Конспект урока по русской литературе на тему Образ Петербурга по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Образ Петербурга (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").

Цели: показать, как создан в романе образ города, как изображает писатель жизнь «униженных и оскорбленных»; подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Задачи: «погрузить» учащихся в созданный автором мир романа; развивать навыки анализа литературного материала; закрепить умение учащихся анализировать эпизод художественного произведения; закрепить знание учащимися литературоведческих терминов; активизировать мыслительную деятельность учащихся; показать связь между различными видами искусства (литература и кино); создать на уроке атмосферу человеческого общения, воспитывающую гуманизм, доброту, сочувствие посредством литературы как искусства слова.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Технология: традиционная технология коллективного обучения, работа в группах, использование ИКТ (просмотр фрагментов видеофильма).

Оборудование: текст романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», тетрадь, наглядный материал (альбом с иллюстрациями жизни и творчества писателя), компьютер, телевизор, видеоплеер, художественный фильм «Преступление и наказание», экранизация романа Ф. М. Достоевского, 2 серии, режиссер-постановщик Л. Кулиджанов, Центральная киностудия имени М. Горького, 1969.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чтение записанного на доске эпиграфа

Это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования… Редко найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

3. Вступительное слово учителя

- Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.

А.С. Пушкин сложил в «Медном всаднике» гимн великому городу, лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…

В.Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.

Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Свой образ Петербурга, глубокий и значительный, существует и у Ф.М.Достоевского. Значительная часть жизни писателя протекла в северной столице. Различные уголки Петербурга были свидетелями её внешних и внутренних событий. Все впечатления петербургской жизни, порожденные пейзажем города, его белыми ночами и туманными утрами, его водами и редкими садами, великой суетой северной столицы, - все эти впечатления наслаивались одно на другое, перерабатывались в горниле бессознательного и нашли свое отражение в рожденном гением образе.

Из богатого литературного наследия Ф.М.Достоевского можно выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает не просто как фон развития сюжета, а как чрезвычайно сложный и духовно богатый мир.

Сегодня на уроке мы попробуем выяснить, каков же он, Петербург, в романе «Преступление и наказание».

4. Анализ текста романа в форме беседы, чтения отрывков, комментирования сцен

Вопрос: Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа? Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу.

(ч. 1, гл.1 - улицы; гл.5 - Сенная площадь, зелень островов; гл. 6 - размышления героя об устройстве фонтанов.

Улицы грязные, очень душно, невероятная вонь, теснота. Ощущение такое, что человек задыхается то тесноты, вони, грязи.)

Просмотр фрагмента художественного фильма «В каморке Раскольникова. Разговор с Настасьей».

Вопрос: Как описывает Достоевский жилища своих героев? Какой цвет преобладает в описаниях и почему? Каково самое сильное впечатление?

(ч.1, гл. 1,3 - каморка Раскольникова; ч. 1, гл. 2- комната Мармеладовых; ч. 4, гл. 4- комната Сони.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы». В описаниях преобладает желтый цвет - цвет болезни, нищеты, сумасшествия. Описание жилищ героев романа свидетельствует о страшной нищете этих людей, болезнях, о тех постоянных унижениях, которым они подвергаются, уродливости их жизни, а иногда уродливости их планов и замыслов. Каждый шаг человека видят другие, но он чувствует себя одиноким.).

Просмотр фрагментов художественного фильма: «Реакция посетителей распивочной на речь Мармеладова», «Мармеладов задавлен лошадьми», «Мармеладова приносят домой».

Вопрос: Что поражает в отношении людей друг к другу?

(ч.1, гл.1- Раскольников покидает каморку; гл.2- Раскольников в распивочной; ч.2, гл.7- трагедия с Мармеладовым.

Естественные человеческие отношения в обществе искажены, к горю людей здесь относятся не только равнодушно, но даже с усмешкой, со злорадством; никому нет дела до несчастий другого, поэтому кругом лишь любопытные лица.)

5. Чтение отрывков и анализ эпизода «Сон Раскольникова» (ч.1, гл.5)

Вопрос: Какую роль играет этот эпизод в раскрытии темы? Улицы, площади, мосты Петербурга становятся свидетелями гибели сотен человек, убитых такими условиями жизни, отчаявшихся, не верящих в какой-то просвет. Сон Раскольникова не случаен: он плод болезненного состояния, когда так ярко и выпукло запечатлевается действительность, то, что тебя окружает. Кроме того, сон героя пророческий. Как убивают старую клячу, так же по сути дела умирают герои романа.)

Задание: докажите это.

(ч.5, гл.5 - умирает Катерина Ивановна, заезженная жизнью;
ч.1, гл.4 - погибает, раздавленный лошадью, Мармеладов;
ч.1, гл.4 - морально гибнет девочка на бульваре.)

6. Сообщение учащегося «Дети в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

(Сообщение сопровождается компьютерной презентацией.)

7. Заключительное слово учителя:

- С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, людских мук, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов»- создает общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит его, давит, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Изображая гнетущую атмосферу безысходности жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где так безмерно унижен и придавлен человек, автор показывает нам конфликт между ним и обществом.

8. Домашнее задание

Подготовиться к беседе по теме «В мире обездоленных людей» (Семьи Мармеладовых и Раскольниковых).

1) Семья Мармеладовых:

- С.З.Мармеладов (ч.1, гл.2; ч.2, гл.7);
- Катерина Ивановна (ч.1, гл.2; ч.5, гл.2, 3, 5);
- Соня (ч.1, гл.2; ч.2, гл.7; ч.3, гл.4);

2) Семья Раскольниковы - внешняя красота (ч.1, гл.1; ч.3, гл.1);
- письмо Пульхерии Александровны (ч.1, гл.3);
- гордость как основная черта характера (ч.3, гл.3);
- история с Лужиным





© 2010-2022