Урок на тему Однородные члены предложеня (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Однородные члены предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Личностные:

Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка

ЦЕЛИ: научить видеть опознавательные признаки однородных членов предложения; формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; развитие критического мышления.

1.Вступление.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Откройте тетради, запишите число и оставьте 2 строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока. Пусть на уроке вам сопутствует успех!

Сегодня урок я хочу начать отрывком из стихотворения А.С.Пушкина.

(Слайд №1)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель: Вам понравилось стихотворение? О чём в нём говорится? Многие писатели и поэты любили это время года. Любил осень и А.С.Пушкин. Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. Поэт признается, что осень - его любимая пора. А кто из вас любит осень?

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, чем осложнены предложения в этом тексте?

Ученик: Высказывают своё отношение к осени и говорят, что предложения осложнены однородными членами предложения. Найдите их.

(Если дети не справляются, учитель задаёт вопрос: что любит поэт? Дети называют).

(Слайд №2)

Учитель: У нас сегодня будут 2 темы на уроке. Какие? Кто догадался?

Ученик: Речь на уроке пойдёт об осени и однородных членах предложения.

Учитель: Правильно. Молодцы. Ребята, если мы будем работать с предложениями, в которых есть однородные члены, о чём мы должны помнить?

Ученик: О знаках препинания.

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают тему урока.

(Слайд №3)

2. Целеполагание.

Учитель: Какие задачи вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)

- Что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь?

Ответы детей:

Что надо знать: Что надо уметь:

Признаки однородных членов. Находить в тексте

однородные члены.

Употреблять в своей речи.

Правильно расставлять

знаки препинания в предложениях

с однородными членами.

(Слайд №4)

- Все эти задачи подчинены одной цели.

3. Материал для наблюдений.

(Слайд №5 - №10)

Учитель: Кто помнит, когда мы ставим, а когда не ставим знаки препинания. Напишите схемы.

(Учащиеся выходят к доске по очереди и пишут схемы предложений. Если УКАЗАЛИ не все СХЕМЫ, то учитель помогает.)

(Слайд№11)

Выводы: каждый начинает свое выступление со слов «однородными называются члены предложения, которые…» (признаки не повторять!)

4.Составить кластер. (работа у доски)

Признаки однородных членов:

1. Отвечают на один и тот же вопрос.

2. Являются одним и тем же членом предложения.

3. Относятся к одному и тому же слову.

4. Выражены одной и той же частью речи.

5. Произносятся с перечислительной интонацией.

6. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

(Слайд №12)

5.Практическая деятельность обучающихся.

Делимся на 2 варианта

1.Работа с интерактивной доской. Задание№3

2.Творческая работа по картине И. Левитана «Золотая осень».

(Работа в группах). (Слайд №13)

Учитель: Картина Исаака Левитана была написана осенью 1895 года. Левитан любил рисовать осенние пейзажи - у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника.

Задание: Мини-сочинение (5 предложений). В предложениях должны быть однородные члены. Сочинение читает самый активный из группы. Вторая группа оценивает и наоборот.

Работы детей оценивает учитель.

3.Физкультминутка.

(Слайд№14)

Потрудились - отдохнём!

Станем - глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

4.«РОМАШКА»: каждый возьмёт лепесток, на обороте которого будет схема предложения. Вы найдёте у себя предложение с этой схемой и прочитаете его. Только не забудьте об интонации.

(Слайд№15)

Записать схемы предложений на доске (заранее) под номерами. Ученик показывает под каким номером схема, над которой он работает.

5.Работа с текстом. Добавить в предложения однородные члены.

Хорошо осенью в лесу. Листья деревьев покрасила осень в … цвета. К зиме готовятся… А под деревьями ещё можно найти … .

(Слайд№16 - 17)

Дети оценивают себя и одноклассников.

6.Вывод:

Дети читают тексты и делают вывод о том, какой текст интереснее и почему. Какую роль играют в тексте однородные члены.

(Слайд №18)

Предложения с однородными членами используются для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, описание будет точным и красочным. Однородные члены показывают также одновременность или последовательность действий.

7. Подведение итогов урока.

Подытожим урок.

Учитель: Действительно, все однородные члены живут в добрососедских отношениях. Мы все: учитель, Арсений, Лиза, Таня - однородные подлежащие, стоим в одном предложении и … любим русский язык. (хором)

8. Рефлексия учебной деятельности.

- Поведем итог нашего урока. Давайте посмотрим на слайд № 10 и сделаем вывод: «А справились ли вы с поставленными в начале урока задачами?»

Рефлексия:

Теперь я знаю….

Теперь я могу…

Мне было интересно…

Мне было трудно… (Послушать ответы детей)

(Слайд №19)

Работу детей оценивает учитель.

9.Домашнее задание:

(Слайд №20)

Информация о домашнем задании (комментирование)

Чтение стихотворения (В. Заботин).

1.Напишите сочинение-миниатюру

«Я осенний лист», «Я осенний дождь». В сочинении должны быть предложения с однородными членами.

2. Составить синквейн на тему «Осень».

(Слайд №21)

10. Урок закончен. Всем спасибо за работу.


© 2010-2022