Планирование учебного предмета чтение и развитие речи 9 класс КГКОУ ШИ 16

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное

Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №16»



Рабочая программа

учебного предмета чтение и развитие речи

для 9 а класса

специальной общеобразовательной

школы - интерната 8 вида №16

Программу разработала - учитель письма и развития речи

Карпович Надежда Геннадьевна






г. Николаевск - на - Амуре

2015г.

Пояснительная записка.

Настоящая программа по письму и развитию речи для 9 класса создана на основе:

  • Базисного учебного плана специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (1 вариант), утверждённых Министерством образования Р.Ф. от 10.04.2002 № 29/2065-п.

  • Закона Р.Ф. «об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Учебного плана КГКСКОУ СКШИ 8 вида №16 г. Николаевска- на - Амуре Хабаровского края на 2015-2016 уч.год.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 кл.:В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. - сб.1.

Обязательная часть базисного учебного плана на 2015-2016 учебный год представлена следующими областями:

«Чтение и развитие речи» ( 9 кл.- 3 ч. в неделю), «Письмо и развитие речи»( 9 кл.- 4 ч. в нед.)

Чтение и развитие речи , письмо и развитие речи - как учебные предметы являются ведущими, от которых во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения:

  • повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;

  • прививать общепринятые нормы общественного поведения;

  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

  • выработать элементарные навыки грамотного письма и чтения;

  • научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Данные учебные предметы несут большую воспитательную нагрузку

по коррекции и развитию мыслительных качеств воспитанников в целях их социализации и адаптации.

К началу обучения в 9-м классе учащиеся на уроке чтения и развития речи умеют читать доступный их пониманию текст (вслух и «про себя»), осмысленно воспринимать прочитанное; они ознакомлены с произведениями народного творчества, классиков русской литературы и зарубежной литературы, доступными статьями из газет и журналов. Учащиеся имеют опыт вместе с учителем разбираться в содержании произведения и составлять план, пересказывать текст, заучивать наизусть стихотворения и небольшие прозаические отрывки. У учащихся развиваются навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книги по интересу.

В 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Проверка техники чтения показала, что понимают прочитанное 58%, остальные - частично. По слогам читает 1 ученик, 25% учащихся читают очень бегло, целыми словами, 67% читают словами и по слогам. Практически все при чтении допускают ошибки - в большей или меньшей степени.

Анкетирование, проведенное в 9 классе, выявило наличие у учащихся следующих затруднений и проблем:

- не очень любят читать 20%;

- осознают, что не умеют читать бегло и без ошибок, 40%;

- испытывают затруднения при заучивании наизусть 30%;

- испытывают затруднения при пересказе текста 49%;

- испытывают затруднения с пониманием прочитанного (затрудняютя отвечать на вопросы по содержанию) 58%.

Изучение каждого художественного произведения вызывает у обучаюищхся данного класса затруднения при его чтении и понимании содержания, так как произведения, изучаемые в курсе чтения и развития речи, разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Работе по совершенствованию техники чтения необходимо уделить особое внимание.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, их творческий путь, даже в упрощенном варианте. Биографию писателей часто отождествляют с биографией героев изучаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Учащиеся 9 класса продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуется личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения, занимательные задания. Применяются такие формы работы, как устное словесное рисование (описание местности, человека, животного, предмета), самостоятельная работа с карточкой (задание по отрывку из текста - ответы на вопросы, небольшое рассуждение с опорой на текст), кроссворд и викторина по творчеству писателя или по отдельному произведению, тест (для самопроверки, для взаимопроверки), выразительное чтение по ролям, устное или письменное рассуждение по заданному началу, работа с текстом в группе по плану, данному на карточке; создание своей иллюстрации к прочитанному; самостотельное чтение к уроку внеклассного чтения, индивидуальное задание (подготовка сообщения о жизни писателя), самостоятельная подготовка занимательного задания (викторины, кроссворда, теста, ребуса) для своих одноклассников; заучивание наизусть; подробный или сжатый пересказ; составление плана по тексту или плана ответа (рассказа о герое произведения) и р.

