Рабочая программа по литературе 5 класс фгос

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа имени П. М. Смирнова»

«Согласовано»

Руководитель МО Райская И.В._____

Протокол №____ от «____» __________2014г

«Утверждено»

Директор МБОУ «Кировская СОШ им. П.М. Смирнова»

Матвеев Ю.В.______

Приказ №____ от «___» ________2014г



Рабочая программа по литературе

для 5 класса среднего общего образования (базовый уровень) на 2014-2015 учебный год


Разработчик:

учитель русского языка и литературы

Телеушева Аэлита Сансызбаевна

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Общие цели учебного предмета для ступени обучения:

1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.

2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.

4. Содействовать интеллектуально - нравственному и мировоззренческому развитию личности.

5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.

6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.

7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.


Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.


Общая характеристика учебного предмета, курса.

Программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).

Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные

коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление

словесного, графического и кинематографического образов; организует

проектную деятельность школьников.

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие

современной учебной и читательской деятельности.

1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. - и опираться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов.

Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками - книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус - основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое - основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.

Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.




Аннотация: суть программы, на кого рассчитана.

Согласно требованиям к метапредметным результатам в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации; на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).

В основу программы положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.

Настоящая программа по русскому языку адресована «МБОУ Кировской школе имени П.М. Смирнова», 5 классу обучающихся.

Особенность по отношению к ФГОС ООО.

Программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).

В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Концепция (основная идея программы).

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.

В какую образовательную область входит данный учебный предмет.

Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».

Сроки реализации программы.


Программа реализуется в течение одного года.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.

Основные критерии отбора художественных произведений:

Художественная ценность

Гуманистическая направленность

Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям

Культурно-исторические традиции

В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX-ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.

Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.

Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым - становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.

Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Новизна и «плюс» в том, что в него включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами (Л.А.Кассиль «Кондукт и Швамбрания», С.П. Алексеев «История крепостного мальчика», Мустай Карим, Ф.А.Искандер, В.Г.Губарев).

Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.

Структурно-содержательные особенности программы по Литературе для 5-9 классов(учебник под ред. Ланина Б.А.).

I этап (5 - 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.

II этап (7 - 8 классы). Этап развития литературного вкуса.

III этап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.

IV этап (10 - 11 классы). Этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.

К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список литературы, рекомендованной

для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной, - «Круг чтения».

Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Ведущая тема.

5 кл. - художественный вымысел, событие и сюжет.

6 кл. - от истоков литературы - к литературным жанрам.

7 кл.- литература и действительность.

8 кл.- литература в поисках героя.

9 кл.- личность - история - судьба.

10 - 11 кл.- литература XIX- XX веков в её историческом развитии

Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

Предполагаемые результаты.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

А) работать с книгой;

Б) определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

В) выявлять авторскую позицию;

Г) выражать свое отношение к прочитанному;

Д) выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы

литературного произношения;

Ж) владеть различными видами пересказа;

З) строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

И) участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- система инновационной оценки «портфолио»;

- технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.

Методы обучения:

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Виды деятельности:

восприятие,

истолкование,

оценку литературных произведений,

различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.).

Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.

Количество учебных часов

Данная программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс.В двух частях.Москва«Вентана-Граф» 2012 г.

Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч, в том числе в 5классе - 102 часов (3 часа в неделю)

Результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

Литература для 5-9 классов под ред. Ланина Б.А.

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми

установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой

природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,

аргументировано оценивать их.

Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования.

Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста

Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев

Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1

Фольклор.

10

Пословица. Поговорка.

1

Загадка.

3

1

1

Русские народные сказки.

6

1

1

Мифы

4

1

1

Басни.

6

2

Литературные сказки.

25

8

3

От сказки к фантастике.

3

Среди ровесников.

44

5

6

Наедине с поэтом.

Круг чтения. Резервные часы.

Итого

6

6

105

16

14

Учебно-методический комплект:

1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 5 класс. В двух частях.Москва«Вентана-Граф», 2012 г.

2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях.Москва «Вентана-Граф», 2012 г.

