Открытый урок: Обобщение и систематизация знаний по теме Имя существительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Медногорска Оренбургской области









Разработка открытого урока по письму и развитию речи

(9 класс)

Тема:

Обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Подготовила: Рыбакова Е.В.

учитель 1 квалификационной

категории







2016 год

Цели: 1. Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания об имени существительном.

2. Развивать умение определять грамматические признаки имен существительных через

разнообразные формы работы.

3. Воспитывать самостоятельность, мотивацию к получению знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент, психологический настрой учащихся.

II. Постановка целей и задач урока.

- Продолжаем повторять всё, что мы изучили об имени существительном. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить большую работу - вспомнить, какими признаками обладает имя существительное. Не только вспомнить, но и на примерах показать свои знания. Итак, тема нашего урока - Обобщение знаний по теме «Имя существительное» и параллельно этой работе мы проработаем ошибки, которые были допущены в контрольной работе.

Сообщение результатов контрольной работы. Работа над ошибками.

III. Обобщение и систематизация знаний.

А) Фронтальный опрос:

- Давайте вспомним, что обозначает имя существительное?
(Имя существительное обозначает предмет).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы, людей, события, животный и растительный мир)

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

(Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)

Б. Одушевлённые - неодушевлённые имена существительные.

-Какой признак существительных мы можем определить с помощью этих вопросов? (одушевлённость-неодушевлённость;

1. Подчеркните строку, в которой все существительные одушевлённые:

а) пароход, лошадь, кино, кнопка;

б) лес, окно, табун, стекло;

в) моряк, лисица, студент, Снегурочка.

2. Подчеркните строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) лес, листва, тюльпан, урок;

б) стадо, иволга, веретено, медведь;

в) ученик, карандаш, рассвет, год.

(проверка, оценивание)

В. А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные)

Собственные - нарицательные имена существительные.

-Среди имён собственных и нарицательных есть очень важное правило. Кто помнит? (имена собственные пишутся с заглавной буквы)

-Давайте закрепим это правило, выполним задание (задание: соединить слова по смыслу, из скобок выбрать нужную букву)

(П,п)исатель (А,а)лександр (С,с)ергеевич (П,п)ушкин

(К,к)осмонавт (Ю,ю)рий (А,а)лексеевич (Г,г)агарин

(М,м)атерик (Е,е)вразия

Игра «Найди пару»

- Какие имена существительные записаны в 1 столбик? Как они пишутся?

- А какие слова во 2 столбике? Как они пишутся в русском языке?

- Соедините стрелками слова первого столбика со словами второго столбика:

кот мадагаскар

город Москва

Остров Советская

озеро Роза

Улица байкал

девочка Матроскин

- Спишите слова в столбик. Большую букву в собственных именах существительных подчеркните.

Гимнастика для глаз

Г.Род имён существительных

- Имена существительные могут быть м.р., ж.р. и ср.р. Скажите, как правильно определить род имени существительного?

-Какие слова-помощники есть для этого в русском языке? (он- мой, она-моя, оно-моё)

-Следующее задание - записать в таблицу по 3 существительных м.р., ж.р., ср.р.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

(проверка, оценивание)

Д.Число имён существительных.

-Следующим грамматическим признаком имён существительных является число. Скажите, как определить число имени существительного? (ед.ч. - один предмет, мн.ч. - много предметов)

Динамическая пауза

-А теперь немного отдохнём. Если я называю существительные в ед. ч., то вы приседаете, если во мн.ч. - тянетесь вверх.

Е. Падеж имён существительных.

-Итак, у нас остался ещё один признак имени существительного - это падеж. Давайте вспомним, сколько падежей в русском языке? (ученики называют падежи и падежные вопросы)

-А сейчас потренируемся в определении падежей имён существительных (карточки с заданием)

Определи падеж имён существительных: задание на карточках.

- А кто вспомнит как определить безударное падежное окончание существительных

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Безударные окончания имён существительных проверяй ударными в том же склонении.

1-е скл. 1-е скл.

по дорожке по земле

2-е скл. 2-е скл.

с детством с окном

3-е скл. 3-е скл.

для молодёжи для степи

Проверочные слова в каждом склонении

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.

земля конь степь

стена стол грудь

рука плечо

Алгоритм проверки безударных окончаний

1шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.

2шаг. Подбираю проверочное слово-ключ того же склонения и ставлю его в ту же форму.

3шаг. Если у слова-ключа окончание и, значит в данном слове будет такое же окончание.

Если у слова-ключа окончание е, значит в данном слове будет - окончание е

- Комментированное письмо: в морковке, в воздухе, по дороге, из избушки, из печки, на прогулке, от радости, на форточке, у сороки, на заводе, из папки, на вокзале, о родине, в анкете, для утки, с ветки, в пакете, в радости (по алгоритму)

-Работа у доски (устно): Открытый урок: Обобщение и систематизация знаний по теме Имя существительное

IV.Тест - Игра «Крестики-нолики»:

Главная работа - найти ошибки. Найдите их. Правильный ответ обозначаем Х, неправильный - 0.

1. на теплоходи

2. на лошади

3. с тропинке

4. о соседе

5. по площади

6. на мебели

7. в городи

8. к пристани

9. в рощи

V. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание: стр.69 правило; упр.93.

© 2010-2022