование
Количество часов
Кален-
дарные сроки
Факти-
ческие сроки
Знания и
умения
Слов.
работа
Примечание
Устное народное творчество ( 10 часов).
вн.ч. (1час)
1 четверть
1.
1.
Устное народное творчество. УНТ жителей Дальнего Востока.
Презента
ция
1
Уметь высказать свое мнение, знать, что такое устное народное творчество.
Зачин
2
2
Русские народные песни. Колыбельная.
Презента
ция.
1
Выразительное чтение.
Колыбель
ная
3.
3.
«За морем синичка не пышно жила».
Презента
ция.
1
Ответы на вопр. к тексту,самостоят. выполнение задания - подбор определения.
Разборчи
вый жених
4.
4.
Былины. «На заставе богатырской».
Иллюстрации к былине
Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»
1
Ответы на вопр. к тексту,самостоят. выполнение задания - подбор определения.
Атаман
Застава
Податаман
Есаул
Палица
Чело
Пошлина
Казна
5.
5.
р/р Сочинение по картине В.М.Васнецова и тексту былины «На заставе богатырской».
Иллюстра
ция к былине.
1
Пересказ былины по плану.
6.
6.
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую»1 часть.
Презента
ция..
1
Выразительное чтение, озаглавить каждую часть.
Закрома
Верста
Лампада
7.
7.
«Сказка про Василису Премудрую» 2 часть.
Презента
Ция.
1
Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы по тексту.
8.
8.
р/р Составление плана сказки, краткий пересказ по плану.
Презента
ция.
1
Краткий пересказ по плану.
9.
9.
Сказка «Лиса и тетерев».
Иллюстрации к сказке
1
Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы по содержанию.
10.
10.
Вн/чт Волшебные сказки народов Амура.
Выставка книг.
1
Выразительное чтение сказок, работа по содержанию.
11.
11.
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».
тест
1
Уметь выразить впечатления от прочитанного.
Из произведений русской литературы 19 века ( 40 часа). вн.ч.(2 часа)
12.
1.
Жизнь и творчество В.А.Жуковского.
Портрет.
Выставка книг.
Проектор.
Презента
ция..
1
Знать основные события жизни поэта.
Губерния
Пансион
Баллады
13.
2.
Сказка «Три пояса» (в сокращении). 1ч.
Портрет писателя.
Иллюстрации к произведе
нию.
1
Наизусть отрывок, умение задать вопрос по тексту, ответы на вопросы по содержанию, краткий пересказ текста по плану.
Поселянка
Посадник
Гусли
14.
3.
Сказка «Три пояса» (в сокращении). 2 ч.
Иллюстра
ции.
1
Выразительное чтение текста по ролям, краткий пересказ, определение главной мысли.
15.
4.
р/р Отзыв на сказку по данному плану.
Тетрадь по внекл. чтению.
кроссворд
1
Определение главной мысли, работа по плану.
16.
5.
Творчество И.А.Крылова.
Презента
Ция.
1
Выставка книг, презентация.
Наизусть любую басню.
Знать основные события жизни Крылова.
Баснописец
Лакей
Самообразование
Канцелярия
Комические оперы
Мораль
Вельможи
17.
6.
Басня «Кот и Повар» ( в сокращении).
Иллюстра
ция.
кроссворд
1
Определение главной мысли, выразительное чтение.
Ритор
18.
7.
Жизнь и творчество А.С.Пушкина.
Портрет поэта.
Выставка книг.
1
Знать основные события жизни Пушкина, уметь составить текст по плану.
Наизусть стих.
«Во глубине сибирских руд»
8 кл.
Поэма
Баллада
Лирическое стихотворе
ние
19.
8.
«Руслан и Людмила». Песнь первая.
Экраниза
ция
1
Выразительное чтение, уметь понимать чувства героев.
20.
9.
«Руслан и Людмила». Песнь вторая.