Учащиеся учатся:

- задавать свои вопросы по тексту одноклассникам;

- анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);

- комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).

Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.

На обучение чтению в 9 классе отводится 99 часов (3 часа в неделю)

Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в учебную четверть.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Виды контроля

Содержание

Методы

Текущий

Освоение учебного материала по теме, разделу программы.

Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест нетрадиционные виды контроля, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.)

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Проверка техники чтения.

На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

1) при оценке устного ответа - правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;

2) при оценке чтения учащегося - беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;

3) при оценке пересказа текста - правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;

4) при оценке чтения наизусть - выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 касса:

учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;

- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;

учащиеся должны знать:

- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.


Содержание программы.


Устное народное творчество (10 часов). Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысль произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.

Из произведений русской литературы XIX века (40 час). Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.В.Гоголя, А.А.Фета, А.П.Чехова , познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст - сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение - по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.

Из произведений русской литературы первой XX века. (31час). Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX века. Познакомиться с небольшими статьями о жизни М.Горького, В.В.Маяковского, К.Г.Паустовского, М.И.Цветаевой, М.А.Шолохова, С.Есенина, Е.И.Носова, И.М.Рубцова, Ю.И.Коваля определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника - по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение - по плану.

Из произведений зарубежной литературы (10 часов). Познакомиться с краткими статьями из жизни Роберта Луиса Стивенсона , Эрнеста Сетон- Томпсона, Джеральда Даррелла определять основные темы их творчества. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом.

Уроки внеклассного чтения (8 часов). Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).




















Учебно-тематический план. 9 класс.

Название раздела, темы.

Количество часов.

1

Устное народное творчество.

10

2

Из произведений русской литературы 19 века.

40

2.1

Василий Андреевич Жуковский .

4

2.2

Иван Андреевич Крылов.

2

2.3

Александр Сергеевич Пушкин.

12

2.4

Михаил Юрьевич Лермонтов.

4

2.5

Николай Васильевич Гоголь.

6

2.6

Николай Алексеевич Некрасов.

3

2.7

Афанасий Афанасьевич Фет.

4

2.8

Антон Павлович Чехов.

5

3.

Из произведений русской литературы ХХ века .

31

3.1

Творчество Максима Горького.

3

3.2

Владимир Владимирович Маяковский.

2

3.3

Творчество Марины Цветаевой.

3

3.4

Константин Георгиевич Паустовский.

3

3.5

Творчество Сергей Александрович Есенина.

4

3.6

Михаил Александрович Шолохов.

4

3.7

Евгений Иванович Носов.

3

3.8

Николай Михайлович Рубцов.

3

3.9

Юрий Иосифович Коваль .

6

4.

Из произведений зарубежной литературы.

10

4.1

Роберт Луис Стивенсон.

1

4.2

Эрнест Сетон- Томпсон.

6

4.3

Джеральд Даррелл.

2

5

Уроки внеклассного чтения.

8

Итого

99














Список литературы


I. Для учащихся:

А.К.Аксёнова, М.И. Шишкова. Книга для чтения. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., «Просвещение», 2006.

II. Для учителя:

1. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. - М., «Просвещение», 1978.

2. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. - М., «Просвещение», 1987.

3. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. - М., АСТ-ЛТД, 1997.

4. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. - М., Детгиз, 1960.



Список тем уроков внеклассного чтения.

9-й класс:

1. Волшебные сказки народов Амура.

2. А.С.Пушкин «Метель».

3.М.Цветаева о любви и дружбе.

4. Басни Н.А.Крылова.

5. Юмористические рассказы А.П.Чехова.

6. П.Комаров . Цикл стихов «Время бесстрашных».

7.Стихотворения о Великой Отечественной войне.

8.Живая природа в произведениях дальневосточных писателей.


