- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект «Без вины виноватые» (цена Победы в Великой Отечественной войне)
Конспект «Без вины виноватые» (цена Победы в Великой Отечественной войне)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алпатова Т.Н. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 9 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Конспект урока литературы в 10 классе
Тема: «Без вины виноватые» (цена Победы в Великой Отечественной войне)
Ф.И.О. учителя: Алпатова Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Электронный адрес: [email protected]
Тип урока:
- урок знакомства с новой исторической информацией и первичного её закрепления, усвоения способов деятельности с исторической информацией и художественным текстом.
Форма урока:
урок - «круглый стол»
Цели урока:
- формировать чувство патриотизма, гражданской ответственности, развивать готовность принимать участие в социальном проектировании;
- учить школьников выражать своё отношение к проблеме «Цена Победы в Великой Отечественной войне»;
- способствовать выяснению учащимися причин усиления репрессий в армии в самый тяжёлый период войны, опираясь на критическое осмысление отечественной истории, произведений о войне
- представить различные точки зрения по поводу необходимости появления приказа Верховного главнокомандующего СССР И. В. Сталина N2 227 от 28 июля 1942 года, изучить его содержание;
- способствовать осмыслению таких понятий, как штрафбаты и заградотряды; формировать умения соотносить наказание, предусмотренное этим приказом с поступком военнослужащего, опираясь на гуманистические ценности и нравственную основу;
- учить школьников анализировать исторический и литературный текст, текст газетной статьи, извлекая из них необходимую информацию;
- учить девятиклассников использовать возможности сети Интернет, выступать публично.
Форма организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- групповая.
Методы деятельности:
- исследовательские;
- объяснение;
- самостоятельная работа с источниками исторической информации и литературным текстом.
Технология обучения:
- технология «критического мышления».
Приёмы деятельности учителя:
- обобщающая беседа;
- фронтальная беседа;
- работа в группах;
- представление альтернативных подходов к оценке событий прошлого.
Оборудование урока и источники информации:
- приказ Верховного главнокомандующего И. В. Сталина № 227 (распечатка фрагмента документа);
- телевизор и видеомагнитофон;
- ноутбук;
- фрагмент документального фильма «Стратегия победы» (Российское телевидение, 1991 год, автор сценария и режиссёр Джема Фирсова);
- фрагмент документального фильма «3а други своя (Киностудия «Святой великомученик Меркурий», автор сценария и режиссёр В. Виноградов);
- песня «Вспомните, ребята», проект «Песни нашего века» (в записи);
- ресурсы из сети Интернет, найденные школьниками.
Основные термины и понятия:
- военная катастрофа лета 1942 года;
- приказ Верховного главнокомандующего № 227;
- штрафбаты;
- заградительные отряды;
- « Смыть кровью вину перед Родиной»
Опережающее задание, предварительная работа:
Ученики, желающие принять участие в подготовке «круглого стола», на консультации получили задания:
- найти информацию о штрафбатах и заградотрядах в сети Интернет;
- познакомиться с текстом приказа № 227;
- прочитать рассказ Владимира Тендрякова «Донна Анна» и ответить на вопрос: «В чём была вина героя рассказа лейтенанта Галчевского? Оправдано ли было вынесенное ему наказание?»;
- прочитать рассказы «Что это было?» и «Штрафбат» С. Л. Ария и ответить на вопрос: «3а что попадали в штрафбат, как относились к людям, попавшим в штрафбат?»
- прочитать статью «Мошенник из штрафбата» Аркадия Бабченко
( Новая газета, № 71 за 2005 год) и ответить на вопрос: «Попасть в штрафбат считалось позором. Были ли шансы у воинов, выживших и вернувшихся с войны, прошедших гитлеровский плен и штрафбат, прожить достойную жизнь?»;
- найти стихи, написанные участниками войны, созвучные данной теме.
План урока:
1.Мотивация.
2.Объявление темы занятия, учебных результатов и хода занятия.
3.«Круглый стол».
4.Подведение итогов занятия.