Дополнительная учебная литература

Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 - 8 классы. - Москва: Дрофа, 2000.

Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.

Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Радиус, 1999.

Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 - М.: Наука, 2003.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. - М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. - Москва: Локид-Пресс, 2007.

Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Просвещение, 1998.

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1997.

Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2005.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Астрель. АСТ, 2004.

Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2007.




Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (102 часов)

Тема урока.

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

Кол-во часов

Дата

план.

Дата

факт

1

Вводный урок. Напутствие.

Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека

Литература, художественные приемы.

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета.

Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.

1

Устное народное творчество - фольклор.- 8 часов

2-3

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Обучение устному пересказу

фольклор, его жанры пословицы и поговорки,

загадки афоризмы, сравнение

олицетворение

метафора

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок

Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

2

4-5

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора.

Виды народных сказок

фольклор, его жанры

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Понятие народных сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений.

Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки

2

6-7

«Царевна-лягушка»

Волшебные сказки.

Зачин, концовка, сюжет, устойчивые эпитеты

Сказочные формулы

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение стихотворных вставок в художественную ткань произведения.

Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

2

8-9

«Каша из топора». «Кот и лиса»

Бытовые сказки, сказки о животных

Зачин, концовка, сюжет, устойчивые эпитеты

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки; уметь отличать виды сказок.

Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение

Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. Создавать сказку, учитывая особенности жанра

2

Мифы - 5 часов

10-13

Мифы Древней Греции

Дельфы. Боги свои и боги чужие

Познакомить с особенностями древнегреческой мифологии, дать представление о космогонических мифах

мифы и легенды

Знать происхождение мифов, их отличительные возникновения и цель создания особенности; своеобразие

Отличие и сходство мифов и сказок

Выделять отличительные черты мифа и сказки

4

14

Проектная работа. Презентация. О мифах Древней Греции, славянских божествах.

Познакомить с понятием проект, презентация.

Мифы и легенды.

Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности

Понятие легенды. Истоки появления мифов древних славян, особенности композиции и языка произведений. Отличительные особенности мифов древних славян

Выявлять особенности мифов древних славян, сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа.

1

Басни - 6 часов

15-16

Басня как жанр литературы.И. А. Крылов Сведения о жизни баснописца. Крылатые выражения из басен.

Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.

Басня, мораль, аллегория

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Содержание и композиция басен. Что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, смысл

Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни.

2

17-19

Свинья под дубом

Демьянова уха

Волк на псарне.

Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.

Басня, мораль

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Содержание и композиция басен. История создания басен.

Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню.

3

20

Вн. чт.

Басни Эзопа и Лафонтена.

Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения

Басня, мораль, аллегория

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена


Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни.

1

Литературная сказка.-22 часа

21

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной..

Показать отличие народной сказки от литературной.

сюжет, завязка

Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с народными сказками.

Находить отличительные особенности литературных сказок.

1

22-27

А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.Олицетворение добра и зла в поэме «Руслан и Людмила».Тема верности и любви в поэме.

Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения

Поэма,

сюжет, завязка

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме "Руслан и Людмила"

Особенности творчества Пушкина, историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки.

Находить сказочные образы и мотивы в произведении.

6

28-30

Х.К.Андерсен

Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». Тема самопожертвования ради ближнего в сказке. Снежная королева как символ бездушия и порабощения.

Развивать навыки выразительного чтения

сказка

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева».

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями

3

31

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом

Развивать навыки выразительного чтения

сказка

Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг.

Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.

Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста.


1

32

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Развивать навыки выразительного чтения

сказка

Понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки "Снежная королева": "Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное

Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям

Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.

1

33-35

П.П.Бажов Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра. «Синюшкин колодец».

Честность и бескорыстие - важные человеческие качества.

Знакомство с жанром сказа, обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

сказ

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма;.

Понятие сказа, основные факты жизненного и творческого пути писателя, путь Бажова к сказу

особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к сказу

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

3

36-38

А.П.Платонов.Сведения о писателе.Сказка-быль «Солдат и царица»Сказочное и реальное в сюжете произведения.

