Урок закрепления и применения новых знаний на практике в технологии деятельностного метода

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по русскому языку

Тип урока: Урок закрепления и применения новых знаний на практике в технологии деятельностного метода

Основные цели:

Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о суффиксе и его назначении в слове.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к русскому языку.

Задачи урока:

Образовательные:

1.выявить затруднение в усвоении учебного материала, определить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Суффикс».

Развивающие:

развивать навыки словообразовательного разбора и разбора слова по составу;

совершенствовать умение видеть орфограмму в суффиксах существительных

развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

Воспитательные:

1.воспитывать ответственность, собранность, создать условия для реализации самооценки учащихся.

Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове;

Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.

Метапредметные результаты обучения: умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.

Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Принципы обучения:

Дидактические:

Научности (представление об омонимичных словообразовательных суффиксах и формообразовательных суффиксах).

Доступности (опора на знания о суффиксе, его функции, значениях).

Активности и сознательности учащихся в обучении (составление алгоритма;

Наглядности (использование карточки дидактического материала).

Общеметодические:

• Структурно-семантический (сопоставление структуры и значений слов).

• Функциональный (опора на знания о суффиксе и его функции).

• Внутриуровневых и межуровневых связей (лексическое и грамматическое значения слов, выраженное с помощью суффиксов).

Частнометодические:

• Мотивационный (учащиеся сами определяют зону актуального развития и зону ближайшего развития через условные обозначения).

Методы формирования понятий и контроля знаний

• Постановка учащимися учебных задач.

• Решение учащимися учебных задач.

• Выполнение заданий по тексту, составление алгоритма.

• Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.

Методы формирования умений

• Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.

Средства обучения:

• карточки с заданиями,

• таблица "Суффиксы и их значения".

Этапы урока

Содержание этапа .

1.Организационный момент

цель , которая должна быть достигнута учащимися :подготовиться к продуктивной работе на уроке .

цель , которую учитель хочет достичь на данном этапе :Способность подготовке учащихся к продуктивной работе .

задачи :

-создать положительный эмоциональный настрой ;

Методы : словесные , объяснительно-иллюстративные .

-Добрый день .Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность .

- Чему были посвящены наши последние уроки?

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с суффиксами и их назначением в слове и выявим затруднения в усвоении данной темы.

- Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, пробелы в знаниях, а потом сами исправим их и получим новое знание)

- Что мы должны делать, если хотим получить хорошие знания? (трудиться)

Если постараться,

Можно разобраться,

Если потрудиться -

многого добиться.

2. опрос учащихся по заданному материалу .

Цель, которая должна быть достигнута учащимися : повторить сведения о суффиксах, для открытия новых знаний .

Цель , которую хочет достичь учитель :

организовать работу по повторению сведений о суффиксах.

Методы организации работы : словесные.

Методы: учебный диалог , работа в группах .

- С чего начнём работу на уроке?

(С повторения)

- Что такое морфема?

- Что такое суффикс?

-Для чего служит суффикс?

Работа в группах.

1 группа.

Одинаковы ли суффиксы в словах учительство и строительство?

Ребята выполняют разбор слов по составу.

2 группа.

Спишите, вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму.

Велосипед…к,ореш…к, гараж…к, салат…к, карниз…к, солдат…к, грибоч…к, паркет…к, брат…к, горош…к, ровеснич…к, лепесточ…к.

3. Изучение учебного материала .

А.Актуализация опорных знаний .

Цель, которую хочет достичь учитель :создать проблемную ситуацию для проведения к теме урока .

Методы : пробуждающий от проблемной ситуации диалог .

Б .Постановка учебной задачи .

Цель : обсудить затруднение и сформулировать цель урока .

Метод :работа по плану


− Какое задание вы выполняли?

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем ,одинаковы ли суффиксы в данных словах).

− Почему же возникло затруднение?

(Мы не знаем значения суффиксов, не можем правильно выполнить разбор слов по составу).

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Повторить всё, что знаем о суффиксе, повторить значение и правописание суффиксов существительных и прилагательных )

− Сформулируйте тему урока. (Суффикс и его назначение в слове)

− Чтобы вы смогли сами устранить ошибки, я вам предлагаю работать по плану.