Презента
ция
1
Выразительное чтение по ролям, разделить на части,озаглавить.
Чертог
Фимиам
Перси
Арап
21.
10.
р/р Пересказ по плану песни второй.
Иллюстра
ции к сказке.
кроссворд
1
Уметь выразить свое отношение к героям поэмы, определить главную мысль.
22.
11.
«Руслан и Людмила». Песнь третья.
Репродукц
картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»
1
Ответы на вопросы по содержанию, выразительное чтение.
Риза
Лилейный
Десница
23.
12.
р/р Составление рассказа о Руслане и Людмиле.
Тетрадь по внекл. чтению.
карточки
1
Выразительное чтение , устное словесное рисование.
24.
13.
Повесть А.С.Пушкина «Барышня -крестьянка».
Портрет поэта
Иллюстрации к произведе
нию.
1
Ответы на вопросы.
Вышел в отставку
Отъезжее поле
Промотав имение
Баишь
Камердинер
Девичья
Полотно
Китайка
Инивидуальные задания
25.
14.
«Барышня-крестьянка». Отношения Лизы и Насти.
Иллюстра
ции
1
Выразительное чтение разговора Лизы и Насти, ответы на вопросы.
оклеветанный, молва, дерзко
26.
15.
«Барышня-крестьянка». Алексей и Акулина.
Иллюстра
ции
1
Выразительное чтение , определение главной мысли.
27.
16.
«Барышня-крестьянка». Мир между Берестовым и Муромским.
Презента
ция
1
Выразительное чтение.
28.
17.
«Барышня-крестьянка» Проделки Лизы.
Презента
ция
1
Выразительное чтение, краткая передача содержания.
Борзая
Стремянный
29.
18.
Просмотр к/ф «Барышня - крестьянка».
Сравнение к/ф и прочитанной повести.
Экраниза
ция
1
Выражение своего отношения к героям.
30.
19.
Вн/чт. А.С.Пушкин «Метель».
Презента
ция
карточки
1
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию.
31.
20.
Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.
Портрет поэта.
Выставка книг.
1
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека
Гувернёр
32.
21.
М.Ю. Лермонтов «Тучи».
Портрет поэта.
1
НАИЗУСТЬ.Знать содержание произведения, выразительное чтение.
Клевета ядовитая
Нивы
33.
22.
М.Ю.Лермонтов «Баллада».
Иллюстрации к произведе
нию.
1
Выразительное чтение ответы на вопросы по содержанию, определение морали, .
Пучина
Перл
34.
23.
М.Лермонтов «Морская царевна».
Иллюстра
ция.
кроссворд
1
Выразительное чтение, ответы на вопросы по содержанию, определение морали.
Чело
Очи
35.
24.
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.
Портрет писателя.
Выставка книг.
1
Знать основные события в жизни поэта, определить основную тему его творчества
Легенды
Поверья
Предания
Комедии
36.
25.
«Майская ночь, или Утопленница» гл.1.
Презента
ция
1
Выразительное чтение по ролям, выражение своего мнения о героях.
Бандура
Парубки
Голова
Коралловое монисто
Сотник
37.
26.
р/р Пересказ легенды от лица панночки ( по гл.1).
Иллюстра
ция.
1
Рассказ от лица панночки.
38.
27.
«Майская ночь, или Утопленница» гл .5.
Иллюстрации к произведению.
1
Ответы на вопросы по содержанию, выражение.
39.
28.
«Майская ночь, или Утопленница» гл. 6.
Презента
ция
1
Ответы на вопросы по содержанию, выражение впечатлений от прочитанного, устное слов. рисование.
40.
29.
р/р Сравнение картины А.И.Куинджи «Украинская ночь»
Репродукция картины А. И. Куинджи «Украинская ночь»
Репродукция картины И. Н. Крамского «Русалки»
1
Устное словесное рисование, определение чувств поэта.
41.
30.