Всего часов

Количество часов в неделю

Количество плановых контрольных работ, диктантов, сочинений, изложений

Количество зачётов, лабораторных, практических работ, заучивание наизусть

Количество

тестов

Количество административных контрольных работ

99

3

----

10 стихотворений и 2 прозаических отрывка

7

------


п/п


№ темы

Чтение и развитие речи Тема урока.

99 часов (3 часа в неделю)


Тема учебного материала

Оборудование

Количество часов

Кален-

дарные сроки

Факти-

ческие сроки

Знания и

умения

Слов.

работа

Примечание




Устное народное творчество ( 10 часов).

вн.ч. (1час)

1 четверть







1.

1.

Устное народное творчество. УНТ жителей Дальнего Востока.

Презента

ция

1

Уметь высказать свое мнение, знать, что такое устное народное творчество.

Зачин

2

2

Русские народные песни. Колыбельная.

Презента

ция.

1

Выразительное чтение.

Колыбель

ная

3.

3.

«За морем синичка не пышно жила».

Презента

ция.

1


Ответы на вопр. к тексту,самостоят. выполнение задания - подбор определения.

Разборчи

вый жених

4.

4.

Былины. «На заставе богатырской».

Иллюстрации к былине

Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»

1

Ответы на вопр. к тексту,самостоят. выполнение задания - подбор определения.

Атаман

Застава

Податаман

Есаул

Палица

Чело

Пошлина

Казна

5.

5.

р/р Сочинение по картине В.М.Васнецова и тексту былины «На заставе богатырской».

Иллюстра

ция к былине.

1

Пересказ былины по плану.


6.

6.

Сказки. «Сказка про Василису Премудрую»1 часть.

Презента

ция..

1

Выразительное чтение, озаглавить каждую часть.

Закрома

Верста

Лампада

7.

7.

«Сказка про Василису Премудрую» 2 часть.

Презента

Ция.

1

Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы по тексту.

8.


8.

р/р Составление плана сказки, краткий пересказ по плану.

Презента

ция.

1

Краткий пересказ по плану.

9.

9.

Сказка «Лиса и тетерев».

Иллюстрации к сказке

1

Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы по содержанию.

10.

10.

Вн/чт Волшебные сказки народов Амура.

Выставка книг.

1

Выразительное чтение сказок, работа по содержанию.

11.

11.

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

тест

1

Уметь выразить впечатления от прочитанного.




Из произведений русской литературы 19 века ( 40 часа). вн.ч.(2 часа)







12.

1.

Жизнь и творчество В.А.Жуковского.

Портрет.

Выставка книг.

Проектор.

Презента

ция..

1

Знать основные события жизни поэта.

Губерния

Пансион

Баллады

13.

2.



Сказка «Три пояса» (в сокращении). 1ч.


Портрет писателя.

Иллюстрации к произведе

нию.

1

Наизусть отрывок, умение задать вопрос по тексту, ответы на вопросы по содержанию, краткий пересказ текста по плану.

Поселянка

Посадник

Гусли

14.

3.

Сказка «Три пояса» (в сокращении). 2 ч.

Иллюстра

ции.


1


Выразительное чтение текста по ролям, краткий пересказ, определение главной мысли.



15.

4.

р/р Отзыв на сказку по данному плану.

Тетрадь по внекл. чтению.

кроссворд

1

Определение главной мысли, работа по плану.

16.

5.

Творчество И.А.Крылова.

Презента

Ция.

1

Выставка книг, презентация.

Наизусть любую басню.

Знать основные события жизни Крылова.

Баснописец

Лакей

Самообразование

Канцелярия

Комические оперы

Мораль

Вельможи

17.

6.

Басня «Кот и Повар» ( в сокращении).

Иллюстра

ция.

кроссворд

1

Определение главной мысли, выразительное чтение.

Ритор

18.


7.


Жизнь и творчество А.С.Пушкина.

Портрет поэта.

Выставка книг.

1

Знать основные события жизни Пушкина, уметь составить текст по плану.

