- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект интегрированного урока по русскому языку Путешествие в страну Энтомологию (7класс)
Конспект интегрированного урока по русскому языку Путешествие в страну Энтомологию (7класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Феофанова Т.С. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Путешествие в страну Энтомологию
Форма урока: Урок - путешествие
Интегрированный урок в 7 классе
Цель урока: показать значение русского языка в освоении биологии.
Задачи:
1) образовательные:
- расширить знания учащихся в области этимологии слова;
- познакомить учащихся с наукой энтомологией;
- повторить орфограммы и пунктограммы;
- совершенствовать умение морфемного и морфологического анализа слова;
- вызвать интерес к изучению гуманитарных и естественных наук;
2) развивающие:
- расширить кругозор учащихся;
- формировать у учащихся культуру речевого общения;
- развивать познавательный интерес учащихся, их потребность в углублении знаний об окружающем мире;
3) воспитательные:
- воспитывать у учащихся внимание и интерес к окружающему миру;
- формировать навыки самостоятельной подготовки к уроку, желания самостоятельного поиска нужного материала;
4) метапредметные:
- научить сравнивать и сопоставлять различные факты и понятия таких разных наук, как биология и русский язык;
- развивать логическое мышление учащихся;
- продолжить формирование образного восприятия произведений литературы.
Оборудование урока:
Словари - этимологические, толковые. Карточки с текстом для орфографического, пунктуационного, морфологического разборов.
Книга Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Плакаты, иллюстрации, картины с изображением насекомых.
Методические приемы:
Беседа с учащимися; объяснения учителя русского языка и учителя биологии; реализация межпредметных связей; сообщения учеников; выразительное чтение; работа со словарями; работа над орфографическим, пунктуационным, морфологическим разборами; лингвистическая игра.
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя русского языка.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие в страну с
интересным названием - Энтомология. Кто из вас может сказать, что значит это слово? (Ответы учащихся)
А где найти правильный ответ? Верно, в толковых словарях. Энтомология - наука о жизни насекомых. Как видите, без книг - словарей нам в путешествии не обойтись.
Мы редко задумываемся, какое значение в изучении самых разных наук имеет русский язык, помогающий нам разбираться в многообразии окружающего мира. И наше путешествие поможет нам понять роль русского языка в изучении природы.
-
«Верхом на стрекозе».
(Работа с книгой Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»)
- Кто-то из вас, ребята, наверное, читал книгу Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». В ней рассказывается, как брат и сестра, выпив чудесной жидкости в кабинете профессора Ивана Гермогеновича Енотова, стали крошечными и отправились в путешествие в мир насекомых, где их подстерегали не только смертельные опасности, но и удивительные открытия. Представим, что с нами произошло то же самое. Итак, в дорогу!
«Стрекоза летела, шумя прозрачными, жесткими крыльями. Они гремели, точно листовое железо.
Упругий ветер мчался навстречу, рвал волосы, пронзительно свистел в ушах.
Он бил в лицо, слепил глаза. Дышать было трудно. Крепко вцепившись в стрекозу, обхватив ее руками и ногами, ребята сидели ни живы ни мертвы...
Стрекоза мчалась, плавно взлетая на воздушные горы и стремительно скатываясь вниз...
Два передних крыла стояли в воздухе почти неподвижно. Их движения были еле заметны. Изредка они выгибалась то вверх, то вниз, и тотчас же стрекоза или опускалась ниже, или взлетала еще выше.
Этими крыльями она, как видно, управляла при полете. И они же поддерживали ее в воздухе. Но зато два задних крыла мелькали, как пропеллеры. Они гудели и выли, быстро загребая воздух, и, отталкиваясь от него, гнали стрекозу вперед. Но вот задние крылья начали приподниматься вверх и вдруг встали ребром, как паруса. В спину подул ровный ветер. Стрекоза бесшумно, как воздушная яхта, поплыла в воздухе».
III. Работа со словарями.
- Но вот стрекоза опустилась на поляну со странным названием «Био». Назовите хорошо знакомое вам слово, которое начинается с «био». Правильно, это биология. А чтобы узнать, что означает это слово, заглянем в словарь. Какой словарь поможет нам? Верно, этимологический, ведь именно он рассказывает о происхождении слов.
