Конспект «Без вины виноватые» (цена Победы в Великой Отечественной войне)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 9 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема: «Без вины виноватые» (цена Победы в Великой Отечественной войне)

Ф.И.О. учителя: Алпатова Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Электронный адрес: [email protected]





Тип урока:

- урок знакомства с новой исторической информацией и пер­вичного её закрепления, усвоения способов деятельности с исторической информацией и художественным текстом.

Форма урока:

урок - «круглый стол»

Цели урока:

- формировать чувство патриотизма, гражданской ответствен­ности, развивать готовность принимать участие в социаль­ном проектировании;

- учить школьников выражать своё отношение к проблеме «Цена Победы в Великой Отечественной войне»;

- способствовать выяснению учащимися причин усиления реп­рессий в армии в самый тяжёлый период войны, опираясь на критическое осмысление отечественной истории, произведений о войне

- представить различные точки зрения по поводу необходи­мости появления приказа Верховного главнокомандующего СССР И. В. Сталина N2 227 от 28 июля 1942 года, изучить его содержание;

- способствовать осмыслению таких понятий, как штрафбаты и заградотряды; формировать умения соотносить наказание, предусмотренное этим приказом с поступком военнослужа­щего, опираясь на гуманистические ценности и нравствен­ную основу;

- учить школьников анализировать исторический и литера­турный текст, текст газетной статьи, извлекая из них необ­ходимую информацию;

- учить девятиклассников использовать возможности сети Интернет, выступать публично.

Форма организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- групповая.

Методы деятельности:

- исследовательские;

- объяснение;

- самостоятельная работа с источниками исторической информации и литературным текстом.

Технология обучения:

- технология «критического мышления».

Приёмы деятельности учителя:

- обобщающая беседа;

- фронтальная беседа;

- работа в группах;

- представление альтернативных подходов к оценке событий прошлого.

Оборудование урока и источники информации:

- приказ Верховного главнокомандующего И. В. Сталина № 227 (распечатка фрагмента документа);

- телевизор и видеомагнитофон;

- ноутбук;

- фрагмент документального фильма «Стратегия победы» (Российское телевидение, 1991 год, автор сценария и режиссёр Джема Фирсова);

- фрагмент документального фильма «3а други своя (Кино­студия «Святой великомученик Меркурий», автор сценария и режиссёр В. Виноградов);

- песня «Вспомните, ребята», проект «Песни нашего века» (в записи);

- ресурсы из сети Интернет, найденные школьниками.

Основные термины и понятия:

- военная катастрофа лета 1942 года;

- приказ Верховного главнокомандующего № 227;

- штрафбаты;

- заградительные отряды;

- « Смыть кровью вину перед Родиной»

Опережающее задание, предварительная работа:

Ученики, желающие принять участие в подготовке «круглого стола», на консультации получили задания:

- найти информацию о штрафбатах и заградотрядах в сети Интернет;

- познакомиться с текстом приказа № 227;

- прочитать рассказ Владимира Тендрякова «Донна Анна» и ответить на вопрос: «В чём была вина героя рассказа лейте­нанта Галчевского? Оправдано ли было вынесенное ему нака­зание?»;

- прочитать рассказы «Что это было?» и «Штрафбат» С. Л. Ария и ответить на вопрос: «3а что попадали в штраф­бат, как относились к людям, попавшим в штрафбат?»

- прочитать статью «Мошенник из штрафбата» Аркадия Баб­ченко

( Новая газета, № 71 за 2005 год) и ответить на во­прос: «Попасть в штрафбат считалось позором. Были ли шансы у воинов, выживших и вернувшихся с войны, прошедших гитлеровский плен и штрафбат, прожить достой­ную жизнь?»;

- найти стихи, написанные участниками войны, созвучные данной теме.

План урока:

1.Мотивация.

2.Объявление темы занятия, учебных результатов и хода занятия.

3.«Круглый стол».

4.Подведение итогов занятия.