Творческий путь Н.А.Некрасова.
Портрет поэта.
Выставка книг.
1
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.
Вспомнить стих. любое наизусть.
Невежественный
Розги
Бурлаки
42.
31..
Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» ( Отрывки).
Портрет
матери
поэта.
кроссворд
1
Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли и отношение поэта к матери.
Кручина
43.
32.
Н.А.Некрасов «Саша» (Отрывок).
Иллюстрации к произведению
Репродукция картины В. Д. Поленова «Горелый лес»
1
Словесное рисов.,
выражение своего
отношения к герою.
Наизусть до слов « враг уже мёртвого топчет героя»
Царили
Таились
Аркан
Дань
Рок
Оземь
44.
33.
Жизнь и творчество А.А.Фета.
Портрет поэта.
Выставка книг.
1
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.
Незаконнорожденный
Опечатка
Лирик
Титул
45.
34.
А.А.Фет «На заре ты её не буди…».
Аудиза
пись романса.
кроссворд
1
Наизусть, выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование.
Ланита
46.
35.
А.А.Фет «Помню я : старушка няня…».
Презента
ция
1
Выразительное чтение стихотворения, определение чувств поэта, устное словесное рисование.
Святочная ночь
47
36.
А.А.Фет «Это утро, радость эта...».
Репродукция картины Н. М. Ромадина «Разлив на Керженце»
1
Выразительное чтение стихотворения, определение чувств поэта, устное словесное рисование.
Вереница
Зык
Индивидуальные задания.
48.
37.
Жизнь и творчество А.П.Чехова.
Презента
ция.
1
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.
Рукописный
Врожденное остроумие
Жизнестойкость
Юмор
49.
38.
Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» (в сокращении).
Иллюстрации к произведе
нию.
1
Чтение текста по ролям, сделать вывод в чём проявляется юмор рассказа,
Живец
Шилишпер
Уклейка
50.
39.
Рассказ А.П.Чехова «Пересолил».
Иллюстрации к произведе
нию.
1
Выразительное чтение текста,
сделать вывод в чём проявляется юмор рассказа.
Землемер
К чёрту на кулички
51.
40.
р/р Пересказ по готовому плану.
План
кроссворд
1
Деление рассказа на части, выражение своего мнения о переживаниях героя, работа по плану.
52.
41.
Вн/чт. Юмористические рассказы А.П.Чехова.
Выставка книг.
1
Работа по содержанию.
Инд.работа, сообще
ния.
53.
42.
Обобщающий урок по теме: «Русская литература 19 века».
Викторина
1
Выразительное чтение ,умение составить викторину по рассказам.
Из произведений русской литературы ХХ века ( 31 часа), вн/чт 3 часа.
54.
1.
Творческий путь Максима Горького.
Портрет писателя,
выставка книг.
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.
Псалтырь
Часослов
55.
2.
М.Горький «Песня о Соколе» (В сокращении).
Иллюстрации к произведению.
1
Определение главной мысли, наизусть
песню моря о погибшем Соколе.
Бредни
56.
3.
р/р Сочинение «В жизни надо быть…».
Иллюстра
ц ия
1
Отношение к людям, жизнь которых была подвигом, примером для других.
57.
4.
Жизнь и творчество В.В.Маяковского.
Портрет поэта
Выставка книг
Звукозапись стихов
1
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.
Большевики
Сходки
Бас
Негодование
Поклонение
Новатор стихосложения
58.
5.
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» (в сокращ.)
Иллюстрации к произведению
1
Выразительное чтение текста, сделать вывод о событии.
Ретируюсь
Степенность
РОСТА
59.
6.
Творчество Марины Цветаевой.
Портрет поэтессы
1
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.
Попечение
60.
7.
М.Цветаева «Красной кистью…».
Звукоза
пись стихов.
1
Работа по содержанию, наизусть.
Иоанн Богослов
61.
8.
