Рабочая программа по дисциплине Русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«ПЕТРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Русский язык



для специальностей гуманитарного профиля

среднего профессионального образования

















2013 г.

ОДОБРЕНА

Методической предметно-цикловой комиссией

Протокол № 1 от 27.08.2013

Разработана на основе примерной программы учебной дисциплины для специальностей СПО, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008г

ОДОБРЕНА

Методическим советом

Петровского колледжа

Протокол № 1 от 19.09.2013



Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол №1, от «03» февраля 2011г.)

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением (полного) общего образования в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Разработчик:

Павлова А. Н. - преподаватель русского языка и литературы

Пахомова С. С. - преподаватель русского языка и литературы



СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


18












1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

«Русский язык»

1.1. Область применения программы

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением (полного) общего образования в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» при освоении специальностей гуманитарного профиля является одной из наиболее важных общеобразовательных дисциплин, формирующих духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.4 Рекомендованное количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 172 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 116 часов;

самостоятельной работы обучающегося 56 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

172

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

116

в том числе:

практические занятия

контрольные работы

55

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

В том числе:

Анализ и составление текстов различной стилистической принадлежности

6

Подготовка публичного выступления

Работа с орфографическими и пунктуационными правилами

Чтение и анализ тематических статей

Работа со словарями различных типов

Работа с учебными пособиями

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

4

2

Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и литературной норме.

2

Лабораторные работы

Практические занятия:

чтение и анализ тематических статей.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

анализ тематических статей, отрывков из художественных и других текстов.

2

Тема 1. Лексика и фразеология

Содержание учебного материала

28

1

  • Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова.

  • Прямое и переносное значения. Метафора, метонимия, как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация и антитеза.

  • Русская лексика с точки зрения её происхождения. Лексика с точки зрения её употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи. Профессионализмы.

  • Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас.: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета.

  • Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

  • Фразеологизмы. Отличие от слова. Употребление в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.

  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в использовании фразеологизмов. Исправление ошибок.

8

2

Лабораторные работы

Практические занятия:

анализ лексики с точки зрения употребления и происхождения. Выявление в текстах выразительных средств языка оценка выразительных возможностей фразеологизмов.

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

работа со словарями различных типов, изучение материалов по русскому быту.

12

Тема 2. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала

28

1

  • Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи: правильность, выразительность, точность, уместность употребления языковых средств.

  • Функциональные стили речи и их особенности.

  • Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

  • Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.

  • Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме.

  • Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

  • Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств.

  • Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связей предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат. Аннотация).Абзац как средство смыслового членения текста.

  • Функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

  • Лингвистический анализ текста.

8

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Анализ и составление текстов различной стилистической принадлежности. Информационная переработка текстов.

12

Контрольные работы

Контрольная работа №1 по теме «Лексика и стилистика»

В т.ч. 1

Самостоятельная работа обучающихся:

работа со словарями различных типов, подбор примеров текстов различной стилевой принадлежности.

8

Тема 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Содержание материала

16

1

  • Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение букв и звуков. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонация. Фонетический разбор слова.

  • Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение согласных и гласных звуков. Произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

  • Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс. Аллитерация.

  • Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

  • Употребление буквы ь. Правописание Щ, ё после шипящих и ц.

  • Правописание приставок на з и с. Правописание и, ы после приставок.

4

2

Лабораторные работы

Практические занятия:

фонетический разбор слова, анализ текста на предмет звуковой выразительности, изучение орфографических правил раздела и их практическое применение.

8

Контрольные работы

Контрольная работа №2 по теме «Фонетика. Орфоэпия»

В т.ч. 1

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с орфоэпическим и орфографическим словарями. Выполнение упражнений на закрепление правила, подбор слов с ударением разных типов. Работа со стихотворными текстами с целью выявления фонетических приёмов.

4

Тема 4. Морфемика. Словообразование. Орфография.

Содержание учебного материала

14


  • Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность, синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор.

  • Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

  • Употребление приставок и суффиксов в разных стилях. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повторением однокоренных слов.

  • Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание пре- и при. Правописание сложных слов.

6

2

Лабораторные работы

Практические занятия:

морфемный разбор слова, определение способов словообразования, анализ словообразования профессиональной лексики, исправление ошибок, связанных с неоправданным повторением однокоренных слов, изучение орфографических правил раздела и их применение.

4

Контрольные работы

Контрольная работа №3 по теме «Морфемика. Словообразование»

В т.ч. 1

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с орфографическим и словообразовательным словарями.

4

Тема 5. Морфология и орфография.

Содержание учебного материала

28

2


  • Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства в морфологии. Имя существительное и его грамматические разряды. Род, число, падеж, склонение существительных. Правописание окончаний. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имён существительных. Употребление форм существительных в речи.

  • Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды. Степени сравнения. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор. Употребление форм в речи.