5.Выступление директора школьного музея.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

- 3аканчивается февраль. Традиционно в нашей школе в этот месяц проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию. Конечно же, это не означает, что в остальное вре­мя года мы, учителя, не занимаем­ся формированием у вас чувства патриотизма и гражданской ответственности. Вспомните наши уроки литературы. 3адумыва­ясь о будущем нашей страны, мы должны постоянно помнить, что все мы родом из нашей истории - страшной, но великой! Опыт истории - самый ценный опыт. В истории ничего нельзя изменить, из неё ничего нельзя выкинуть. Мы должны пом­нить, что достижения в истории - это наши достижения, что ошибки в истории - это наши ошибки! Трагедии в истории - ­это наши трагедии! (Учитель объявляет тему занятия, ожидаемые учебные результаты)

Учитель: - Все мероприятия, которые проходили в школе, носили традиционный характер: вы пели военные песни, мар­шировали строем, участвовали в викторинах, конкурсах, вспо­минали героев, чьи имена золотыми буквами навечно вписаны в нашу историю. А сегодня мы проведём провокационное за­нятие, ведь история полна тайн. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне и попытаемся приблизиться к тайне тех наших соотечественников, на чью долю выпали тяжёлые ис­пытания. Они от имени государства были наказаны, т. е. реп­рессированы. Попробуем ответить на вопросы: оправданы ли были эти реп­рессии и можно ли было сопротивляться репрессиям в услови­ях фронта? Обсудим также вопрос о степени жестокости нака­зания. Я уверена, что в конце занятия у вас

выработается, пус­кай на эмоциональном уровне, неприятие сталинского

режима с его методами уничтожения части граждан СССР. И ещё я очень надеюсь, что некоторые из вас захотят больше узнать об ис­тории своей семьи и примут участие в новом социальном проекте «Вспомним всех поименно», а ваши работы займут достойное место в школьном музее.

На занятии присутствует ди­ректор школьного музея Швецова Юлия Васильевна. Итак, мы начина­ем наш «круглый стол».

(Для создания эмоционального фона демонстрируется фрагмент из фильма «Стратегия победы», сопровождаемый песней «Вспомните, ребята», показывающий, как народ под­нимается на защиту Родины.)

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту песню для начала нашего разговора?

Ученики: - Уходят из жизни живые свидетели войны, и те­перь мы должны помнить обо всём, что происходило в нашей истории.

Учитель: - Вы изучаете историю войны по учебникам , а сегодня мы обратимся к воспоминаниям участ­ников тех событий, людей, которые в войну были репрессиро­ваны, но выжили. Коварный и жестокий враг напал на нашу Родину летом 1941 года.

Как вы думаете, готовы ли были советские люди защи­щать свою Родину без мер устрашения, предпринятых ре­жимом Сталина?

Ученики: - Наверное, были люди, не желавшие защищать ре­жим Сталина, например, раскулаченные крестьяне, а также люди, чьи родственники были репрессированы и находились в лагерях. Но основная масса людей готова была защищать Ро­дину, помня своих предков, служивших Отечеству.

Учитель: - А ещё были бесстрашные люди, верившие в идеа­лы революции и готовые отдать за них жизнь, люди, которым не нужны были меры устрашения. Наш земляк Григорий Дышлык ушёл на фронт после окончания 10 класса, 17-летним юношей. Послушайте, какое стихотворение он написал перед отправкой на фронт в составе комсомольского лыжного батальона.

(Ученик читает стихотворение):

Меня не сломит ни стужа, ни бешеный шквал огня.

Родина, дай мне оружие, в строй призови меня!

Клянусь комсомольской кровью: ­не дрогнет моя рука.

Если придётся - закрою телом путь для врага!

Клянусь быть достойным славы, а если погибну в бою -

Сотню жизней кровавых возьму у врага за свою!

Товарищ, друг неизвестный, винтовку мою подберёт,

Подхватит затихшую песню и с песней пойдёт вперёд.

Порукой вся сила дружбы военного грозного дня.

Родина! Дай мне оружие, в строй призови меня!

Учитель: - Герой рассказа «Донна Анна» - младший лейте­нант Галчевский - один из тех, кто готов был отдать жизнь за революцию и мечтал умереть так, чтоб смотреть в глаза вра­гу, чтоб смеяться над ним. Рассказ написан писа­телем Владимиром Тендряковым. Он рисует реальные события ле­та 1942 года, участником которых был сам.

(Ученик кратко излагает сюжет рассказа)

- А в чём была вина младшего лейтенанта Ярика Галчев­ского? Оправдано ли было такое жёсткое наказание по отношению к нему?

Ученики: - Наказание было слишком жёстким, нельзя было расстреливать человека, который вовсе не был ни трусом, ни паникёром, у него, 19-летнего лейтенанта, было мало воен­ного опыта.

Учитель: - В самом начале войны русская православная цер­ковь призвала весь народ подняться на борьбу с врагом, как всегда делала в минуты смертельной опасности, потому что речь шла о спасении Родины.

