- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Материалы по теории литературы Основы стихосложения
Материалы по теории литературы Основы стихосложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Голубева Н.П. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Стихосложение
Образная художественная речь
Прозаическая:
Слова и предложения располагаются свободно
Стихотворная:
Особая ритмическая организация. Она обладает огромной изобразительной силой и позволяет поэту в немногих словах сказать о многом
Ритм (соразмерность) - упорядоченное чередование каких-либо однородных явлений (смена времен года, дня и ночи, регулярность морских приливов и т.д.). В стихотворной речи ритм - мерное повторение сходных элементов: слогов, слов, строк, пауз, интонационной мелодии (напева).
Маяковский: «…ритм - это основная сила, основная энергия стиха».
Единица ритма - стих (отдельная стихотворная строка) Стих может состоять из нескольких предложений и одно предложение из нескольких стихов.
Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал… (А.С.Пушкин)
Каждая отдельная строка обладает внутренним ритмом.
Системы стихосложения:
-
Музыкально-тоническая - (Характерна для устного народного творчества. Одинаковое количество ударений в каждом стихе, равноударность, рифма отсутствует.)
-
Силлабическая - (слоговая)
-
Силлабо-тоническая - (слогоударная)
-
Тоническая - (правильное чередование ударных и безударных слогов в строке (стопах)
Стопа - группа слогов, включающая ударные и безударные слоги с постоянным местом ударения. Количество стоп в стихе (строке) от 2х до 8 (двухстопный ямб, шестистопный и т.д.)
Стихи могут быть равностопные - одинаковое количество стоп в каждой строке
разностопные - число строк в стопах и расположение этих строк свободны, такой стих называется вольным или басенным («Горе от ума» Грибоедова, басни Крылова, «Воспоминание» Пушкина)
Стихотворные размеры
Ямб
Хорей
Дактиль
Амфибрахий
Анапест
«Двадцатый век еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла» (Блок)
«Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит…» (Лермонтов)
«Тучки небесные, вечные странники!» (Лермонтов)
«О ,милые плуты!
Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!» (Некрасов)
«Назови мне такую обитель,
Я того угла не видал…» (Некрасов)
Рифма - звуковой повтор в конце стихов; рифма может быть точной и неточной, богатой, простой и составной.
Мужская рифма - из одного ударного слога: земли росли.
Женская - из ударного с последующим безударным: холодной
Дактилическая - изгнанники (из ударного с последующими двумя безударными)
Гипердактилическая - (более 3х слогов) аленькая
Способы рифмовки: 1. Смежная (парная) - аа бб - 1-2, 3-4
2. Перекрестная - а б а б - 1-3, 2-4
3. Кольцевая (опоясывающая) - 1-4, 2-3 - аб ба
Строфа -
группа стихов, объединенных в ритмическое целое по содержанию, способу рифмовки и интонации. Это синтаксически законченная фраза или группа фраз, связанных общей мыслью и выделенных графически.
В строфе может быть от 2х до 14 стихов.
Двустишие
Трехстишие (редко) - «В начале жизни помню я…» А.Пушкин
Четверостишие (катрен) - перекрестная и кольцевая рифмовка (в основном)
Пятистишие (редко) - «Кавказ» Лермонтова
Шестистишие (секстина)
Семистишие (септима) (редко) - «Бородино» Лермонтова
Восьмистишие ( октава)- аб аб бб гд
Четырнадцатистишие («Онегинская строфа») - «Евгений Онегин» А.Пушкина
Сонет -
это стихотворение, состоящее из 14 стихов
2х четверостиший
2х трехстиший
В основном пишутся пятистопным или шестистопным ямбом.
Дополнительные ритмообразующие средства:
стопы
паузы
стиховые окончания
рифмы
строфы
напевность (устн.нар.стих)
Цезура -
пауза в середине стихотворной строки. Разделяет многостопные стихи на 2 полустишия, многократно повторяясь в стихотворении, усиливает его ритмичность.
Октябрь уж наступил / - уж роща отряхает
Последние листы / с нагих ветвей своих
(А.Пушкин)
Клаузула -
конечный ударный слог с последующим безударным, который представляет собой стиховое окончание.