- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по дисциплине Русский язык
Рабочая программа по дисциплине Русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пахомова С.С. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«ПЕТРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
для специальностей гуманитарного профиля
среднего профессионального образования
2013 г.
ОДОБРЕНА
Методической предметно-цикловой комиссией
Протокол № 1 от 27.08.2013
Разработана на основе примерной программы учебной дисциплины для специальностей СПО, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008г
ОДОБРЕНА
Методическим советом
Петровского колледжа
Протокол № 1 от 19.09.2013
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол №1, от «03» февраля 2011г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением (полного) общего образования в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Разработчик:
Павлова А. Н. - преподаватель русского языка и литературы
Пахомова С. С. - преподаватель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
15
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
«Русский язык»
1.1. Область применения программы
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением (полного) общего образования в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» при освоении специальностей гуманитарного профиля является одной из наиболее важных общеобразовательных дисциплин, формирующих духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4 Рекомендованное количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 172 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 116 часов;
самостоятельной работы обучающегося 56 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
172
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
116
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
55
5
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
56
В том числе:
Анализ и составление текстов различной стилистической принадлежности
6
Подготовка публичного выступления
Работа с орфографическими и пунктуационными правилами
Чтение и анализ тематических статей
Работа со словарями различных типов
Работа с учебными пособиями
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
4
2
Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и литературной норме.
2
Лабораторные работы
Практические занятия:
чтение и анализ тематических статей.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
анализ тематических статей, отрывков из художественных и других текстов.
2
Тема 1. Лексика и фразеология
Содержание учебного материала
28
1
-
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова.
-
Прямое и переносное значения. Метафора, метонимия, как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация и антитеза.
-
Русская лексика с точки зрения её происхождения. Лексика с точки зрения её употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи. Профессионализмы.
-
Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас.: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета.
-
Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
-
Фразеологизмы. Отличие от слова. Употребление в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
-
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в использовании фразеологизмов. Исправление ошибок.
8
2
Лабораторные работы
Практические занятия:
анализ лексики с точки зрения употребления и происхождения. Выявление в текстах выразительных средств языка оценка выразительных возможностей фразеологизмов.
8
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
работа со словарями различных типов, изучение материалов по русскому быту.
12
Тема 2. Язык и речь. Функциональные стили речи.
Содержание учебного материала
28
1
-
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи: правильность, выразительность, точность, уместность употребления языковых средств.
-
Функциональные стили речи и их особенности.
-
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
-
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.
-
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме.
-
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
-
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств.
-
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связей предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат. Аннотация).Абзац как средство смыслового членения текста.
-
Функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
-
Лингвистический анализ текста.
8
2
Лабораторные работы
Практические занятия
Анализ и составление текстов различной стилистической принадлежности. Информационная переработка текстов.
12
Контрольные работы
Контрольная работа №1 по теме «Лексика и стилистика»
В т.ч. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
работа со словарями различных типов, подбор примеров текстов различной стилевой принадлежности.
8
Тема 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Содержание материала
16
1
-
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение букв и звуков. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонация. Фонетический разбор слова.
-
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение согласных и гласных звуков. Произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
-
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс. Аллитерация.
-
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
-
Употребление буквы ь. Правописание Щ, ё после шипящих и ц.
-
Правописание приставок на з и с. Правописание и, ы после приставок.
4
2
Лабораторные работы
Практические занятия:
фонетический разбор слова, анализ текста на предмет звуковой выразительности, изучение орфографических правил раздела и их практическое применение.
8
Контрольные работы
Контрольная работа №2 по теме «Фонетика. Орфоэпия»
В т.ч. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
работа с орфоэпическим и орфографическим словарями. Выполнение упражнений на закрепление правила, подбор слов с ударением разных типов. Работа со стихотворными текстами с целью выявления фонетических приёмов.
4
Тема 4. Морфемика. Словообразование. Орфография.
Содержание учебного материала
14
-
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность, синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор.
-
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
-
Употребление приставок и суффиксов в разных стилях. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повторением однокоренных слов.
-
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание пре- и при. Правописание сложных слов.
6
2
Лабораторные работы
Практические занятия:
морфемный разбор слова, определение способов словообразования, анализ словообразования профессиональной лексики, исправление ошибок, связанных с неоправданным повторением однокоренных слов, изучение орфографических правил раздела и их применение.
4
Контрольные работы
Контрольная работа №3 по теме «Морфемика. Словообразование»
В т.ч. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
работа с орфографическим и словообразовательным словарями.
4
Тема 5. Морфология и орфография.
Содержание учебного материала
28
2
-
Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства в морфологии. Имя существительное и его грамматические разряды. Род, число, падеж, склонение существительных. Правописание окончаний. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имён существительных. Употребление форм существительных в речи.
