Технологическая карта к уроку литературы

  Хочу подкинуть в помощь другим (таким же, как и я) преподавателям русского языка и литературы технологическую карту к уроку первого вида (открытие знаний) по произведению Антона Павловича Чехова "Толстый и тонкий".     Тексты Чехова, наверное, никогда не потеряют актуальности. Вот и мы с ребятами, помимо запланированного, обыграли встречу бывших друзей на современный лад. Ведь детки у меня - кадеты; может, когда-то и они окажутся в подобной ситуации: встретят своего друга-одноклассника, ставше...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока

Предмет

Литература

    Класс

    6

      Базовый учебник

      Литература 6, авт. Коровина

        Тема урока

        Урок А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»

          Тип урока

          «Открытие» нового знания

            Планируемые результаты

            Личностные: формировать интерес к литературе, родной культуре и истории; формировать активную жизненную позицию; уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, демонстрировать знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;______________________

            Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; _________________________________________________________________________________________________________________

            Предметные: создать условия, способствующие изучению творчества А.П. Чехова; увидеть художественные особенности произведений; продолжить обучение детальному рассмотрению произведений, элементам анализа.

              Технологии

              Проблемно-диалогическая, личностно-ориентированная

                Формы работы

                Коллективная, индивидуальная

                  Межпредметн.связи

                  История, русский язык

                    Внутрипредметные связи (осн.термины)

                    Лаконизм антитеза,

                      Виды деят-ти учит.

                      Организует, направляет, контролирует, знакомит

                        Виды деятельности учащихся

                        Высказывают свое понимание текста, отвечают на вопросы;

                        _________________________________________________________________________________________________________________

                          Виды используемых ИКТ

                          Компьютер, презентация, мультимедийная установка

                            Интернет-ресурсы

                            my.1september.ru/;

                              Материалы и оборудование

                              Тетради, учебники, ручки,

                                Подгот. этап

                                Подготовка аппаратуры,

                                СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

                                Этапы урока

                                Деятельность учителя

                                № слайда (примечан.)

                                Деятельность обучающихся

                                УУД

                                I. Организационный момент

                                Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

                                Выслушивает доклад командира класса, приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.


                                Командир докладывает о готовности класса к уроку, воспитанники приветствуют учителя, настраиваются на работу.

                                Самоопределение, смыслообразование (Л)

                                Целеполагание (Р)

                                Планирование учебного сотрудничества (К)

                                II.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

                                Цель этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

                                Знакомит кратко с биографией А.П.Чехова.

                                Дает под запись особенности рассказов Чехова.


                                Слушают, познают новое.

                                Делают записи.

                                5

                                Самоопределение (Л)

                                Умение выражать свои мысли (К)

                                Построение логической цели рассуждений (П)

                                Целеполагание (Р)

                                III. Актуализация знаний

                                Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

                                Предлагает работу по вопросам:

                                • Почему это произведение вызвало у вас смех?

                                • Над кем и над чем смеется автор?

                                • Каков смысл названия рассказа?

                                • С помощью каких приемов создается комический эффект в рассказе?

                                • Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (Тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?


                                Вспоминают прочитанное, отвечают на вопросы.

                                Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К)

                                Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

                                (Р)

                                IV. Целеполагание

                                Цель этапа: знакомство с целью и результатом урока

                                Предлагает рассмотреть образы главных героев:

                                Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице?

                                • Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?

                                Работают с текстом.

                                Построение логической цели рассуждений (П)

                                Целеполагание (Р)

                                Самоопределение (Л)

                                Физминутка

                                Будет введена независимо от этапа через 20 минут после начала урока.

                                презентация

                                V. Проблемное объяснение нового знания

                                Цель этапа: обеспечение

                                восприятия, осмысления и первичного закрепления

                                • О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа?


                                • Что изменилось в Тонком внешне и внутренне?

                                • Какова причина перемены настроения Тонкого?

                                • Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого?

                                • Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым?

                                • Зачем же он унижается?


                                • Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев?

                                • Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?

                                слайды

                                В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»

                                Изменения в Тонком:

                                «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)

                                В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)


                                • Нафанаил немного подумал и снял шапку.

                                • Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

                                • Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира…

                                • Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.

                                Поиск и выделение информации;

                                синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

                                Структурирование знаний )

                                Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

                                VI. Первичное закрепление

                                Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции

                                Что высмеивает автор?

                                Знакомит с некоторыми новыми словами.

                                Если позволяет время, знакомит с рассказом «Смерть чиновника».


                                Рассказывают.

                                Самостоятельно анализируют прослушанное.

                                Читают следующие главы.

                                Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

                                Оценивание усвоенного содержания (Л)

                                VII. Итог урока (рефлексия деятельности)

                                Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

                                • Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.

                                Подводит итоги урока, дает рекомендации.

                                Интересуется настроением на уроке.





                                Отвечают на вопросы учителя.

                                Высказывают мнение об уроке. Записывают домашнее задание.

                                Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

                                Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

                                IX. Задание на самоподготовку



                                © 2010-2022