( Читает ученик) «В переводе с греческого bios - жизнь, logos - учение. Значит, биология - это наука о жизни, о живом. Точнее, это совокупность наук о живой природе».
- А теперь заглянем в разные словари и убедимся, что в любом словаре целый блок отведен для слов, начинающихся с греческого корня «био». Найдем и назовем их. (Биогеография, биография, бионика, биосфера, биофизика, биохимия и т. д.)
- Выясните с помощью словарей значения слов с корнем «био», имеющих отношение к науке биологии.
Биогеография - наука о закономерностях распространения и распределения по земному шару животных, растений и микроорганизмов.
Бионика - наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.
Биосфера - оболочка Земли, основные особенности которой обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов.
Биофизика - наука, изучающая физические и физико-химические процессы, протекающие в живых организмах.
Биохимия - наука, изучающая свойственные живой материи, химические процессы.
- Как мы видим, все эти термины относятся к наукам, изучающим явления и закономерности природы, то есть к естественным наукам.
IV.Слово учителя биологии.
- Одна из наук, входящих в совокупность биологических, изучается нами в 7-м классе.
Конечно же, это зоология. Энтомология - один из разделов зоологии - изучает класс насекомых: их анатомию, эмбриологию, физиологию, экологию, их распространение, методы борьбы с вредителями.
Насекомые - пионеры в мире животных. Они первыми вышли на сушу, первыми научились летать и первыми создали сложнейшие общественные поселения.
- Каково место класса насекомых в многообразии животного мира? (Ответы учащихся)
- Насекомых на Земле больше, чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых.
V. Сообщения учеников.
1. Что же означает русское слово насекомое?
В учебнике «Биология животных» сказано: «Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке».
Одной из самых характерных черт насекомых является рассечение тела на сегменты, резкое его деление на голову, грудь и брюшко, которые соединены короткими и иногда очень тонкими перемычками.
Понятно, что слова насечки и насекомое - однокоренные, мы наблюдаем обычное для русского языка чередование согласных в корне -сек- - -сеч-.
А какой частью речи является слово насекомое?
Оно восходит к глаголу насекать в одном из его значений - «делать насечки». Получается, что слово насекомое - это страдательное причастие настоящего времени от глагола насекать, так же как, например - ведомый -страдательное причастие настоящего времени от глагола вести.
Заметим, что причастие насекомое давно уже перешло в разряд имен существительных. Впрочем, слово животное тоже воспринимается только как существительное, хотя по происхождению это прилагательное от существительного живот в устаревшем значении «жизнь».
2. О некоторых латинских терминах энтомологии.
Мы выяснили, что происхождение многих слов, связанных с биологией, имеет греческое происхождение. Необходимо отметить и значение другого классического языка - латыни. Известно, что латынь - язык науки.
Латинское слово insecare («инсекарэ») означает «нарезать, насекать». Причастие прошедшего времени от этого глагола insektum («инсэктум»). От него и произошло научное название insecta («инсекта») - насекомые.
Получается, что русское слово насекомые - это так называемая калька с латыни. Приведем примеры заимствованных и освоенных русским языком латинских слов с этим корнем. Инсектициды (от лат. insectum - насекомое и caedo - убиваю)
химические средства борьбы с вредными насекомыми. Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред некоторые насекомые наносят как кровососы, переносчики возбудителей ряда заболеваний. Для борьбы с ними и применяются инсектициды.
Инсектарий - помещение для содержания, выведения или разведения насекомых; разновидность вивария. В инсектариях наблюдают за жизнью насекомых; разводят полезных энтомофагов (животных, питающихся насекомыми) для биологических методов борьбы с вредителями; насекомых - для лабораторных экспериментов (в области токсикологии, генетики, биофизики и др. ).
Для наблюдения за жизнью муравьев пользуются особым инсектарием - формикарием (от лат. formica - муравей), в котором устраиваются гнездо и выгул, куда муравьи выходят за кормом. Такоe особое отношение к муравьям вызвано, вероятно, уважением к трудолюбию этих животных.
3. Развитие насекомых
Развитие насекомых сопровождается Сменой стадий (фаз) и превращением - метаморфозом, при неполном превращении выражены три стадии - яйцо, личинка (нимфа) и взрослое насекомое, или имаго; при полном - между личинкой и имаго есть еще стадия куколки.