Наизусть стих.

«Во глубине сибирских руд»

8 кл.

Поэма

Баллада

Лирическое стихотворе

ние

19.


8.


«Руслан и Людмила». Песнь первая.

Экраниза

ция

1

Выразительное чтение, уметь понимать чувства героев.


20.

9.

«Руслан и Людмила». Песнь вторая.

Презента

ция

1

Выразительное чтение по ролям, разделить на части,озаглавить.

Чертог

Фимиам

Перси

Арап

21.

10.

р/р Пересказ по плану песни второй.

Иллюстра

ции к сказке.

кроссворд

1


Уметь выразить свое отношение к героям поэмы, определить главную мысль.

22.

11.

«Руслан и Людмила». Песнь третья.

Репродукц

картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»

1

Ответы на вопросы по содержанию, выразительное чтение.

Риза

Лилейный

Десница

23.

12.

р/р Составление рассказа о Руслане и Людмиле.

Тетрадь по внекл. чтению.

карточки

1

Выразительное чтение , устное словесное рисование.

24.

13.


Повесть А.С.Пушкина «Барышня -крестьянка».

Портрет поэта

Иллюстрации к произведе

нию.

1

Ответы на вопросы.

Вышел в отставку

Отъезжее поле

Промотав имение

Баишь

Камердинер

Девичья

Полотно

Китайка

Инивидуальные задания

25.

14.

«Барышня-крестьянка». Отношения Лизы и Насти.

Иллюстра

ции

1

Выразительное чтение разговора Лизы и Насти, ответы на вопросы.

оклеветанный, молва, дерзко

26.

15.

«Барышня-крестьянка». Алексей и Акулина.

Иллюстра

ции

1

Выразительное чтение , определение главной мысли.

27.

16.

«Барышня-крестьянка». Мир между Берестовым и Муромским.

Презента

ция

1

Выразительное чтение.

28.

17.

«Барышня-крестьянка» Проделки Лизы.

Презента

ция

1

Выразительное чтение, краткая передача содержания.

Борзая

Стремянный

29.

18.

Просмотр к/ф «Барышня - крестьянка».

Сравнение к/ф и прочитанной повести.

Экраниза

ция

1

Выражение своего отношения к героям.

30.

19.

Вн/чт. А.С.Пушкин «Метель».

Презента

ция

карточки

1

Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию.

31.

20.

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.

Портрет поэта.

Выставка книг.

1

Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека

Гувернёр

32.

21.

М.Ю. Лермонтов «Тучи».

Портрет поэта.

1

НАИЗУСТЬ.Знать содержание произведения, выразительное чтение.

Клевета ядовитая

Нивы

33.

22.

М.Ю.Лермонтов «Баллада».

Иллюстрации к произведе

нию.

1

Выразительное чтение ответы на вопросы по содержанию, определение морали, .

Пучина

Перл

34.


23.

М.Лермонтов «Морская царевна».


Иллюстра

ция.

кроссворд

1



Выразительное чтение, ответы на вопросы по содержанию, определение морали.

Чело

Очи

35.

24.

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

Портрет писателя.

Выставка книг.

1

Знать основные события в жизни поэта, определить основную тему его творчества

Легенды

Поверья

Предания

Комедии

36.

25.

«Майская ночь, или Утопленница» гл.1.

Презента

ция

1

Выразительное чтение по ролям, выражение своего мнения о героях.

Бандура

Парубки

Голова

Коралловое монисто

Сотник

37.

26.

р/р Пересказ легенды от лица панночки ( по гл.1).

Иллюстра

ция.

1

Рассказ от лица панночки.


38.

27.

«Майская ночь, или Утопленница» гл .5.

Иллюстрации к произведению.

1

Ответы на вопросы по содержанию, выражение.

39.

28.

«Майская ночь, или Утопленница» гл. 6.

Презента

ция

1

Ответы на вопросы по содержанию, выражение впечатлений от прочитанного, устное слов. рисование.