5.Выступление директора школьного музея.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
- 3аканчивается февраль. Традиционно в нашей школе в этот месяц проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию. Конечно же, это не означает, что в остальное время года мы, учителя, не занимаемся формированием у вас чувства патриотизма и гражданской ответственности. Вспомните наши уроки литературы. 3адумываясь о будущем нашей страны, мы должны постоянно помнить, что все мы родом из нашей истории - страшной, но великой! Опыт истории - самый ценный опыт. В истории ничего нельзя изменить, из неё ничего нельзя выкинуть. Мы должны помнить, что достижения в истории - это наши достижения, что ошибки в истории - это наши ошибки! Трагедии в истории - это наши трагедии! (Учитель объявляет тему занятия, ожидаемые учебные результаты)
Учитель: - Все мероприятия, которые проходили в школе, носили традиционный характер: вы пели военные песни, маршировали строем, участвовали в викторинах, конкурсах, вспоминали героев, чьи имена золотыми буквами навечно вписаны в нашу историю. А сегодня мы проведём провокационное занятие, ведь история полна тайн. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне и попытаемся приблизиться к тайне тех наших соотечественников, на чью долю выпали тяжёлые испытания. Они от имени государства были наказаны, т. е. репрессированы. Попробуем ответить на вопросы: оправданы ли были эти репрессии и можно ли было сопротивляться репрессиям в условиях фронта? Обсудим также вопрос о степени жестокости наказания. Я уверена, что в конце занятия у вас
выработается, пускай на эмоциональном уровне, неприятие сталинского
режима с его методами уничтожения части граждан СССР. И ещё я очень надеюсь, что некоторые из вас захотят больше узнать об истории своей семьи и примут участие в новом социальном проекте «Вспомним всех поименно», а ваши работы займут достойное место в школьном музее.
На занятии присутствует директор школьного музея Швецова Юлия Васильевна. Итак, мы начинаем наш «круглый стол».
(Для создания эмоционального фона демонстрируется фрагмент из фильма «Стратегия победы», сопровождаемый песней «Вспомните, ребята», показывающий, как народ поднимается на защиту Родины.)
- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту песню для начала нашего разговора?
Ученики: - Уходят из жизни живые свидетели войны, и теперь мы должны помнить обо всём, что происходило в нашей истории.
Учитель: - Вы изучаете историю войны по учебникам , а сегодня мы обратимся к воспоминаниям участников тех событий, людей, которые в войну были репрессированы, но выжили. Коварный и жестокий враг напал на нашу Родину летом 1941 года.
Как вы думаете, готовы ли были советские люди защищать свою Родину без мер устрашения, предпринятых режимом Сталина?
Ученики: - Наверное, были люди, не желавшие защищать режим Сталина, например, раскулаченные крестьяне, а также люди, чьи родственники были репрессированы и находились в лагерях. Но основная масса людей готова была защищать Родину, помня своих предков, служивших Отечеству.
Учитель: - А ещё были бесстрашные люди, верившие в идеалы революции и готовые отдать за них жизнь, люди, которым не нужны были меры устрашения. Наш земляк Григорий Дышлык ушёл на фронт после окончания 10 класса, 17-летним юношей. Послушайте, какое стихотворение он написал перед отправкой на фронт в составе комсомольского лыжного батальона.
(Ученик читает стихотворение):
Меня не сломит ни стужа, ни бешеный шквал огня.
Родина, дай мне оружие, в строй призови меня!
Клянусь комсомольской кровью: не дрогнет моя рука.
Если придётся - закрою телом путь для врага!
Клянусь быть достойным славы, а если погибну в бою -
Сотню жизней кровавых возьму у врага за свою!
Товарищ, друг неизвестный, винтовку мою подберёт,
Подхватит затихшую песню и с песней пойдёт вперёд.
Порукой вся сила дружбы военного грозного дня.
Родина! Дай мне оружие, в строй призови меня!
Учитель: - Герой рассказа «Донна Анна» - младший лейтенант Галчевский - один из тех, кто готов был отдать жизнь за революцию и мечтал умереть так, чтоб смотреть в глаза врагу, чтоб смеяться над ним. Рассказ написан писателем Владимиром Тендряковым. Он рисует реальные события лета 1942 года, участником которых был сам.
(Ученик кратко излагает сюжет рассказа)
- А в чём была вина младшего лейтенанта Ярика Галчевского? Оправдано ли было такое жёсткое наказание по отношению к нему?
Ученики: - Наказание было слишком жёстким, нельзя было расстреливать человека, который вовсе не был ни трусом, ни паникёром, у него, 19-летнего лейтенанта, было мало военного опыта.
Учитель: - В самом начале войны русская православная церковь призвала весь народ подняться на борьбу с врагом, как всегда делала в минуты смертельной опасности, потому что речь шла о спасении Родины.
