Интегрированный урок в11 классе по рассказу И. Бунина Антоновские яблоки

Интегрированный урок по рассказу И.Бунина"Антоновские яблоки" - это повторение изученного материала по синтаксису и пунктуации с целью подготовки к ЕГЭ - итоговой аттестации учащихся. Данный крок-урок исследование.урок-наблюдение.Учащиеся разбирают знаки препинания и определяют их роль в раскрытии темы и идеи данного произведения. Учащиеся делают вывод о том, что синтаксис и пунктуация - это не скучный свод правил,а путь к пониманию душевного состояния как самого писателя, так и его литературных...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по теме «Повторение синтаксиса и пунктуации» на материале рассказа И.А. Бунина

«Антоновские яблоки».


Цели и задачи урока:

1) показать роль синтаксиса и пунктуации в раскрытии темы и идеи художественного произведения;

2) развитие устной и письменной речи учащихся;

3) показать роль знаков препинания в раскрытии мыслей и чувств автора.

План работы:

1)Слово.

2)Словосочетание.

3)Осложнение простого предложения.

4)Сложносочиненное предложение (ССП).

5)Сложноподчиненное предложение (СПП).

6)Бессоюзное сложное предложение (БСП).

7)Знаки препинания в конце предложения.

Задание по группам:

1.Определить роль точек, многоточия, вопросительных и восклицательных знаков в раскрытии темы и идеи рассказа.

2)Определить роль ССП, СПП, БСП. Привести примеры из текста.

3) Найти предложения с осложнением и выяснить значение этого осложнения.

4)Найти в тексте диалог, объяснить содержание диалога и указать

Связь с заголовком рассказа «Антоновские яблоки».

Задание всему классу: выписать из текста словосочетания, связанные с заглавием рассказа И. Бунина. Определить тип подчинительной связи.

Выполненное задание №1.

Погожая осень, осень ядрёная, аромат листвы, опавшая листва, поредевший сад, свежее, тихое утро, звёздное небо, сочный треск, коралловая рябина, красные уборы, тульская гармоника, ржаной аромат, багровое пламя, чёрное дерево, падающие звёзды.

Вывод: все эти словосочетания передают красоту осени и тоску не только героев рассказа, но и самого автора.

Слово учителя.

В тексте очень много предложений с многоточием - это не только знак препинания, это раздумья автора об уходящем барстве, о «разорении дворянских гнёзд».

Примеры из текста.

«Помню раннее, свежее утро…»

«И вдруг всё это скользнёт с яблони - и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки…»

«Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой…»

Задание№2

Обратить внимание на оформление диалога, тире, реплики.

Следует чтение диалогов и вывод: о чём же речь?

1. О сборе яблок.

2. Об охоте.

3. Разговор барыни со слугой.

Что же объединяет все эти диалоги?

Во всех диалогах чувствуется тоска об уходящем золотом времени.

Задание№3.

Найти предложения с осложнением. (Вставные конструкции, однородные члены предложения, вставные конструкции). Составить схемы предложений.

Примеры из текста.

«Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести».

- Это вы, барчук? - тихо окликает кто-то из темноты. (обращение).

Задание№4.

Определить роль односоставных предложений.

Примеры из текста.

«К ночи в погоду становится очень холодно и росисто». (безличное предложение).

«Долго глядишь в его тёмно- синюю глубину». (определённо-личные предложения).

«Всюду тишина и пустота». (назывное предложение).

Слово учителя.

Кроме синтаксических признаков, какие ещё признаки увидит вдумчивый читатель?

Ответ учащихся.

Можно увидеть и почувствовать единство души человека и при роды.

Задание№5.

Найти предложения с причастными и деепричастными оборотами, определить их роль в тексте.

«Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства».

«За дверью в коридоре похрапывает старая кухарка, жившая в господском доме ещё девчонкою».

«Вырисовываясь на низком сумрачном небе, спят нахохленные галки на гребне риги…»

«Медленно расходясь, гудит барабан молотилки».

Задание№6.

Найти ССП. Выделить грамматическую основу предложения.

«Осень-пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид из деревни не тот, что в другую пору».

Слово учителя.

Какие художественные образы проходят перед глазами читателей?

Ответы учеников.

1.Образ осени.

2.Образ народа.

3. Образ времени.

4. Образ деревни.

5. Образ автора.

Задание№7.

Определить роль БСП.

«Перемёрли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёнович.

Какими чувствами пронизано данное предложение?

Ответы учащихся.

Обречённость; тоска; скорбь; глубокая безнадёжность.

Итог урока.

Итак, на примере рассмотренных предложений мы увидели поэзию прозы, проникнутую глубиной чувств не только героев рассказа, но и тоской самого И. А. Бунина.

4

© 2010-2022