40.

29.


р/р Сравнение картины А.И.Куинджи «Украинская ночь»

Репродукция картины А. И. Куинджи «Украинская ночь»

Репродукция картины И. Н. Крамского «Русалки»

1

Устное словесное рисование, определение чувств поэта.


41.

30.

Творческий путь Н.А.Некрасова.

Портрет поэта.

Выставка книг.

1

Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.

Вспомнить стих. любое наизусть.

Невежественный

Розги

Бурлаки

42.

31..

Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» ( Отрывки).

Портрет

матери

поэта.

кроссворд

1

Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли и отношение поэта к матери.


Кручина

43.

32.

Н.А.Некрасов «Саша» (Отрывок).

Иллюстрации к произведению

Репродукция картины В. Д. Поленова «Горелый лес»

1

Словесное рисов.,

выражение своего

отношения к герою.

Наизусть до слов « враг уже мёртвого топчет героя»

Царили

Таились

Аркан

Дань

Рок

Оземь

44.

33.

Жизнь и творчество А.А.Фета.

Портрет поэта.

Выставка книг.

1

Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.

Незаконнорожденный

Опечатка

Лирик

Титул

45.

34.


А.А.Фет «На заре ты её не буди…».

Аудиза

пись романса.

кроссворд

1

Наизусть, выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование.

Ланита

46.

35.

А.А.Фет «Помню я : старушка няня…».

Презента

ция

1



Выразительное чтение стихотворения, определение чувств поэта, устное словесное рисование.

Святочная ночь

47


36.


А.А.Фет «Это утро, радость эта...».


Репродукция картины Н. М. Ромадина «Разлив на Керженце»

1



Выразительное чтение стихотворения, определение чувств поэта, устное словесное рисование.

Вереница

Зык


Индивидуальные задания.

48.

37.

Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Презента

ция.

1

Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.

Рукописный

Врожденное остроумие

Жизнестойкость

Юмор

49.

38.

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» (в сокращении).

Иллюстрации к произведе

нию.

1

Чтение текста по ролям, сделать вывод в чём проявляется юмор рассказа,

Живец

Шилишпер

Уклейка

50.

39.

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил».

Иллюстрации к произведе

нию.

1

Выразительное чтение текста,

сделать вывод в чём проявляется юмор рассказа.

Землемер

К чёрту на кулички

51.

40.

р/р Пересказ по готовому плану.


План

кроссворд

1

Деление рассказа на части, выражение своего мнения о переживаниях героя, работа по плану.

52.

41.

Вн/чт. Юмористические рассказы А.П.Чехова.

Выставка книг.

1

Работа по содержанию.

Инд.работа, сообще

ния.

53.

42.

Обобщающий урок по теме: «Русская литература 19 века».

Викторина

1

Выразительное чтение ,умение составить викторину по рассказам.


Из произведений русской литературы ХХ века ( 31 часа), вн/чт 3 часа.



54.

1.

Творческий путь Максима Горького.

Портрет писателя,

выставка книг.

Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.

Псалтырь

Часослов

55.

2.

М.Горький «Песня о Соколе» (В сокращении).

Иллюстрации к произведению.

1

Определение главной мысли, наизусть

песню моря о погибшем Соколе.

Бредни

56.

3.

р/р Сочинение «В жизни надо быть…».

Иллюстра

ц ия

1

Отношение к людям, жизнь которых была подвигом, примером для других.

57.

4.

Жизнь и творчество В.В.Маяковского.

Портрет поэта

Выставка книг

Звукозапись стихов

1

Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.

Большевики

Сходки

Бас

Негодование

Поклонение

Новатор стихосложения

58.

5.

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» (в сокращ.)

Иллюстрации к произведению

1

Выразительное чтение текста, сделать вывод о событии.

Ретируюсь

Степенность

РОСТА

59.

6.

Творчество Марины Цветаевой.

Портрет поэтессы

1

Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.

Попечение

60.

7.

М.Цветаева «Красной кистью…».