(Демонстрируется фрагмент из фильма «За други своя» о зверствах фашистов.)
Как вы думаете, солдаты и офицеры, зная, что творят фашисты на оккупированных территориях, могли быть трусами?
Ученики: -Нет, было желание скорее освободить страну.
Ученик: - Стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом», написанное в 1942 году, подтверждает это, ведь у каждого воина был свой дом, которому угрожал враг.
(Звучит стихотворение)
Учитель: - Граждане страны были готовы сражаться за свою Родину, ведь за спиной каждого был его дом, его родители, дети ... Почему же Сталин не верит своему народу и издаёт такой жестокий приказ?
(Зачитывается фрагмент рассказа «Донна Анна» об отступлении советских войск за Дон летом 1942 года.)
Учитель: - В этих условиях и появился приказ Верховного главнокомандующего № 227. Давайте познакомимся с его содержанием.
(Учащиеся работают с документом, предложенным в сокращении )
- За что попадали в штрафбат?
- Как относились к тем, кто оказывался в штрафбате?
- Люди получили наказание, почему же их лишили права на человеческое достоинство?
(Ученики отвечают на вопросы, опираясь на материалы книги «Про войну» С. Л. Ария)
- Где применялись штрафные части?
(Ученик представляет сообщение, подготовленное на материале из сети
Интернет. Второй ученик рассказывает историю Ивана Петровича Гори по материалам статьи Андрея Бабченко в «Новой газете» «Мошенник из штрафбата»)
Учитель: - Попасть в плен или в штрафбат считалось большим позором. Были ли шансы у воинов, выживших и прошедших гитлеровский плен или штрафбат, прожить достойную жизнь?
Ученики: - Всё зависело от силы духа человека, от поддержки со стороны людей, наверное, были люди, которые не смогли жить с позором, потому что общественное мнение формировалось не свободно, а властями.
Учитель: - Давайте попытаемся дать оценку действиям властей, применявших жестокие наказания на фронте.
Ученики: - Воюющая армия обязана всеми силами, а при необходимости даже жесткими мерами поддерживать дисциплину. Без этого она превращается в массу людей, не способных выполнять боевые задачи и несущих при этом колоссальные потери. Количество потерь всегда обратно пропорционально уровню дисциплины. На войне могут убить, страх свойственен всем людям. Да, были случаи трусости в бою, дезертирства. Наказание трусов, паникёров, дезертиров, должны были служить назидательным примером всем военнослужащим. Может быть, этот приказ был попыткой навести порядок в отступающей армии, охваченной паникой.
Ученики: - Нельзя ничем оправдать безжалостное отношение к людям со стороны властей. Нельзя оправдать безжалостное отношение к оступившимся людям, надо дать им шанс искупить свою вину, но не обрекая их на смерть. В конце концов, каждый человек на войне ценен, особенно люди, имеющие боевой опыт. В 1942 году было ясно, что воевать придётся ещё очень долго, надо было беречь людей!
Учитель: - Я долго думала о том, можно ли было в тех условиях сопротивляться репрессиям, и пришла к такому выводу. Они оставили для нас правдивые свидетельства, чтобы мы знали всю правду о режиме Сталина, о том, что цена нашей победы была неоправданно большой! Их, оставшихся в живых, власти унижали, запугивали, заставляли молчать о своём позоре, а они, пускай много лет спустя, нашли в себе мужество рассказать нам правду!
(Директор школьного музея предлагает учащимся принять участие в реализации социального проекта «Вспомним всех поименно». На экране демонстрируются экспонаты, собранные обучающимися других классов).
(Подведение итогов)
Учитель: - Неумолимо бежит время, и, независимо от нашего желания, оно делится на прошлое, настоящее и будущее. Прошлое - это наша история, порой кровавая и жестокая. Настоящее - это гражданская ответственность через критическое осмысление истории. А будущее ... оно зависит от того, насколько мы сохраним и передадим будущим поколениям правду о былом времени.
Литература, использованная при подготовке урока
1.Ария С.Л. Про войну, Новая газета, 2005г., №25
2.Бабченко А. Мошенник из штрафбата. Новая газета 2005г., №71
3.Симонов К. Избранное - Москва, детская литература, 1970г.
4.Тендряков В. Охота - Москва, Правда, 1991г.