На доску вывешивается план:

Понаблюдать за составом слов - имён существительных и прилагательных.

Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: с помощью каких суффиксов образуются имена существительные и прилагательные.

Создать опорную схему для решения поставленных задач.

В) Открытие новых знаний

Цель:обсудить проект решения учебной задачи и составить алгоритм действия .

Методы : учебный диалог, моделирование, работа в группах, составление алгоритма.

−Я предлагаю вам работать в группах.

(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)

− Выполните задания в группах.

(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)

Строить строительство

Собирать собирательство

Учить учительство

Вывод: суффиксы в приведённых словах разные: учительство - это «учителя и учительницы», значит, слово делится на части выделением трёх суффиксов (и, тель, ств). Строительство - это процесс возведение сооружений, а собирательство - это процесс собирания чего-либо, поэтому здесь суффикс тельств. Значит, чтобы правильно выделить суффикс в слове, следует правильно определить его значение.

Платоч…к, зайч…к, пирожоч…к, ключ…к, мяч…к, подзаголовоч…к, стульч…к, брат…к.

Вывод: в словах с суффиксом ек гласный е становится беглым. Например, платочек - платочка.

Составляем алгоритм действия.

1.Находим орфограмму в суффиксах ек,ик.

2.Изменяем форму слова.

3. Смотрим, есть ли беглый гласный.

4.Да, пишу ек; нет, пишу ик.

4.Первичное закрепление .

Цель :учиться правильно писать слова с суффиксом ик и ек .

Задачи :умение выполнять действие по алгоритму .

методы : фронтальная , работа в парах.

− Закрепить правильно писать слова с суффиксом ик и ек вам поможет следующее упражнение: с.164 упр. 397.

- Подберите однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение.

- Расскажите друг другу, как образовались эти слова

(затем несколько учеников проговаривают вслух)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель :каждый для себя должен сделать вывод о том ,что он уже умеет .

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Машина - машинист

Гитара - гитарист

Пианино - пианист

Виолончель - виолончелист

Водит - водитель

Переплетает - переплётчик

Грузит - грузчик

Охотится - охотник

Добывает - добытчик.

Забор -заборчик

Мотор - моторчие

Порог - порожек

Лещ -лещик

Пёс - пёсик

Ребята выделяют суффиксы

6.Включение в систему знания и повторения .

Задачи :учить подводить итог работе, делать выводы

Цели :воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста.

Методы :разгадывание шарады

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

- Разгадайте шарады.

Корень тот же, что и в слове склоняться, суффикс тот же, что и в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое - грамматический термин.

Корень тот же, что и в слове полагать ,приставка из слова приложение, суффикс тот же, что и в слове восклицательный, окончание такое же, как в слове числительное, а целое - слово, обозначающее признак предметов.

- Составьте и запишите словосочетания с этими словами, разберите их по составу.

- Запишите новые словарные слова: конфета, корзина, костюм. Как эти слова связаны с темой нашего урока? Можно ли образовать от этих слов новые. Добавив суффикс. Какие слова у вас получились. С одним из слов составьте простое предложение, запишите его.

5 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель :осознание учащимися своей УД ,самооценка результатов деятельности своей и класса.

-− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

-Ребята , у вас на партах лежит конверт .В нем вы найдете изображения трех предметов :чемодан , мясорубка и корзина для мусора .Вы должны выбрать оставить его у себя только тот рисунок , который считаете нужным .Чемодан- на уроке чувствовал себя хорошо и полученные знания пригодятся в дальнейшем .Мясорубка - не все понял на уроке ,полученную информацию нужно дома переработать .

Корзина -ничего не понял , знания не пригодятся.

- Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

- Как не ошибиться при обозначении суффикса в слове?

С помощью каких суффиксов образуются существительные?

Как проверить правописание е и и в суффиксах ек и ик?

− Что вам помогло восполнить пробелы в знаниях и открыть новое знание?

Был ли этот урок для вас полезным?

Домашнее задание .

Цель :закрепить и систематизировать знания учащихся о суффиксе и его назначении в слове



© 2010-2022