Знакомство с жанром сказки-были, обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся

Сказка-быль

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки-были

Понятие сказки-были, основные факты жизненного и творческого пути писателя,

особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к сказу

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

3

39-42

В.Г.Губарев. «Королевство кривых зеркал». Образ зеркала в сказках.Борьба за справедливость.Дружба и взаимлвыручка - необходимые качества для победы над силами зла.

обучение аналитическому чтению, развитие творческих способностей учащихся

сказка

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос

работать с книгой;

развивать коммуникативность учащихся, умение активно вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждение и доказывать свою правоту

4

От сказки - к фантастике - 5 часов

43-47

Е.Л. Шварц Сведения о жизни писателя. «Сказка о потерянном времени» Сказочные образ потерянного времени и его поиска.Приключения героев сказки.Фантастическое и реальное в сказке.

Развивать навыки выразительного чтения

фантастика

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки

. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.

Читать по ролям сказку. пересказывать любимый отрывок

5

Среди ровесников - 37 часов

48-50

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети».Образы крестьянских детей.Авторское размышление о радостях и горестях детей.

Развивать навыки выразительного чтения. Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался его характер

Тема, идея

Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев

Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета как средств художественной выразительности.

Передать сюжет стихотворения, выделять образность языка, находить образные ср-ва выразительности

3

51-55

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)тема дружбы, готовности к самопожертвованию ради друзей. Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Тема, идея, главный герой, комическое в литературе

Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Сюжет и герои художественного произведения

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.

5

56-59

В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Тема становления человеческого характера

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Сюжет композиция

повесть

Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Пейзаж и его композицион-

ная роль в повести

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.

4

60-62

И.С .Шмелев «Лето Господне»(главы из романа) Рождение религиозного чувства у ребенка.ребенок и национальные традиции

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Роман,

тема и идея произведения

Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, авторская оценка)

Национальные традиции в главах романа

Личностные УУД:

формировать уважение к религиозному чувству человека.

Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

3

63-66

М.Карим «Радость нашего дома».Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды.Война как воплощение зла.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Тема и идея произведения

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Трагические мотивы повести, юмористические и лирические страницы повести.

Личностные УУД: формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

4

67-70

Ю.Казаков. «Тихое утро». Испытание Яшки критической ситуацией - основное сюжетное событие.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Юмор в рассказе

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Трагические мотивы повести, юмористические страницы повести.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

4

71-74

Л.Касиль

«Кондуит и Швабромания».Страна, придуманная детьми.Конфликт между взрослыми и детьми.Образы главных героев

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Фантастика,

Приключение,

юмор

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

4

75-78

С.П.Алексеев

«История крепостного мальчика».

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом

повесть как литературный жанр.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения

Исторические приметы эпохи в повести

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: осуществлять анализ

Личностные УУД: формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.

4

79-82

В.Астафьев

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом

рассказ как литературный жанр.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения

Приключенческая основа рассказа

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

4

83-84

Ф.Искандер.

«Мальчик и война»

Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом

рассказ как литературный жанр

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения, уметь анализировать прочитанное

Мир детства и мир взрослых в литературе

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: осуществлять анализ

Личностные УУД: осуществлять рефлексию..

2

Наедине с поэтом. Стихи о природе - 16 часов.

85-86

А.С Пушкин

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Ямб, хорей, размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Философская глубина, афористичность стихотворений поэта.

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы.

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Познавательные УУД: давать определения понятиям.

2

87-88

Ф.И.Тютчев

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

2

89-90

А.А.Фет

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

2

91-92

Н .Бараташвили.

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

2

93-94

С.А.Есенин

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Философская глубина, афористичность стихотворений поэта.

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

2

95-96

Н.А.Заболцкий

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

2

97-98

Б,Л.Пастернак

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

2

99-100

Н.М.Рубцов

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения

размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Философская глубина, афористичность стихотворений поэта.

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

2

Повторение и обобщение изученного в 5 классе - 5 часов.

101

Резервные уроки


1

102

Итоговый урок. Список

литературы

на лето.

1



© 2010-2022