Конспект интегрированного урока по русскому языку Путешествие в страну Энтомологию (7класс)

Форма урока: Урок - путешествие Интегрированный урок в 7 классе Цель урока: показать значение русского языка в освоении биологии. Задачи: 1) образовательные: - расширить знания учащихся в области этимологии слова; - познакомить учащихся с наукой энтомологией; - повторить орфограммы и пунктограммы; - совершенствовать умение морфемного и морфологического анализа слова; - вызвать интерес к изучению гуманитарных и естественных наук; ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие в страну Энтомологию

Форма урока: Урок - путешествие

Интегрированный урок в 7 классе

Цель урока: показать значение русского языка в освоении биологии.

Задачи:

1) образовательные:

- расширить знания учащихся в области этимологии слова;

- познакомить учащихся с наукой энтомологией;

- повторить орфограммы и пунктограммы;

- совершенствовать умение морфемного и морфологического анализа слова;

- вызвать интерес к изучению гуманитарных и естественных наук;

2) развивающие:

- расширить кругозор учащихся;

- формировать у учащихся культуру речевого общения;

- развивать познавательный интерес учащихся, их потребность в углублении знаний об окружающем мире;

3) воспитательные:

- воспитывать у учащихся внимание и интерес к окружающему миру;

- формировать навыки самостоятельной подготовки к уроку, желания самостоятельного поиска нужного материала;

4) метапредметные:

- научить сравнивать и сопоставлять различные факты и понятия таких разных наук, как биология и русский язык;

- развивать логическое мышление учащихся;

- продолжить формирование образного восприятия произведений литературы.

Оборудование урока:

Словари - этимологические, толковые. Карточки с текстом для орфографического, пунктуационного, морфологического разборов.

Книга Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

Плакаты, иллюстрации, картины с изображением насекомых.

Методические приемы:

Беседа с учащимися; объяснения учителя русского языка и учителя биологии; реализация межпредметных связей; сообщения учеников; выразительное чтение; работа со словарями; работа над орфографическим, пунктуационным, морфологическим разборами; лингвистическая игра.


Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя русского языка.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие в страну с

интересным названием - Энтомология. Кто из вас может сказать, что значит это слово? (Ответы учащихся)

А где найти правильный ответ? Верно, в толковых словарях. Энтомология - наука о жизни насекомых. Как видите, без книг - словарей нам в путешествии не обойтись.

Мы редко задумываемся, какое значение в изучении самых разных наук имеет русский язык, помогающий нам разбираться в многообразии окружающего мира. И наше путешествие поможет нам понять роль русского языка в изучении природы.


  1. «Верхом на стрекозе».

(Работа с книгой Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»)

- Кто-то из вас, ребята, наверное, читал книгу Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». В ней рассказывается, как брат и сестра, выпив чудесной жидкости в кабинете профессора Ивана Гермогеновича Енотова, стали крошечными и отправились в путешествие в мир насекомых, где их подстерегали не только смертельные опасности, но и удивительные открытия. Представим, что с нами произошло то же самое. Итак, в дорогу!

«Стрекоза летела, шумя прозрачными, жесткими крыльями. Они гремели, точно листовое железо.

Упругий ветер мчался навстречу, рвал волосы, пронзительно свистел в ушах.

Он бил в лицо, слепил глаза. Дышать было трудно. Крепко вце­пившись в стрекозу, обхватив ее руками и ногами, ребята сидели ни живы ни мертвы...

Стрекоза мчалась, плавно взлетая на воздушные горы и стре­мительно скатываясь вниз...

Два передних крыла стояли в воздухе почти неподвижно. Их движения были еле заметны. Изредка они выгибалась то вверх, то вниз, и тотчас же стрекоза или опускалась ниже, или взлетала еще выше.

Этими крыльями она, как видно, управляла при полете. И они же поддерживали ее в воздухе. Но зато два задних крыла мелькали, как пропеллеры. Они гудели и выли, быстро загребая воздух, и, отталкиваясь от него, гнали стрекозу вперед. Но вот задние крылья начали приподниматься вверх и вдруг встали ребром, как паруса. В спину подул ровный ветер. Стрекоза бесшумно, как воздушная яхта, поплыла в воздухе».

III. Работа со словарями.

- Но вот стрекоза опустилась на поляну со странным названием «Био». Назовите хорошо знакомое вам слово, которое начинается с «био». Правильно, это биология. А чтобы узнать, что означает это слово, заглянем в словарь. Какой словарь поможет нам? Верно, этимологический, ведь именно он рассказывает о происхождении слов.

