• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Исследовательская работа на XV районную научно-практическую конференцию школьников «Шаг в будущее». Тема Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи

Исследовательская работа на XV районную научно-практическую конференцию школьников «Шаг в будущее». Тема Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи

Предлагаю Вашему вниманию материалы к научно-практической конференции школьников.    "Язык живёт вместе с жизнью народа",- В.Г. Белинский.  Судьба русского языка – тема, которая   не может оставить равнодушным ни одного человека. Очевидно, что язык существенно изменяется на глазах моего поколения. Михаил Васильевич Ломоносов сравнивал язык с «безмерно широким полем» или, лучше сказать, «едва имеющим пределы морем».Николай Гладков писал:Я на мир взираю из-под столика.Век двадцатый, век необычайны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа

Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи

Содержание.

I. Введение…………………………………………………………………..
II. Основная часть.

1. Что такое сленг……………………………………………………………..

2. История существования молодёжного сленга ……………………………

3. Сленг в МБОУ «СОШ п.Синегорье»……………………………………...

III.Заключение…………………………………………………………………………………………………
IV.Список литературы…………………………………………………………….

V. Приложение (глоссарий школьного сленга МБОУ «СОШ п.Синегорье») ……


  1. Введение.

Язык живёт вместе с жизнью народа.

В.Г. Белинский

Судьба русского языка - тема, которая не может оставить равнодушным

ни одного человека. Очевидно, что язык существенно изменяется на глазах моего поколения.

Михаил Васильевич Ломоносов сравнивал язык с «безмерно широким полем» или, лучше сказать, «едва имеющим пределы морем».

Николай Гладков писал:

Я на мир взираю из-под столика.

Век двадцатый, век необычайный.

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней.

В настоящее время одной из интереснейших языковых систем современной лингвистики является сленг, который занимает огромное место в современном русском языке. Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической силой. Считается также, что он вбирает в себя и другие языки. Ну, и, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова. Но вклад этот удивительно мал. Сам по себе язык не может развиваться. Его развивают. И основную роль в развитии языка играют дети, часто предоставленные сами себе, свободно занимаясь словообразованием.

Бороться с изменениями в языке или принимать их? Радоваться этому или огорчаться?

Название моей работы - «Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи».

Я выбрала эту тему, так как актуальность ее очевидна. С определенного возраста многие из нас окунаются в ее стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка. Именно благодаря сленгу появляются все новые и новые слова: «тусовка», «стрелка», «зелень», «стволы» и другие. Их нередко используют в своей публичной речи юмористы, звёзды эстрады, политики, бизнесмены, обозреватели, что крайне недопустимо. Меня поразило, как легко тусклое слово «беспредел», еще недавно - криминальный жаргонизм, описывавший, прежде всего ситуацию в лагере, - преодолело границы зоны и вошло в официальный язык! Странно читать в заявлении МИДа фразу «акт террористического беспредела».

Использование сленга в обычном разговоре создаёт особый эффект и делает речь довольно выразительной, освежает её. Вот только немного страшно, что русский язык получает освобождение от любой морали. Меня этот вопрос очень волнует, потому что речь человека много говорит о его внутреннем мире, о духовном воспитании и нравственности.

Цель исследования:

изучение такого языкового явления как сленг среди моих сверстников.

Задачи исследования:

1.Познакомиться с историей и причинами возникновения сленга.
2.Узнать актуальность данного явления в кругу сверстников.
3.Составить глоссарий школьного сленга МБОУ «СОШ п.Синегорье».

Гипотеза: молодёжный сленг - явление в языке самостоятельное, и его надо рассматривать в современном языкознании как отдельную категорию.

Для достижения цели я обратилась к Интернету, к дополнительной литературе, провела анкетирование среди сверстников с целью изучения выбранной темы и составления глоссария школьного сленга.

Что же такое сленг? Сленг - особая форма языка. Это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.

Сленг - это когда вместо того, чтобы сказать «превосходно» или «отлично» говорят «железно» или «потрясно».