(Демонстрируется фрагмент из фильма «За други своя» о зверствах фашистов.)

Как вы думаете, солдаты и офицеры, зная, что творят фашисты на оккупированных территориях, могли быть трусами?

Ученики: -Нет, было желание скорее освободить страну.

Ученик: - Стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом», написанное в 1942 году, подтверждает это, ведь у каждого воина был свой дом, которому угрожал враг.

(Звучит стихотворение)

Учитель: - Граждане страны были готовы сражаться за свою Родину, ведь за спиной каждого был его дом, его родители, де­ти ... Почему же Сталин не верит своему народу и издаёт такой жестокий приказ?

(Зачитывается фрагмент рассказа «Донна Анна» об от­ступлении советских войск за Дон летом 1942 года.)

Учитель: - В этих условиях и появился приказ Верховного главнокомандующего № 227. Давайте познакомимся с его со­держанием.

(Учащиеся работают с документом, предложенным в со­кращении )

- За что попадали в штрафбат?

- Как относились к тем, кто оказывался в штрафбате?

- Люди получили наказание, почему же их лишили права на человеческое достоинство?

(Ученики отвечают на вопросы, опираясь на материалы книги «Про войну» С. Л. Ария)

- Где применялись штрафные части?

(Ученик представляет сообщение, подготовленное на ма­териале из сети

Интернет. Второй ученик рассказывает ис­торию Ивана Петровича Гори по материалам статьи Андрея Бабченко в «Новой газете» «Мошенник из штрафба­та»)

Учитель: - Попасть в плен или в штрафбат считалось большим по­зором. Были ли шансы у воинов, выживших и прошедших гитлеровский плен или штрафбат, прожить достойную жизнь?

Ученики: - Всё зависело от силы духа человека, от поддерж­ки со стороны людей, наверное, были люди, которые не смогли жить с позором, потому что общественное мнение формирова­лось не свободно, а властями.

Учитель: - Давайте попытаемся дать оценку действиям влас­тей, применявших жестокие наказания на фронте.

Ученики: - Воюющая армия обязана всеми силами, а при необходи­мости даже жесткими мерами поддерживать дисциплину. Без этого она превращается в массу людей, не способных выпол­нять боевые задачи и несущих при этом колоссальные потери. Количество потерь всегда обратно пропорционально уровню дисциплины. На войне могут убить, страх свойственен всем людям. Да, были случаи трусости в бою, дезертирства. Наказа­ние трусов, паникёров, дезертиров, должны были служить на­зидательным примером всем военнослужащим. Может быть, этот приказ был попыткой навести порядок в отступающей армии, охваченной паникой.

Ученики: - Нельзя ничем оправдать безжалостное отношение к лю­дям со стороны властей. Нельзя оправдать безжалостное отно­шение к оступившимся людям, надо дать им шанс искупить свою вину, но не обрекая их на смерть. В конце концов, каж­дый человек на войне ценен, особенно люди, имеющие боевой опыт. В 1942 году было ясно, что воевать придётся ещё очень долго, надо было беречь людей!

Учитель: - Я долго думала о том, можно ли было в тех услови­ях сопротивляться репрессиям, и пришла к такому выводу. Они оставили для нас правдивые свидетельства, чтобы мы зна­ли всю правду о режиме Сталина, о том, что цена нашей победы была неоправданно большой! Их, оставшихся в живых, власти унижали, запугивали, заставляли молчать о своём позоре, а они, пускай много лет спустя, нашли в себе мужество расска­зать нам правду!

(Директор школьного му­зея предлагает учащимся принять участие в реализации социального про­екта «Вспомним всех поименно». На экране демонстрируются экспонаты, собранные обучающимися других классов).

(Подведение итогов)

Учитель: - Неумолимо бежит время, и, независимо от нашего желания, оно делится на прошлое, настоящее и будущее. Про­шлое - это наша история, порой кровавая и жестокая. Настоящее - это гражданская ответственность через критическое осмысление истории. А будущее ... оно зависит от того, на­сколько мы сохраним и передадим будущим поколениям прав­ду о былом времени.

Литература, использованная при подготовке урока

1.Ария С.Л. Про войну, Новая газета, 2005г., №25

2.Бабченко А. Мошенник из штрафбата. Новая газета 2005г., №71

3.Симонов К. Избранное - Москва, детская литература, 1970г.

4.Тендряков В. Охота - Москва, Правда, 1991г.




© 2010-2022