К насекомым с неполным превращением относятся (из ныне живущих) отряды подёнок и стрекоз, а также таракановые, богомоловые, термиты, прямокрылые, кожистокрылые, равнокрылые, клопы, пузыреногие, пухоеды, сеноеды и др. Вот примеры нимф насекомых с неполным превращением: щитовка, клоп-черепашка, стрекоза коромысло, подёнка, веснянка.
Согласитесь, тот, кто давал этим насекомым названия, обладал богатым воображением. Насекомые с полным превращением включают следующие отряды: жуки, веерокрылые, вислокрылки, верблюдки, сетчатокрлые, ручейники, бабочки, блохи, двукрылые, перепончатокрылые и др. Среди этих насекомых тоже немало интересных названий: вислокрылка, чёрная жужелица, жук-вертячка, водолюб, щелкун, короед, усач, листоед, щитоноска, скорпионница, верблюдка, комар-кycaкa, львинка, долгоножка, слепень, капустная муха, капустная белянка и др.
Действительно, можно говорить о «специальностях» насекомых: например, «царь насекомых» - муравьиный лев; есть могильщик, пилильщик, есть даже адмирал.
Даже не видя этих насекомых, мы представляем их образы, созданные энтомологами-исследователями всего в одном слове - названии этих маленьких животных.
VI. Объяснительный диктант.
Учитель русского языка.
- Каждый из вас получил карточку - отрывок текста из учебника «Биология животных»:
«Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других «специалистов». Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку: например, хищные жуки, наездники. Есть общественные насекомые, живущие большими семьями: муравьи, термиты, пчелы».
- Выполним задание по группам: 1-я группа объяснит орфограммы;
2-я - знаки препинания;
3-я даст характеристику причастий.
-
Беседа о роли насекомых в природе.
(Учитель биологии). Обсуждение, устные ответы учеников, выводы.
- Роль насекомых в природе необычайно разнообразна. Они участвуют в круговороте веществ, так как используют самые разнообразные источники пищи (от живого растения и тела других животных до разлагающихся остатков растительного и животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных - млекопитающих, птиц и рыб. Остатки ископаемых насекомых помогают определить геологический возраст отложений, климат и биогеоценозы прошлого.
-
Игра «В мире насекомых».
1. Что мы называем осиной талией?
1) талию осы; 2) перемычку осины; 3) очень тонкую женскую талию; 4) ось вращения.
(Ответ: 3.)
2. Откуда взялось название бабочки махаон?
1) из греческой мифологии; 2) из римской мифологии; 3) от глагола «махать»; 4) от фамилии энтомолога. (Ответ: 1. В греческой мифологии Махаон- сын Асклепия, герой-врачеватель. Под Троей он участвовал в боях, исцелял раны героям.)
3. Эвмены - это:
1) культовое наименование подземных богинь родовой мести, 2) подсемейство насекомых из группы одиночных ос; 3) пункты обмена валюты восточных стран; 4) слово, родственное слову «эврика».
(Ответ: 2. Кстати, эвмениды (или эринии) - культовое наименование подземных богинь родовой мести в древнегреческой мифологии. Осы-эвмены, жалящие своих жертв, сродни этим богиням мести.)
4. Водолюб - это:
1) семейство насекомых отряда жуков; 2) любитель воды;3)знак зодиака; 4) семейство насекомых отряда прямокрылых. (Ответ: 1.)
5. Какому поэту принадлежат строки:
«Ох, лето красное! Любил бы я тебя.
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»
1)М.Ю. Лермонтову; 2) Н.А. Некрасову; А.А.Фету; 4) А.С. Пушкину.
(Ответ: 4 (стихотворение «Осень».)
-
Итог урока - путешествия.
- Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться. Стрекоза долго жать не будет. Но как снова из крошечных превратиться в больших? А для этого нам придется прочитать до конца книгу Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Надеемся, что время путешествия прошло для вас с большой пользой и вам захочется еще не раз заглянуть в книгу, которая называется Жизнь (или био). Она хранит в себе множество загадок, разгадать которые можно только в тесном единении, сотрудничестве гуманитарных и естественных наук.
5