М.Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел…».
Звукоза
пись стихов.
1
Выразительное чтение текста,
сделать вывод о роли строки «мой милый, что тебе я сделала?».
псевдоним
угнетаемые
62.
9.
М.Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел…».Вн./чт.М.Цветаева о любви и дружбе.
Выставка книг.
1
Выразительное чтение текста.
63.
10.
К.Г.Паустовский биография. «Стекольный мастер».1 ч.
Портрет писателя.
Выставка книг.
1
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.
Скитания
64.
11.
К.Г.Паустовский «Стекольный мастер».2ч.
Иллюстрации к произведе
нию.
1
Работа по содержанию,основная идея..Наизусть
со слов «Только к полудню…»
Картуз
Поставец
Понёва
Шушун
65.
12.
р/р Словесное рисование героев К.Г.Паустовского.
Выставка книг.
1
Умение
соотносить названия героев с описанием внешнего вида.
66.
13.
Жизнь и творчество С.А.Есенина.
Портрет поэта.
Выставка книг
Звукоза
пись стихов
1
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.
Губерния
Тягучие
Заунывные
67.
14.
С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы..».
Иллюстрации к произведе
нию.
1
Наизусть,
сделать вывод о времени года, о событии.
68.
15.
р/р Сочинение по стихотворению С.Есенина и картине Н . Ромадина.
Иллюстрации к произведению.
Репродукция картины В. Д. Поленова «Ранний снег» и Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка»
1
Написание сочинения к готовому плану, устное словесное рисование.
69.
16.
С.А.Есенин «Собаке Качалова».
Презента
ция
1
Работа по содержанию, рассуждение о настроении поэта при написаниии.
Норовит
70.
17.
Творческий путь Михаила Шолохова.
Портрет писателя.
Выставка книг.
1
Знать основные события в жизни писателя,мотивы его творчества,
охарактеризовать писателя как человека.
Хутор
Станица
Реальные
71
18.
М.Шолохов «Судьба человека».
Иллюстрации к произведе
нию.
1
Ответы на вопросы по содержанию, уметь выразить впечатления от прочитанного,
Лагерфюрер
72
19.
М.Шолохов « Судьба человека». Стойкость и мужество солдата.
Иллюстрации к произведе
нию.
1
Чтение по ролям, устное словесное рисование, уметь выразить впечатления от прочитанного.
Шнапс
Оппель-
адмирал
73.
20.
р/р Письменный краткий пересказ эпизода рассказа.
План
Тест
1
Краткое содержание рассказа по плану, авторская позиция при названии
74.
21.
Вн/чт.П.Комаров . Цикл стихов «Время бесстрашных».
Портрет писателя.
Выставка книг
1
Выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование.
Инд.работа, сообще
ния.
75.
22.
Вн/чт. Стихотворения о Великой Отечественной войне.
Презента
ция.
1
Выразительное чтение , устное словесное рисование.
76
23.
Творчество Е.И.Носова.
Портрет писателя.
Выставка книг.
1
Знать основные события в жизни писателя,мотивы его творчества,
охарактеризовать писателя как человека.
Батальон
Гимнастерка
77
24.
Рассказ «Трудный хлеб».
Иллюстрации к произведению.
1
Уметь объяснить основную мысль рассказа, ответы на вопросы.
Крохаль
Ситник
Ягдташ
78.
25.
р/р Составление характеристики Чанга.
План.
Тест
1
Ответы на вопр. к тексту, подготовка к пересказу,
уметь передать новое впечатление о герое по плану.
79.
26.
Н.М.Рубцов биография. «Тихая моя Родина» ( В сокращении).
Репродукция картины Левитана «Озеро (Русь)»
1
Отношение автора к малой родине,
ответы на вопросы по содержанию, определение главной мысли.
Лесотехнический
Погост
Обоз
Обитель
80.
27.
Н.М. Рубцов «Русский огонёк» (В сокращении).
