Рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А. Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. - М., «Просвещение», 2011

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V - IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, данная рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре данной рабочей программы. Программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 102 часа в год из расчета 3 часа в неделю. В течение года учащиеся пишут 17 контрольных работ: диктантов - 8, изложений - 4, сочинений - 5.

Основной учебник: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2010

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется согласно ПОЛОЖЕНИЮ о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Период обучения в 5 - 11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. В связи с этим приоритетной задачей обучения в основной школе (5- 9 классы) является развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому содержание обучения на этом этапе составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного запаса школьников и расширение круга используемых ими грамматических средств.

На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. На профильном уровне, помимо указанного, происходит углубление лингвистических знаний, а также совершенствование речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Основное содержание.

Русский язык как развивающееся явление

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ .

Контрольный диктант по теме «Повторение».

Изложение по упр. 22.

Причастие

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Контрольный диктант по теме «Причастие. Орфография».

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Выборочное изложение по упр. 130

Сочинение-описание внешности по упр.145

Свободный диктант.

Деепричастие

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

Сочинение.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

Наречие

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

Сочинение с описанием действий по упр. 240.

Изложение.

Контрольный диктант по теме «Наречие».

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния че­ловека или природы

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло­ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль

предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.).

Дефис в предлогах из-за, из-под. Контрольный диктант по теме «Предлог». Сочинение с элементами описания и рассуждения.

Союз

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; упо­требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

Контрольный диктант по теме «Союз»..

Частица

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые части­цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

Итоговый контрольный диктант.

Требования к уровню подготовки учащихся.


I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изучен­ных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от­веты, приводя нужные примеры.

I I. К концу VI I класса учащиеся должны о в л а д е т ь сле­дующими у м е н и я м и и н а в ы к а м и:

- производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные оборо­ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По с в я з н о й ре ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.









ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п\п

урока по теме

Тема урока

недели в модуле

Модуль

Примечание

1

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

1








Повторение изученного в 5-6 классах. (10 ч.)

2

1

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

3

2

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

4

3

Лексика и фразеология.

2

5

4

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

2

6

5

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

2

7

6

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

3

8

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

3

9

8

РР. Изложение №1 (упр. 22).

3

10

9

Текст

4

11

10

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».

4

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (22 ч.)

12

1

Причастие как часть речи.

4

13

2

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

5

14

3

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

5

15

4

Действительные и страдательные причастия

5

16

5

Краткие и полные страдательные причастия.

6

17

6

Действительные причастия настоящего времени

6

18

7

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

2

19

8

РР Сочинение № 1 в публицистическом стиле..

1

20

9

Действительные причастия прошедшего времени.

1

21

10

Контрольный диктант № 2 по теме

« Причастие. Орфография».

2

22

11

Страдательные причастия настоящего времени.

2

23

12

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

2

24

13

Страдательные причастия прошедшего времени

3

25

14

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

3

26

15

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.

3

27

16

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

4

28

17

РР. Выборочное изложение № 2( упр. 130).

4

29

18

Морфологический разбор причастия.

4

30

19

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

5

31

20

Буквы е и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

5

32

21

Закрепление материала по теме «Причастие».

5

33

22

Повторение по теме «Причастие» .

6


Деепричастие (11 ч.)

3





34

1

Контрольный диктант № 3 по теме «Причастие»

6

35

2

Деепричастие как часть речи.

1

36

3

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

37

4

Раздельное написание не с деепричастиями.

1

38

5

Деепричастия несовершенного вида.

2

39

6

РР. Сочинение - описание внешности №2 (упр. 145)

2

40

7

Деепричастия совершенного вида.

2

41

8

Морфологический разбор деепричастия.

3

42

9

Обобщение по теме «Деепричастие».

3

43

10

Закрепление по теме «Деепричастие».

3

44

11

Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие».

4

Наречие (21 ч.)

45

1

Наречие как часть речи.

4

46

2

Смысловые группы наречий.

4

47

3

Степени сравнения наречий.

5

48

4

Морфологический разбор наречия.

5

49

5

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

5

4

50

51

6

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

6

52

7

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

6

53

8

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

1

54

9

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

1

55

10

РР Сочинение с описанием действий №3 (упр. 240).

1

56

11

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

2

57

58

12-13

Буквы а и о на конце наречий с приставками из-,до-,с-.

2-3

59

14

Буквы о и а на конце наречий.

3

60

15

Дефис между частями слова в наречиях.

3

61

16

РР. Изложение №3.

4

62

63

17-18

Слитное и раздельное написание приставок в наречия, образованных от существительных и количественных числительных.

4-4

64

19

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

5



65

20

Обобщение по теме «Наречие».

5

66

21

Контрольный диктант №5 по теме «Наречие».

5

Категория состояния (5 ч.)

67

1

Категория состояния как часть речи.

6

68

2

Морфологический разбор категории состояния.

6

5

69

3

Обобщение по теме «Категория состояния».

6

70

4

Закрепление по теме «Категория состояния».

1

71

5

РР. Сжатое изложение №4.

1

Служебные части речи. Предлог (10 ч.)

1

72

1

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

2

73

2

Употребление предлогов.

2

74

75

3-4

Непроизводные и производные предлоги.

2-3

76

5

Простые и составные предлоги.

3

77

6

Морфологический разбор предлога.

4

78

7

РР. Сочинение №4 с элементами описания и рассуждения.

4

79

8

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

4

80

9

Обобщение по теме «Предлог».

5

81

10

Контрольный диктант №6 по теме «Предлог».

5

Союз ( 8 ч.)

82

1

Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

5

83

2

Союзы сочинительные и подчинительные.

6

84

3

Запятая между союзами в сложном предложении.

6

85

4

Морфологический разбор союза.

6

6

86

87

5-6

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1-1

88

7

Обобщение по теме «Союз».

1

89

8

Контрольный диктант №7 по теме «Союз».

2

Частица ( 13 ч.)

90

1

Частица как часть речи.

2

91

2

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

3

92

3

Смысловые частицы.

3

93

4

Раздельное написание частиц.

3

94

5

Морфологический разбор частицы.

4

95

6

Отрицательные частицы не и ни.

4

96

7

Различение частицы и приставки не, ни, союза ни-ни.

4

97

8

Обобщение по теме «Служебные части речи».

5

98

9

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях.

5

99

10

Знаки препинания при междометиях.

5

100

11

Итоговый контрольный диктант № 8

6

101-102

12-13

Повторение изученного в 7 классе.

6-6



Перечень учебно-методического обеспечения.

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

Основной учебник: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2010

Учебно-методический комплект учителя:

1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2012


График контрольных работ

по русскому языку 7 класс

п/п

Тема урока

урока в модуле

Модуль

1

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».

4

1

2

Контрольный диктант № 2 по теме

« Причастие. Орфография».

2

2

3

Контрольный диктант № 3 по теме «Причастие»

6

2

4

Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие».

4

3

5

Контрольный диктант №5 по теме «Наречие».

5

4

6

Контрольный диктант №6 по теме «Предлог».

5

5

7

Контрольный диктант №7 по теме «Союз».

2

6

8

Итоговый контрольный диктант № 8

6

6


© 2010-2022