Программа факультативного курса по русскому языку «Язык в речевом общении

«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»         Программа факультативного курса по русскому языку   «Язык в речевом общении»            Составила учитель русского языка и литературы Юсупова Наталья Жумашевна МКОУ «Александровская СОШ» Быковского муниципального района Волгоградской области улица Школьная, 17                                                                           Программа  факультативного курса Пояснительная за... №   Тема занятия Количество часов аудиторных внеаудиторных 1. Вводное занятие. О языке. Единицы языка и разделы лингвистики. 3   2. Речевое общение. Язык-средство общения между людьми. Устная и письменная форма общения 2 1 3. Способ неречевого общения и особенности общения животных.   1   4. Речевой этикет 1   5. Речевая ситуация 1 1 6. Использование жесты и роль мимики в речевом общении. 2   7. Речевой этикет в русских народных пословицах. 1 1 8. Роль орфоэпии и интонации в устном общении. 1   9. Роль орфоэпии в речевом общении. 1 1 10. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка 3   11. Ударение в современном русском языке. 1   12. Смыслоразличительная роль ударения 2   13. Роль интонации в речевом общении 1   14. Смысловая роль логического ударения 1 1 15. Смыслоразличительная роль паузы. 1   16. Смысл, мелодика и пунктуация предложения. 2   17. Интонация и орфография. 1   18. Секрет хорошего выступления.   1 19. Семинар «Язык – душа народа» 1   20. Защита рефератов и презентаций.   1   Содержание       Вводное занятие. О языке. Единицы языка и разделы лингвистики (3ч) Формы занятий – беседа, лекция, практикум. Речевое общение. Язык-средство общения между людьми. Устная и письменная форма общения(4ч). Формы занятий – беседа, практикум.        Способ неречевого общения и особенности общения животных(1ч)         Форма занятия: лекция с элементами беседы.        Речевой этикет. Речевая ситуация. Использование жесты и роль мимики в речевом общении. Речевой этикет в       русски...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»



Программа факультативного курса по русскому языку «Язык в речевом общении»







Составила учитель русского языка и литературы

Юсупова Наталья Жумашевна

МКОУ «Александровская СОШ»

Быковского муниципального района

Волгоградской области

улица Школьная, 17

Программа факультативного курса

Пояснительная записка

В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Сдача Единого государственного экзамена, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная программа помогает учащимся лучше овладеть языком, учит избегать грамматических и речевых ошибок, совершенствовать речевые умения. Это очень важно для каждого подростка вне зависимости от завтрашней профессиональной судьбы, потому что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем - вузовских дисциплин; создает предпосылки для активного осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни; вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого общения.

Факультативный курс родного языка направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника. При этом не столь важно, свяжет ли в дальнейшем учащийся свою профессию с филологическими науками. Главное, чтобы занятия факультативного курса помогли подростку осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека, научили их критически относиться к своей собственной речи, видеть в них изъяны, которые мешают языку выполнять предназначенную ему роль.

Факультатив «Язык в речевом общении» предназначен для учащихся 7-8 классов. Программа факультативного курса опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Программа факультативного курса рассчитана на 35 учебных часов. Основные формы организации факультативного курса -практические занятия, лекции, беседы, конференции, семинар. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Цель факультативного курса - повышение уровня речевой культуры учащихся.

Задачи курса:

- привитие интереса учащихся к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- повысить общую языковую культуру;

- формирование навыков выразительного чтения;

- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности ;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Организация работы кружка

Основой работы факультативного курса по русскому языку является принцип добровольности. Факультативные занятия могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 7-8 классов, так и все желающие.

На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован факультатив «Язык в речевом общении», рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на факультативных занятиях, что нового и интересного они узнают, в чем польза занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий - от 5 до 15 учащихся.

Работа факультативного курса начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года данные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены факультативного курса..

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность факультативных занятий - 60 мин.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;

-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.

По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения факультативных занятий, конференции, диалоги, исследование, комментарии стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся .



Тематическое содержание кружка

Тема занятия

Количество часов

аудиторных

внеаудиторных

1.

Вводное занятие. О языке. Единицы языка и разделы лингвистики.

3

2.

Речевое общение. Язык-средство общения между людьми.

Устная и письменная форма общения

2

1

3.

Способ неречевого общения и особенности общения животных.

1

4.

Речевой этикет

1

5.

Речевая ситуация

1

1

6.

Использование жесты и роль мимики в речевом общении.

2

7.

Речевой этикет в русских народных пословицах.

1

1

8.

Роль орфоэпии и интонации в устном общении.

1

9.

Роль орфоэпии в речевом общении.

1

1

10.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка

3

11.

Ударение в современном русском языке.

1

12.

Смыслоразличительная роль ударения

2

13.

Роль интонации в речевом общении

1

14.

Смысловая роль логического ударения

1

1

15.

Смыслоразличительная роль паузы.

1

16.

Смысл, мелодика и пунктуация предложения.

2

17.

Интонация и орфография.

1

18.

Секрет хорошего выступления.

1

19.

Семинар «Язык - душа народа»

1

20.

Защита рефератов и презентаций.

1

Содержание

Вводное занятие. О языке. Единицы языка и разделы лингвистики (3ч)

Формы занятий - беседа, лекция, практикум.

Речевое общение. Язык-средство общения между людьми.

Устная и письменная форма общения(4ч).

Формы занятий - беседа, практикум.

Способ неречевого общения и особенности общения животных(1ч)

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Речевой этикет. Речевая ситуация. Использование жесты и роль мимики в речевом общении. Речевой этикет в русских народных пословицах. (6 ч)

Форма занятий - беседа, практикум, конкурсы, викторина.

Роль орфоэпии и интонации в устном общении. Роль орфоэпии в речевом общении.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка (6ч)

Форма занятий - практикумы, диспут.

Ударение в современном русском языке.

Смыслоразличительная роль ударения. Роль интонации в речевом общении. Смысловая роль логического ударения.

Смыслоразличительная роль паузы (7 ч)

Форма занятий - практикум

Смысл, мелодика и пунктуация предложения. Интонация и орфография (5ч)

Форма занятий - практикум, экскурсия

Секрет хорошего выступления. Семинар «Язык - душа народа». Защита рефератов и презентаций (3ч)

Форма занятий - практикум, семинар.

Материально-техническое обеспечение кружка

Средства ИКТ: компьютер, колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Цифровые образовательные ресурсы

Электронные учебники, хрестоматии и энциклопедии, перечень Интернет - сайтов,

интерактивные наглядные пособия.

Учебно-методическая литература

Энциклопедии, словари, справочная литература, художественная литература по программе.



Для учителя:

1.Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по
русскому языку в средней школе. - М.: Просвещение 1985 - 160с

Эксмо, 2006. - 240 с.

2.Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. - М.: Книга, 1971. - 303 с.

3.Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи: Словарь-справочник. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 352 с.

4.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.
И., Ефремов В. А. - СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004. - 112 с.

5.Орфоэпический словарь русского языка / Авт.-сост. Новинская Н. И. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 336.

6.Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А. М. Ломова.- Воронеж, 1993. - 176 с.

7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа. 1989 - 157с

8.Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1991 - 127 с.

9. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - 6-е изд., перераб. и доп. - М., 1984.

Для обучающихся:

1.Акишина А.А.., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1979.

2.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении (любое издание).

3. Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - ЛЕНИЗДАТ. Социально-коммерческая фирма «ЧЕЛОВЕК» 1991г.

4.Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2001. - 704 с.

5.Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 - 11 классов. - М.: Эксмо, 2006. - 240 с.



© 2010-2022