( Читает ученик) «В переводе с греческого bios - жизнь, logos - учение. Значит, биология - это наука о жизни, о живом. Точнее, это совокупность наук о живой природе».

- А теперь заглянем в разные словари и убедимся, что в любом словаре целый блок отведен для слов, начинающихся с греческого корня «био». Найдем и назовем их. (Биогеография, биография, бионика, биосфера, биофизика, биохимия и т. д.)

- Выясните с помощью словарей значения слов с корнем «био», имеющих отношение к науке биологии.

Биогеография - наука о закономерностях распространения и распределения по земному шару животных, растений и микро­организмов.

Бионика - наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жиз­недеятельности организмов.

Биосфера - оболочка Земли, основные особенности которой обусловлены прошлой или современной деятельностью живых ор­ганизмов.

Биофизика - наука, изучающая физические и физико-химиче­ские процессы, протекающие в живых организмах.

Биохимия - наука, изучающая свойственные живой материи, химические процессы.

- Как мы видим, все эти термины относятся к наукам, изучающим явления и закономерности природы, то есть к естественным наукам.

IV.Слово учителя биологии.

- Одна из наук, входящих в совокупность биологических, изучается нами в 7-м классе.

Конечно же, это зоология. Энтомология - один из разделов зоологии - изучает класс насекомых: их анатомию, эмбриологию, физиологию, экологию, их распространение, методы борьбы с вредителями.

Насекомые - пионеры в мире животных. Они первыми вышли на сушу, первыми научились летать и первыми создали сложнейшие общественные поселения.

- Каково место класса насекомых в многообразии животного мира? (Ответы учащихся)

- Насекомых на Земле больше, чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых.

V. Сообщения учеников.

1. Что же означает русское слово насекомое?

В учебнике «Биология животных» сказано: «Свое название на­секомые получили за характерные насечки на брюшке».

Одной из самых характерных черт насекомых является рассече­ние тела на сегменты, резкое его деление на голову, грудь и брюшко, которые соединены короткими и иногда очень тонкими перемыч­ками.

Понятно, что слова насечки и насекомое - однокоренные, мы наблюдаем обычное для русского языка чередование согласных в корне -сек- - -сеч-.

А какой частью речи является слово насекомое?

Оно восходит к глаголу насекать в одном из его значений - «де­лать насечки». Получается, что слово насекомое - это страдательное причастие настоящего времени от глагола насекать, так же как, например - ведомый -страдательное причастие настоящего времени от глагола вести.

Заметим, что причастие насекомое давно уже перешло в разряд имен существительных. Впрочем, слово животное тоже восприни­мается только как существительное, хотя по происхождению это прилагательное от существительного живот в устаревшем значении «жизнь».

2. О некоторых латинских терминах энтомологии.

Мы выяснили, что происхождение многих слов, связанных с биологией, имеет греческое происхождение. Необходимо отметить и значение другого классического языка - латыни. Известно, что латынь - язык науки.

Латинское слово insecare («инсекарэ») означает «нарезать, на­секать». Причастие прошедшего времени от этого глагола insektum («инсэктум»). От него и произошло научное название insecta («инсекта») - насекомые.

Получается, что русское слово насекомые - это так называемая калька с латыни. Приведем примеры заимствованных и освоенных русским языком латинских слов с этим корнем. Инсектициды (от лат. insectum - насекомое и caedo - убиваю)

химические средства борьбы с вредными насекомыми. Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред некоторые насекомые наносят как кровососы, переносчики возбудителей ряда заболеваний. Для борьбы с ними и применяются инсектициды.

Инсектарий - помещение для содержания, выведения или разведения насекомых; разновидность вивария. В инсектариях наблюдают за жизнью насекомых; разводят полезных энтомо­фагов (животных, питающихся насекомыми) для биологических методов борьбы с вредителями; насекомых - для лабораторных экспериментов (в области токсикологии, генетики, биофизики и др. ).

Для наблюдения за жизнью муравьев пользуются особым ин­сектарием - формикарием (от лат. formica - муравей), в котором устраиваются гнездо и выгул, куда муравьи выходят за кормом. Такоe особое отношение к муравьям вызвано, вероятно, уважением к трудолюбию этих животных.