  • Имя числительное. Лексико-грамматические разряды. Правописание и морфологический разбор. Употребление в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое с существительными разного рода.

  • Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Значение. Лексико-грамматические разряды. Правописание, морфологический разбор. Употребление в речи.

  • Глагол. Грамматические признаки. Правописание суффиксов и личных окончаний. Не с глаголами. Морфологический разбор. Употребление форм в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

  • Причастие и деепричастие как особые глагольные формы. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями.

  • Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

  • Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

  • Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречия. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречий. Слова категории состояния.

10

Лабораторные работы

Практические занятия:

анализ основных выразительных средств морфологии, изучение грамматических разрядов частей речи, анализ использования разных частей речи в текстах разных стилей. Изучение орфографических и пунктуационных правил раздела и их практическое применение.

8

Контрольные работы

Контрольная работа №4 по теме «Морфология»

В т.ч. 1

Самостоятельная работа обучающихся:

работа со словарями различных типов.

10

Тема 6. Служебные части речи.

Содержание учебного материала

20

2


  • Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами.

  • Союз как часть речи. Правописание. Употребление в простом и сложном предложении. Союзы как средства связи предложений в тексте.

  • Частица как часть речи. Правописание частиц не и ни с разными частями речи.

  • Частицы как средства выразительности речи. Употребление в речи.

  • Междометия и звукоподражательные слова. Правописание. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

6

Лабораторные работы

Практические занятия:

выявление предлогов, частиц, междометий в различных текстах. Анализ правил правописания частиц, междометий и предлогов и их практическое применение. Анализ и практическое применение пунктуационных правил.

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с орфографическим словарём.

8

Тема 7. Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

36

2


  • Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Предложение. Сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. . Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в простом предложении. Синонимия словосочетаний.

  • Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Синтаксические функции и роль порядка слов в предложении.

  • Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов - сказуемых, как средство связи предложений в тексте.

  • Второстепенные члены предложения. Роль в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельство времени и места как средство связи предложений в тексте.

  • Односоставное и неполное предложение. Виды односоставных с главным членом в форме подлежащего, с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы, использование их в разных стилях и типах речи. Использование неполных предложений в речи.

  • Осложненное простое предложение. Однородные члены и знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных определений в различных стилях речи.

  • Обособленные и уточняющие члены. Обособление определений, дополнений, обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

  • Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов - омонимов. Употребление вводных слов в речи, стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

  • Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки при прямой речи, цитатах, диалоге. Замена прямой речи косвенной.

  • Сложное предложение. Сложносочинённое. Знаки препинания. Употребление сложносочинённых предложений в речи.

  • Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания. Использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи.

  • Бессоюзное сложное предложение. Знаки. Использование в речи. Знаки в сложном с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение..

14

Лабораторные работы

Практические занятия:

анализ выразительных средств синтаксиса, синтаксический разбор словосочетаний, определение типов предложений, создание предложений различных типов, изучение пунктуационных правил и практическое применение.

12

Контрольные работы

Контрольная работа №5 по теме «Синтаксис»

В т.ч. 1

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение пунктуационных правил.

10

Всего:

172

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся,

- рабочее место преподавателя,

- комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий: основной учебник или пособие, тексты художественных произведений, портреты писателей.

Технические средства обучения:

- аудио- и видеоматериалы,

- телевизор и проигрыватель,

- видеопроектор,

- экран,

- персональный компьютер (ноутбук).

3.2. Информационное обеспечение обучения

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2012.

  2. Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для 10 классов. Базовый уровень. - М., 2012.

  3. Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для 11 классов. Базовый уровень. - М., 2012.

  4. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2012.

  5. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 9-е изд., испр. - М., 2010.

  6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2011.

Дополнительная литература

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.

  3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.

  4. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004.

  5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2010.

  6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2012.

  7. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2011.

  8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2009.

  9. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 2010.

  10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2011.

  11. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2012.

  12. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. - М., 2009.

  13. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2009

  14. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2010.

  15. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2009.

  16. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. - М.. 2009.

  17. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., 2004.

  18. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 2009.

  19. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2010.

  20. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2011.

  21. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2009.

  22. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. - М.. 2009.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2010.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.

  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.

  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.

  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2010.

  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2009.

  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2010.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2009.

  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2012.

  10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2009.

  11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2009.

  12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2010.

  13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2012.

  14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2011.

  15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2010.

  16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2009.

  17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2010.

  18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2011.

  19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2010.

  20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2009.




4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен

Знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

Оценка устного и письменного опроса

Оценка выполнения практических заданий

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Оценка устного и письменного опроса

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Оценка выполнения проблемно-ориентированных задач и представление результатов работы в виде устного ответа

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Оценка работы с учебной литературой, составление конспекта

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Оценка устного ответа, участия в дискуссии

7


© 2010-2022