-
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды. Степени сравнения. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор. Употребление форм в речи.
-
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды. Правописание и морфологический разбор. Употребление в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое с существительными разного рода.
-
Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Значение. Лексико-грамматические разряды. Правописание, морфологический разбор. Употребление в речи.
-
Глагол. Грамматические признаки. Правописание суффиксов и личных окончаний. Не с глаголами. Морфологический разбор. Употребление форм в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
-
Причастие и деепричастие как особые глагольные формы. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями.
-
Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
-
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
-
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречия. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречий. Слова категории состояния.
10
Лабораторные работы
Практические занятия:
анализ основных выразительных средств морфологии, изучение грамматических разрядов частей речи, анализ использования разных частей речи в текстах разных стилей. Изучение орфографических и пунктуационных правил раздела и их практическое применение.
8
Контрольные работы
Контрольная работа №4 по теме «Морфология»
В т.ч. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
работа со словарями различных типов.
10
Тема 6. Служебные части речи.
Содержание учебного материала
20
2
-
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами.
-
Союз как часть речи. Правописание. Употребление в простом и сложном предложении. Союзы как средства связи предложений в тексте.
-
Частица как часть речи. Правописание частиц не и ни с разными частями речи.
-
Частицы как средства выразительности речи. Употребление в речи.
-
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
6
Лабораторные работы
Практические занятия:
выявление предлогов, частиц, междометий в различных текстах. Анализ правил правописания частиц, междометий и предлогов и их практическое применение. Анализ и практическое применение пунктуационных правил.
6
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
работа с орфографическим словарём.
8
Тема 7. Синтаксис и пунктуация.
Содержание учебного материала
36
2
-
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Предложение. Сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. . Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в простом предложении. Синонимия словосочетаний.
-
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Синтаксические функции и роль порядка слов в предложении.
-
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов - сказуемых, как средство связи предложений в тексте.
-
Второстепенные члены предложения. Роль в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельство времени и места как средство связи предложений в тексте.
-
Односоставное и неполное предложение. Виды односоставных с главным членом в форме подлежащего, с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы, использование их в разных стилях и типах речи. Использование неполных предложений в речи.
-
Осложненное простое предложение. Однородные члены и знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных определений в различных стилях речи.
-
Обособленные и уточняющие члены. Обособление определений, дополнений, обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
-
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов - омонимов. Употребление вводных слов в речи, стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
-
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки при прямой речи, цитатах, диалоге. Замена прямой речи косвенной.
-
Сложное предложение. Сложносочинённое. Знаки препинания. Употребление сложносочинённых предложений в речи.
-
Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания. Использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи.
-
Бессоюзное сложное предложение. Знаки. Использование в речи. Знаки в сложном с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение..
14
Лабораторные работы
Практические занятия:
анализ выразительных средств синтаксиса, синтаксический разбор словосочетаний, определение типов предложений, создание предложений различных типов, изучение пунктуационных правил и практическое применение.
12
Контрольные работы
Контрольная работа №5 по теме «Синтаксис»
В т.ч. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение пунктуационных правил.
10
Всего:
172
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий: основной учебник или пособие, тексты художественных произведений, портреты писателей.
Технические средства обучения:
- аудио- и видеоматериалы,
- телевизор и проигрыватель,
- видеопроектор,
- экран,
- персональный компьютер (ноутбук).
3.2. Информационное обеспечение обучения
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
-
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2012.
-
Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для 10 классов. Базовый уровень. - М., 2012.
-
Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для 11 классов. Базовый уровень. - М., 2012.
-
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2012.
-
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 9-е изд., испр. - М., 2010.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2011.
Дополнительная литература
-
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
-
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.
-
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.
-
Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004.
-
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2010.
-
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2012.
-
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2011.
-
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2009.
-
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 2010.
-
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2011.
-
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2012.
-
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. - М., 2009.
-
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2009
-
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2010.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2009.
-
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. - М.. 2009.
-
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., 2004.
-
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 2009.
-
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2010.
-
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2011.
-
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2009.
-
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. - М.. 2009.
Словари
-
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2010.
-
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
-
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.
-
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.
-
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2010.
-
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2009.
-
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2010.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2009.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2012.
-
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2009.
-
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2009.
-
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2010.
-
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2012.
-
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2011.
-
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2010.
-
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2009.
-
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2010.
-
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2011.
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2010.
-
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2009.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен
Знать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
Оценка устного и письменного опроса
Оценка выполнения практических заданий
уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Оценка устного и письменного опроса
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Оценка выполнения проблемно-ориентированных задач и представление результатов работы в виде устного ответа
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
Оценка работы с учебной литературой, составление конспекта
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Оценка устного ответа, участия в дискуссии
7