Бытует мнение, что сленг засоряет наш язык, делает его скудным. Так ли это?

В своей работе я хочу осветить ряд проблем, связанных с существованием сленга; определить, какое место он занимает в современном русском языке и доказать, что сленг, с одной стороны, не только не засоряет язык, а является красноречивым показателем его гибкости и силы, а с другой - чрезмерное злоупотребление словами, которые не соответствуют литературным нормам, делают язык вульгарным.

II. Основная часть.

1. История существования сленга.
В языкознании нет чёткого понятия сленга.
Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает:
- речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку;
- вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи). («Советская энциклопедия», под редакцией С. М. Ковалёва, - Москва, стр. 1234)
С точки зрения стилистики - жаргон; сленг - это не вредный паразитический нарост на теле языка, который вульгаризует устную речь говорящего, а органичная и в какой-то мере необходимая часть этой системы.

Например, «темнить» в тюремно-лагерном жаргоне многозначно: «притворяться непомнящим, симулировать беспамятство», «хитрить на допросе», а в молодёжном жаргоне - «говорить неясно, увиливать от ответа», а ныне в просторечии - «путать, обманывать».

Сленг - пиршество метафор и экспрессии. «Крыша поехала» - выражение, рождённое в одном из жаргонов и попавшее в сленг. Ни один из нормативных толковых словарей его не показывал. Первым это сделал в 1992 году «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой и отнёс к разговорному стилю литературного языка.

Сленг являет собой срез речевой культуры. Он охватил все слои общества. Сленг и фольклор в настоящее время более обслуживают политические и общественные нужды жизни. Народ дал характеристики своим лидерам. Лидеры последних лет получили своё: Брежнев - «броненосец в потёмках», Горбачёв - «Горби», «Минеральный секретарь», Ельцин дал повод для появления городов «Ельцинбульк» и «Нижний Ельц», Зюганов превратился в «Красного Папу Зю», а также в «Зюгзаг удачи», Билл Клинтон - «Блин Клинтон»!

Говорить по-русски - значит не только «говорить правильно», как время от времени требует телевизионный канал «Культура», но и с удовольствием, а значит, эмоционально и творчески. Куда ироничнее, экспрессивнее звучат выражения: «дуба дать», преставиться, «приказал долго жить», «Богу душу отдать», чем просто - умереть.

«В день смерти своей тёщи бывший предводитель дворянства Воробьянинов - герой «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова - наведался в погребальную контору «Безенчук и нимфы»:

- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил Воробьянинов.

- Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук. - Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее - та, считается, Богу душу отдаёт…»

2. Молодёжный сленг.

Особый интерес представляет молодёжный сленг, привлекающий внимание своей выразительностью, озорной и весёлой игрой со словом. Под молодёжным сленгом понимается совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных, дружеских отношениях. Носителями сленга являются, как правило, люди 12-30 лет.

Первым документом, где зафиксирован сленг, являются «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского, которые описывают нравы и быт Петербургской духовной семинарии середины XIX века. Помяловский вспоминает, что в годы его учения, которые пришлись на начало XX века, среди его гимназических товарищей были в ходу разные специфические словечки: «...нам во втором-третьем классе, например, в голову не приходило употребить в разговоре между собой слово «угостить»: оно регулярно заменялось через «фундовать», «зафундовать», а вместо «предприятие» или «задуманный план» всегда говорилось «фидуция»; совершенно не употреблялось и слово «товарищ»: надо было сказать «кулей»; «хороший товарищ» - «штрам кулей».

Поток этой лексики никогда не иссякает полностью. Это связано с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Но связь эту нельзя трактовать слишком прямолинейно, объясняя заметное оживление и интенсивное словообразование в сленге только историческими катаклизмами. С начала века отмечены три бурные волны в развитии молодёжного сленга.

Первая датируется 20-ми годами XX века, когда революция и гражданская война, разрушив структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодёжи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством «блатных» словечек.


Вторая волна приходится на 50-е годы XX века, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги».

Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х годов прошлого века породила разные неформальные молодёжные движения, и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

Какова же особенность молодёжного сленга?
Во-первых, эти слова служат для общения людей одной возрастной категории.

Во-вторых, молодёжный сленг отличается «зацикленностью» мира молодых и зачастую непонятен людям других возрастных категорий. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности.

В-третьих, в числе этой лексики нередки и достаточно вульгарные слова.

Иногда сленг заполняет некоторую лакуну в литературном языке, то есть выражает важную идею, для которой не было отдельного слова. Такими словами стали, например, «достал», «наехал», «заколебал» … Они очень популярны и часто встречаются в устном общении, хотя бы потому, что точнее одним словом не скажешь.

В настоящее время словарь молодёжного сленга насчитывает достаточно большое количество слов.

Наблюдения показывают, что пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днём не просто с демократизацией, но и «вульгаризацией» общественной жизни. Значительную роль в появлении новых слов играют средства массовой информации: телевидение, книги, газеты и журналы. Они являются ценным источником, потому что оперативно отражают сегодняшнее состояние языка. Распространенная сленговая лексика попадает в них очень быстро, и мы получаем возможность объективно судить о том, какое огромное место занимает она в современном русском языке. Но, к сожалению, телевидение и пресса не способствуют повышению духовной культуры молодёжи. Ведь именно молодёжь больше других подвержена влиянию телевидения! Наши кумиры говорят на сленге, а словечки няни Вики из сериала «Моя прекрасная няня»: «очуметь», «проехали» - не сходят с уст.

Огромной популярностью среди моих сверстников пользуются телесериалы и телепроекты: «Универ», «Деффчонки», «Интерны», «Реальные пацаны», «Даёшь, молодёжь!», «Зайцев +1», «Счастливы вместе» и даже мультфильмы («Дом-монстр») и другие. Они прямо изобилуют сленгизмами!

Сценарист «Реальных пацанов» Антон Зайцев утверждает, что язык, на котором говорят герои сериала - это выражения, которые выработались за время съёмок. Молодого зрителя сейчас вряд ли смутишь подобным сленгом. Это практически родной язык нашего поколения.

А словечки Аллочки («пипец») и Кузи («потеря потерь», «блин блинский», «подстава подстав», «крутяк», «шняга шняжная») из «Универа»! Это чуть ли не руководство к действию! Сейчас редко встретишь подростка, который бы не говорил на «универском» языке!

Мне кажется, лишь детский юмористический киножурнал «Ералаш», основанный в 1974 году драматургами Александром Хмеликом и Борисом Грачевским, ведёт профилактическую работу среди подростков в данном направлении. Актёр Спартак Мишулин в образе взрослого дяди вместе с маленьким мальчиком ехал в лифте и спросил его: «Как дела, Вова?» Тот в ответ: «О, классно! Сейчас один фитиль такое отчебучил! Подкатывает к шкету и говорит: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. Едет и как брякнется! Он с фингалом, а тут училка…. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется! Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клёво, да?» Герой Мишулина спрашивает: «Понятно. А что вы по литературе проходите?» Мальчик отвечает: «Да Гоголя… «Чуден Днепр пр тихой погоде…» А Мишулин вдруг: «Замечательно! Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется, что копыта отбросит". Ошеломлённый мальчик сказал: «Гикнулся…»


3.Сленг в МБОУ «СОШ п.Синегорье».

Школьную молодёжь привлекает в сленге необычность звучания, эмоциональная окраска. В связи с этим я провела анкету, в которой приняли участие 59 учеников 9-11 классов, и выяснила, что большинство учеников отдают предпочтение непринуждённой форме общения.

Для того чтобы достичь цели, я познакомилась с историей возникновения и существования сленга. Школьную молодёжь привлекает в сленге необычность звучания, эмоциональная окраска. В связи с этим я провела анкету, в которой приняли участие 60 учеников 9-11 классов, и выяснила, что большинство учеников отдают предпочтение непринуждённой форме общения.