Иллюстрации к произведению.
1
Выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование, определение главной мысли.
Оцепенели
Пригрезившийся
Глухонемая
Бренчание
81.
28.
Н.М.Рубцов «Зимняя песня».
Звукоза
писи песен.
1
Передача содержания, уметь выразить впечатления от прочитанного, наизусть «Зимняя песня».
Не пророчь
Глохнет
82.
29.
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл.1.
Портрет писателя.
Выставка книг.
Иллюстрации к произведению.
1
Выразительное чтение текста, рассуждение о поведении героя.
83.
30.
Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл.2.
Иллюстрации к произведению.
1
Чтение по ролям, рассуждение о поведении героя.
Кумак
Каротель
Для блезиру
Бэмское стекло
84.
31.
Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл. 3
Иллюстрации к произведению.
1
Выражение своего мнения о поступках героев,
озаглавить и пересказать.
85.
32.
Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл. 4.
Презента
ция
1
Работа по содержанию, рассуждение о поведении героя.
86.
33.
Ю.Коваль «Приключение Васи Куролесова» гл 5.
Иллюстрации к произведению.
1
Выражение своего мнения о
поступках героев,
озаглавить и пересказать.
87.
34.
Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл 6.
Иллюстра
ии к произведению.
1
Выражениесвоего
мнения о поступках героев,
озаглавить и пересказать
88.
35.
Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл. 7
1
Дать оценку поведения героев, характеристику по опорным словам, краткий пересказ.
89.
36.
Обобщающий урок по теме: Из произведений русской литературы хх века.
тест
1
Выразить своё мнение по содержанию произведений.
90.
1
Из произведений зарубежной литературы
(10 часов )
Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд».
Портрет писателя.
Выставка книг.
Иллюстрации к произведению.
1
Выразительное чтение, описание стороны характера героя ,рассуждение
«можно ли жестокостью покорить народ?».
Романтик
Приключенческие
Вереск
Шотландия
Пикты
Реют
Вассалы
91.
2.
Жизнь и творчество Эрнеста Сетон- Томпсона.
Портрет писателя.
Выставка книг.
1
Знать основные события в жизни писателя,мотивы его творчества,
охарактеризовать писателя как человека.
Шотландия
Цент
Естествознание
Натуралист
Партнеры
92.
3.
Э.Сетон-Томпсон «Снап» глава 1.
Иллюстрации к произведению.
1
Умение дать оценку поступку героя,работа по содержанию, озаглавливание части.
Бультерьер, Гончие, борзые
Джинджерснап
Дог, волкодав
Койот
93.
4.
Э. Сетон-Томпсон «Снап» глава 2.
Иллюстрации к произведению.
1
Чтение по ролям,
дать оценку действиям и поступкам героя, озаглавливание части.
Пенруфы
94.
5.
Э.Сетон-Томпсон «Снап» глава 3.
Иллюстрации к произведению.
1
Устное словесное рисование, озаглавливание части.
95.
6.
р/р Составление плана, пересказ по плану.
План.
1
Работа по содержанию, работа над сжатым пересказом.
96.
7.
Сравнение произведений Э.Сетона-Томпсона с произведениями Ю.Коваля и К.Паустовского
Иллюстрации к произведению.
Тест .
1
Давать оценку героям и их поступкам, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение.
97.
8.
Творческий путь Джеральда Даррелла.
«Живописный жираф».
р/р Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану.
1
Знать основные события в жизни писателя, мотивы его творчества,
охарактеризовать писателя как человека.
Индия
Англия
Корфу
Средиземное море
Зоолог
Лондон
Перспектив
ная
Аристократ
Интеллигент
98.
9.
р/р Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану.
План.
Тест
1
Составление плана, подготовка к пересказу
99.
10.
Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежной литературы».
Иллюстрации к произведению.
Тест.
1
Давать оценку героям и их поступкам, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение