- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа факультативного курса по русскому языку «Язык в речевом общении
Программа факультативного курса по русскому языку «Язык в речевом общении
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юсупова Н.Ж. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Программа факультативного курса по русскому языку «Язык в речевом общении»
Составила учитель русского языка и литературы
Юсупова Наталья Жумашевна
МКОУ «Александровская СОШ»
Быковского муниципального района
Волгоградской области
улица Школьная, 17
Программа факультативного курса
Пояснительная записка
В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Сдача Единого государственного экзамена, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная программа помогает учащимся лучше овладеть языком, учит избегать грамматических и речевых ошибок, совершенствовать речевые умения. Это очень важно для каждого подростка вне зависимости от завтрашней профессиональной судьбы, потому что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем - вузовских дисциплин; создает предпосылки для активного осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни; вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого общения.
Факультативный курс родного языка направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника. При этом не столь важно, свяжет ли в дальнейшем учащийся свою профессию с филологическими науками. Главное, чтобы занятия факультативного курса помогли подростку осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека, научили их критически относиться к своей собственной речи, видеть в них изъяны, которые мешают языку выполнять предназначенную ему роль.
Факультатив «Язык в речевом общении» предназначен для учащихся 7-8 классов. Программа факультативного курса опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Программа факультативного курса рассчитана на 35 учебных часов. Основные формы организации факультативного курса -практические занятия, лекции, беседы, конференции, семинар. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.
Цель факультативного курса - повышение уровня речевой культуры учащихся.
Задачи курса:
- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повысить общую языковую культуру;
- формирование навыков выразительного чтения;
- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности ;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Организация работы кружка
Основой работы факультативного курса по русскому языку является принцип добровольности. Факультативные занятия могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 7-8 классов, так и все желающие.
На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован факультатив «Язык в речевом общении», рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на факультативных занятиях, что нового и интересного они узнают, в чем польза занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий - от 5 до 15 учащихся.
Работа факультативного курса начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года данные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены факультативного курса..
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность факультативных занятий - 60 мин.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;
- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;
-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;
- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.
- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.
По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения факультативных занятий, конференции, диалоги, исследование, комментарии стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся .
Тематическое содержание кружка
№
Тема занятия
Количество часов
аудиторных
внеаудиторных
1.
Вводное занятие. О языке. Единицы языка и разделы лингвистики.
3
2.
Речевое общение. Язык-средство общения между людьми.
Устная и письменная форма общения
2
1
3.
Способ неречевого общения и особенности общения животных.
1
4.
Речевой этикет
1
5.
Речевая ситуация
1
1
6.
Использование жесты и роль мимики в речевом общении.
2
7.
Речевой этикет в русских народных пословицах.
1
1
8.
Роль орфоэпии и интонации в устном общении.
1
9.
Роль орфоэпии в речевом общении.
1
1
10.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка
3
11.
Ударение в современном русском языке.
1
12.
Смыслоразличительная роль ударения
2
13.
Роль интонации в речевом общении
1
14.
Смысловая роль логического ударения
1
1
15.
Смыслоразличительная роль паузы.
1
16.
Смысл, мелодика и пунктуация предложения.
2
17.
Интонация и орфография.
1
18.
Секрет хорошего выступления.
1
19.
Семинар «Язык - душа народа»
1
20.
Защита рефератов и презентаций.
1
Содержание
Вводное занятие. О языке. Единицы языка и разделы лингвистики (3ч)
Формы занятий - беседа, лекция, практикум.
Речевое общение. Язык-средство общения между людьми.
Устная и письменная форма общения(4ч).
Формы занятий - беседа, практикум.
Способ неречевого общения и особенности общения животных(1ч)
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Речевой этикет. Речевая ситуация. Использование жесты и роль мимики в речевом общении. Речевой этикет в русских народных пословицах. (6 ч)
Форма занятий - беседа, практикум, конкурсы, викторина.
Роль орфоэпии и интонации в устном общении. Роль орфоэпии в речевом общении.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка (6ч)
Форма занятий - практикумы, диспут.
Ударение в современном русском языке.
Смыслоразличительная роль ударения. Роль интонации в речевом общении. Смысловая роль логического ударения.
Смыслоразличительная роль паузы (7 ч)
Форма занятий - практикум
Смысл, мелодика и пунктуация предложения. Интонация и орфография (5ч)
Форма занятий - практикум, экскурсия
Секрет хорошего выступления. Семинар «Язык - душа народа». Защита рефератов и презентаций (3ч)
Форма занятий - практикум, семинар.
Материально-техническое обеспечение кружка
Средства ИКТ: компьютер, колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Цифровые образовательные ресурсы
Электронные учебники, хрестоматии и энциклопедии, перечень Интернет - сайтов,
интерактивные наглядные пособия.
Учебно-методическая литература
Энциклопедии, словари, справочная литература, художественная литература по программе.
Для учителя:
1.Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по
русскому языку в средней школе. - М.: Просвещение 1985 - 160с
Эксмо, 2006. - 240 с.
2.Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. - М.: Книга, 1971. - 303 с.
3.Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи: Словарь-справочник. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 352 с.
4.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.
И., Ефремов В. А. - СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004. - 112 с.
5.Орфоэпический словарь русского языка / Авт.-сост. Новинская Н. И. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 336.
6.Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А. М. Ломова.- Воронеж, 1993. - 176 с.
7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа. 1989 - 157с
8.Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1991 - 127 с.
9. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - 6-е изд., перераб. и доп. - М., 1984.
Для обучающихся:
1.Акишина А.А.., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1979.
2.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении (любое издание).
3. Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - ЛЕНИЗДАТ. Социально-коммерческая фирма «ЧЕЛОВЕК» 1991г.
4.Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2001. - 704 с.
5.Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 - 11 классов. - М.: Эксмо, 2006. - 240 с.