(Слайд № 7 - таблица №1) Исследовательская работа на XV районную научно-практическую конференцию школьников «Шаг в будущее». Тема Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи



На вопрос, часто ли они используют в речи сленг, все ответили утвердительно, не оказалось ни одного человека, который бы не использовал его вообще. Практически никто даже не задумывается над историей и причинами его возникновения.

(Слайд № 8 - таблица №2) Исследовательская работа на XV районную научно-практическую конференцию школьников «Шаг в будущее». Тема Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи



Наличие в речи сленговых слов говорит о желании подростков быть, как все, и о недостаточной образованности.

(Слайд №9 - таблица №3)Исследовательская работа на XV районную научно-практическую конференцию школьников «Шаг в будущее». Тема Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи



Далее я узнала, что сленговую речь в основном одобряют сами подростки, но следует обратить внимание, что и родители, и посторонние люди порой равнодушны к речи детей.

Наиболее употребляемыми в настоящее время являются следующие слова и выражения: бабло, грузить, забить, завалить, заткнись, клёво, мутить, ништяк, офигеть, отстой, прикольно, фигня, лузер, браза, пипец, маякнуть, дай цифры, не кипешуй, и многие другие.

Что же их привлекает в сленге? Во-первых, по их высказыванию, помогает при общении с другими людьми своего возраста; во-вторых, привлекает простота, популярность, эмоциональность, выразительность, мода.

К сожалению, мои сверстники стали меньше читать художественной литературы. А это, считаю, один из критериев не только грамотности и образованности молодого поколения, но и показатель нравственности и духовности. Подростки используют в своей речи сленговые слова и выражения, потому что их словарь чрезвычайно беден, куда проще говорить: «Это… ну как его? Короче, вы всё поняли!» И что интересно, многие действительно понимают!

Молодое поколение уверено, что это «круто» разговаривать так, как их любимые герои сериалов, и порой даже не замечают, что начинают использовать подобный сленг в речи со своими родителями и даже с преподавателями, а не только в кругу своих сверстников. Чего греха таить, и в моей речи иногда звучат подобные слова, но я стараюсь использовать их крайне редко и только в кругу друзей.

III. Заключение.

Для того чтобы достичь цели, я познакомилась с историей возникновения и существования сленга. Проведя анкетирование, узнала актуальность этого явления. Выяснилось, что сленг очень актуален в наше время среди подростков, что, возможно, говорит об их небогатом духовном мире. Молодёжь, часто используя сленг в своей речи, даже не задумывается над историей и причинами его возникновения. По итогам анкетирования я составила глоссарий подросткового сленга нашего города. В ходе работы я поняла, что сама порой не задумываюсь над своей речью. Поэтому я стала прислушиваться к другим и к самой себе.

И в заключение своей работы мне хотелось бы объединить все причины возникновения сленга:
1. Главное в этом языковом явлении - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринуждённый подростковый сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.
2. Подростковый школьный сленг подобен его носителям, он резкий, громкий, дерзкий. Он - результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак - « Я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, причёски, образ жизни.
3. После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное. Начинается формироваться сознание - «быть не как все» , «быть подобно своим». Так создаётся специфическая лексика подростков, а именно сленг подростков, объединённых общими интересами, территорией, образом жизни. К подростковым относятся и сленг панков, металлистов, хиппи.


Итак, в ходе своей работы я выяснила, что:

- сленг по-своему кодирует, сохраняет и передаёт информацию от одного молодого человека к другому; благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности;

- молодёжный сленг никому не навязывается, он просто существует и отличается быстрой изменчивостью в связи с «приходом» в молодёжь подрастающих детей и их «уходом» во взрослую жизнь;

- сленговые слова и выражения не всегда вульгарны, а зачастую точны и ярки, основаны на метафоризации, приобретают эмоциональную окраску;

- молодёжный сленг должен стать объектом пристального внимания учёных-языковедов, так как представляет собой своеобразный «язык в языке», многие слова которого со временем переходят и могут переходить в общеупотребительную речь.