Звукоза

пись стихов.

1


Работа по содержанию, наизусть.

Иоанн Богослов

61.

8.

М.Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел…».

Звукоза

пись стихов.

1

Выразительное чтение текста,

сделать вывод о роли строки «мой милый, что тебе я сделала?».

псевдоним

угнетаемые

62.

9.

М.Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел…».Вн./чт.М.Цветаева о любви и дружбе.

Выставка книг.

1

Выразительное чтение текста.

63.

10.

К.Г.Паустовский биография. «Стекольный мастер».1 ч.

Портрет писателя.

Выставка книг.

1

Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.

Скитания

64.

11.

К.Г.Паустовский «Стекольный мастер».2ч.

Иллюстрации к произведе

нию.

1

Работа по содержанию,основная идея..Наизусть

со слов «Только к полудню…»

Картуз

Поставец

Понёва

Шушун

65.

12.

р/р Словесное рисование героев К.Г.Паустовского.

Выставка книг.

1

Умение

соотносить названия героев с описанием внешнего вида.

66.

13.

Жизнь и творчество С.А.Есенина.

Портрет поэта.

Выставка книг

Звукоза

пись стихов

1

Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека.

Губерния

Тягучие

Заунывные

67.

14.

С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы..».

Иллюстрации к произведе

нию.

1

Наизусть,

сделать вывод о времени года, о событии.

68.

15.

р/р Сочинение по стихотворению С.Есенина и картине Н . Ромадина.

Иллюстрации к произведению.

Репродукция картины В. Д. Поленова «Ранний снег» и Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка»

1

Написание сочинения к готовому плану, устное словесное рисование.

69.

16.

С.А.Есенин «Собаке Качалова».

Презента

ция

1

Работа по содержанию, рассуждение о настроении поэта при написаниии.

Норовит

70.

17.

Творческий путь Михаила Шолохова.

Портрет писателя.

Выставка книг.

1

Знать основные события в жизни писателя,мотивы его творчества,

охарактеризовать писателя как человека.

Хутор

Станица

Реальные

71

18.

М.Шолохов «Судьба человека».

Иллюстрации к произведе

нию.

1

Ответы на вопросы по содержанию, уметь выразить впечатления от прочитанного,

Лагерфюрер

72

19.

М.Шолохов « Судьба человека». Стойкость и мужество солдата.

Иллюстрации к произведе

нию.

1

Чтение по ролям, устное словесное рисование, уметь выразить впечатления от прочитанного.

Шнапс

Оппель-

адмирал

73.

20.

р/р Письменный краткий пересказ эпизода рассказа.

План

Тест

1

Краткое содержание рассказа по плану, авторская позиция при названии

74.

21.

Вн/чт.П.Комаров . Цикл стихов «Время бесстрашных».

Портрет писателя.

Выставка книг

1

Выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование.

Инд.работа, сообще

ния.

75.

22.

Вн/чт. Стихотворения о Великой Отечественной войне.

Презента

ция.

1

Выразительное чтение , устное словесное рисование.

76

23.

Творчество Е.И.Носова.

Портрет писателя.

Выставка книг.

1

Знать основные события в жизни писателя,мотивы его творчества,

охарактеризовать писателя как человека.

Батальон

Гимнастерка

77

24.

Рассказ «Трудный хлеб».

Иллюстрации к произведению.

1

Уметь объяснить основную мысль рассказа, ответы на вопросы.

Крохаль

Ситник

Ягдташ


78.

25.

р/р Составление характеристики Чанга.

План.

Тест

1


Ответы на вопр. к тексту, подготовка к пересказу,

уметь передать новое впечатление о герое по плану.

79.

26.

Н.М.Рубцов биография. «Тихая моя Родина» ( В сокращении).

Репродукция картины Левитана «Озеро (Русь)»

1

Отношение автора к малой родине,

ответы на вопросы по содержанию, определение главной мысли.

Лесотехнический

Погост

Обоз

Обитель

80.

27.

Н.М. Рубцов «Русский огонёк» (В сокращении).

Иллюстрации к произведению.

1

Выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование, определение главной мысли.

Оцепенели

Пригрезившийся

Глухонемая

Бренчание

81.

28.

Н.М.Рубцов «Зимняя песня».

Звукоза

писи песен.

1


Передача содержания, уметь выразить впечатления от прочитанного, наизусть «Зимняя песня».

Не пророчь

Глохнет

82.


29.



Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл.1.



Портрет писателя.

Выставка книг.

Иллюстрации к произведению.

1






Выразительное чтение текста, рассуждение о поведении героя.



83.

30.

Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл.2.


Иллюстрации к произведению.

1

Чтение по ролям, рассуждение о поведении героя.

Кумак

Каротель

Для блезиру

Бэмское стекло

84.

31.

Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл. 3

Иллюстрации к произведению.

1

Выражение своего мнения о поступках героев,

озаглавить и пересказать.

85.

32.

Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл. 4.

Презента

ция

1


Работа по содержанию, рассуждение о поведении героя.


86.

33.

Ю.Коваль «Приключение Васи Куролесова» гл 5.

Иллюстрации к произведению.

1

Выражение своего мнения о


поступках героев,

озаглавить и пересказать.


87.

34.


Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл 6.

Иллюстра

ии к произведению.

1

Выражениесвоего

мнения о поступках героев,

озаглавить и пересказать

88.

35.

Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» гл. 7

1

Дать оценку поведения героев, характеристику по опорным словам, краткий пересказ.

89.

36.

Обобщающий урок по теме: Из произведений русской литературы хх века.

тест

1

Выразить своё мнение по содержанию произведений.


90.

1

Из произведений зарубежной литературы

(10 часов )

Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд».

Портрет писателя.

Выставка книг.

Иллюстрации к произведению.


1


Выразительное чтение, описание стороны характера героя ,рассуждение

«можно ли жестокостью покорить народ?».

Романтик

Приключенческие

Вереск

Шотландия

Пикты

Реют

Вассалы

91.

2.

Жизнь и творчество Эрнеста Сетон- Томпсона.

Портрет писателя.

Выставка книг.

1



Знать основные события в жизни писателя,мотивы его творчества,

охарактеризовать писателя как человека.

Шотландия

Цент

Естествознание

Натуралист

Партнеры

92.

3.

Э.Сетон-Томпсон «Снап» глава 1.

Иллюстрации к произведению.

1

Умение дать оценку поступку героя,работа по содержанию, озаглавливание части.

Бультерьер, Гончие, борзые

Джинджерснап

Дог, волкодав

Койот

93.

4.

Э. Сетон-Томпсон «Снап» глава 2.

Иллюстрации к произведению.

1

Чтение по ролям,

дать оценку действиям и поступкам героя, озаглавливание части.

Пенруфы

94.

5.

Э.Сетон-Томпсон «Снап» глава 3.

Иллюстрации к произведению.

1

Устное словесное рисование, озаглавливание части.

95.

6.

р/р Составление плана, пересказ по плану.

План.

1

Работа по содержанию, работа над сжатым пересказом.

96.

7.

Сравнение произведений Э.Сетона-Томпсона с произведениями Ю.Коваля и К.Паустовского

Иллюстрации к произведению.

Тест .

1

Давать оценку героям и их поступкам, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение.

97.

8.

Творческий путь Джеральда Даррелла.

«Живописный жираф».

р/р Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану.

1

Знать основные события в жизни писателя, мотивы его творчества,

охарактеризовать писателя как человека.

Индия

Англия

Корфу

Средиземное море

Зоолог

Лондон

Перспектив

ная

Аристократ

Интеллигент

98.

9.

р/р Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану.

План.

Тест

1

Составление плана, подготовка к пересказу

99.

10.

Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежной литературы».


Иллюстрации к произведению.

Тест.

1

Давать оценку героям и их поступкам, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение






© 2010-2022