- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему Однородные члены предложеня (5 класс)
Урок на тему Однородные члены предложеня (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вахобова А.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка
ЦЕЛИ: научить видеть опознавательные признаки однородных членов предложения; формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; развитие критического мышления.
1.Вступление.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Откройте тетради, запишите число и оставьте 2 строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока. Пусть на уроке вам сопутствует успех!
Сегодня урок я хочу начать отрывком из стихотворения А.С.Пушкина.
(Слайд №1)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Учитель: Вам понравилось стихотворение? О чём в нём говорится? Многие писатели и поэты любили это время года. Любил осень и А.С.Пушкин. Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. Поэт признается, что осень - его любимая пора. А кто из вас любит осень?
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, чем осложнены предложения в этом тексте?
Ученик: Высказывают своё отношение к осени и говорят, что предложения осложнены однородными членами предложения. Найдите их.
(Если дети не справляются, учитель задаёт вопрос: что любит поэт? Дети называют).
(Слайд №2)
Учитель: У нас сегодня будут 2 темы на уроке. Какие? Кто догадался?
Ученик: Речь на уроке пойдёт об осени и однородных членах предложения.
Учитель: Правильно. Молодцы. Ребята, если мы будем работать с предложениями, в которых есть однородные члены, о чём мы должны помнить?
Ученик: О знаках препинания.
Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают тему урока.
(Слайд №3)
2. Целеполагание.
Учитель: Какие задачи вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)
- Что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь?
Ответы детей:
Что надо знать: Что надо уметь:
Признаки однородных членов. Находить в тексте
однородные члены.
Употреблять в своей речи.
Правильно расставлять
знаки препинания в предложениях
с однородными членами.
(Слайд №4)
- Все эти задачи подчинены одной цели.
3. Материал для наблюдений.
(Слайд №5 - №10)
Учитель: Кто помнит, когда мы ставим, а когда не ставим знаки препинания. Напишите схемы.
(Учащиеся выходят к доске по очереди и пишут схемы предложений. Если УКАЗАЛИ не все СХЕМЫ, то учитель помогает.)
(Слайд№11)
Выводы: каждый начинает свое выступление со слов «однородными называются члены предложения, которые…» (признаки не повторять!)
4.Составить кластер. (работа у доски)
Признаки однородных членов:
1. Отвечают на один и тот же вопрос.
2. Являются одним и тем же членом предложения.
3. Относятся к одному и тому же слову.
4. Выражены одной и той же частью речи.
5. Произносятся с перечислительной интонацией.
6. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
(Слайд №12)
5.Практическая деятельность обучающихся.
Делимся на 2 варианта
1.Работа с интерактивной доской. Задание№3
2.Творческая работа по картине И. Левитана «Золотая осень».
(Работа в группах). (Слайд №13)
Учитель: Картина Исаака Левитана была написана осенью 1895 года. Левитан любил рисовать осенние пейзажи - у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника.
Задание: Мини-сочинение (5 предложений). В предложениях должны быть однородные члены. Сочинение читает самый активный из группы. Вторая группа оценивает и наоборот.
Работы детей оценивает учитель.
3.Физкультминутка.
(Слайд№14)
Потрудились - отдохнём!
Станем - глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4.«РОМАШКА»: каждый возьмёт лепесток, на обороте которого будет схема предложения. Вы найдёте у себя предложение с этой схемой и прочитаете его. Только не забудьте об интонации.
(Слайд№15)
Записать схемы предложений на доске (заранее) под номерами. Ученик показывает под каким номером схема, над которой он работает.
5.Работа с текстом. Добавить в предложения однородные члены.
Хорошо осенью в лесу. Листья деревьев покрасила осень в … цвета. К зиме готовятся… А под деревьями ещё можно найти … .
(Слайд№16 - 17)
Дети оценивают себя и одноклассников.
6.Вывод:
Дети читают тексты и делают вывод о том, какой текст интереснее и почему. Какую роль играют в тексте однородные члены.
(Слайд №18)
Предложения с однородными членами используются для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, описание будет точным и красочным. Однородные члены показывают также одновременность или последовательность действий.
7. Подведение итогов урока.
Подытожим урок.
Учитель: Действительно, все однородные члены живут в добрососедских отношениях. Мы все: учитель, Арсений, Лиза, Таня - однородные подлежащие, стоим в одном предложении и … любим русский язык. (хором)
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Поведем итог нашего урока. Давайте посмотрим на слайд № 10 и сделаем вывод: «А справились ли вы с поставленными в начале урока задачами?»
Рефлексия:
Теперь я знаю….
Теперь я могу…
Мне было интересно…
Мне было трудно… (Послушать ответы детей)
(Слайд №19)
Работу детей оценивает учитель.
9.Домашнее задание:
(Слайд №20)
Информация о домашнем задании (комментирование)
Чтение стихотворения (В. Заботин).
1.Напишите сочинение-миниатюру
«Я осенний лист», «Я осенний дождь». В сочинении должны быть предложения с однородными членами.
2. Составить синквейн на тему «Осень».
(Слайд №21)
10. Урок закончен. Всем спасибо за работу.