Подводя краткий итог всему сказанному, хочу заметить, что молодёжный сленг занимает огромное место в современном русском языке; приобретает всё большую популярность и привлекает внимание молодёжи своей простотой и выразительностью.

Единственное, как мне кажется, надо быть культурным человеком, соблюдать моральные и этические нормы общения (а этому надо учиться!), знать, когда можно пользоваться сленгом, не злоупотреблять им и не путать с вульгаризмом и пошлостью. Вот именно поэтому необходимо заниматься изучением сленга, знакомить детей со словарями, проводить диспуты и беседы на подобные темы на уроках развития речи и на классных часах, начиная с младшего школьного возраста. Сленг не стареет со временем. У него есть как прошлое, так и будущее! Поколения молодых сменяются, а с ними меняется и сленг. И очень интересно было бы сравнить свои находки с теми, которые появятся, возможно, через 5-10 лет …

Практическая значимость работы.

Полученные в ходе исследования данные, предложенные в работе, могут быть использованы для работы филологов, лингвистов, учителей-предметников, для проведения классных часов. Возможно использование материала на факультативах и элективных курсах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (написание сочинения).

Я считаю, что поставленная мною цель достигнута.

Список литературы.

1. Журавлёв А. Ф. Иноязычное заимствование в русском просторечии (фонетика, морфология, лексическая семантика) // Мильяненков Л. По ту сторону закона. Энциклопедия преступного мира СПб, 1992.


2. Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства //Русский язык конца XX столетия (1992-1995) М., 1996.


3. Стенин И. А. 1992 - Словарь молодёжного жаргона. Воронеж, 1992 .
4. Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.

5. Юнаковская А. А. Просторечие. «Просторечники». Степень просторечности высказывания // Славянские чтения: Духовная культура и история русского народа. Вып.IV. Омск, 1995.


Приложение

(глоссарий подросткового сленга МБОУ «СОШ п.Синегорье»)
Абориген - человек мужского пола
бабло, бабосы - деньги
базар - разговор
братан - друг
без базара - без проблем
бункер - дискотека
в натуре - по правде, на самом деле
включать дурака - делать вид, что ничего не понимаешь
впряга - подмога
вымораживать - надоедать, бесить
вырубиться - заснуть
въехать, врубиться - понять
гнать - врать
гонять, мутить - встречаться
грузить - докучать, надоедать
драпать - 1. идти; 2. убегать
движок - стимул, причина
догнать - догадаться, понять
достать - надоесть
желтый дом - сумасшедший дом
забить - 1.забросить что-либо; 2. забыть
завалить - 1. заставить что-либо сделать 2. завали - замолчи
задрало - надоело
заезженный - вышедший из моды
зажигать - 1.веселиться; 2.танцевать
закваска - начало пьянки
залететь - забеременеть
заложить - предать
запаривать - надоедать
запасть - влюбиться
засечь, запалить - застать кого-либо в неудобный момент
заткнись - замолчи
заточка - лицо
иди домой (спи), отвали, отвянь - отстань
кадр - смешной или странный человек
кайф - удовольствие
квасить, бухать - пить алкогольные напитки
кислиться - грустить
классно, зашибись, ништяк, клево, козырно, прикольно, улет, отпад - хорошо
комп - компьютер
косить - повторять
кореш - друг
круто - здорово, модно, резко
лавэ - деньги
лажа - ложь левый - лишний, плохой
лохануться - пролететь
массовка, тусовка - 1.массовое количество молодежи; 2.дискотека
махаться - драться
мелочь - см. бабло
мочить - бить
музон, музня - музыка
нарваться - оказаться в опасном положении
наезд - нападение
нажраться - напиться
непруха - невезение
не в тему - не вовремя
обалдеть, офигеть, офонареть - удивиться
оперативно - быстро
откинуться - расслабиться
отметелить - избить
отстой - плохо

