• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Литературная гостиная «Берегите природу» Урок внеклассного чтения по произведениям М. М. Пришвина, посвященный 140-летию со дня рождения писателя и Году охраны окружающей среды

Литературная гостиная «Берегите природу» Урок внеклассного чтения по произведениям М. М. Пришвина, посвященный 140-летию со дня рождения писателя и Году охраны окружающей среды

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная «Берегите природу»

Урок внеклассного чтения по произведениям М.М. Пришвина, посвященный 140-летию со дня рождения писателя и Году охраны окружающей среды.

Цели. 1. Продолжить знакомить детей с творчеством М.М. Пришвина.

2. Прививать любовь к родному краю, природе.

3. Учить слушать, понимать и ценить родную природу.

Оборудование. Портрет М.М. Пришвина (1873-1954); плакаты "Охранять природу - значит охранять Родину"; "Чувство природы мое есть не что иное, как чувство Родины"; "М. Пришвин - певец русской природы"; выставка книг М. Пришвина; презентация по рассказам писателя.

ХОД УРОКА

"Если бы природа могла чувствовать благодарность

к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь

и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность

выпала бы на долю писателя

Михаила Михайловича Пришвина".

К.Г.Паустовский

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Звучит запись «Голоса природы».

Учитель. Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена Михаилу Михайловичу Пришвину, который писал о природе и в защиту природы. 4 февраля 2013 года исполнилось 140 лет со дня рождения этого писателя. Мы совершим путешествие по страницам его книг. (Слайды 1, 2, 3).

Учитель показывает книги, находящиеся на книжной выставке.

III. Основная часть

Ученик. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо.(Слайд 4).

Учитель показывает слайд с фотографией дома.

Ученик. Из гостиной дверь вела на большую террасу, от которой шла липовая аллея со столетними деревьями. В родных местах открылась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка.

Ученик читает рассказ "Последние цветы". (Слайд 5).

Последние цветы

Опять морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших голубых колокольчиков,- на одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не слетел, стряхнул шмеля, он упал., Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел. А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная стрекоза и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки, взлетающие с треском вверх, голубые и ярко-красные.

Учитель. Крестьянин Гусек научил будущего писателя понимать многие тайны природы. "Самое главное, чему я у него научился... пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются".
Михаил Михайлович Пришвин прошел большой трудовой путь, был агрономом, народным учителем, ботаником, естествоиспытателем. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом: в весенней капели, запахе морозного воздуха, в веселом щебете птиц. И природа для Пришвина неотделима от человека, его судьбы, забот и переживаний. (Слайд 6).

Ученик читает рассказ "Первый мороз". (Слайд 7).

Первый мороз

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева - сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

Ученик. Первый пришвинский сборник рассказов - "Золотой луг". Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. Художник утверждал, что мир полон чудес и "это... чудеса не как в сказке о живой воде и мертвой, а настоящие... они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши - не слышим". (Слайд 8).

Ученик читает рассказ "Золотой луг". (Слайд 9).

Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ним постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

«Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой!» Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому, что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Ученик. Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед нами. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, голубая черника, кукушкины слезки, заячья капуста; есть животные и птицы: журавль, ворона, овсянка, гусь, лисица. И это только в двух рассказах - "Лисичкин хлеб" и "Гости". (Слайд 10).

Дети читают рассказы "Лисичкин хлеб" и "Гости". (Слайды 11, 12).

Ученик. Звери и птицы у Пришвина "кукуют", "свистят", "шипят", каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб.

Дети читают рассказы "Силач" и "Последние грибы". (Слайды 13, 14).

Силач

Земля, разрыхленная муравьиной работой, сверху покрылась брусникой, а под ягодой зародился гриб и, мало-помалу напирая своей упругой шляпкой, поднял вверх над собой целый свод с брусникой, и сам, совершенно белый, показался на свет.

Последние грибы

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой - и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.

Это и были последние грибы.

Ученик. Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию мира в описаниях, сравнениях.

Дети читают наизусть рассказы "Осинкам холодно" и "Рябина краснеет". (Слайды 15, 16).

Осинкам холодно

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

Рябина краснеет

Утро малоросистое. Вовсе нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, чуть побольше моли, бабочки.

Ученик. Пришвин наделяет зверей способностью "разговаривать", "мыслить".

Дети читают рассказ "Гаечки". (Слайд 17).

Ученик. Писателя радуют в животных такие прекрасные качества, как ум, сообразительность.

Дети читают рассказы "Дятел" и "Беличья память". (Слайды 18, 19).

Учитель. Но в любом из этих случаев писатель умеет сохранить ту границу, которая отделяет животных от человека. Произведения Пришвина, любимые многими читателями, учат понимать и беречь природу, воспитывают чувство беспредельной любви к нашей великой Родине. Когда будете читать рассказы Пришвина, вам покажется, что писатель взял вас за руку и повел за собой. Вы увидите, словно перед глазами, все, о чем в них написано, научитесь еще лучше понимать и любить родную природу. Она станет и вашим другом. А когда у человека есть настоящий друг, человек становится умнее и добрее.

Учитель. Природа - наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Пришвина.

Ученик читает фрагмент из произведения Пришвина.

Ученик. "Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".

Учитель. Спасибо всем выступавшим за помощь в организации сегодняшней встречи. Если вам понравились произведения Пришвина, обращайтесь к книжной выставке и выбирайте заинтересовавшие вас книги.

© 2010-2022