3. Развитие насекомых

Развитие насекомых сопровождается Сменой стадий (фаз) и пре­вращением - метаморфозом, при неполном превращении выражены три стадии - яйцо, личинка (нимфа) и взрослое насекомое, или имаго; при полном - между личинкой и имаго есть еще стадия куколки.

К насекомым с неполным превращением относятся (из ныне живущих) отряды подёнок и стрекоз, а также таракановые, бого­моловые, термиты, прямокрылые, кожистокрылые, равнокрылые, клопы, пузыреногие, пухоеды, сеноеды и др. Вот примеры нимф насекомых с неполным превращением: щитовка, клоп-черепашка, стрекоза коромысло, подёнка, веснянка.

Согласитесь, тот, кто давал этим насекомым названия, обладал богатым воображением. Насекомые с полным превращением включают следующие отря­ды: жуки, веерокрылые, вислокрылки, верблюдки, сетчатокрлые, ручейники, бабочки, блохи, двукрылые, перепончатокрылые и др. Среди этих насекомых тоже немало интересных названий: вислокрылка, чёрная жужелица, жук-вертячка, водолюб, щелкун, короед, усач, листоед, щитоноска, скорпионница, верблюдка, комар­-кycaкa, львинка, долгоножка, слепень, капустная муха, капустная белянка и др.

Действительно, можно говорить о «специальностях» насекомых: например, «царь насекомых» - муравьиный лев; есть могильщик, пилильщик, есть даже адмирал.

Даже не видя этих насекомых, мы представляем их образы, созданные энтомологами-исследователями всего в одном слове - на­звании этих маленьких животных.

VI. Объяснительный диктант.

Учитель русского языка.

- Каждый из вас получил карточку - отрывок текста из учебника «Биология животных»:

«Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других «специалистов». Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку: например, хищные жуки, наездники. Есть общественные насекомые, живущие большими семьями: муравьи, термиты, пчелы».

- Выполним задание по группам: 1-я группа объяснит орфограммы;

2-я - знаки препинания;

3-я даст характеристику причастий.


  1. Беседа о роли насекомых в природе.

(Учитель биологии). Обсуждение, устные ответы учеников, выводы.

- Роль насекомых в природе необычайно разнообразна. Они участвуют в круговороте веществ, так как используют самые разнообразные источники пищи (от живого растения и тела других животных до разлагающихся остатков растительного и животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелко­пряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пи­щей для ряда промысловых животных - млекопитающих, птиц и рыб. Остатки ископаемых насекомых помогают определить геологический возраст отложений, климат и биогеоценозы про­шлого.


  1. Игра «В мире насекомых».

1. Что мы называем осиной талией?

1) талию осы; 2) перемычку осины; 3) очень тонкую женскую талию; 4) ось вращения.

(Ответ: 3.)

2. Откуда взялось название бабочки махаон?

1) из греческой мифологии; 2) из римской мифологии; 3) от глагола «махать»; 4) от фамилии энтомолога. (Ответ: 1. В греческой мифологии Махаон- сын Асклепия, ге­рой-врачеватель. Под Троей он участвовал в боях, исцелял раны героям.)

3. Эвмены - это:

1) культовое наименование подземных богинь родовой мести, 2) подсемейство насекомых из группы одиночных ос; 3) пункты об­мена валюты восточных стран; 4) слово, родственное слову «эв­рика».

(Ответ: 2. Кстати, эвмениды (или эринии) - культовое на­именование подземных богинь родовой мести в древнегреческой мифологии. Осы-эвмены, жалящие своих жертв, сродни этим бо­гиням мести.)

4. Водолюб - это:

1) семейство насекомых отряда жуков; 2) любитель воды;3)знак зодиака; 4) семейство насекомых отряда прямокрылых. (Ответ: 1.)

5. Какому поэту принадлежат строки:

«Ох, лето красное! Любил бы я тебя.

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»

1)М.Ю. Лермонтову; 2) Н.А. Некрасову; А.А.Фету; 4) А.С. Пушкину.

(Ответ: 4 (стихотворение «Осень».)


  1. Итог урока - путешествия.

- Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться. Стрекоза долго жать не будет. Но как снова из крошечных превратиться в больших? А для этого нам придется прочитать до конца книгу Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

Надеемся, что время путешествия прошло для вас с большой пользой и вам захочется еще не раз заглянуть в книгу, которая называется Жизнь (или био). Она хранит в себе множество загадок, разгадать которые можно только в тесном единении, сотрудничестве гуманитарных и естественных наук.

5

© 2010-2022