париться - мучиться, думать
пасти - следить
пиплы - люди
прикид - одежда
прикол - шутка
пробить, просечь - узнать
прогнать тему - пошутить
прозевать - упустить момент
проставляться - угощать алк. напитками в честь какого-нибудь события
подкалывать - издеваться над кем-либо
понтаваться - выделываться
разбушлат - распущенность
размазать по стене - очень сильно ударить
респект - уважаемый человек
релакс - отдых
свалить, смыться - уйти
сгонять - сбегать куда-нибудь, за чем-нибудь
ствол - пистолет
сортир, толчок - туалет
сохнуть - очень сильно любить
стрелка - крупная разборка между людьми
стрельнуть - взять у кого-нибудь что-нибудь
сто пудов - точно
скрысить - взять без разрешения, тайком
спец - человек, который умеет хорошо и ловко делать что-либо
стебаться - издеваться
тачка - машина
тема - что-либо интересное, смешное, модное
телка - девушка
топать - идти
тормозить - не понимать
трепаться - болтать без толка
тупица - плохо и долго соображающий человек
файлы попутал - ошибся
фигня - ерунда
фишка - 1. прикол; 2.хорошая идея
хавать - есть
чел - человек
чуб - новичок в чем-либо
чувак, чувиха - интересный, хороший человек, друг
шарить - разбираться в чем-либо
шнурки в стакане - родители дома
шпора - шпаргалка
ща - сейчас
ящик - телевизор




РЕЗЮМЕ.

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи»

Ф.И.О. АВТОРА: Власенко Анна Сергеевна

МЕСТО УЧЕБЫ АВТОРА: ученица 10 класса МБОУ «СОШ п. СИНЕГОРЬЕ» ,

Ягоднинский р-н, Магаданская обл.

Ф.И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ И КОНСУЛЬТАНТА: Власенко Светлана Ивановна

МЕСТО РАБОТЫ, ДОЛЖНОСТЬ, УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ,

ЗВАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ И КОНСУЛЬТАНТА:

МБОУ «СОШ п. СИНЕГОРЬЕ», учитель русского языка и литературы

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: русский язык

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: подростковый сленг

ГИПОТЕЗА: молодёжный сленг надо рассматривать в современном языкознании как отдельную категорию.

МЕТОДИКА И МАТЕРИАЛ: изучение такого языкового явления как сленг среди подростков, определение значимых понятий, работа с научной и справочной литературой, обобщение полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ: молодёжный сленг должен стать объектом пристального внимания учёных-языковедов

ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для работы филологов, лингвистов, учителей-предметников, для проведения классных часов. Возможно использование материала на факультативах и элективных курсах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (написание сочинения).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мы удостоверяем, что автор выполнил и подготовил эту работу к представлению на научно-практическую конференцию школьников Ягоднинского района Магаданской области САМОСТОЯТЕЛЬНО.

«_____»___________________ 2013 г. автор _________________________

«_____»___________________ 2013 г. консультант___________________

Рецензия

на исследовательскую работу

Название работы - «Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи»

Ф.И.О. автора - Власенко Анна Сергеевна

Место учебы авторов - 10 класс, МБОУ «СОШ п.Синегорье»

Предметная область - русский язык

Учебно-исследовательская работа состоит из нескольких разделов: введение, теория, исследование, построение таблиц и графиков, глоссарий школьного сленга МБОУ «СОШ п.Синегорье», заключение.

В работе поставлена цель исследования, выдвинута гипотеза и указана актуальность темы. Теоретическая часть включает историю существования сленга, развитие молодёжного сленга.

Практическая часть: составление глоссария подросткового сленга в МБОУ «СОШ п.Синегорье».

Чувствуется, что для выполнения работы автором было обработано много дополнительного теоретического и практического материала. Материал работы изложен последовательно, логично, правильным языком, с приведением большого количества примеров. В работе сделаны выводы, приведены рекомендации для практического использования данной работы. К работе подготовлена мультимедийная презентация. Работа по данной теме может быть продолжена.

Следует отметить, что работа оформлена в соответствии с требованиями к научно-исследовательской работе и достойна быть представлена на школьной и районной научно-практической конференции.


Оценка за данную работу - 5 (отлично).

Рецензент ______________ Власенко С.И.

Тезисы

учебно-исследовательской работы

«Особенности развития и социальные функции сленга российской школьной молодёжи»

Автор: Власенко Анна Сергеевна

Предметная область: русский язык.

Предметом данной работы является сленг, который занимает огромное место в современном русском языке, возникающий как символ, признак принадлежности к особой общности, - явление в языке самостоятельное, и его надо рассматривать в современном языкознании как отдельную категорию.

Использование сленга в обычном разговоре создаёт особый эффект и делает речь довольно выразительной, освежает её.

В языкознании нет чёткого понятия сленга.
Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает:
- речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку;
- вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи). («Советская энциклопедия», под редакцией С. М. Ковалёва, - Москва, стр. 1234)
С точки зрения стилистики - жаргон; сленг - это не вредный паразитический нарост на теле языка, который вульгаризует устную речь говорящего, а органичная и в какой-то мере необходимая часть этой системы.

Сленг - пиршество метафор и экспрессии. «Крыша поехала» - выражение, рождённое в одном из жаргонов и попавшее в сленг. Ни один из нормативных толковых словарей его не показывал. Первым это сделал в 1992 году «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой и отнёс к разговорному стилю литературного языка. Первым документом, где зафиксирован сленг, являются «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского, которые описывают нравы и быт Петербургской духовной семинарии середины 19 века. Помяловский вспоминает, что в годы его учения, которые пришлись на начало 20 века, среди его гимназических товарищей были в ходу разные специфические словечки: «...нам во втором-третьем классе, например, в голову не приходило употребить в разговоре между собой слово «угостить»: оно регулярно заменялось через «фундовать», «зафундовать», а вместо «предприятие» или «задуманный план» всегда говорилось «фидуция»; совершенно не употреблялось и слово «товарищ»: надо было сказать «кулей»; «хороший товарищ» - «штрам кулей».

Особый интерес представляет молодёжный сленг, привлекающий внимание своей выразительностью, озорной и весёлой игрой со словом. Под молодёжным сленгом понимается совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных, дружеских отношениях. Носителями сленга являются, как правило, люди 12-30 лет. С начала века отмечены три бурные волны в развитии молодёжного сленга.

Первая датируется 20-ми годами XX века, когда революция и гражданская война, разрушив структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодёжи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством «блатных» словечек.

Вторая волна приходится на 50-е годы XX века, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги».
Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х годов прошлого века породила разные неформальные молодёжные движения, и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии. Какова же особенность молодёжного сленга?
Во-первых, эти слова служат для общения людей одной возрастной категории.

Во-вторых, молодёжный сленг отличается «зацикленностью» мира молодых и зачастую непонятен людям других возрастных категорий. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности.
В-третьих, в числе этой лексики нередки и достаточно вульгарные слова.

В настоящее время словарь молодёжного сленга насчитывает достаточно большое количество слов.

Наблюдения показывают, что пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днём не просто с демократизацией, но и «вульгаризацией» общественной жизни. Значительную роль в появлении новых слов играют средства массовой информации: телевидение, книги, газеты и журналы. Они являются ценным источником, потому что оперативно отражают сегодняшнее состояние языка. Распространенная сленговая лексика попадает в них очень быстро, и мы получаем возможность объективно судить о том, какое огромное место занимает она в современном русском языке.

Вывод:

- молодёжный сленг должен стать объектом пристального внимания учёных-языковедов, так как представляет собой своеобразный «язык в языке», многие слова которого со временем переходят и могут переходить в общеупотребительную речь;

- сленг по-своему кодирует, сохраняет и передаёт информацию от одного молодого человека к другому; благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности;

- молодёжный сленг никому не навязывается, он просто существует и отличается быстрой изменчивостью в связи с «приходом» в молодёжь подрастающих детей и их «уходом» во взрослую жизнь;

- сленговые слова и выражения не всегда вульгарны, а зачастую точны и ярки, основаны на метафоризации, приобретают эмоциональную окраску.



© 2010-2022